ПРИНЦИПЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ И КИТАЯ
- Авторы: Амосова ОК1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 14, № 3 (2017)
- Страницы: 517-520
- Раздел: Тезисы
- URL: https://journals.rudn.ru/polylinguality/article/view/17072
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8011-2017-14-3-517-520
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье дается краткий обзор основных направлений культурного взаимодействия между Россией и Китаем. Один из наиболее значимых аспектов - сотрудничество государств в области образования, актуальное, в частности, для Российского университета дружбы народов, в стенах которого реализуются программы межкультурной коммуникации обеих стран.
Ключевые слова
Полный текст
Важным аспектом отношений РФ и КНР является взаимодействие в культурно-гуманитарной области. На сегодняшний день этот процесс охватывает различные аспекты взаимоотношений, поэтому в широком смысле определяется как «культурное взаимодействие». Государствами было выработано несколько основных направлений гуманитарного сотрудничества на уровне правительств. Основным институциональным компонентом в механи зме подготовки и реализации встреч глав правительств России и КНР, проводимых каждый год, является комиссия по гуманитарному сотрудничеству между Россией и Китаем [1]. По замечаниям ряда ученых, гуманитарное сотрудничество двух государств постепенно налаживается в области укрепления культурных контактов. Культурные взаимоотношения России и Китая подразделяются на два периода: первый период - 1992-1999 гг.: первое межправительственное соглашение о сотрудничестве в гуманитарной области и образование Межправительственной комиссии по культурному взаимодействию; второй период - с начала 2000-х гг. по настоящее время [1]. В 2005 году гуманитарные отношения РФ и КНР приобретают комплексный и системный характер. Так, начиная с 2005 г. первые лица обоих государств начали согласовывать уникальную в практике межгосударственных отношений программу, на правленную на взаимное приобщение граждан обеих стран к искусству, культуре, экономике, политике и особенностям социальной сферы. Речь идет о Годе России в Китае и о Годе КНР в России в период с 2006 по 2007 гг. Для реализации программы был сформирован двусторонний оргкомитет. В этот период было проведено свыше 250 мероприятий, имеющих культурномассовый характер: выставок, концертов, представлений, специальных кинопоказов, конкурсов, научных форумов и научно-практических конференций [1]. Такой опыт культурного сотрудничества был вскоре взят на вооружение другими государствами (Год России в Болгарии, Год России во Франции и т.д.). Китай также использовал накопленный опыт при проведении Года Китая в Индии и в других государствах. Во время культурного сотрудничества реализуются проекты для изучения русского языка в Китае и китайского языка в России в школах и университетах, а также в пяти функционирующих Центрах русского языка в КНР, которые расположены в крупнейших высших учебных заведениях. В России китайский язык изучают в семнадцати Институтах Конфуция, функционирующих при финансовой и методической поддержке Китая [1; 2]. По данным Министерства образования РФ, в 2014 г. в России обучалось 23 тысячи студентов из Китая, а в КНР по образовательному обмену насчитывалось 15 тысяч российских студентов. Российские вузы предлаг ают в основном включенные академические программы обучения по английскому, испанскому, немецкому и французскому языкам. Китайские же высшие учебные заведения и колледжи (больше 100 учреждений) предоставляют программу обучения по отдельно выделенной специальности «Русский язык». По ней на сегодняшний момент обучается больше 14 тысяч студентов. В Российской Федерации китайский язык не выделяется в вузах как отдельная специальность. Активное взаимодействие и стратегическое партнерство России и Китая приведет к росту числа вузов, где будет преподаваться китайский язык. В сфере сотрудничества государств в образовании главное направление работы - обмен студентами и преподавателями, двусторонние исследовательские работы. Для того чтобы привлекать студентов из Китая для получения образования в России, Россия совместно с представителями КНР начиная с 2001 г., регулярно организует презентации и выставки образования в китайских вузах. Москва и Санкт-Петербург с 2002 г. проводят такие же выставки высших учебных заведений КНР. В марте 2011 г. стороны создали Ассоциацию технических университетов РФ и КНР - важную платформу сотрудничества, образованную с поддержкой Харбинского технологического университета. Ассоциация способствует образованию новой формы международной экономики, используя российско-китайский обмен кадрами и стимулирование взаимного развития обеих стран. Участники Ассоциации участвуют в развитии организации, улучшают механизм ее функционирования, пополняют научные кадры двух государств и повышают планку исследовательских работ, прилагают все силы для взаимного технического развития и экономического благосостояния. Цель, которой руководствуется Ассоциация технических университетов РФ и КНР, - координация работы престижных российско-китайских технических высших учебных заведений, воспитание высококвалифицированных кадров и научнотехническое сотрудничество, помощь в совместном развитии новейшей экономики двух государств. «Ассоциация технических университетов РФ и КНР» стала новым механизмом взаимодействия двух государств в сфере высшего образования, направленного на развитие образовательной и культурной областей. Участники организации на базе ассоциации осуществляют обмен опытом в среде высшего технического образования, обсуждают новые проблемы и пути их решения. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Сотрудничество между Россией и Китаем осуществляется по нескольким направлениям: политика, экономика, культура. В последние годы усиливается политическое и военное направления партнерства. Подобная динамика взаимоотношений является реакцией на ухудшение отношений России со странами Запада, а также итогом новой внешнеполитической доктрины КНР, смысл которой - постепенное ослабление влияния США в Азии. В настоящее время в рамках культурного сотрудничества складываются благоприятные условия, способствующие усилению двусторонних отношений. В культурной сфере преобладает несколько направлений: культурный обмен, развитие сотрудничества между образовательными учреждениями и туризм. В данном вопросе стороны достигли существенных успехов, особенно в деле продвижения изучения русского языка в КНР и китайского языка в РФ. Увеличивается количество туристов из обеих стран, развиваются студенческие обмены. Однако одной из причин, препятствующих дальнейшему расширению культурного сотрудничества, является нехватка кадров со знанием китайского и русского языков. С учетом усиления интереса к изучению языков данная проблема может быть поэтапно решена в обозримом будущем.
Об авторах
О К Амосова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: olgakonstantinovna@bk.ru
Амосова Ольга Константиновна - магистрант факультета гуманитарных и соцальных наук РУДН.
ул. Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Новый сегмент мировой финансовой архитектуры: финансовые институты стратегического сотрудничества БРИКС // Финансы и кредит. 2013. № 12 (540).
- Ряcнов И.A. Культурное cотрудничеcтво Роccии и Китaя в XXI веке // Влacть. 2013. № 9.