Том 25, № 2 (2023): Политическая наука в поисках новых подходов
- Год: 2023
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1662
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-2
Весь выпуск
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
Политическая наука в поисках новых подходов: представляю номер
Аннотация
Редакция представляет номер, посвященный анализу проблемы исчерпания традиционного эвристического потенциала политического знания, включая понятия, теоретико-методологические подходы, идейные акценты. Политическая турбулентность стала катализатором изменения предметного поля политической науки и ее эпистемологических установок. Изменение традиционных теоретических рамок ставит вопрос о правомерности традиционных политических практик, легитимности институтов, целей и субъектов политического процесса. Отталкиваясь от идей И. Валлерстайна, мы предпринимаем попытки демонстрации теоретических возможностей и ограничений политической рефлексии о драматически изменяющейся политической реальности.
В ПОИСКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАМОК ПОЛИТИЧЕСКОГО
После постмодерна: вопросы для дискуссии на фоне глобальных трансформаций
Аннотация
Перерастание локального по масштабам военно-политического кризиса в Западной Евразии в фокус глобальных геополитических трансформаций и цивилизационного противостояния поставило на повестку дня проблему утраты универсальности моделей развития как в социально-политической, так и в социально-экономической сферах на глобальном уровне. Возникает перспектива конкуренции различных моделей развития и их региональной локализации на базе региональных социально-экономических особенностей. То, что глобально значимые процессы стали результатом сочетания объективных и субъективных факторов, а иногда и действий отдельных политических лидеров, говорит о том, что мы находимся внутри переходного исторического периода, когда возникают «точки бифуркации» в политических процессах, приводящие к расхождению моделей социально-экономического развития. Острота нынешней ситуации проявляется и в том, что релевантность утратили ранее считавшиеся абсолютно универсальными не только политические и социальные модели и парадигмы (например, принцип представительной демократии), но и социально-экономические, в частности принципы глобальной геоэкономической взаимозависимости, служившие основой глобализации. Система глобальных политических и экономических отношений, некогда почти полностью универсалистская, утрачивает синергичность и целостность, формируя локализованные форматы дальнейшего развития, в которых политическая и социокультурная консолидация опережает трансформацию экономического базиса и свойственных ему социально-экономических отношений. В исследовании ставится вопрос о наличии двух принципиально различных парадигм развития, взаимосвязи между ними и ключевых различиях этих моделей.
Политическая теология контингентности: читая материалистов с Карлом Шмиттом
Аннотация
Политическая теология является одной из самых проблемных областей современной политической теории. Столкновение позиций между сторонниками отдельных интерпретаций данной дисциплины, с одной стороны, является серьезной проблемой, однако в этом же смысле отсутствие жестких определений открывает возможность для самых необычных форм взаимодействия политики и религии, даже в том случае, когда религия выступает исключительно как аналогия какой-либо другой мировоззренческой позиции. В своем исследовании автор опирается на сравнительно-исторический анализ различных определений политической теологии; для общей характеристики возможного соединения принципов политической теологии и материализма используется метод философской деконструкции. В исследовании применен сравнительно-исторический анализ различных определений политической теологии; для общей характеристики возможного соединения принципов политической теологии и материализма используется метод философской деконструкции. Рассматриваются возможности концептуального соединения принципов политической теологии с материалистической философией, основание которых в обоих случаях становится понятие исключительного случая, которое на мировоззренческом уровне способно приобретать характеристика Бога как политического учредителя и законодателя.
Новые дилеммы теории «справедливой войны»
Аннотация
Обращаясь к классическим постулатам теории справедливой войны, автор рассматривает также ее современные прочтения. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что некоторые политологи модернизировали эту теорию. Так, вследствие появления новых акторов на международной арене, в теории справедливой войны появился неклассический вариант, позволяющий включать негосударственных акторов в сферу анализа (что привело к отмене отдельных принципов теории: принципа легитимности власти, принципа крайнего средства, а также к возможности имплементации превентивных действий), а также возникли принципы jus post bellum. Интересно, что, с точки зрения отдельных исследователей, вопрос теории справедливой войны неразрывно связан с вопросом глобального лидерства США. В ходе истории изменились участники и мотивы ведения войн, изменяются и критерии их «справедливости» (например, теория пунитивной войны). Детально анализируя постулаты теории «справедливой войны», автор обращается к историческим событиям: «арабской весне», противостоянию США и СССР, современным информационным войнам. Автор приходит к выводу, что использование теории «справедливой войны» для анализа событий современности остается по-прежнему актуальным, однако требует внесения новых постулатов в нормативы теории, в частности дополнения принципов jus ad bellum и jus post bellum.
«Закон политики - создавая новое, следует опираться на достигнутое, не ломать старого»: к 100-летию А.М. Ковалева
Аннотация
Анализируется вклад в науку и образование А.М. Ковалева, стоявшего у истоков политологии с момента ее институционализации в России. Определяются контуры общей политико-философской концепции общественного развития, реконструируются его оригинальные подходы к трактовке категорий «власть» и «политика», законов политики и политической деятельности, ряда основных концептов политической науки. Выделяется роль А.М. Ковалева в обосновании значения политологии, ее структуры и места в системе социально-гуманитарных наук. Отмечается его настойчивое стремление утвердить основания политики со способом производства общественной жизни и тем самым полнее выделить мировоззренческие и методологические аспекты политологического знания, связать философию и теорию политической науки с многообразием ее инструментальных измерений. Раскрывается трактовка А.М. Ковалевым проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности общесистемных и индивидуальных потребностей и интересов в общественной жизни, закономерного и стихийного в политическом процессе, значения нравственного начала в политике. Ставится вопрос о разработке им проблемы соотношения природного и социального, диалектики цивилизационного и формационного в общественном развитии, о соотношении инноваций и традиций в политической жизни, о научной ответственности ученого-политолога. Особое внимание уделяется качествам А.М. Ковалева как организатора науки, педагога и наставника, воспитавшего многие десятки и даже сотни политологов, уверенно занявших свое место в становлении и развитии политической науки в стране. Подчеркивается, что научные заслуги А.М. Ковалева неотделимы от его высоконравственной гражданской позиции, ответственности за судьбы Родины.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ И СТРАТЕГИИ
«Свой среди чужих»: GR-менеджмент как политическое управление в арсенале «неполитических» агентов
Аннотация
Рассматриваемая тема до сих пор находится в орбите отечественной дискуссии политологов и специалистов по Government Relations (GR). И среди них пока нет согласия относительно предметного поля изучаемой дисциплины. Мнения расходятся, относя GR к прикладной политологии, социологии коммуникаций или же к корпоративному менеджменту. В исследовании дан анализ проблем определения предмета GR-менеджмента как прикладной политологической дисциплины, а также ее категориального аппарата. Особенность GR как вида политического менеджмента состоит в том, что блок целеполагания деятельности GR-менеджеров и корпоративных лоббистов находится во «внутренней» и «неполитической» среде (экономической, социальной и др.), которая может быть связана с поддержанием конкурентоспособности фирмы и получением ею экономической прибыли. А вот средства достижения данных целей расположены уже во внешней социально-политической среде, в которой формируется поле для политического поведения заинтересованных акторов. И здесь мы сталкиваемся с феноменом инверсии представляемых в публичной политике партикулярных интересов, когда для их продвижения необходимо конвертировать цели экономической стратегии в адекватные частные вопросы при построении общей государственной повестки и в конкретные задачи стратегии и тактики уже отдельной GR-кампании.
Стратегия как политическое явление и понятие
Аннотация
В современной науке сущность и содержание понятия стратегии (политической стратегии) раскрыты недостаточно, при том что само понятие и производные от него активно циркулируют в теоретическом и политическом дискурсе. Наряду со стратегией широко используются и такие схожие по смыслу понятия, как концепция, доктрина, стратегия, основы государственной политики. Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость установления терминологической ясности в отношении понимания стратегии. В исследовании раскрывается генезис стратегии как практической управленческой деятельности и как науки, показана ее связь с военной сферой социальной действительности. В течение длительного времени развитие стратегии как науки шло в связи с военным делом. Политический компонент в стратегии появился в XIX в., постепенно расширяясь. В интересах обособления политической стратегии от военной, придания ей самостоятельного научного статуса в разное время и разными авторами предпринимались попытки разработки концепций высшей стратегии, большой стратегии, государственной стратегии. В понимании стратегии сложилось два подхода. Сторонники первого сосредоточены преимущественно на целеполагании, второго - на согласовании целеполагания со способами и ресурсами достижения цели. По мнению автора, стратегия в политике означает целенаправленную и долгосрочную программу действий, реализуемую для достижения спроектированного результата. Военная стратегия выступает не только как высший уровень военного искусства, но и как неотъемлемый компонент государственной стратегии. На рубеже 2010-х гг. были предприняты попытки концептуализации политической стратегии, которые не получили дальнейшего развития. Выработка полноценной концепции политической стратегии представляется эвристичной и перспективной в теоретическом и прикладном плане.
Интеграция мигрантов через призму конструктивистского подхода к этничности
Аннотация
Интеграция мигрантов переосмысливается через призму конструктивистских исследований этничности и, конкретнее, теоретического языка, разработанного автором и рядоположенного прочим современным конструктивистским языкам. Указывается, что этничность - это организация различий вокруг категорий, членство в которых преимущественно наследуется. Категории, согласно языку, организованы в форме категоризаций, классификаций и таксономий; категории связаны с атрибутами, к которым относятся стереотипы, индикаторы, нормы, характеристики связей с другими категориями, а также дискурсы. Вместе категории и атрибуты образуют конструкцию этничности, являющуюся типичным объектом анализа и описания в исследованиях этничности. Индивиды перманентно оценивают окружающие явления на предмет соответствия конструкции этничности и - в случае несоответствия - модифицируют свои представления, отчего конструкция этничности меняется. Интеграция мигрантов - это или изменение конструкции этничности, или ре-категоризация индивидов в пространстве дихотомии «мигрантский» - «местный» без изменения конструкции этничности. В ходе интеграции «мигрантские» категории могут быть ре-категоризированы как «местные»; «местные» категории могут изменить атрибуты, с ними связанные, и включить атрибуты, до того связанные с «мигрантскими» категориями; категории и атрибуты могут не меняться, при том что происходить будет ре-категоризация на индивидуальном уровне. Как именно будет происходить интеграция - зависит от разнообразия факторов, характеризующих конструкцию этничности и выходящих за ее рамки. Конструкция этничности в России - это вернакулярная таксономия, предполагающая наличие общей категории (россияне, русские как обобщающая категория и проч.), в которую включаются прочие категории, которые определяются как «местные». Большинству «мигрантских» категорий соответствуют идентичные по названию «местные» категории. Интеграция мигрантов в России, таким образом, принимает форму индивидуального перехода из разряда, например, «таджиков-мигрантов» в «местные таджики». Язык, созданный и изученный на предмет применимости к интеграции мигрантов, анализируется на предмет плюсов и минусов и определяются направления для дальнейшей работы.
Политическое администрирование VS политическая конкуренция в условиях неоавторитарного правления
Аннотация
Рассматривается замещение в условиях неоавторитарного правления в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки политической конкуренции политическим администрированием с целью сохранения власти правящих политических акторов и обеспечения несменяемости правящего режима. Администрирование всех ключевых арен политического поля реализуется с использованием специальных политических технологий и неформальных практик политической коррупции. На партийно-политической арене конструируется псевдомногопартийная система с доминированием партии власти. На арене массового информирования осуществляется «огосударствление» наиболее влиятельных СМИ. На кадровой арене посредством политического непотизма на ключевые политические и административные должности публичной власти расставляются адепты правящего режима. На избирательной арене институт выборов трансформируется в процедуру формирования органов публичной власти посредством манипулирования процессом голосования. На законодательной арене партия власти обеспечивает политическое администрирование законодательной и в целом парламентской деятельности. На судебной арене посредством административного регулирования кадров судебных органов судебная система встраивается в единую систему неоавторитарного правления для решения задач судебной защиты правящего режима от недовольства граждан и использования судов в политических целях. Для демонстрации видимости демократической легитимности всеми неоавторитарными режимами имитируется работа основных институтов демократии.
Проблема размежевания на левых и правых в современной России через призму социального конструктивизма
Аннотация
К началу 2010-х гг. в Российской Федерации сложились партийная система и электоральная культура, для которых идеология как таковая и идеологический спектр не обладают критически важным значением. Однако громкие политические процессы и события последних лет и скачок в развитии социальных медиа поспособствовали реактуализации идеологического спектра в сфере неконвенциональной политики, а также формированию ряда новых социальных движений. В связи с этим вновь актуальными становятся вопросы о размежеваниях на левых и правых и о смысловом наполнении самих этих понятий. Автор статьи предпринимает попытку определить, какие российские идеологические и социальные движения, политические партии и объединения иного типа сегодня можно отнести к левым, а какие - к правым и в чем сегодня состоят сущностные размежевания между разными сторонами лево-правого континуума. Для этого проведен дискурс-анализ публикаций ряда лидеров общественного мнения, прямо относящих себя к тому или иному лагерю, в социальных медиа. Для анализа также были использованы различные интервью и выступления этих лиц, а также программные документы некоторых партий и движений. С целью четкой идентификации различных персоналий и групп по признаку принадлежности к той или иной части идеологического спектра в ходе исследования автор опирался на методологию социального конструктивизма. Автор приходит к выводам о том, что устоявшаяся в отечественной политической науке концептуализация понятия «правые», относившая его преимущественно к либералам, к настоящему моменту во многом устарела, а также о наличии расколов внутри самих левого и правого движений по линии отношения к государству и этатизму - не менее острых и фундаментальных, чем непосредственное размежевание между этими движениями.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
«Культура отмены» в отношении России и способы борьбы с ней
Аннотация
«Культура отмены» зародилась в западном обществе и изначально трактовалась как социальное явление, однако со временем стала приобретать все большее политическое измерение. Ее основной платформой распространения стали социальные сети, где благодаря моментальному реагированию со стороны общества на информационный вброс «культура отмены» приобрела поистине глобальные масштабы и с 2022 г. впервые затронула целое государство. «Культура отмены» представляет собой инструмент управления социально-политическими явлениями, который можно использовать во внешнеполитических целях. Авторы предлагают вариант концептуализации и операционализации этого термина, ранее бытовавшего в общественно-публицистическом дискурсе, а также ставят перед собой задачу рассмотреть каналы распространения «культуры отмены» и предложить механизмы борьбы с ее негативными проявлениями в отношении России.
Российская цивилизация: цивилизационный подход в политической теории
Аннотация
Дискуссии о применимости цивилизационного подхода в политической науке коррелируют с методологическим и дискурсивным переосмыслением линейных философских и политических интерпретативных проектов. Поиск новых эпистемологических и онтологических оптик исследования политических конструкций современности во многом сфокусирован на ценностно-символических параметрах, лежащих в основе цивилизационного подхода. Цивилизационная парадигма является одной из концептуальных схем политической теории, позволяющей интерпретировать политические институты, процессы и мировую политику сквозь призму более устойчивых и глубинных факторов - ценностных систем и культуры. Становясь опознавательной основой политики и легитимирующим идейно-смысловым наполнением инструментальных стратегий, цивилизационный подход апеллирует к множественности и равноположенности путей исторического и политического становления. В политическом дискурсе соответствующими интенциями становятся сюжеты обеспечения полноты суверенитета, исторической памяти и фальсификации истории, единого ценностно-смыслового пространства, национального единства и многие другие. Точкой концентрации научного и идейно-политического поиска становится определение цивилизационного статуса России. По мнению авторов, наделение России цивилизационным статусом позволяет предлагать адекватные варианты объяснения ее социально-политической онтологии и феноменологии, устойчивых и преходящих параметров, инвариантных и инновационных характеристик. Акцент делается на метафизике российской государственности как определяемой цивилизационной спецификой.
Исследование аксиологических оснований российской государственности: перспективы использования метода политико-текстологического анализа
Аннотация
Исследование исторических и аксиологических основ российской государственности напрямую связано с проблемами национальной и гражданской идентичности и отвечает задаче обеспечения и защиты политического суверенитета и национальной независимости. На основании анализа большого корпуса сочинений отечественных мыслителей, писателей, поэтов, религиозных и государственных деятелей XIX в. было реконструировано содержание таких базисных ценностей, как «свобода», «правда» и «справедливость», которые сохраняли свое значение на протяжении всей истории России, однако содержательно трансформировались в общественном идейно-политическом дискурсе. Исследование источников проводилось на основе поисковой базы Национального корпуса русского языка (НКРЯ). В общей сложности была проведена работа с более чем 7500 документами, созданными в период 1801-1900 гг. Основными методами исследования помимо общенаучного методологического аппарата стали контент-анализ и политико-текстологический анализ. Понятие «свобода» было значимо на протяжение почти всей истории России, в XIX в. к разным ее аспектам обращались не только мыслители и общественные деятели самых разных идеологических направлений, но и публицисты, поэты и литераторы. Характерно, что правовое, рационалистическое понимание свободы почти у всех исследованных авторов этого периода сопрягалось с нравственным и даже религиозным содержанием. Понятие «правда», несмотря на то что в XIX в. употреблялось в своем сущностном значении гораздо реже, чем в предыдущие века, все равно сохраняет свое важное аксиологическое значение в отечественной интеллектуальной традиции и представляет собой сложный нравственно-социальный идейный комплекс. «Правда» как социально-политическое понятие совмещает в себе как ценности и смыслы православного праведного образа жизни каждого отдельного человека, так и принципы и цели истинного справедливого общественного и государственного устройства. Понятие «справедливость» наравне с правдой и свободой является краеугольным камнем российского представления об идеальном общественном и государственном устройстве. Спецификой отечественного идейно-политического дискурса является то, что понятие справедливости неразрывно связано как с личностью, так и с обществом и государством, получая нравственное обоснование необходимости следования этому принципу каждым, прежде всего, во имя общего и затем, как следствие, во имя собственного блага.
МОЛОДЕЖЬ В ПОЛИТИКЕ: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Политизация массового сознания российской молодежи в 2022 г.: возможности оценки на основе статистического анализа
Аннотация
Политизация массового сознания молодежи выявляется в данном исследовании по таким параметрам, как уровень интереса к политике, готовность к определенным действиям с целью защиты своих интересов, приоритетные источники политической информации, оценка правильности направления развития ситуации в стране, а также связь некоторых из этих характеристик с уровнем политического доверия. Эмпирической основой исследования являются результаты массового онлайн-опроса российской молодежи, проведенного в ноябре 2022 г. Методом проведения опроса стало онлайн-анкетирование. При обработке данных использованы традиционные методы статистического анализа: простая и комбинированная группировка данных, анализ стандартизованных остатков, корреляционный анализ, вычисление новых переменных, множественный регрессионный анализ, многомерное шкалирование. При помощи моделирования новой переменной удалось выявить высокие показатели интереса молодежи политике. Установлено, что уровень интереса молодежи к политике сопряжен с наличием и размером материальных и социальных ресурсов представителей этой группы. Проанализированы позитивные и негативные факторы, влияющие на уровень интереса молодежи к политике. Поскольку по результатам анализа уровни политического доверия и интереса к политике молодежи оказались не связаны, можно утверждать, что рациональный компонент в формировании политического доверия у молодежи достаточно слаб. Определена взаимосвязь между уровнем политического доверия молодежи и готовностью к совершению определенных потенциальных действий для защиты своих интересов. Выявлены два набора связанных потенциальных стратегий действий, к которым может прибегать молодежь для защиты своих интересов.
Эвристический потенциал применения индекса оценки региональных государственных программ в сфере молодежной политики
Аннотация
Целью работы является определение возможностей и ограничений применения индексов для оценки региональной молодежной политики в РФ. Представлен развернутый анализ отечественной и зарубежной научной литературы по актуальным методикам оценки государственной молодежной политики и по возможностям применения индексов в этой сфере. Проведен сравнительный анализ применения индексов для оценки молодежной политики в странах СНГ. Авторами предложен индекс оценки региональных государственных программ на основании соотношения данных по бюджетированию сферы молодежной политики в субъектах РФ и миграционных показателей данной возрастной группы. В результате эмпирического исследования выделены группы регионов РФ с различным уровнем финансирования исследуемой сферы и степенью достаточности бюджетного обеспечения для сохранения нейтрального сальдо миграции молодежи.