Том 27, № 3 (2023): «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» КАНТА И ВАРИАНТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ ФИЛОСОФАМИ

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» КАНТА И ВАРИАНТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ ФИЛОСОФАМИ

Кантианство: школы и направления

Соболева М.Е.

Аннотация

Предложена карта тех философских течений, которые сформировались под воздействием критической философии Канта. Подробно рассмотрены такие направления кантианства, как немецкий идеализм в лице Ф. Якоби, неокантианство, представленное Э. Кассирером и А. Рилем, онтологическая интерпретация теории Канта М. Хайдеггером и аналитическая традиция неокантианства, представленная Дж. Макдауэллом. На этих примерах можно продемонстрировать, какие подходы к пониманию Канта сложились в ходе истории. Например, четко можно выявить эпистемологический подход, рассматривающий теоретическую философию Канта как теорию познания и, прежде всего, как теорию опыта. Ей можно противопоставить различные метафизические подходы, которые развились на фоне идеалистического прочтения критики чистого разума. Практически в качестве исключения изредка возникают реалистические трактовки Кантовой теории опыта, стремящиеся преодолеть онтологический дуализм в отношении явления и вещи в себе, и которые представляются поэтому наиболее адекватными ее духу и букве. В рамках аналитического кантоведения возник целый спектр интерпретаций концепции опыта у Канта, для которых камнем преткновения стали, прежде всего, учение Канта о познавательных способностях - чувственности и рассудке, дедукции категорий и трансцендентальном единстве апперцепции. В первом случае основным является до сих пор вызывающий затруднения у исследователей вопрос о кооперации познавательных способностей в процессе формирования опыта; во втором - вопрос о роли додискурсивных и дискурсивных понятий в этом процессе; в третьем - вопрос о соотношении апперцепции, сознания и самосознания и их функциях в познании. Показано, что все эти вопросы еще ждут своего окончательного решения. Статья имеет характер введения к блоку, посвященному рецепции Критики чистого разума Канта в связи с приближающимся юбилеем философа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):499-512
pages 499-512 views

Фридрих Якоби: последователем Канта может быть только сумасшедший!

Чернов С.А.

Аннотация

Фридрих Якоби (1743-1819) известен преимущественно как представитель «философии чувства и веры» и как один из первых критиков Канта, обративший внимание на фундаментальное противоречие в его системе: без понятия «вещи в себе» (или «вещи самой по себе») невозможно войти в его «Критику чистого разума», но столь же невозможно с этим понятием в ней оставаться. Последовательное развитие системы трансцендентальной философии приводит к устранению ее собственной исходной, основополагающей предпосылки. В обнаружении этого противоречия и в указании на его значимость для оценки критической философии нередко усматривали едва ли не единственный вклад Якоби в мировую философию. В историко-философской литературе преобладает мнение о том, что в общем и целом Якоби, однако, Канта просто не понял и был в сравнении с ним всего лишь «сварливым прохвостом» (Генрих Гейне) и «низшей монадой» (Куно Фишер). Эта уничижительная оценка существенно упрощает и искажает как философию Якоби, так и действительное отношение Якоби к Канту, которое не было столь однозначным. Оно должно быть рассмотрено в гораздо более широком историческом и проблемном контексте. Кратко рассмотрена история длительных и непростых взаимоотношений «привилегированного еретика» и «серого кардинала» немецкой философской классики с создателем системы трансцендентальной философии. Намечены и проанализированы основные направления глубоко продуманной и имеющей весьма серьезные основания критики кантовской философии - ее противоречивости, идеализма, рассудочного интеллектуализма, субъективизма, «спекулятивного эгоизма» и т. д. - с позиций радикального реализма, здравого смысла, христианской веры, метафизического «чувства сверхчувственного», непосредственного знания важнейших для человека истин, абсолютных ценностей жизни, моральной интуиции, свободы и достоинства личности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):513-526
pages 513-526 views

Рождение «критики исторического разума»: В. Дильтей и И. Кант

Ануфриева К.В.

Аннотация

Программа «критики исторического разума» В. Дильтея сложилась в полемике с наследием И. Канта на базе трансцендентальной рефлексии данных описательной психологии. Она была ориентирована на постижение радикального отличия наук о духе от наук о природе. Отправляясь от критического переосмысления учения Канта в границах собственного варианта академической философии жизни, Дильтей заговорил о том, что направляющий познавательную активность субъекта разум характеризуется, прежде всего, не «чистотой» теоретичности, а своей вовлеченностью в «открытый» поток истории, которую он при посредстве языка наделяет значением и смыслом. Он взаимодействует с историческим опытом, который возникает при посредстве синтеза переживаемых субъектом во времени актуальных событий и образов памяти с реальными категориями и конструируемыми рассудком понятиями. Способность суждения о происходящем в истории, его оценка в гуманистической перспективе также мыслятся Дильтеем как неотрывные от работы исторического разума. Разум, вовлеченный в поток времени и жизни, не может быть носителем теоретической «чистоты» и выступает как изначально герменевтический по своей сути. Дильтей представил аналитику основных уровней герменевтической процедуры - переживания, выражения и понимания - нацеленных на описание многообразия духовно-культурных миров в синхронии и диахронии их существования. Отрицая возможность постижения значения и смысла истории путем конструирования субстанциальных схем, он утверждал важность нарративного постижения минувшего в свете настоящего. Проект «критики исторического разума» Дильтея опирался на мысль об «открытости» смысла минувшего, в силу его укорененности в самом способе человеческого существования во времени. Эта идея была воспринята и переосмыслена в горизонте фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и других современных мыслителей герменевтической ориентации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):527-540
pages 527-540 views

Кант и Марбургская школа

Семенов В.Е.

Аннотация

После завершения И. Кантом «коперниканского» поворота в метафизике вся последующая европейская философия в той или иной степени находилась под его влиянием. Цель исследования - рассмотреть рецепцию и трансформацию кантовской теоретической философии Марбургской школой неокантианства. Необходимо проанализировать причины интерпретации Г. Когеном и П. Наторпом критицизма Канта. Для этого следует рассмотреть (i) интерналистские и (ii) экстерналистские факторы становления Марбургской школы. Неокантианство, с одной стороны, возникло как ответ на материализм, натурализм и посткантианский немецкий идеализм. Кроме того, Марбургская школа испытала сильное влияние трансформации научной парадигмы в математическом естествознании в конце XIX века. Обоснование марбуржцами априорного учения Канта предполагало тематизацию прежде всего: a) чистоты мышления; b) систематического единства мышления и опыта; c) ориентации философии на «факт науки»; d) трансцендентального метода. В итоге Марбургская школа интерпретировала кантовскую концепцию единства сознания; отказалась от принципа синтетического (реального) единства сознания в пользу систематического (логического) единства; обосновала чистоту научного мышления; выдвинула требование ориентации философии на «факт науки»; разработала концепцию первоначала мышления (Ursprung); отказалась от идеи «данности» предмета познания и доказала его «заданность»; изменила понимание сущности и функций трансцендентального метода; выдвинула концепцию мышления как «порождения» («производства»); сформулировала новое понимание a priori . Изменения, произошедшие в XIX веке в философии, математическом естествознании и математических науках, привели к резкой активизации конструктивизма. Можно сделать вывод о том, что эпистемологической парадигмой Канта был реалистический конструктивизм . Парадигмой Марбургской школы стал чистый конструктивизм .

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):541-555
pages 541-555 views

От монизма к плюрализму: интерпретация Канта Кассирером

Качур И.

Аннотация

Кант разработал теорию познания для обоснования научного знания. Такие области культуры как эстетика и наука об организмах, не рассматриваются Кантом в контексте познания. Кассирер поставил перед собой задачу распространить кантовский метод познания на все формы культуры, в том числе донаучную и эстетическую. Цель данного исследования - показать, как Кассирер раскрыл возможность разных объективных форм, названных символическими, основываясь на кантовской теории познания, но трансформируя ее. Для этого Кассирер предпринял следующие шаги: модифицировал определения синтеза a priori (акта рассудка) и чистого созерцания (формы пространства и времени) - основных строительных блоков кантовского познания; указал на необходимое соотношение априорных понятий и созерцания; охарактеризовал априорный синтез и созерцание как включающие в себя и соединение и изначальное единство - противоречащие друг другу понятия. Это противоречие «двойная направленность» было определено как характерное свойство априорного синтеза. Первый аргумент исследования состоит в том, что именно такая, включающая в себя противоречия, характеристика априорного синтеза несет в себе возможность различных синтетических актов. Один вид синтеза образует мир природы и связан с научной формой пространства и времени, другой, из которого возникает миф и эстетика, является продуктом непосредственного, близкого телесному восприятию, пространства и времени. Таким образом, Кассирер расширил рамки «чистого» синтеза. Второй аргумент заключается в том, что Кассирер определил априорный синтез и чистую интуицию как функциональные понятия. Функциональное понятие относится к модели понятия-как-отношения, разработанной им. Понятие-как-отношение нарушает правила непротиворечивости, предполагая как разделение, так и соединение составляющих его моментов. Понятие-как-отношение объясняет противоречивую характеристику априорного синтеза, которое включает в себя как сочетание моментов в синтетическом акте, так и исходное единство созерцания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):556-567
pages 556-567 views

Н.О. Лосский и его метакритика чистого разума

Балановский В.В.

Аннотация

Выход в свет «Критики чистого разума» И. Канта ознаменовал начало революции не только в философии, но и в других сферах интеллектуальной деятельности. С каждым годом внимание к этому труду только растет, особенно в контексте развития когнитивных наук и технологий, связанных с разработкой и внедрением систем искусственного интеллекта. Однако как у современников Канта, так и у последующих поколений исследователей возникали вопросы к основным концептам, изложенным в первой «Критике». Одним из таких выдающихся знатоков философии Канта, осуществившим метакритику трансцендентального идеализма, стал Н.О. Лосский. Его анализ интересен тем, что отличается системностью, глубиной и всеохватностью, и это при том, что произведен он не сторонником кантианской философии. В предлагаемой статье эксплицируются основные моменты метакритики чистого разума, осуществленной Лосским. Цель исследования - систематизировать выделенные им достоинства и недостатки трансцендентального идеализма для того, чтобы оценить состоятельность возражений и определить моменты, парадоксальным образом ускользнувшие от внимания Лосского. В частности, показывается, что наивысшей оценки Лосского удостаиваются стремление Канта создать гносеологию, которая не опирается в качестве пресуппозиций ни на какие другие отрасли знания; разрешение противоречий между эмпиризмом и рационализмом Нового времени; создание учения о синтетической рациональности и трансцендентальной логике; идея имманентности знания сознанию. В качестве ключевых недостатков трансцендентального идеализма Лосский выделил целый комплекс противоречий, группирующихся вокруг таких понятий, как вещь сама по себе, аффицирование, опыт, внутреннее чувство, трансцендентальная схема, трансцендентальное единство апперцепции. При этом из поля его зрения выпало такое ключевое для теоретической философии Канта понятие, как трансцендентальная рефлексия. Исследование предваряется краткой характеристикой особенностей, в том числе личностных, Лосского как метакритика чистого разума.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):568-581
pages 568-581 views

Рецепции философии Канта в русском эмпириокритицизме

Рыбас А.Е.

Аннотация

Анализируется влияние кантовской философии на проблематику и развитие русского эмпириокритицизма. Показывается, что прежде всего был воспринят критический пафос философии Канта, а также его призыв к интеллектуальной честности в философии. Опираясь на Канта, русские эмпириокритики доказывали несостоятельность метафизики как в ее религиозной, так и материалистической формах. Кроме того, критике поверглись и учения основоположников эмпириокритицизма Э. Маха и Р. Авенариуса, где также были обнаружены догматические допущения. В результате попыток устранить эти допущения возникла динамическая концепция опыта, на основе которой были разработаны концепции эмпириомонизма (А. Богданов), эмпириосимволизма (П. Юшкевич), научной философии (В. Лесевич), позитивной философии жизни (С. Суворов), позитивной эстетики (А. Луначарский), этики сорадования (А. Богданов) и многие другие. Особое внимание уделялось при этом анализу «вещи в себе», поскольку именно это понятие кантовской философии было использовано Г. Плехановым для обоснования «ортодоксального» марксизма. Русские эмпириокритики выступали против предложенного Плехановым отождествления «вещи в себе» и материального предмета, доказывая, что понятие материи является метафизическим допущением и не может по этой причине способствовать опровержению дуализма и кантовского «агностицизма». С монистической точки зрения, «вещь в себе» должна быть понята исходя из опыта, как необходимая форма его организации. Согласно Богданову, в «вещи в себе» нет ничего априорного, эта идея возникла в результате подстановки известного под неизвестное и выражает некоторый процесс, а не сущность. В русском эмпириокритицизме активно обсуждались также эстетика и моральная философия Канта. Истолкование прекрасного как «целесообразности без цели» было расширено до основополагающего принципа «эстетического миросозерцания», что позволило придать убедительность учению об идеале, практике социального конструирования и т.д. В результате полемики с этикой сострадания, наиболее авторитетным защитником которой считался Кант, была создана альтернативная этика сорадования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние кантовской философии на русских эмпириокритиков было комплексным и способствовало разработке ими новых идей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):582-597
pages 582-597 views

Феликс Нёггерат о Канте: трансцендентальный синтез как принцип системообразования

Видебах Х.

Аннотация

Вальтер Беньямин называл Феликса Нёггерата (1885-1960) «универсальным гением» или просто «гением». В своем трактате 1916 года «Синтез и концепция системы в философии» Нёггерат предложил оригинальное и радикальное прочтение кантовской концепции синтеза. Он осмеливается противопоставить мысль несоизмеримости атеоретического бытия. Связь между логикой и несоизмеримостью - это то, что он называет рационализмом. В противоречие с этим утверждением любая попытка исключить атеоретическое бытие из сферы логики является антирационализмом. Нёггерат развивает это в глубоком обсуждении и модификации эпистемологических позиций, особенно позиций Марбургской школы и Германа Когена. Нёггерат конструирует понятие философской системы с помощью трех таблиц трансцендентальных суждений, категорий и принципов Канта в «Критике чистого разума». Известно, что каждая из этих таблиц содержит 12 отдельных элементов в четырех группах по три в каждой. Для с истематического деления определяющей является третья группа под названием «Отношение». Каждому виду отношений Нёггерат отводит одну системную часть. По его убеждению, категориальное отношение должно быть связано с этикой, гипотетическое - с логикой, а дизъюнктивное - с эстетикой. В результате меняется классическая последовательность, начиная с логики. И получается такой порядок членов: а) этика, б) логика, в) эстетика. В логической схеме Нёггерата решающую роль играют конкретные математические понятия метагеометрии. По его мнению, философия может напоминать их точность в построении жизнеспособной концепции бесконечного. Предпосылкой является то, что философия сама не ведет себя математически, а идет своим собственным путем, на критическом расстоянии от «специализированного, деятельного мышления» математики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):598-613
pages 598-613 views

Наследие И. Канта и Х. Арендт: постижение мира в герменевтической перспективе

Губман Б.Л.

Аннотация

Герменевтическая трактовка познания Х. Арендт сложилась во многом в русле переосмысления идейного наследия И. Канта. Хотя она сумела предложить достаточно оригинальную интерпретацию теоретических воззрений великого немецкого философа, ее герменевтическая стратегия испытала влияние также тех подходов к их пониманию, которые были предложены ее учителями М. Хайдеггером и К. Ясперсом. Герменевтическое учение Арендт отправляется от необходимости осознания тесного единства практического действия и мыслительной активности человеческого субъекта - Vita Activa и Vita Contemplativa. Принимая исходное положение метафизики конечности Хайдеггера о “заброшенности” человека в поток времени, Арендт одновременно следует призыву Ясперса о необходимости экзистенциально-герменевтической интерпретации практического действия и способностей духа путем обращения к их пониманию на основе наследия Канта. Выделяя среди основных векторов самореализации духа мышление, волю и способность суждения, она демонстрирует их теснейшую взаимосвязь с основными типами практической активности человека - трудом, работой и действием. Анализируя способности духа, Арендт акцентирует определяющую роль мышления, которое соединяет воедино процессы получения знания и смыслосозидания. Ею особо выделяется первичность смыслосозидающей функции разума по отношению к способности рассудка порождать истинное знание на базе обобщения данных созерцания. Характеризуя мышление вслед за Кантом как «вещь в себе», Арендт говорит о его сопричастности вечности и времени в моменте настоящего, способности обобщать минувшее и проектировать будущее. Мышление составляет ядро практического разума, которое Кант отождествил с волей, открывающей в своей устремленности в будущее новый горизонт смыслопорождения. Способность суждения также оказывается порождением мышления, обращаясь к минувшему при опоре на здравый смысл и воображение. Арендт справедливо утверждает, что «паралич» способности суждения, указующей на значимость кантовского категорического императива, грозит не только искаженным видением истории, но и триумфом «банальности зла» в сфере политики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):614-628
pages 614-628 views

Кантианские мотивы в творчестве Людвига Витгенштейна

Сокулер З.А.

Аннотация

Доказывается, что основной каркас предпосылок и рассуждений «Логико-философского трактата» Витгенштейна вполне соответствует трансцендентальному методу (как он формулировался Г. Когеном). Если философия Канта исходит из факта существования математики и математического естествознания и исследует их условия возможности, то Витгенштейн исходит из факта, что предложения языка описывают действительность, и раскрывает условия возможности таких описаний. Кант, отвечая на вопрос об условиях возможности названных наук, приходит к идее трансцендентального субъекта и различению мира явлений и вещи самой по себе. Витгенштейна исследование условий возможности того, что мир описывается предложениями, приводит к утверждению, что и мир, и язык совместно находятся в логическом пространстве. Последнее составляет априорное и трансцендентальное условие возможности того, что язык «дотягивается» до реальности. Для обеих теорий, - и «Критики чистого разума», и «Логико-философского трактата» - важна идея границы. В «Критике чистого разума» это граница возможного опыта и познания, в «Логико-философском трактате» - граница того, что может быть помыслено и выражено в осмысленных предложениях. С разным определением границы связано различие в трактовке математизированного естествознания. В самом деле, «Критика чистого разума» создавалась в эпоху безусловного признания ньютоновой механики. А «Логико-философский трактат» создавался в период кризиса ньютонианской парадигмы и замены ее иными представлениями о времени и пространстве. Однако идея границы, присутствующая в обоих учениях, обуславливает близость в отношении к метафизике между авторами «Критики чистого разума» и «Логико-философского трактата». В исследовании показывается также, что в философии математики Витгенштейн не следовал логицизму. Для него как математические объекты, так и предложения логики являются конструкциями. Убеждение в конструктивном характере математических и логических объектов свидетельствует о его близости кантианской традиции в философии математики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):629-643
pages 629-643 views

П.Ф. Стросон: от Юма к Канту и обратно

Евстигнеев М.Д.

Аннотация

П.Ф. Стросон - один из самый известных кантианских философов и интерпретаторов «Критики чистого разума». Предлагается реконструкция этой интерпретации, а также анализируется ее история и место в рамках стросоновской философии. Я показываю, какими образом Стросон читает текст, каким стратегиям интерпретации следует и с какими проблемами сталкивается. В книгах «Индивиды» и «Границы смысла» Стросон ассоциирует себя с Кантом и рассматривает себя как продолжателя его проекта. Кантовская философия является для Стросона дескриптивной, антискептической метафизикой, которая пытается эксплицировать нашу базовую концептуальную схему. Однако под гнетом критики ему пришлось от этой трактовки отказаться и сменить интеллектуальных героев. Одним из главных героев книги «Скептицизм и натурализм» становится уже Юм. Вторая часть работы и посвящена описанию этого перехода от Канта к Юму. В этой работе Стросон ратует за некоторый умеренный, либеральный натурализм à la Юм вместо дескриптивной метафизики, которой он придерживался до этого. Этот новый натурализм более скромен в своих претензиях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):644-658
pages 644-658 views

Трансцендентализм Канта как метафизика возможного опыта и его реалистическая трактовка в аналитической философии

Катречко С.Л.

Аннотация

В «Критике чистого разума» и последующих «Пролегоменах ко всякой будущей метафизике…», «Метафизических началах естествознания», Opus Postumum Кант развивает метафизику возможного опыта , задачей которой является исследование трансцендентальных условий возможности нашего (по)знания, которое, по Канту, имеет априорный характер. П. Стросон называет этот модус метафизики дескриптивной метафизикой и связывает ее с анализом концептуальной структуры человеческого мышления о мире. Современный реалистический тренд в интерпретации кантовской трансцендентальной философии (прежде всего, в рамках аналитической философской традиции) связан с современным развитием интерпретации «двух аспектов» (80-е годы ХХ в.), которая пришла на смену классической теории (интерпретации) «двух объектов/миров» (ср. также с противопоставлением « теория являющего vs. теория явлений »). В рамках этой теории кантовское явление имеет объективированный статус, являясь не нашим ментальным представлением, а соответствуя (как их знак) реально существующим вещам или предметам опыта . В статье прослеживается становление, исторические и концептуальные предпосылки кантовской метафизики опыта (выражение Г. Патона). Исторически метафизика опыта наследует неокантианский подход к трактовке наследия Канта как «теории опыта» (Г. Коген, Э. Кассирер), далее она развивается в логическом позитивизме/эмпиризме (Г. Райхенбах, Р. Карнап; далее - в пост-позитивизме: концепции науки И. Лакатоса и Т. Куна), в аналитической философии науки (Г. Бухдал, У. Селларс, Х. Патнэм), а в настоящее время метафизика опыта развивается в работах П. Стросона, К. Америкса, Л. Эллайс и др.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):659-676
pages 659-676 views

ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ

В защиту стандартного подхода к логико-семантической экспликации неспецифического транспарентного прочтения сообщений о пропозициональных установках

Куслий П.С.

Аннотация

Исследуется феномен так называемого «третьего прочтения» сообщений о пропозициональных установках. Это прочтение, изначально исследовавшееся в диссертации Ж. Фодор (1973) и ставшее с тех пор одной из значимых проблем формальной семантики естественных языков, отличается от более известных de re и de dicto прочтений и тем, что является промежуточным случаем между ними. Если de re прочтение можно обозначить как транспарентное специфическое, а de dicto прочтение - как непрозрачное неспецифическое, то третье прочтение оказываются транспарентным неспецифическим. Стандартное решение, предложенное Фодор, вызывало бурное обсуждение в литературе и породило серию общепризнанных контрпримеров, которые, как считается, демонстрируют ограниченность решения Фодор. При этом альтернативные подходы к экспликации этих прочтений также страдали от формальных недостатков (например, не удовлетворяли требованию композициональности значения, которое является базовым требованием в формально-семантической литературе). Исследование выявило, что анализ всех сложных случаев третьего прочтения не учитывал в полной мере их синтаксическую структуру, которая оставалась незамеченной в силу присутствующего во многих из этих случаев эллипсиса. Показано, что восстановление этой синтаксической структуры позволяет проанализировать все сложные случае как простые с применением классического стандартного анализа, предложенного Фодор, дополненного базовыми принципами допустимости подстановки L-эквивалентных выражений в интенсиональных контекстах, восходящих к Г. Фреге и Р. Карнапу. В заключительной части демонстрируется то, как именно осуществляется экспликация основных сложных случаев «третьего прочтения» в терминах стандартного подхода.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):677-697
pages 677-697 views

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Теория Генриха Риккерта о философском начале

Паэц Бонифачи Я.

Аннотация

Исследуется философская концепция начала философии как отношения между субъектом и объектом, которую разработал неокантианец Генрих Риккерт. Во-первых, исследование реконструирует проблемный фон, который привел Риккерта к проблеме начала и к его различению трех значений понятия «начало». Этот фон связан с возрождением диалектической философии в начале ХХ века. Во-вторых, предлагается концепция коррелятивного начала философии как ответа на парадокс, сформулированный Гегелем в начале «Науки логики». Таким образом, аргумент Риккерта в ответ на три основных критических замечания Гегеля в начале философии анализируется через понятие Я. Чтобы прояснить аргументы, которые Риккерт развивает в своем эссе о понятии начала философии, мы приведем существенные ссылки на риккертовскую концепцию гетерологического мышления. Наконец, появление коррелятивного начала оценивается по отношению к общему проекту трансцендентальной философии. Мы покажем, как то, что Риккерт называет обращением к объекту, приводит Риккерта к парадоксальной позиции, которую он сам характеризует как «трансцендентальный эмпиризм». Помимо этой трудности, настоящее исследование сстремится показать, что позиция Риккерта представляет собой одну из самых оригинальных позиций трансцендентальной философии, занимающуюся гегелевским вопросом об истинном начале философской науки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):698-712
pages 698-712 views

Философия ландшафта в модели социокультурного развития Фёдора Степуна

Загирняк М.Ю.

Аннотация

Анализ значения географических особенностей в бытии социума - важнейший исследовательский вектор в изучении социально-философских учений. В традицию концептуализации значения географии в истории России большой вклад внесли С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский. Ф.А. Степун в русле развития связи географических условий и социальных практик разработал философию ландшафта, которую успешно интегрировал в собственное социально-философское учение. Предпринятый в настоящем исследований анализ позволит установить важнейшие принципы социальной философии Степуна, выявить особенности его аргументации, используемые им для обоснования механизма социокультурного развития. Сравнение ландшафта Европы и России - это излюбленный приём Степуна, чтобы акцентировать внимание на формируемых в разных природных условиях совершенно различных систем социальных практик. Оппозиция ограниченное/безграничное становится фундаментом философии ландшафта Степуна. Он устанавливает корреляцию между величиной природного пространства и идентификацией отдельного человека в качестве участника социума. Степун отмечает, что религия играет определяющую роль в формировании социального бытия, поскольку обеспечивает единство общества, без которого невозможно включение географического пространства в социальные практики. Религия из множества индивидов и коллективных образований формирует коллективного социального субъекта, а из их разноплановой деятельности - единую традицию: культуру, имеющую собственную стратегию социального освоения ландшафта. Утрата функциональности религии в качестве инструмента социального единения, по мнению Степуна, приводит в перспективе к гибели культуры. В условиях российского безграничного пространства обеспечить социальное единство и таким образом инкорпорировать ландшафт в бытие социума поможет православная политика. Благодаря православной политике возможно эффективное включение российского ландшафта в систему хозяйства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):713-725
pages 713-725 views

Телесно-аффективный аспект феномена в супрематизме Малевича

Хахалова А.А.

Аннотация

Рассматриваются телесно-аффективный аспект супрематической теории восприятия, которые позволяют увидеть структуру феномена в контексте онтологических, социально-исторических и религиозно-мистических рассуждений К. Малевича. Автор ставит задачу представить теорию восприятия Малевича с точки зрения современной теории энактивизма. Точнее, в рамках энактивизма автор обращается к теории социальных аффордансов, которая сегодня активно применяется в дизайне, гейм-индустрии и других практических сферах жизни. Автор опирается на теоретические и социально-политические статьи Малевича и вторичную исследовательскую литературу. Несмотря на изученность суперматизма в искусствоведческом ключе, автор настаивает на необходимости дальнейшего изучения теоретических работ Малевича в контексте современной философии сознания и на актуальности суперматической философии для современной культуры мышления. Автор применяет феноменолого-герменевтический метод для наиболее аутентичного представления мысли Малевича, элементы экологической психологии и энактивизма в философии сознания. В свою очередь, теория аффордансов позволяет сочетать все вышеперечисленные моменты органичным и эффективным образом. Исследование показывает, что идеи Малевича об искусстве и творчестве также имеют непосредственное родство с этой теорией. Более подробно исследуется тезис об ощущении как цели художественного высказывания. Подчеркивается, что Казимир Малевич всегда акцентировал телесно-аффективную составляющую искусства, тем самым участвуя в глобальной культурно-исторической смене представлений об искусстве; теперь искусство перестает быть элитарным, а, напротив, постоянно сопряжено в практической стороной жизни. Так, Малевич говорит о новом искусстве, которое подходит человеку нового мира, советскому гражданину. В этом контексте я связываю идею аффорданса, которая означает создание ощущения-возможности для субъективного действия (агента), с художественным актом, целью которого, согласно Малевичу, является создание эмоционального тела - аффективного ощущения. Теория социальных аффордансов, которая объясняет механизм социальной интеракции, получает свое обоснование в качестве наиболее близкой к суперматизму и адекватной объяснительной модели супрематической философии. В результате, основываясь на уже разработанной концепции телесно-аффективной динамики, автор доказывает дальновидность и новаторство идей Малевича, которые по сути предвосхищают теорию социальных, эмоциональных аффордансов общения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):726-739
pages 726-739 views

МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Церковь и либеральное здравоохранение: необходимость духовно-нравственного образования для медицинских работников

Михель Д.В.

Аннотация

Возросшее внимание православной церкви к вопросам медицинского образования в нашей стране явилось следствием того факта, что в 1990-е гг. она вновь стала одной из самых деятельных сил нашего общества. Связь между церковью и медицинским сообществом, восходящая ко временам, когда врачевание душевного и телесного здоровья фактически было делом одних и тех же людей, не может оставлять церковь равнодушной к профессиональному становлению медицинских работников. В советскую эпоху произошла принудительная дехристианизация медицинской профессии, были приняты меры по упразднению врачебной этики, корни которой восходят к Клятве Гиппократа и Евангельским заповедям. Восстановление диалога церкви и медицины началось после распада советского государства, но этот диалог все еще является недостаточно регулярным. В настоящее время факторами, осложняющими указанный диалог, являются либеральное медицинское законодательство и капиталистические методы хозяйствования в здравоохранении. Первое, легализуя аборты, искусственное оплодотворение и стерилизацию, освобождает врача от моральной ответственности в вопросах, касающихся управления человеческой жизнью, второе побуждает его рассматривать свою профессию не как служение, а как средство заработка на чужом страдании. Если диалог церкви и медицины, будучи перенесен в стены медицинских вузов, станет постоянным, это будет способствовать укреплению духовно-нравственных основ медицинской профессии, на которых она всегда и существовала. Одной из значимых форм этого диалога, несомненно, должно стать преподавание биомедицинской этики, содержательно выстроенной с позиции современной теологии и с опорой на ценности традиционных духовных культур России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):740-756
pages 740-756 views

Теория моральных санкций Иеремии Бентама

Прокофьев А.В.

Аннотация

Реконструированы содержание и динамика изменения теории санкций И. Бентама и проанализирована ее роль в формировании современных представлений о механизмах морального регулирования поведения. В трактате «Введение в основания нравственности и законодательства» Бентам называет санкцией тот или иной вид страданий или удовольствий, придающий обязательность правилу или закону, и выделяет четыре санкции: физическую, политическую, общественную, или нравственную, и религиозную. Обсуждая третью санкцию, он отождествляет ее базовый мотив с «любовью к репутации». В отличие от такого мотива как «благосклонность», «любовь к репутации» имеет ряд недостатков как в отношении простой эффективности (соответствия вдохновляемых ею поступков с поддерживаемым правилом или законом), так и в отношении содействия наибольшему счастью наибольшего количества людей. И лишь развитие цивилизации смягчает эти недостатки. В «Деонтологии» к четырем санкциям добавляются еще две: симпатическая (страдание агента, вызванное страданием другого человека) и ретрибутивная (причинение пострадавшим лицом ущерба своему обидчику). Другая особенность «Деонтологии» - обсуждение возможностей мыслителя-деонтолога повлиять на характер общественных, нравственных, санкций, действующих в его обществе. В современной этической теории под моральными (нравственными) санкциями понимают либо общественное осуждение нарушителя, либо его самоосуждение в форме вины или угрызений совести. Бентам являлся важнейшей фигурой в формировании первого понимания моральных (нравственных) санкций, однако, если учитывать его дополненную типологию, он внес вклад и в формирование второго. Санкция в виде «страдания симпатии», если его испытывает нарушитель нравственной нормы, и оно вызвано страданием его жертв, хотя и не тождественна вине, но представляет собой внутренний, не зависящий от общественного осуждения феномен.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):757-773
pages 757-773 views

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Экзистенциальные источники скулшутинга и «колумбайна»

Баева Л.В.

Аннотация

Вооруженные нападения в учебных заведениях с целью массовых убийств (скулшутинг, «колумбайн»), совершаемые подростками, стали нарастающей тенденцией последних лет, поражая своей непредсказуемостью, стихийностью, жестокостью. Изучение этого феномена проводится с различных оснований, что позволяет выявить его различные характеристики и особенности для диагностики и предотвращения. Представлены сложившиеся научные подходы к изучению скулшутинга (психологический, правовой, социологический, семиотический, экзистенциальный), показана их специфика и возможности. На основе анализа кейсов скулшутинга в России в 2014-2022 гг. показаны основные признаки и тенденции проявления массовых нападений в учебных заведениях. Используя возможности экзистенциального подхода в философии и психологии, на основе трудов А. Камю, Э. Фромма, М. Босса, В. Франкла, Л. Берковица выявлены смысловые этапы и элементы скулшутинга как экзистенциального преступления и последующего суицида. Целью нашего исследования выступает выявление и характеристика источников и сущности скулшутинга («колумбайна») как экзистенциального типа преступления для понимания смысловых мотивационных источников скулшутинга и анализа «пограничной ситуации», ведущей к индивидуальному деструктивному бунту против мира. Показана связь неразрешенности экзистенциальных потребностей и проблем личности и запускающих саморазрушительные механизмы личности факторов, с демонстративным «бегством» от реальности, на фоне масс-медийного паттерна агрессивности и легитимации насилия как способа преодоления проблем и самопрезентации. Представленные характеристики и моделирование поступков скулшутеров на основе экзистенциального анализа позволили сделать выводы о возможных мерах противодействия подобным преступлениям.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):774-792
pages 774-792 views

Дискурсы о чуде: спектр позиций

Золотухина-Аболина Е.В.

Аннотация

Исследование посвящено построению типологии дискурсов о чуде. Дискурсы трактуются в данном случае не в лингвистическом, а в философском смысле, как определенный «способ говорить» об избранном феномене. Это включает онтолого-мировоззренческую позицию говорящего (пишущего), эмоционально-ценностный пафос, коммуникативную установку или ее отсутствие, сообщение слушателю (читателю) конкретных взглядов и убеждений. Автор выделяет по мировоззренческому основанию три группы дискурсов: 1) чудо, понятое как сверхъестественное, но доступное для общения; 2) чудо, понятое как рукотворное, сугубо человеческое явление; 3) чудо как результат «двойственной детерминации», идущей и от трансцендентного, и от самого человека. Чудо изначально трактуется как явление позитивное, которое может быть описано и выражено в речи без прямого называния самого слова. В рамках первой группы дискурсов рассматриваются: религиозный (христианский), мифологический и сказочный дискурс, а также выделяется дискурс судьбинно-провиденциалистский. Второй подход, связанный с отрицанием сверхъестественного, говорит о чуде в контексте его научно-технического созидания, а также о надеждах на чудо в рамках прогрессистских и утопических концепций. Третий вид дискурсов, совмещающий взгляд на чудо как на идущее и свыше, и от самого человека, включает дискурсы мистико-магический, экзистенциальный и креативистский - трактующий тему творчества. Мистико-магический дискурс описывает чудо как результат озарения и как следствие упорных духовных исканий. В экзистенциальном дискурсе, представленном художественной прозой, есть место и для описания чуда как волшебной природы и волшебной судьбы. В творческом дискурсе чудом является сам акт рождения нового. Подводя итог сказанному, автор подчеркивает, что представляет читателям не более чем набросок, требующий дальнейшей работы и тематического раскрытия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):793-808
pages 793-808 views

Критика фундаментализма Дьюи

Леманто Е.

Аннотация

Религиозный фундаментализм продолжает вызывать огромную озабоченность после трагедии 11 сентября, поскольку в этом злодеянии участвовали многочисленные экстремистские группы, в том числе исповедующие религиозный фундаментализм. Эта ужасная трагедия заставила всех граждан мира осознать экзистенциальную угрозу, исходящую от этих организаций. Их существование вызывает бурные дискуссии в различных областях, в том числе в академической сфере, в которой главный вопрос состоит в выяснении того, «что заставляет эти группы действовать беспощадно и бесчеловечно». Помимо политического материала, их экстремизм подпитывается особым подходом к доктринам или догмам, учениям, идеологиям и религиозным традициям веры, которые они исповедуют. Методология, используемая фундаменталистами при подходе к своим религиозным текстам и традициям, является одной из основных проблем в исследовании религиозного фундаментализма. Эта методология относится к авторитарному методу, который влечет за собой два важных вопроса. Почему фундаменталисты считают свои религиозные доктрины и догмы непогрешимыми и неоспоримыми? Почему они полагают, что все остальные знания и ценности подчинены их религиозным текстам? Этот философский анализ направлен на исследование и оценку недостатков авторитарного метода в рамках фундаментализма, противопоставляя его экспериментальному или научному методу Дьюи и соединяя эти два метода с «рефлексивным методом», постулируемым автором.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):809-817
pages 809-817 views

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

Наследие В.С. Соловьева в архивах России: аналитический обзор

Бердникова А.Ю.

Аннотация

В рамках исследования, посвященного анализу состояния и степени изученности материалов В.С. Соловьева в архивных фондах России, была проведена работа в ряде архивохранилищ Москвы и Санкт-Петербурга. В контексте данной темы были просмотрены и проанализированы документы из фондов РГАЛИ, ГАРФ, ЦАГМ, ОР РГБ (Москва), ОР РНБ, ИРЛИ РАН, РГИА (Санкт-Петербург). Особое внимание было уделено периоду творчества философа 1880-х гг. как наименее исследованному в его биографии по причине недостаточной доступности источников, обусловленной ограничениями духовной цензуры в связи с церковно-политическим содержанием произведений Соловьева данного периода («Великий спор и христианская политика», 1883; «История и будущность теократии», 1887 и т.д.). В связи с этим особое внимание было уделено фондам Соловьева в РГАЛИ (Ф. 446) и ОР РНБ (Ф. 718). В ходе исследования было выявлено немало единиц хранения, содержащих неразобранные, черновые материалы, записные книжки и конспекты философа, которые нуждаются в систематизации и изучении в первую очередь. Проведенная работа позволяет установить масштаб и определить приоритетные направления актуальных исследований творческой биографии и философии В.С. Соловьева на основе изучения первоисточников в архивах России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(3):818-828
pages 818-828 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах