№ 2 (2016)
СТАТЬИ
СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА КНИГИ СТИХОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХVII-ХІХ ВВ
Аннотация
В статье рассматривается возникновение, формирование и развитие книги стихов как особой сверхтекстовой, метажанровой формы, опирающейся на определенный объединяющий принцип. Изменение этих принципов составляет историю становления книги стихов. В эпоху барокко С. Полоцкий составил «Вертоград многоцветный» в соответствии с представлениями о мироустройстве. В поэзии эпохи классицизма преобладал жанровый принцип композиции, позже сменившийся хронологическим. Заглавия стихотворных книг ХVIII - начала ХІХ вв. отразили рост индивидуального, частного в поэзии, что давало большую свободу авторам, в том числе и в структурировании своих книг. В ХІХ веке разные принципы объединения стихотворений свободно сочетались в пределах одной книги, строго не соблюдаясь. Первой собственно книгой стихов в русской поэзии являются «Сумерки» Е.А. Баратынского 1842 г. Cо второй половины ХІХ в. все большее распространение получает циклизация, и к рубежу веков книга стихов занимает ведущие позиции в жанровой системе русской поэзии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):7-14
7-14
СПЕЦИФИКА ЛЮБОВНОЙ ИНТРИГИ В РОМАНАХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Аннотация
В статье описываются особенности построения любовной интриги и ее роль в структуре сюжета романов «пятикнижия» как сложившейся поэтической системы. Любовная интрига никогда не является единственной основой фабульной конструкции, но дополняет сюжет идеи, и их согласование всегда представляет для писателя значительную проблему. Любовная интрига всегда драматична, до катастрофичности, но при этом герой или героиня одиноки в своем чувстве на протяжении большей части сюжетного времени, поэтому исключается развитие и психологического противостояния. Любовная интрига дискретна: представляет собой не столько линию, сколько ряд кульминационных сцен, при этом подробно изображается лишь одна решающая сцена двух героев наедине, т.е. наличествует некое подобие вершинной композиции. Строясь изначально на социально-бытовых мотивах - оппозиции блестящего и скандального браков, интрига в конечном счете не принимает социальных форм: она не ведет к браку или даже к совместной жизни героев, либо заканчиваясь разрывом, либо, в случае гармонического соединения персонажей, оставаясь за пределами пришедшего к финалу романного действия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):15-28
15-28
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТЫ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «А.В. ПЛ<ЕТНЕ>ВОЙ»
Аннотация
В статье представлен анализ стихотворения Тютчева с привлечением евангельских текстов, работ русских религиозных философов, произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.А. Фета, А.А. Майкова и самого поэта. Выявляются идейная позиция лирического субъекта и особенности образного мышления, что позволяет уточнить вопрос о месте поэта в литературном движении второй половины XIX столетия. Доказывается, что самосознание Тютчева, создавшего стихотворную адресацию, включает религиозную составляющую, участвующую в создании образов. В данном случае аргументируется предположение, согласно которому романтический канон творческого феномена с его идеалистической концепцией, сохраненный Тютчевым как верность традиции, дополнительно усилен характерными предпочтениями, выдающими в авторе близость «чистому искусству». Автор приходит к следующим выводам: 1) стихотворение «А.В. Пл<етне>вой» декларирует приверженность идеям позднеромантической школы; 2) образный строй миниатюры сформирован триадой «мировоззрение - творчество - человеческий идеал»; 3) смысловой доминантой послания является убежденность в значении веры для православного человека, а для художника - в искусство, вдохновленного духовной красотой; 4) религиозная составляющая мироощущения лирического субъекта, проецируясь на широкий литературный контекст, составляет оппозицию «неромантическим» вариантам мировидения и житейской философии бытия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):29-39
29-39
ПРОБЛЕМА АДРЕСАТА В ЦИКЛЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ«СТИХИ К ПУШКИНУ»
Аннотация
В статье выявляется специфика лирического диалога Марины Цветаевой с Пушкиным. Выдвигается гипотеза, что в поэтической коммуникации Цветаевой фактор адресации становится организующим фактором художественного сознания. Марина Цветаева развенчивает идеологический миф о Пушкине и предлагает свой мифологизированный образ поэта, главными признаками которого становятся свобода и «жизненность». Авторы доказывают, что в своей трактовке гения Цветаева точно следует пушкинскому представлению о поэте, т.е. создавая свой миф о Пушкине, Цветаева опиралась на миф о поэте, созданный Пушкиным, который включал в себя «стихийную жизненность». Такая коммуникативная стратегия, избранная Мариной Цветаевой, обусловливает жанровую специфику адресованных Пушкину стихотворений, причем Пушкин становится «провиденциальным» (имплицитным) адресатом, а эксплицированным адресатом становятся цветаевские современники, делающие из Пушкина икону.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):40-48
40-48
ЭКСПРЕССИОНИЗМ ПРОЗЫ Л. АНДРЕЕВА В КИНООТРАЖЕНИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается проблема кинематографического потенциала ряда произведений Л. Андреева, написанных в экспрессионистской стилистике. Писатель, интересовавшийся проблематикой взаимодействия театра, кино и литературного слова, подчеркивал важную роль кинематографа и предсказывал появление феномена киносценария в своей статье «Письма о театре» (1912-1913). Кроме того, активное сотрудничество с отечественными кинопроизводителями повлекло за собой влияние кинопоэтики на творчество Л. Андреева, что сделало многие его произведения удобными для многочисленных экранизаций. Хотя писатель при жизни создавал киносценарии исключительно по своим драматургическим произведениям, деятелей кино в большей мере привлекал именно прозаический материал - с его богатым арсеналом экспрессивных форм, находящих соответствующие стилевые параллели в кино. В статье анализируются киноадаптации андреевских произведений, интерпретируются механизмы интермедиальности, с помощью которых литературный материал переводится на экран.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):49-55
49-55
БУДДИЙСКИЕ КОННОТАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. ГАЗДАНОВА
Аннотация
В статье анализируется восприятие и интерпретация буддийских идей и образов в произведениях Г. Газданова - одного из наиболее известных писателей молодого поколения русского зарубежья. Основная черта газдановской прозы состоит в том, что буддийские идеи и образы в его произведениях рассматриваются в контексте западной культуры ХХ в. Газданов обращается к таким буддийским концептуальным понятиям, как Я, реинкарнация, карма, иллюзорность мира и др. Эти понятия представлены у него во множестве интерпретаций. Автор данной статьи рассматривает буддийские коннотации произведений Газданова в контексте его биографии и подчеркивает, что его буддийские идеи и образы носят прежде всего философский, а не религиозный характер. В России произведения Газданова стали широко известны только в 1990-е гг.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):56-68
56-68
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ РУБЕЖА XX-XXI вв.: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье дан анализ основных направлений современной российской поэзии. Автор исследует состояние поэтической среды рубежа XX-XXI вв., дает оценку наиболее значительным изменениям, произошедшим в поэтике этого периода. Делается вывод о распаде корпоративных связей между литераторами-современниками, об отсутствии отчетливо выраженных поэтических школ и групп. Факт распада объясняется процессами, характерными для искусства новейшего времени, зародившимися десятилетия тому назад. При этом в статье обосновывается предположение, что современную поэзию во многом обогащает усиление очень индивидуальных диалогических отношений с классиками-предшественниками, творившими прежде всего в начале ушедшего столетия. Приводятся положительные примеры такого диалога - «общения» в аспекте интертекстуальности. Интертекстуальность, по мнению автора, способствует самовыражению современных поэтов, решению многих творческих задач. Рассуждения и выводы автора статьи основываются на обращении к десяткам имен известных и малоизвестных поэтов, на внимании ко многим аналитическим публикациям последних лет.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):69-76
69-76
ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ И ЕГО ФУНКЦИИ(на примере алма-атинского локального текста)
Аннотация
В статье дается определение локального текста как научной категории, в частности даны научные разработки идеи ученых о локальном тексте. Раскрываются особенности локального текста в свете соотнесения его с теорией Пьера Нора о местах памяти, делается вывод о необходимости синкретизма краеведческого и литературоведческого дискурсов в исследовательской работе. В статье подробно изложены функции локального текста, значимые в формировании семиотического пространства города.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):77-84
77-84
ГЕНЕЗИС «МАГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ» Г. ГЕССЕ
Аннотация
Объектом изображения в романах Г. Гессе является «магическая действительность», представляющая реконструкцию «магического идеализма» Новалиса на новом смысловом уровне. «Магическим» писатель называл всеобъемлющую субъективизацию мира, т.е. воспроизведение в пластически зримых образах внутренних реалий, создающих пространство без времени. Вневременная «магическая действительность» Гессе является символическим воплощением законов бытия, так как именно в реалиях внутренней жизни раскрывается, по мнению писателя, ее сокровенный смысл. Романы Г. Гессе, освещенные буддистской идеей «озарения», вечного духовного роста и самосознания, представляют уникальную в литературе ХХ столетия недуальную модель мира, управляемого законом равновесия - «одно во всем и все в одном».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):85-92
85-92
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ГЕРОЕВ РОМАНА ДЖОНА ФАУЛЗА «МАГ»
Аннотация
В статье акцентируется внимание на идее театрализации художественного произведения в аспекте эстетики постмодернизма на примере романа Джона Фаулза «Маг». Подробно анализируется ролевой принцип поведения главных героев в плане раскрытия человеческой личности и психотипа поведения в различных жизненных ситуациях. Автор, опираясь на теорию Ю. Лотмана о театрализации в литературе, последовательно доказывает, что единственно правильное поведение персонажей романа - это особое игровое поведение человека в реальной жизни. Человеческая личность многомерна и может быть раскрыта через огромное количество масок и внутренних ролей. Материал статьи может быть интересен литературоведам, а также любителям творчества Д. Фаулза и литературы постмодернизма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):93-99
93-99
ТВОРЧЕСТВО ДЖОНА ФАУЛЗА КАК ПОИСК СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
Вопрос национальной самоидентификации Дж. Фаулза, его представлений об «английскости» и «британскости» является живым и актуальным в современном литературоведении. Исследователи изучают отдельные произведения писателя с точки зрения выражения в них национального кода [4; 5], проводят компаративные и сопоставительные аналогии, выявляя вслед за Фаулзом парадигму «английскости» в творчестве иных англоязычных писателей [7] или обращаясь по аналогии к обсуждению проблемы российской идентичности [1; 6]. Мы же избираем метод психологической рецепции национального кода, представленного как в теоретических эссе, так и в художественных произведениях Фаулза, и связываем национальную идею с процессом становления личности. Рассматривая произведения Дж. Фаулза сквозь призму отношения к Англии и англичанам, мы приходим к выводу, что одной из ведущих идей его творчества является утверждение свободы личности, противопоставленная в определенной степени национальной самоидентификации. Размышляя о «британскости» и «английскости», Фаулз в качестве субстанциональной черты национального английского характера выделяет стремление к справедливости. Вместе с тем он отмечает, что подобное стремление свойственно незрелому уровню психологического развития. В романах «Волхв», «Коллекционер», «Любовница французского лейтенанта» писатель ставит под сомнение объективность понятия «справедливость» и вместо него выдвигает понятие свободы личности. Фаулз говорит о внутренней личностной свободе как о принятии любых национальных особенностей и их преодолении в процессе личностного роста.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):100-109
100-109
МОТИВ ГРЕХОПАДЕНИЯ В КРОВАВОЙ ТРАГЕДИИ Т. МИДЛТОНА И У. РОУЛИ «ОБОРОТЕНЬ»
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению мотива грехопадения на примере образа главной героини ренессансной кровавой трагедии мести Т. Мидлтона и У. Роули «Оборотень» («The Changeling», 1622). В статье выявлены ключевые сцены драмы, помогающие понять неодномерность и аллюзивность образа главной героини. В контексте взаимоотношений героини с другими персонажами драмы автор выявляет и анализирует метаморфозы характера и этапы нравственного разложения Беатрисы-Джоанны. Приведены примеры использования приема обмана зрительских ожиданий. Автор рассматривает сцены из текста драмы, помогающие раскрыть мотивы двойничества и оборотничества, связанные с образом главной героини. Система персонажей пьесы Т. Мидлтона и У. Роули рассмотрена в контексте наиболее ярких драматургических произведений елизаветинской эпохи.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):110-118
110-118
АЙРЕНЫ НААПЕТА КУЧАКА НА ТЕМУ ЛЮБВИ В РУССКИХ ПЕРЕВОДАХ
Аннотация
В статье методом сопоставительного анализа исследуются стихотворения на тему любви средневекового армянского поэта в русских переводах. В ней представлены переводы В. Брюсова, В. Микушевича, В. Звягинцевой, дается их комплексный сопоставительный анализ, позволяющий определить, насколько поэзия Н. Кучака соответствует своим оригиналам. Анализ переводов позволил заключить, что русские поэты-переводчики смогли с предельной точностью приблизиться к смыслу, стилю поэта, а также передать его поэтическую индивидуальность, раскрыв при этом его внутренний и духовный мир.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):119-127
119-127
ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние телевизионного тематического направления трэвел-журналистики, проводится анализ страноведческих программ ведущих федеральных телеканалов. Кроме того, ставится проблема наполнения страноведческих программ научно-популярным содержанием, а также связанный с этим вопрос подготовки специализированных кадров на факультетах журналистики в вузах России, что будет способствовать более креативной реализации этого важного телевизионного направления.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):128-133
128-133
РИТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКОГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (1482-1563 гг.)
Аннотация
В статье на эмпирическом материале риторических речевых актов известного иерарха Русской церкви XVI в. Макария - митрополита московского анализируются признаки и определяются характерные черты устной публичной монологической речи как основной формы политического торжественного красноречия; анализируются средства речевой выразительности, присущие высокому стилю; выявляются особенности композиционного построения произведений ораторской прозы данного периода. Связь религиозного мировоззрения и государственной деятельности митрополита Макария наложила отпечаток на тематику и содержание его речей. Он утверждал теократический характер царской власти и необходимости союза власти с церковью. Несмотря на то, что древнерусские ораторы теорию красноречия, тематику и приемы оформления ораторских сочинений заимствовали из Византии, митрополит Макарий стремился по-своему осмысливать события, создавать свои традиции ораторского искусства, максимально приближая их к истории своего народа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):134-141
134-141
ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ВНЕШНЕЙ КОММУНИКАЦИИ В КИТАЕ
Аннотация
Китай, будучи ведущей страной региона, хочет быть одним из главных игроков в средствах массовой информации в первую очередь для поддержания собственного имиджа. Поэтому правительство страны решило, что Китаю просто необходимо заявить о себе во «внешнем мире» и лучше всего это сделать при помощи контролируемого властями пула средств массовой информации, а именно информационного агентства «Синьхуа», Международного радио Китая и телеканалов CCTV.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):142-150
142-150
НОВАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ МУЛЬТИВАРИАТИВНОГО МЕДИЙНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z
Аннотация
В статье на российском и японском опыте рассматриваются причины падения тиражей онлайн-изданий и анализируются последствия резкого увеличения спроса на планшетные компьютеры, ставшие самой быстрорастущей категорией персональной электроники и вытесняющие ридеры и электронные книги. Рассматривается «повестка дня» печатных изданий, продолжающих публиковать материалы о событиях в местной жизни: в российской провинции центральную прессу не читают, полагая, что она слишком далека от народа. В материале содержится прогноз: сможет ли Интернет занять нишу, где традиционно находятся газеты, удастся ли ему полностью заменить функцию печатных СМИ.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):151-163
151-163
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕССЕ ВЬЕТНАМА
Аннотация
Развитие Интернета во Вьетнаме принесло изменения во все аспекты общественной жизни страны. Особо важную и неоспоримую роль в этих изменениях играют интернет-газеты Вьетнама, которые в последнее время развиваются быстро и становятся важным источником информации для населения. В статье рассматривается информационная политика в подаче политических новостей двух крупнейших интернет-газет Вьетнама: «Вьетнамнэт» (Vietnamnet) и «Вээнэкспресс» (VnExpress). Особое внимание уделяется изучению кейса конфликта на Южно-Китайском море. Главным методом изучения является контент-анализ. Анализируется роль вьетнамской интернет-прессы в информировании событий конфликта во всех его этапах и деталях, взгляды вьетнамских и зарубежных журналистов и специалистов о политике «многопунктирной линии» Китая на Южно-Китайском море, о позиции таких мировых держав, как Россия и США в поиске решения проблемы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):164-171
164-171
НОВАЯ КНИГА О ВОЛОШИНЕРецензия на книгу: Пинаев С.М. Поэт ритма вечности. Пути земные и духовные возношения Максимилиана Волошина. М.: Азбуковник, 2015. 800 с
Аннотация
Рецензия посвящена анализу книги известного российского исследователя творчества Максимилиана Волошина профессора С.М. Пинаева. В ней отмечен итоговый характер труда, в котором синтезировались различные исследовательские дискурсы, в частности биография великого поэта, анализ творчества и мировоззрения. В книге в контексте культуры Серебряного века раскрывается незаурядность его поэтического таланта, его вклад в сокровищницу русской и мировой поэзии. Исследователь стремится раскрыть значение Волошина в споре с теми исследователями, которые в различные времена давали недостаточно полную и объективную оценку творчества поэта.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):172-178
172-178
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(2):179-181
179-181