ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ БЕЗ ГРАНИЦ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются перспективные направления и проблемы развития электронного обучения, а также его роль в расширении международного рынка образовательных услуг. Одна из целей статьи - проанализировать, каким образом должна меняться система образования, в частности России и стран Евросоюза, чтобы каждый человек мог стать самостоятельным менеджером своего обучения и профессиональной деятельности.

Полный текст

В ряду факторов, определяющих развитие системы высшего образования в мире и приоритеты международного рынка образовательных услуг, ключевое место занимают процессы глобализации, либерализации, интернационализации. Транснациональное высшее образование и его роль в управлении процессами глобализации. Транснациональное образование пересекает границы национальных образовательных систем, функционирует параллельно системе высшего образования другой страны, активно применяя в этих целях достижения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Г. Драйден и Дж. Вос (2. С. 19) считают, что мы являемся свидетелями и участниками новейшей в истории революции, суть которой заключается в рождении всемирной сети обучения. Революция в обучении связана с рядом противоречий. С одной стороны, революция средств коммуникации меняет образ жизни, мышления, общения, методы достижения благосостояния людей; с другой, как известно, не более одного человека из пяти, даже в развитых странах, знают, как воспользоваться лавинообразным потоком информации. С одной стороны, более 533 млн человек пользуются сейчас мгновенным доступом в Internet и, по прогнозам, к 2010 году число пользователей Internet увеличится до 2 млрд (www.Etforecasts.com, 2007); при этом передовая поисковая система Google способна просмотреть за полсекунды 3 млрд вебстраниц в поисках информации, дающей ответ на конкретные вопросы учащихся, т.е. отвечает ежесекундно на 1800 запросов, ежедневно - на 150 млн, ежегодно - на 64 млрд на 72 языках; с другой стороны, 3 млрд людей никогда не зво- 65 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2008, № 4 нили по телефону. С одной стороны, в мире каждый год тратится в среднем 781 млрд долл. на оборону, с другой - только 80 млрд долл. идут на нужды бесплатного образования, а 59 млн учителей ежедневно работают лишь с несколькими десятками обучающихся, не реализуя в нужной мере свой педагогический потенциал. Низкая эффективность обучения проявляется в том, что, несмотря на заявленный личностно-ориентированный, индивидуальный подход к обучению, система образования не может все еще эффективно распознать стили обучения, чтобы обратиться непосредственно к каждому учащемуся, не способна преодолеть межкультурные и межэтнические барьеры, отказаться от лекционной системы, перейти к интерактивным методам обучения, учитывая нужды и перспективы будущей практической деятельности обучающихся. Парадоксальность современной ситуации в образовании заключается также в том, что впервые за всю историю человечества учащиеся знают о новейших технологиях больше, чем основная масса взрослых, педагогов, и умеют применять эти знания в учебных целях. Сегодня требуется обеспечить такую систему образования, в которой каждый желающий сможет стать самостоятельным менеджером своего будущего. Однако образование до сих пор напоминает устаревшие промышленные методы производства: стандартная конвеерная программа обучения, разделенная по предметам, передаваемая блоками, разбитая на классы, этапы, уровни и контролируемая с помощью стандартизированных тестов. Традиционная система образования трудно справляется с новыми реалиями. Рынок же международных образовательных услуг, безусловно, предъявляет ей новые требования. Эти требования связаны прежде всего с отказом от поточной системы, где все идут в ногу; с развитием самонаправляемого обучения, основанного а) на современных принципах когнитивной науки и б) на естественном стремлении к обучению. Изменения в обучении в международном масштабе зависят от изменяющегося характера профессиональной деятельности человека. Интересны данные, которые приводятся в книге «Эпоха абсурда» ее автором, британским педагогом, журналистом, бизнес-консультантом Чарльзом Хенди (1989), Ч. Хенди отмечает, что человек работает в среднем чуть больше 100 000 часов за жизнь, т.е. 47 часов в неделю, начиная свою трудовую деятельность в 18 лет (если считать, что средняя продолжительность жизни составляет не менее 70 лет, т.е. 600 000 часов, при этом на сон тратится около 200 000 часов). По его прогнозам, в скором будущем - благодаря информационно-коммуникационным технологиям - работа за деньги будет отнимать 50 000 часов. Таким образом, более 350 000 часов человек сможет посвятить удобным и необходимым для него занятиям, потратив их на образование, отдых, путешествия, хобби и т.д. На постоянной работе в течение полного рабочего дня в компаниях привычного для нас стиля будет задействовано меньшинство работоспособного населения: это будут высококвалифицированные люди, начинающие свою карьеру не раньше 25-летнего возраста - после получения высшего образования и окончания аспирантуры; они возьмут на себя важнейшую управленческую часть работы. Остальные распределятся по трем различным категориям. 66 Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ Первая категория будет включать в себя проектные группы: людей, объединяющихся для работы над отдельными проектами, часто на непродолжительное время. Во второй категории будут частично занятые или сезонные работники: те, кто работают два-три дня в неделю в супермаркетах, или в выходные дни, или летом, например, в туристическом бизнесе. Это будет один из вариантов работы для неквалифицированных или малоквалифицированных работников. Тех, кто занимают эти рабочие места, уже сейчас относятся к «новым беднякам»: низкооплачиваемые кассиры, работники, занятые часть рабочего дня в сфере быстрого питания в «часы пик», и другие. В третью категорию войдут те, кто работает индивидуально или занят в семейном бизнесе, часто просто делая то, что нравится. Новая всемирная информационная сеть, по сути, позволит опытным людям, в какой бы стране они ни жили, продавать выпускаемую ими продукцию или услуги кому угодно, а также использовать базы данных при поиске клиентов или услуг. Семьи смогут использовать такие возможности, чтобы обмениваться чем угодно: от домов на время отпуска до идей. Появится возможность выбирать квалифицированных преподавателей, не выходя из дома. Качественное практико-ориентированное образование становится ключевой проблемой, важной для формирования альтернативного будущего. Уже сейчас две трети новых рабочих мест в США относятся к высокопрофессиональным областям и управленческой сфере. В Германии к 2010 г. только 10% рабочих мест будут доступны для неквалифицированных рабочих - по сравнению с 35% в 1976 г. Приведенные данные находят подтверждение в известной книге Дж. Рифкин «Конец работы»: «Наступил век информации <…>, где почти не будет работы в привычном понимании этого слова. В сельском хозяйстве, производстве и сфере услуг машины быстро замещают человеческий труд и обещают нам экономику почти исключительно автоматического производства уже в середине ХХI в. Повсеместная замена рабочих машинами заставит человечество переосмыслить роль людей в общественных процессах». Дон Тэпскотт в исследовании «Blutprint to the Digital Economy» (1998) отмечает, что ИКТ, положившие начало новой цифровой экономике, могут создать двухъярусное общество, различия в котором будут существовать между теми, кто владеет информацией, и теми, кто ею не владеет: иными словами, между теми, кто может общаться с миром, и теми, кто не может. Д. Тэпскотт предостерегает от «информационного апартеида», при котором люди, не владеющие информацией, лишаются знаний и благополучного будущего. Содержательно-функциональная характеристика электронного обучения. Внедрение электронного обучения требует не только интеграции педагогических или технологических подходов в стратегию вузов, но и предоставления услуг, способствующих этой интеграции. В европейских университетах формируется концепция коллектива, где знания, вклад и успехи одного становятся доступными для всех. Если подобная концепция материализуется, можно представить себе оживленную сеть университетов по всей Европе, которая постоянно будет 67 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2008, № 4 пополняться новостями о том, где можно получить профессиональную помощь. В этой связи необходимым представляется рассмотрение типов, видов электронного обучения. Термин электронное обучение нами понимается двояко: а) как обучение при помощи информационно-телекоммуникационных технологий; б) как использование новых мультимедийных технологий и Интернета для улучшения качества обучения путем обеспечения доступа к ресурсам и услугам, к удаленному обмену данными и сотрудничеству. В зависимости от цели, мотива, условий электронное обучение базируется на различных инструментах и технология и может использоваться как: · самообучение; · управляемое обучение; · обучение, направляемое инструктором; · встроенное обучение; · теленаставничество и дистанционная подготовка. Цель электронного самообучения, управляемого учащимся, заключается в передаче высокоэффективных знаний независимым учащимся (тем, кто желает получить образование на своих собственных условиях). Такой вид иногда называется автономным или самоуправляемым обучением. Содержание курса может включать мультимедийные презентации, web-страницы, другую интерактивную обучающую информацию. При этом все инструкции по самообучению даются в материалах курса, так как самообучающийся лишен возможности прояснить сложные моменты у инструктора, попросить о «помощи». Вместе с тем самообучение ограничивает возможности взаимодействия, обмена идеями и т.д. Управляемые курсы электронного обучения, так же как и курсы самообучения, основываются на web-содержимом, используются средства совместной работы, присущие курсам, поддерживаемым инструктором. Они ориентированы на учащихся, которые имеют возможность соблюдать строгое расписание занятий, желают обучаться, взаимодействуя, дискутируя с другими учащимися, общаться с ведущим (facilitator). Задания при таком типе электронного обучения «вывешиваются» в дискуссионном форуме, где обучающийся может разместить и выполненную домашнюю работу. В этой системе ведущий, в отличие от инструктора, не руководит образовательными событиями напрямую и не пытается управлять учащимися. Вместе с тем он «всегда под рукой»: отвечает на вопросы учащихся, помогает решать проблемы, может оценивать выполненное задание. Еще одним типом электронных курсов является электронное обучение, управляемое инструктором. В этом случае активно используются web-технологии для управления традиционными занятиями - но для удаленных учащихся, разнообразные технологии работы в режиме реального времени, такие как проведение видеои аудиоконференций, чаты, опросы, белые доски. Инструктор обычно демонстрирует слайды и руководит показом дополнительного материала (эти презентации пересылаются с помощью поточного медиа, сопровождаются голосом инструктора, возможно, и его видеоизображением). Учащиеся могут использовать видеоплеер для просмотра презентации, задавать вопросы, печатая их в окне чата или посылая по электронной почте. 68 Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ Встроенные (внедренные) курсы - еще один тип электронного обучения, предоставляющий подготовку по требованию: они обычно внедряются в компьютерные программы, файлы справочной системы, web-страницы или сетевые приложения. Вложенные программы электронного обучения могут располагаться в web-е либо на компьютере учащегося. Обучение по курсу пользователь начинает, как правило, с общей проблемы, затем методично перемещается к определенному «симптому». После подтверждения того, что выбранный «симптом» на самом деле указывает на источник проблемы, пользователь решает: перейти ли сразу к распознаванию проблемы или обратиться сначала к учебному пособию, объясняющему ее суть. Теленаставничество и дистанционная подготовка как тип электронного обучения используют видеоконференции, мгновенный обмен сообщениями, интернет-телефон и другие инструменты совместной работы, помогающие менторам руководить обучением своих «подопечных». Отношения наставничества имеют тенденцию быть долговременными и фокусироваться на карьерном развитии. Дистанционная подготовка имеет более кратковременные, определяемые проектом цели, вместе с тем контакт между обучающимся и дающим советы обычно ограничен определенной темой, решением конкретной проблемы, выполнением конкретного проекта. Средства, инструменты электронного обучения - в зависимости от характера организации диалога между участниками учебного процесса - могут быть синхронными и асинхронными. Синхронные взаимодействия осуществляются в режиме реального времени, т.е. все участники процесса находятся в сети в одно и то же время. Медиакомпоненты синхронного взаимодействия включают совместное использование чатов, приложений, белых досок, аудиои видеоконференций. Асинхронные взаимодействия не требуют одновременного присутствия участников обучения в сети. Асинхронные медиакомпоненты включают электронную почту и онлайновые дискуссионные форумы. Инструменты совместной работы, такие как онлайновый дискуссионный форум - своеобразная доска объявлений, новостей, способ обмена идеями; белая доска - средство, позволяющее обмениваться графическими образами, инструмент совместной работы, имитирующий деятельность инструктора, когда он рисует учебную информацию на доске, привлекая к этому процессу учащихся; чаты - средство, дающее возможность мгновенного обмена сообщениями, web-туры и путешествия - средство и способ учебного «путешествия» вслед за ведущим по Интернету; односторонние (обучающий показывает слайды, которые воспринимаются в сопровождении поясняющей информации учащимися) и двусторонние презентации (последние позволяют учащимся задавать вопросы по ходу презентации, делать комментарии, иным образом участвовать в происходящем и т.д.) делают возможным свободное взаимодействие удаленных учащихся для решения общих учебных задач. Тенденции в формировании субъектных отношений в электронном образовании. «Вещественная цивилизация» уходит в прошлое, свободное информационное пространство сокрушает структуры, базирующиеся на закрытой информации, знания становятся общедоступными. Как следствие, очевидны следующие 69 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2008, № 4 тенденции: актуализируются 1) самообразование как умение отбирать, сортировать, использовать нужную информацию; 2) развитие творческого потенциала общества как путь и способ использования этой информации. Процитируем в этой связи рассуждения российского академика А.И. Субетто, который экономически осмысливает позиции образования в современном мире [3. С. 14]. Он обосновывает сосуществование двух классов мировых экономик: «горячих» - интеллектоемких, наукоемких и «холодных» - с традиционными технологиями и низкоквалифицированными кадрами. В первых основной функцией управления становится творчество. Это немаловажно для успешного развития электронного образования. В электронном обучении требуется учесть, что взрослые учатся не так, как дети: их профессиональная жизнь насыщена событиями, обширна сфера социального взаимодействия; они уже многое знают, стремление же к большему познанию проявляется в интересе к непрерывному образованию с использованием ИКТ. Будущих учащихся, использующих возможности электронного образования, уже сейчас можно разделить на несколько групп: удаленные, мобильные, независимые учащиеся. Для удаленных пользователей требуется проектировать специальные курсы, работающие с учащимися всех возрастов - не только с двадцатилетними студентами университетов. Эти курсы должны работать и для тех, у кого недостаточно хорошее зрение, слух, нарушено управление моторикой. Глобализация образования ставит на повестку дня проблему не просто создания предназначенных для удаленных пользователей учебных материалов, но и их локализацию: к примеру, необходимо будет создавать образовательные события, которые работают в 24 часовых зонах и понятны представителям разных культур. Мобильные каналы, сети и средства хранения повышенной плотности сделают реальным обучение везде: в кабинете, поездке, во время занятий спортом, в ходе выполнения домашних дел и т.д. Нельзя не заметить, что мобильное обучение будет предъявлять свои требования к авторам-разработчикам электронного образовательного содержания. Такому виду обучения придется, возможно, конкурировать с другими привлекательными для учащихся способами времяпрепровождения, он должен быть эффективен во всякой отвлекающей обстановке. Модули обучения, проектируемые для мобильных учащихся, должны быть короткими, концентрированными, привлекательными, в оптимально быстром режиме излагать основные положения и также быстро закрывать дискуссии: прерываемость - один из новых критериев электронного педагогического проектирования. Еще одно из преимуществ электронного образования заключается в его независимости, появлении независимых учащихся, т.е. тех, кто желает получать образование, но на своих собственных условиях. Требования независимого обучения имеют отличия от традиций «серийного» образования: электронное образование должно научить пользователей тому, чего они хотят, и тем способом, который им нравится. Безусловно, в таком случае возникнут проблемы разработки надежных учебных материалов в виде образовательных событий, в которых смогут принять участие независимые учащиеся; актуализируются проблемы независимого сертифицирования материалов независимого обучения. Электронное 70 Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ обучение будет все более применяться в сферах, которые традиционно «сопротивлялись» использованию ИКТ: домашние, досуговые занятия и т.д. Со временем аудиторное обучение может стать привилегией, а сетевое - базой, основой. Разработчики новой философии - философии электронного образования и его перспектив, статуса, в том числе экономических преимуществ, полагают, что человечество движется к экономике объектного обучения, в рамках которой люди проектируют, разрабатывают, объединяют, используют содержимое электронного обучения. Объектная экономика сможет определить новые профессии на рынке образовательных услуг: к примеру, объектного архитектора, в задачу которого будет входить проектирование образовательных компонентов, строителя объектов, который будет работать с мультимедийными средствами для создания объектов обучения, соответствующих стандартам; сборщика объектов, собирающего вместе «родственные» объекты для формирования полноценного учебного курса; предметного эксперта; имитатора, который окружает обучающегося визуальными объектами, звуками и ощущениями реальной среды. Достижения в области виртуальной реальности могут иметь широкое применение в различных практико-ориентированных областях, например при обучении действиям в чрезвычайных ситуациях медиков - хирургов, медсестер и др., пилотов, милицейских служащих и т.д. Имитации также ценны при обучении общению, управлению, другим межличностным навыкам.
×

Об авторах

М Г Балыхин

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Бернус А. Контуры педагогического образования для ХХI в. / Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2008. - № 2(30). - С. 281-301.
  2. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении / Пер. с англ. - М., 2003.
  3. Субетто А.И. Социогенетика: новая парадигма общественного развития // Современная высшая школа. - 1991. - № 2. - С. 11-16.
  4. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. - М., 2005

© Балыхин М.Г., 2008

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах