Том 21, № 3 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1009
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2017-21-3
Весь выпуск
Статьи
ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА
Аннотация
Статья посвящена исследованию и анализу этической концепции И.А. Ильина - учения о сущности и природе добра и зла, средствах противостояния злу. В русской философии начала XX в. избавление мира от зла объявлялось основной задачей человечества. Поэтому в учениях наиболее крупных философов этого периода попытки решить проблему добра и зла часто выражаются в стремлении определить зло, найти его истоки, указать человечеству пути и методы борьбы с ним. В творческом наследии выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина важное место занимает исследование вопроса о природе добра и зла, о происхождении зла, а главное, о методах борьбы с ним. Этика Ильина очень актуальна, она представляет интерес для современного читателя именно тем, что в ней воплощен его личный духовно-нравственный опыт. Объективность и научность подхода к ее изучению исключает возможность ее однозначной оценки. С одной стороны, современная действительность и социальное бытие первого десятилетия XXI в. по-прежнему говорит о праве человека на применение силы в борьбе со злом. С другой стороны, все более понятным становится факт, что путь к добру лежит вне любых насильственных действий. Вне ненасильственной перспективы невозможно дальнейшее развитие человеческой цивилизации, как в плане меж-личностных отношений, так и на уровне межгосударственных связей и мировой политики.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОИНСТВЕ В ИСТОРИИ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению эволюции понятия достоинства в этико-философской мысли. На основании экскурса в этимологию слова автор выявляет базовое определение достоинства как меры соответствия поведения человека занимаемому им (как правило, высокому) положению в обществе и одобрительной реакции окружающих на такое поведение. Это определение далее корректируется в ходе анализа воззрений Аристотеля, стоиков, Цицерона, Фомы Аквинского, Дж. Манетти, Дж. Пико делла Мирандолы, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и др. Показано, что в ходе исторического развития (прежде всего под воздействием философии и религии) иерархическое понимание достоинства постепенно замещалось универсалистским. Анализируя представления о достоинстве как теоретическом основании системы прав человека и споры о достоинстве в современной биоэтике, автор делает вывод о том, что достоинство - важная личная и социальная ценность, потенциал которой для решения многих сложных этических дилемм современности, несмотря на частное употребление этого слова в публичном дискурсе, еще до конца не осознан.
ВЛИЯНИЕ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА И. КАНТА
Аннотация
В статье обсуждается возможность теоретического исследования и выработки стратегии решения моральных дилемм с позиций деонтологической этики, определяются ее основные затруднения в данной области. Также анализируются основные положения нравственного учения И. Канта, которые рассматриваются в статье в качестве источника строгой деонтологической этики. Показано, что не категорический императив, а принцип «‘должен’ значит ‘можешь’» следует рассматривать как исходный для анализа моральных дилемм в русле кантианства, причем у самого Канта коллизия обязанностей рассматривается как исходно невозможная. Далее высказывается положение, что модификация основных принципов деонтологии позволит ей исследовать моральные дилеммы в их современном понимании, причем наиболее эффективной модификацией может выступить введение понятия ответственности при сохранении принципа «‘должен’ значит ‘можешь’». При этом построение умеренного варианта деонтологии с ранжированием нравственных обязанностей не обязательно. Разбирается теоретическая позиция Г. Йонаса, модифицировавшего кантианское нравственное требование, показав его антропологическую ограниченность. Показано, какую функцию в принципе ответственности Г. Йонаса выполняет предсказание последствий технологического развития в будущем. Р. Баркан Маркус акцентирует внимание на непредвиденности моральных дилемм, которые могут помешать претворению в жизни постулатов практического разума. Исследовательница разрабатывает концепцию долга, направленную на обеспечение условий, которые облегчат совершение нравственных поступков в будущем.
МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ МОРАЛИ (на примере идей С. Кьеркегора и Ф. Ницше)
Аннотация
Статья рассматривает два варианта постановки вопроса о понятии морального выбора, осуществляемых двумя важнейшими критиками классического интеллектуализма в этике - С. Кьеркегором и Ф. Ницше. В работе выявляются основные контексты понимания морального выбора: как связанного с идеями преодоления абстрактно-всеобщего характера субъекта выбора в отношении абсолютных ценностей и акцентирования его личностно-индивидуального измерения, так и основанного на идеи возрастания самоутверждения жизни в противовес ценностям отрицания жизни (ресентименту). Философия Кьеркегора освещает тему морального выбора с двух точек зрения: как существующий на этической стадии существования, так и как присущий религиозной стадии. Если на этической стадии моральный выбор связан с выбором тех или иных моральный ценностей, то на религиозной стадии осуществляется выбор между Абсолютом и временным, преходящим, индивидуально-человеческим. Позиция Ницше в отношении понимания природы морали связана с его разделение морали господ и морали рабов. Если последняя определяется через чувство ресентимента, то первая - через его отсутствия и полагания ценностей «из состояния» развитой воли к власти. Ресентимент трактуется в статье в том смысле, в котором он определяется Ницше в «Генеалогии морали» - как чувство затаенной обиды на собственную слабость и чужую силу. В статье подчеркивается паралеллизм между темой личностного в моральном выборе у Кьеркегора и темой индивидуальной авторефлексивной борьбы с ресентиментом как основой морали у Ницше.
ЭТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЭТИКА СПРАВЕДЛИВОСТИ
Аннотация
Несмотря на то, что о правах человека написано немало, обоснованной концепции прав чело-века нет. Права человека в отечественной этике долгое время рассматривались в положительном ключе - как идеал, как ценность, как минимальная мораль или как аналог общечеловеческой морали. В статье прослеживается гипотеза возникновения идеи естественных прав человека, историческое изменение ее ценностно-нормативного содержания в философии и роли в политике и в особенности ее судьба в настоящее время, когда идея прав человека стала ценностным ядром идеологии глобализации. Анализируются, расширяются или уточняются основные аргументы критиков прав человека, рассматривается практика использования прав человека в качестве средства для решения каких-то других задач и ценностные трансформации идеи прав человека в связи с ее инструментальным применением. Такой подход открывает перспективу профессионального философского обсуждения этой темы.
НРАВСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН СЛУЖЕНИЯ
Аннотация
В статье исследуется нравственный феномен Служения. Выделяются основные ценностные составляющие понятия Служения. Феномен исследуется, в основном, через призму социального служения в формах благотворительности и милосердия на примере истории и современного состояния России. Подчеркивается огромная роль государства и государственной идеологии, ориентирующих общество на высокие моральные стандарты. Социальное Служение в формах милосердия и благотворительности имеет глубокие корни в истории России, начиная с деятельности первых русских князей и духовенства. Милосердие всегда рассматривалось в истории России как высшая ценность. В современной России делам милосердия также уделяется большое внимание. Наградами и государственными премиями награждаются граждане за большую благотворительную деятельность по поддержке детских домов, домов престарелых, приютов, хосписов и медицинских учреждений, расположенных на территории РФ. Служение рассматривается как форма патриотизма. Подчеркивается важная роль личности педагога в деле нравственного, патриотического воспитания молодого поколения. Обращение к темам патриотизма и Служения иллюстрируется на примере Коллоквиумов кафедры этики в рамках воспитательной работы, проводимой в РУДН. В заключение автор определяет основные нравственные ценности людей, посвятивших жизнь высоким идеалам Служения. По мнению автора, это: патриотизм, гуманистические устремления, широкий кругозор, высокие моральные идеалы, высоко развитое чувство долга, чести и достоинства, чуткая совесть, альтруистические мотивы, трудолюбие, профессионализм, приоритет духовных ценностей над материальными, жертвенность. Служение - это подвиг в длительной временной перспективе.
ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация
В статье рассматривается понятие этики государственных служащих как особого вида профессиональной этики. По мнению автора, в современном обществе очень остро стоит вопрос исследования проблем управления государственной службой и поиска механизмов повышения ее эффективности. Специфика этики государственной службы определяется рядом факторов. Во-первых, особое предназначение самой государственной службы, закрепленной в Конституции РФ. Во-вторых, это особый социально-правовой статус государственных служащих. В-третьих, это ограничения и обязательства для граждан РФ при прохождении государственной службы. В-четвертых, формирование эффективного кадрового потенциала государственных служащих. И, наконец, осознание высокого уровня социальной ответственности чиновников за принимаемые решения в профессиональной деятельности. Особое внимание в статье уделяется анализу этического кодекса, направленного на повышение эффективности выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей. Знание и соблюдение этических принципов кодекса является ключевым в оценке качества их профессиональной деятельности и служебного поведения. Утвержденные этические принципы службы задают общие ориентиры, обеспечивают нравственную целостность и жизнеспособность службы как системы в целом.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ДИСКУРСА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности российского электорального дискурса. Представлен историко-философский анализ и ценностные основания данного феномена. Понятие дискурса отражает не только речевые особенности определенной группы людей, но и специфику социальной структуры. Так, электоральный дискурс представляет социально обусловленную организацию речевого пространства, связанную с избирательными процессами. Для понимания специфики современного электорального дискурса его ценностным основаниям уделяется особое внимание. Рассмотрены работы Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Карамзина, О. Ключевского, Г. Плеханова и других. В статье подробно представлен анализ становления российской политической мысли и избирательной традиции. Бинарность российского исторического развития очевидна: образ жизни в России бесконечно видоизменялся под влиянием азиатских и европейских факторов. Особое внимание уделяется постсоветскому периоду и становлению современной избирательной системы. Автор выделяет три основных фактора, оказывающих влияние на формирование качества отечественного электорального дискурса: отсутствие конкурентной борьбы, зарождающийся институт права собственности, заимствование политической традиции. Выделяются негативные начала российского электорального дискурса. Исследование данного феномена позволит определить механизмы управления социальными изменениями, которые могут использоваться различными социальными группами для достижения определенных целей развития общества.
ЭТИКА БИЗНЕСА КАК ЭТИКА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье показывается, что подход, связанный с этикой добродетелей, предполагает рассмотрение качеств совершающего деятельность субъекта, говорит о совершенстве личности с позиций ее телеологической структуры, т.е. говорит о совершенстве человека с точки зрения общих представлений о его назначении, совершенства, выполняемых им общественных функций, единства блага общества и личности. Перспективы применения этого подхода были существенно ограничены в результате влияния христианской традиции, в которой собственно нравственные качества и иные способности личности, связанные с навыками и предрасположенностями к совершению различных видов социальной деятельности, были в значительной степени разделены. В то же время в античной этике, в философии Д. Юма, Д.С. Милля такого жесткого разделения не проводилось. Для приклад-ной этики имеет значение как раз такое широкое понимание добродетели.
ОТНОШЕНИЕ К ДИЗАЙНУ СТИВА ДЖОБСА: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье анализируется концепция дизайна Стива Джобса и его творческого пути. Автор показывает, что Стив Джобс в своих дизайнерских решениях придерживается ряда ценностей, таких как призрение к социальному статусу и украшательству. Дизайнер также наделяет красоту чертами истины, рассматривает ее не как предмет спора, а как истину, которую надлежит открыть. Он пропагандирует эти ценности среди своей целевой аудитории и оказывает влияние на людей. Стив Джобс выносит на первое место безупречный вкус и эстетику и показывает пренебрежение к «ложным» ценностям, таким как демонстрация статуса, продукты luxury сегмента, но в тоже время брезгливость по отношению к дешевым и некачественным товарам, рассчитанным на массовую аудиторию. Одной из особенностей Стива Джобса является бескомпромиссность, способность принимать решения и нести за них ответственность. В статье показано, что этические ценности сыграли важную роль в популярности продуктов компании Apple, разработкой которых руководил Стив Джобс. В статье также приводятся законы лаконичного дизайна, разработанные американским философом и дизайнером Джоном Маида под влиянием продуктов Apple. При анализе труда Маида “The laws of simplicity” видно, что данные законы во многом опираются на этические ценности.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Статья посвящена этической оценке возможных последствий информатизации всех форм образовательной деятельности. Автор рассматривает позитивные и негативные аспекты широкого внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе призвано решать важные дидактические задачи. В первую очередь, это совершенствование организации образовательного процесса, ускорение и интенсификация процесса обучения, обеспечение его гибкости и индивидуального подхода. Кроме этого, компьютерные технологии способны существенно повысить продуктивность самоподготовки обучающихся, обеспечить развитие их личности, стимулировать исследовательскую деятельность и в целом повысить уровень самостоятельности в процессе обучения. В то же время в этическом плане наиболее опасным следствием массового перевода образовательного процесса на компьютерные схемы обучения является возможная дегуманизация образовательного процесса, уход из него духовного личностного компонента. Наиболее опасным последствием полного перевода образовательного процесса на компьютерные рельсы представляется возможное свертывание живого диалогического общения участников образовательного процесса - того общения, которое является наиболее важным и практически единственным источником развития речи обучающихся, а следовательно, и их самостоятельного творческого мышления.
СОВРЕМЕННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ЭТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ И ЭТИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема внедрения этики как образовательной дисциплины в современное бизнес-образование. Многие современные бизнес-школы за последние десятилетия достигли устойчивой точки развития, и их адаптируемость к нынешним проблемам бизнес-сообщества значительно снизилась. В этом смысле бизнес-школы представляют более длительно существующую традицию в образовании, в то время как процесс обучения в корпоративных университетах, появившихся полвека назад, построен на более новаторских и экспериментальных принципах. Практическая ориентированность и привязка к функционированию конкретной организации позволяют корпоративным университетам избежать в своей деятельности некоторых проблем, накопившихся в течение десятилетий существования бизнес-школ. Тем не менее, отказ от ряда принципов, традиционных как для государственного, так и для частного образования, потенциально может привести к неоднозначным последствиям, в том числе в сфере этики. Первая часть статьи представляет собой краткий исторический обзор развития экономического образования в мире. На примере США и некоторых других стран показано, почему некоторые черты бизнес-школ сложились именно такими, какими мы их знаем сегодня и какова их связь с различными этапами развития мировой экономики в ХХ в. Вторая часть статьи имеет своей целью изложить некоторые нюансы возникновения и развития корпоративных университетов и увеличения их влияния на современное экономическое образование, а также указать на возникшие в связи с этим причины для этического беспокойства. Статья анализирует некоторые проблемы современных бизнес-школ, а также рассматривает корпоративные университеты в качестве альтернативы традиционному бизнес-образованию.
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТА: МОЛОДОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЕССМЕРТИЯ
Аннотация
В настоящее время в мире наблюдается тотальная идеализация и эстетизация молодости как человеческого акме XX-XXI вв. Молодость становится одной из базовых ценностей современности, что порождает культ ее сохранения, который стоит у истоков эйджизма и его ответвления - геронтофобии. Сегодня медицина стремится в своем развитии к максимально возможному продлению человеческой молодости, и, как следствие, жизни. Человек снова возвращается к идее вечной жизни как к достижимой в недолгосрочной перспективе, что влечет за собой множество этических и социальных последствий, которые в корне изменят социальную реальность современности.
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КЛАССИЧЕСКИХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Аннотация
В статье проведен этический анализ политических механизмов восстановления справедливости по завершении классических военных конфликтов. Основой анализа служат принципы теории справедливой войны, а его результатом - общие параметры особой, послевоенной справедливости. Послевоенная справедливость не получила детального рассмотрения у античных и средневековых философов, однако в Новое время, начиная с Канта, привлекла внимание многих мыслителей. В современных концепциях послевоенной справедливости разрабатываются моральные основания перехода к устойчивому миру, соответствующему требованиям справедливости. Однако, несмотря на растущий интерес к этой проблеме, целый спектр связанных с ней вопросов остается нерешенным: кто несет ответственность за установление послевоенной справедливости? какие меры должен включать в себя процесс по возвращению к миру? как обосновать данные действия в соответствии с нормами международного права, в частности Уставом ООН? Предложенная в статье система мер может стать одним из вариантов ответа на данные вопросы.
ЛИДЕР КАК ТРАНСЛЯТОР ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности и важнейшие характеристики лидерства с целью определения лидера как посредника в этическом развитии персонала предприятия. Соблюдение лидером этических принципов является важным элементом современного менеджмента. Лидер как транслятор этических принципов задает общие ориентиры, обеспечивая эффективность управления в профессиональной среде.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИДЕЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В КИТАЕ
Аннотация
Изучение взглядов, идей и работ Ф.М. Достоевского (1821-1881) в Китае ХХ в. были сопряжены с множеством трудностей и велись не постоянно. В статье анализируются четыре исторических этапа восприятия идей писателя в Китае: знакомство с творчеством Достоевского; популяризация идей писателя; спад популярности исследований, посвященных Достоевскому; новый взгляд на изучение его работ и идей.