Том 28, № 4 (2023): Медиа и кризис – реверс парадигмы в новой реальности?

ОТ РЕДАКЦИИ

Конфликты и медиа: реверсивные парадигмы в новой реальности? Открывая новые междисциплинарные подходы к исследованиям

Вартанова Е.Л., Шилина М.Г.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):635-648
pages 635-648 views

Литературоведение

Роль словесной живописи в романе Леонида Леонова «Русский лес»

Ши Л., Минералова И.Г.

Аннотация

Л.М. Леонов мечтал стать художником и талант живописца воплотился в его прозе. Написанные им пейзажи, портреты, портреты на фоне леса в традиции, например, М.В. Нестерова играют важную роль во внутренней форме его произведений. Показателен в этом отношении роман «Русский лес». Цель исследования - объяснить функции живописных аллюзий и экфрасисов в данном романе. Для этого были определены наиболее часто встречающиеся аллюзии и экфрасисы полотен русских художников, популярных в пору, когда Л.М. Леонов обучался живописи, и впоследствии парафразированных в романе; объяснены функции узнаваемых картин мастеров изобразительного искусства в словесной живописи; аргументирована особенная роль живописных экфрасисов в формировании жанровой многосоставности романа. В результате уточняются некоторые существенные черты индивидуального стиля писателя в исследуемом произведении: особенное внимание прозаика к описательной составляющей дает возможность утверждать, что его обращение к аналогиям с изобразительным искусством является преднамеренным, поскольку способствует созданию не просто научно-производственного или абстрактно-философского романа, а выстраивает целый ряд жанровых линий, которые подкрепляются узнаваемой живописной визуализацией, с одной стороны, а с другой - формируют глубокий социально-психологический и лирический план произведения. Сравнение конкретных живописных полотен, преобразованных в экфрасис в прозе, предоставляет ученым богатый материал для выводов о синтезе живописи и прозы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):649-662
pages 649-662 views

Жанр баллады и его трансформация в песне А. Галича «Королева материка»

Марков А.В., Голубков М.М.

Аннотация

Цель исследования - проследить функционирование баллады как синтетического жанра в песенной поэзии А. Галича. Использовались сравнительно-исторический, герменевтический методы, а также подходы, разработанные для изучения синтетического текста. Установлено, что повествовательные стратегии характерны для звучащей поэзии именно в сочетании с лиризмом переживаний героя песенного текста, что обуславливает продуктивность балладной формы. Показано, что А. Галич в тексте «Королева материка» опирается именно на романтическую поэтическую традицию, однако привносит и реалистические элементы, что в целом соответствует тенденциям развития и трансформации жанра, наметившимся еще в XIX в. Двойная мотивировка фантастического, не характерная для традиционной баллады, отсылает к аналогичному приему в магической прозе. Нарушаются и другие законы жанра: мистическое лишается конкретизации, текст имеет явные публицистические черты, лексика варьируется от возвышенной до резко сниженной, бытовой уровень повествования контрастирует с метафизическим слоем рассуждений. Сделан вывод, что реалистическая составляющая формирует эпическое содержание баллады, в то время как романтическая, связанная с иррациональным, выводит размышления А. Галича на онтологический уровень и сообщает произведению подчеркнутый лиризм.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):663-670
pages 663-670 views

Функции буддийских практик в творчестве Л.А. Юзефовича

Дубаков Л.В.

Аннотация

Цель исследования - выяснить особенности и функции обращения Л.А. Юзефовича к буддийским религиозным практикам в книге «Самодержец пустыни. Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил», романе «Князь ветра», рассказе «Убийца» и стихотворении «Бурхан». Указанная тема ранее не попадала в центр внимания отечественного литературоведения, что обуславливает научную новизну данного исследования. Осмысляются буддийские практики в творчестве Юзефовича в рамках концепции «буддийского текста» современной литературы. Результаты показали, что писатель использует практику визуализации докшита, или буддийского защитника, появляющуюся в сюжете, как один из способов характеристики персонажей, внешне совпадающих с пугающим божеством, но внутренне расходящихся с ним с точки зрения мотивации. Буддийская медитация на нечистое выявляет проблему противоположности творческой и религиозной интенций: герой романа «Князь ветра» выбирает путь аскезы, закрывая для себя возможность литературного созидания, так как по своей сути оно умножает сансарические образы. Медитация, связанная с фигурой бодхисаттвы сострадания, позволяет писателю обозначить в произведениях трансцендентную реальность, просветляющую пейзаж и преображающую страдающий мир, вносящую гармонию в сюжет жизненной трагедии и катастрофы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):671-678
pages 671-678 views

Рецепция «С того берега» А.И. Герцена в Китае: проблемы и перспективы

Цзи П.

Аннотация

Рассматривается история рецепции сборника эссе Герцена «С того берега» в Китае с начала ХХ в. по настоящее время. Цели исследования: 1) определить время, предпосылки и способ ранней рецепции «С того берега» в Китае; 2) проанализировать различные акценты и факторы, которые влияли на рецепцию этого произведения в Китае в разные периоды времени; 3) выявить проблемы, причины и перспективы процесса переосмысления герценовских идей китайской читательской публикой. Актуальность темы обусловлена необходимостью разъяснения особенностей восприятия творчества Герцена в Китае, особенно в контексте новых тенденций в китайско-русском межцивилизационном диалоге. Изучен процесс рецепции «С того берега» в Китае в аспекте перевода и в свете социокультурных трансформаций, происходивших в Китае с конца правления династии Цин до наших дней. Отмечено, что в истории герценоведения в Китае наблюдаются периоды неоднородного развития (с подъемами, падениями и даже забвением), что обусловлено как историческими изменениями в китайском обществе, так и международной обстановкой. Освещен важный для современного герценоведения круг вопросов: основы интереса китайских интеллектуалов к книге «С того берега» в начале XX в.; главные направления исследований китайских ученых об этом сборнике политических эссе; причины и последствия долгого забвения книги «С того берега» в китайской академической среде с конца 1960-х гг. до настоящего времени; предпосылки возращения творчества Герцена в поле зрения китайских ученых в XXI в.; новые открытия герценоведов, обогатившие культуру Китая. Данная работа будет полезна для дальнейшего изучения механизмов китайско-российского литературного и культурного диалога, а также для понимания влияния русской классической литературы на китайскую.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):679-692
pages 679-692 views

Традиции Владимира Маяковского-драматурга в творчестве Мэн Цзинхуэя

Лю Ц., Монисова И.В.

Аннотация

Цель исследования - выявление влияния театрально-драматургических традиций В. Маяковского на творчество современного китайского режиссера-авангардиста и драматурга Мэн Цзинхуэя. К анализу привлекается материал трех постановок в Китае (2000-2017 гг.) пьесы-ремейка «Клоп» Мэн Цзинхуэя, отражающих как схожее для двух авторов стремление к театральным инновациям и понимание природы театра, так и разницу их мировоззрений и эстетических подходов. Изучено направление модернизации русского претекста в китайской версии, показано влияние театральных принципов Вс. Мейерхольда на творчество Мэн Цзинхуэя как режиссера, отмечено стилевое своеобразие текстовой интерпретации и постановок «Клопа», их место в контексте современной авангардно-экспериментальной драмы и театра в Китае. Попутно прослеживаются этапы распространения и особенности рецепции драматургии Маяковского в Китае. Сделан вывод о том, что Мэн Цзинхуэй ориентируется на Маяковского в целом ряде формальных приемов, в общей сатирической направленности текста и постановок ремейка, однако переосмысливает и деконструирует базовые идеи русского драматурга, создавая в своей пьесе-ремейке иную временную и национально-культурную локацию. Диалог и полемика с Маяковским ложатся в основу во многом оригинального творчества современного художника слова и сцены.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):693-703
pages 693-703 views

Стихотворение В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы...» в китайской рецепции

Лю Ч., Кузьмищева Н.М.

Аннотация

На рубеже XX-XXI вв. в Китае углубляется и расширяется постижение модернистских направлений русского Серебряного века. Восприятие футуризма подвергается научному и творческому переосмыслению. Увеличивается число представителей русского футуристического течения, заслуживающих внимания китайских специалистов в переводческой, научно-исследовательской, критической деятельности. Цель исследования - изучение рецепции творчества В. Хлебникова с учетом постижения футуристической эстетики и его поэтической теории - определяет проблематику современных китайских трудов по русскому футуризму. Рассматривается теоретическая и практическая рецепции произведений В. Хлебникова в Китае, анализируется восприятие творчества В. Хлебникова двумя китайскими специалистами - Ван Цзунху (главным знатоком теории заумного языка) и Чжэн Тиу (главным переводчиком творчества поэта в Китае). Выявлена степень адекватности восприятия языковых экспериментов поэта на примере сравнительного анализа переводов стихотворения «Бобэоби пелись губы…» на китайский язык. Открытию В. Хлебникова как теоретика и основоположника русского футуризма китайский читатель обязан мастерству исследователей и переводчиков.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):704-711
pages 704-711 views

Историческая личность в игре Fate/Grand Order: адаптация образа Анастасии Романовой

Йосуганди Э.М., Капризма Х.

Аннотация

С течением времени людям свойственно забывать о событиях и героях прошлого. Художественная литература, кинематограф и видеоигры часто адаптируют образы реальных исторических персонажей. Адаптация - хороший способ сохранить историю для будущих поколений, но иногда она становится частью художественной истории. Одним из примеров успешной адаптации исторического персонажа является игра Fate/ Grand Order, выпущенная японской компанией Type-Moon в 2015 г. Ее сюжет опирается на оригинальную историю и часто включает в себя исторические или фольклорные персонажи (Жанна д’Арк, Король Артур и др.). Одним из таких персонажей является Анастасия Романова, младшая дочь последнего российского императора. Цель исследования - изучение адаптации образа Анастасии Романовой в игре Fate/Grand Order. Использовались теория адаптации Линды Хатчеон и сравнительно-сопоставительный метод, в соответствии с которым иллюстрации, «скиллы» и визуальный крафт Fate/Grand Order сопоставлялись c подлинными фотографиями и фактами биографии настоящей Анастасии Романовой. Показано, что образ Анастасии Романовой в Fate/Grand Order действительно является адаптацией реального персонажа русской истории, однако внешность персонажа этой игры подвергается некоторой модификации в связи с традициями японской популярной культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):712-723
pages 712-723 views

Журналистика

Медиаконфликтология как область исследований: выработка теоретических подходов

Вартанова Е.Л., Дунас Д.В.

Аннотация

Рассматриваются основные подходы к медиаконфликтологии в исследованиях, изучающих взаимосвязи и взаимодействия медиа и конфликта, и предпринимается попытка «теоретического картирования» медиаконфликтологии как области знания. Определены концептуальные блоки медиаконфликтологии как целостного поля исследований и предложена ее структура. Так, медиаконфликтология как формирующаяся область исследований включает изучение групп, вовлеченных в медиаконфликт, в том числе различных интернет-сообществ и других субъектов медиакоммуникации; стадий конфликта, представленных в СМИ, и влияния медиакоммуникации на «жизненный цикл» конфликта; совокупности причин медиарепрезентации конфликта, включая политические, идеологические и этнокультурные факторы; анализ внешнего контекста репрезентации конфликта в СМИ, в том числе национальной медиасистемы, политики и регулирования СМИ, коммуникативной культуры общества, а также аксиологического аспекта конфликта. Ключевой особенностью медиаконфликтологии является то, что, в отличие от конфликтологии, в центре академического внимания находятся медиарепрезентации и медиаэффекты конфликтов, а не сами конфликты.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):724-733
pages 724-733 views

Цифровая коммуникативная капитализация в эпоху платформ и коммуникационного изобилия

Гавра Д.П., Декалов В.В.

Аннотация

Рассматривается модель цифровой коммуникативной капитализации как важнейший социально-экономический процесс эпохи коммуникационного изобилия. Люди и организации позиционируются как инвесторы, действующие на различных рынках цифрового внимания. Основная гипотеза: инвесторы обладают разными способностями к осознанию и использованию в своих интересах возможностей, которые предлагают им рынки внимания с точки зрения накопления и преумножения капитала. Исследование проведено с опорой на устоявшиеся представления о различных формах капитала, введенные П. Бурдье, а также на связанные с ними понятия нематериального капитала, разработанные в широком спектре научных работ по цифровизации и критической теории интернета. Основываясь на этих понятиях, подчеркивается отсутствие прозрачности в процессах преобразования цифровых отражений капиталов в их реальные формы и предлагаются новые термины - цифровой коммуникативный капитал и двойная эксплуатация внимания. Последний термин подчеркивает новые уровни цифрового неравенства, где результаты цифрового труда захватываются и монетизируются. Анализ потенциальной разработки всей модели цифровой коммуникативной капитализации и намеченные эмпирические перспективы ее применения составляют особую ценность исследования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):734-740
pages 734-740 views

Биометрия в онлайн-СМИ: антикризисная смена парадигмы

Шилина А.Г.

Аннотация

Интернет-СМИ в настоящее время борются с кризисом, обусловленным распространением дезинформации и снижением доверия к медиа. Цель исследования - рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются цифровые медиа, и предложить применение биометрических технологий в качестве потенциального решения. Биометрия как передовая технология - это сложный процесс количественной и статистической оценки уникальных физических и поведенческих характеристик, отличающих людей друг от друга. Ее многогранный потенциал простирается далеко за пределы идентификации. Установлено, что биометрия легко справляется с задачами проверки личности, аутентификации контента и борьбы с вредоносными действиями, такими как боты и атаки Сивиллы. Кроме того, с ее помощью можно персонализировать пользовательский опыт, предоставляя уникальные преимущества для решения насущных проблем, стоящих перед онлайн-медиа сегодня. Использование этих возможностей делает биометрию уникальным и многообещающим средством не только для восстановления доверия, но и для борьбы с проблемой дезинформации, в конечном итоге способствуя созданию безопасной и устойчивой экосистемы онлайн-медиа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):741-748
pages 741-748 views

Модели и методы управляемой трансгрессии медиа в условиях кризиса

Зыков С.В., Бабкин Э.А., Улитин Б.И.

Аннотация

Создание медиаобъектов - сложный процесс, предполагающий принятие непростых решений. В таких условиях неизбежно возрастает риск медийных кризисов, например неадекватного восприятия читателем информации, выпускаемой различными медиа. Во избежание таких кризисов необходимо учитывать все возможные факторы, как количественные, так и качественные, характеризующие медиаобъекты и медиа в целом, а также точные методы оценки. В исследовании рассмотрен новый подход к принятию решений на основе иерархии междисциплинарных критериев, учитывающий концепцию кризисологии, который поможет в контролируемой трансгрессии медиаобъектов в кризисных ситуациях. Представлен программный прототип поддержки принятия решений, основанный на механизмах онтологий с возможностями динамической адаптации пользовательских интерфейсов. Установлено, что предлагаемый метод является универсальным и может применяться для оценки различных видов медиаобъектов, снижая вероятность возникновения кризисных ситуаций (в тои числе вызванных некорректной оценкой достоверности информации).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):749-756
pages 749-756 views

Журналистика и искусственный интеллект: реверс парадигмы взаимодействия человека и машины. Картирование новой сферы критических исследований медиа

Шилина М.Г., Волкова И.И., Бомбин А.Ю., Смирнова А.А.

Аннотация

В исследовании впервые предпринята попытка обозначить базовые концептуальные параметры журналистики, опосредованной искусственным интеллектом (ИИ). Изучены технологические изменения и коммуникативные трансформации в этой области, которые влияют на социум и социальные перемены. Выявлен кризис человеко-машинного взаимодействия в журналистике, опосредованной искусственным интеллектом, который априори заложен в сущность процесса обработки информации алгоритмами. Парадигмы обеих журналистик - классической и опосредованной искусственным интеллектом - основаны на человеко ориентированном подходе, однако ИИ-парадигма реверсивна. Журналистика предполагает передачу личных взглядов и опыта через фильтр памяти. Алгоритмы функционируют без учета нюансов личной и социальной памяти, тем самым разрушая основные принципы журналистской профессии. Утрата подлинной, «аналоговой» памяти журналистами и их аудиториями и специфика цифровой «памяти» алгоритмов ставят под угрозу фундаментальную социальную роль журналистики в поддержании общественного порядка. Переосмысливая феномен ИИ как коммуникацию человека и машины, человека и алгоритмов, авторы предлагают ввести термин «журналистика коммуникативного искусственного интеллекта». На базовом технологическом уровне термин основан на различных формах автоматизации и встроен в цифровые инфраструктуры; на социетальном уровне - предназначен для центральной цели журналистики и вплетен в человеческие практики. Оба уровня обратимы. Предложенный термин мог бы служить обобщающим, зонтичным для совокупности журналистской деятельности, основанной на искусственном интеллекте. Термин устраняет противоречия не только в человеко-машинном общении, но и проясняет суть применения ИИ в журналистике, исследованиях медиа и для пользователей. Появление и расширение медийных практик, основанных на ИИ, предполагает появление иных кризисных концептуальных противоречий. Обозначенные реалии провоцируют формирование новых областей исследований медиа и в частности возникновение критических исследований медиа, опосредованных искусственным интеллектом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):757-768
pages 757-768 views

Кризис политической коммуникации: есть ли эффект умалчивания в российских медиа?

Долгова Ю.И., Гуленко П.В.

Аннотация

Исследуется повестка дня телеканалов «большой тройки» и популярных онлайн-медиа в период перед президентскими выборами 2018 г. В условиях предвыборной кампании значение качественного информирования значительно возрастает. Изучены повестка дня выбранных медиа, освещение предвыборной кампании, а также возможный «эффект умалчивания». Предлагается уникальная методика сравнения контента вечерних телевизионных новостей и онлайн-медиа, а также концептуализируется понятие «эффект умалчивания». Онлайн-медиа часто воспринимаются как более качественные и полноценные источники информации, однако исследование показало, что сообщения о выборах в интернете появлялись в меньшем количестве и нерегулярно. Анализ подтвердил, что телевидение в России, прежде всего, выступало в качестве помощника правительства, направляя его усилия на информирование граждан о деятельности властей и их социально значимых инициативах. Именно телевидение лучше освещало предвыборную кампанию. Онлайн-медиа уделяли больше внимание скандальным новостям, пытались критиковать власть, однако упускали из внимания важные социальные темы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):769-779
pages 769-779 views

Визуальные аспекты сетевой политической коммуникации Беларуси в период политического кризиса 2020 г.

Зуйкина К.Л.

Аннотация

Представлено эмпирическое исследование визуальной политической коммуникации в Telegram-каналах во время политического кризиса в Беларуси в 2020 г. Метод качественного и количественного контент-анализа применялся к 625 изображениям и видео, полученным из конкурирующих белорусских Telegram-каналов в течение двух недель до и после дня выборов 9 августа 2020 г. Определены общие характеристики визуальной политической коммуникации в белорусском секторе Telegram. Установлено, как противоборствующие политические силы использовали визуальный контент в анализируемый период. Проправительственные каналы придерживались ценностно ориентированного подхода, привлекая визуальные средства для трансляции белорусских ценностей и символов государственной власти. В их визуальном контенте задействовались известные общественные и политические деятели. Визуальный контент оппозиционных каналов служил обличению власти и ее сторонников, а также мобилизации оппозиционно настроенных пользователей Telegram. Они использовали большее разнообразие визуальных форм, опираясь в основном на пользовательский контент, например прямые репортажи с мест протестов. Визуальные образы с протестующими толпами, жертвами и символами оппозиции нацеливались на то, чтобы вызвать чувство причастности: они должны были стать триггерами для перехода от онлайн-активизма к реальным оффлайн-протестам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):780-789
pages 780-789 views

Политический кризис vs. кризис медиа: специфика генезиса венгерской прессы периода Габсбургов в XVIII в.

Пынина Т.Ю.

Аннотация

Исследуется начальный период венгерской прессы: от появления в 1703 г. первой венгерской газеты Mercurius Hungaricus, связанной с антигабсбургской освободительной войной во главе с Ференцем Ракоши II, до начала издания в 1780 г. первой венгероязычной газеты. Особенность данного периода заключается в том, что периодика выходила на латыни и немецком языке. Актуальность исследования состоит в анализе исторического опыта генезиса медиа в политической системе многонационального государства, рассмотрении специфики формирования национальной прессы, имевшей свою политическую позицию, в условиях подчиненного положения Венгрии в монархии Габсбургов, что изначально закладывало кризисные аспекты ее самостоятельного развития. Рассмотрены ситуация в европейской периодике, исторический и политический контексты Габсбургской монархии в ХVIII в., в условиях противостояния которой на латинском и позже на немецком языках зарождалась венгерская печать. В текущих реалиях глобального мира и цифрового общества представляется целесообразным обращение к историческому опыту контрпропаганды, который прослеживается в противостоянии венгерской газеты Mercurius Veridicus ex Hungaria изданию монаршего двора - венской Wienerisches Diarium, а также к анализу информационной войны в монархии Габсбургов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):790-799
pages 790-799 views

Эмоциогенная и конфликтогенная коммуникация в гибридной медиасреде

Степанов В.Н.

Аннотация

Исследование посвящено феномену эмоциогенной и конфликтогенной коммуникации. В качестве объекта выбрана информация прагматическая, в основе которой лежит намерение подразумевания, скрытое намерение адресанта. Предметом стали особые, провокативные, речевые жанры как инструменты представления прагматической информации, их система и типология. Провокативный дискурс рассматривается как особая разновидность интенционального дискурса, а под провоцированием понимается заражение собеседника реальным или мнимым (умело имитируемым) интенциональным состоянием говорящего. Провоцирование, таким образом, представляет собой типичный пример эмоционального заражения, эмоциогенности. Материалом для анализа послужили тексты массовой коммуникации, корпус исследования составили заголовки рекламных текстов прямой рассылки. Выделены две базовые провокативные жанровые стратегии - признания и заботы, в состав каждой из которых входят на правах опознаваемых элементов (как элементарные) провокативные жанры признания, представления, сентенции, демонстратива, жалобы, совета, нотации, укора, провокативного вопроса, професемы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):800-808
pages 800-808 views

VR в продвижении территории в условиях «новой нормальности»: эмпирические и исследовательские подходы во времена кризиса

Вирт Ю., Шилина М.Г., Сокн М., Преображенский Л.П.

Аннотация

В условиях «новой нормальности» наиболее востребованными инструментами продвижения территорий являются цифровые и иммерсивные инструменты, в том числе виртуальной реальности. В исследовании проанализированы теоретические и эмпирические подходы проектов виртуальной реальности в Швейцарии и России, туриндустрии которых находятся на различных полюсах индустриального ландшафта в 2023 г. Распространяющийся ценностно ориентированный качественный подход в англои франкоязычном научном дискурсе по VR-продвижению территорий связан с культурным наследием и устойчивым потреблением, что является новым для России. Анализ полуструктурированных интервью с менеджерами VR-проектов также выявил различия. В Швейцарии VR-проекты более сложны и используются для территориального и корпоративного продвижения, несмотря на экономическую, а не ценностно ориентированную мотивацию. В России VR рассматривается как следующий этап эволюции туристического отдыха и инструмент рекламы достопримечательностей. Идеи VR-туров связаны с прошлым, историческим и культурным наследием. Лучшие VR-проекты демонстрируют возможность сочетания визитов на места, виртуальной реальности и продвижения идей устойчивого развития. VR-проект в данном случае является инструментом сохранения образов и брендов территорий, вовлечения аудитории в активное устойчивое потребление.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):809-817
pages 809-817 views

Повышение медиаграмотности в Индонезии при поддержке международных организаций

Хусин Ч.Ф., Поплавская Н.В.

Аннотация

С развитием социальных медиа и легкостью распространения информации фейковые новости становятся серьезной проблемой. В мире широко изучается роль медиаграмотности как антидота дезинформации. В связи с этим международные организации, такие как ЮНЕСКО и АСЕАН, помогают азиатским странам бороться с фейками, создавая условия для повышения уровня медиаграмотности. Исследование посвящено изучению работ этих организаций в Индонезии. Применялись качественные методы анализа. Сравнение двух подходов позволило сформулировать рекомендации по оптимизации работы в сфере повышения медиаграмотности для других азиатских стран. Полученные результаты показали, что ЮНЕСКО и АСЕАН эффективно взаимодействуют с целевыми группами в Индонезии. ЮНЕСКО ведет активную работу по повышению уровня критического мышления у населения и взаимодействию с местными медиакомпаниями, АСЕАН фокусируется на региональном сотрудничестве и разработке комплексных образовательных программ. В целом для повышения уровня медиаграмотности населения в азиатском регионе необходим системный и многосторонний подход, который включает новые образовательные программы, усиление правового регулирования в области распространения ложной информации, взаимодействия в этом направлении государства, медиакомпаний и общественности, развитие критического мышления у населения и повышение активности международных организаций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):818-829
pages 818-829 views

Моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен

Ефанов А.А., Пугачев М.А.

Аннотация

Рассматривается моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен. Применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: моделирование, кейс-стади, полуструктурированные экспертные интервью. Результаты проведенного исследования подтвердили, что телевизионная индустрия обладает медиаобразовательным потенциалом и использует его в своей профессиональной деятельности. Выделены три модели медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии (МПТИ), обусловленные дифференцированными профессиональными целями: МПТИ в медиаподготовке профессионалов; МПТИ в повышении квалификации профессионалов; МПТИ в повышении медиаграмотности широкой аудитории. Реализация медиаобразовательного потенциала наблюдается как в федеральном, так и региональном сегментах телевизионной индустрии, независимо от форм собственности медиакомпаний. При этом зафиксированы разные формы использования медиаобразовательного потенциала со стороны телевизионной индустрии, проявляющиеся не только во взаимодействии с университетами, но и в автономизации собственных медиаобразовательных практик.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):830-841
pages 830-841 views

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Медиа будущего и будущие конфликты: каких изменений ждать с развитием технологий искусственного интеллекта: интервью с профессором Кетаном Котеча

Булгарова Б.А., Котеча К.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):842-844
pages 842-844 views

ОБЗОРЫ

Актуальность Германа Гессе: системный обзор различных точек зрения

Хосе Э., Грейс Б.В., Хосе Д., Уилсон Д.Д.

Аннотация

В первые десятилетия XX в. у многих европейских интеллектуалов развивалась негативная реакция на современность. Герман Гессе знал о моральных и социальных трудностях, преследующих Европу, и затрагивал эти проблемы в своих произведениях. Книги немецкого писателя и сегодня широко читаемы, а духовные странствия его героев в поисках себя, привлекают к себе внимание молодых людей по всему миру. Цель исследования - выявить актуальность Гессе путем анализа историографии научных работ о нем и выявления значимости различных взглядов на него, представить перспективы для будущих изысканий в области гуманитарных наук и исследований природы памяти. Применялся системный анализ сотни исследований о Гессе из журналов, индексируемых в Web of Science. Установлено, что литературный мир Гессе, включающий романы, стихотворения и автобиографические размышления, глубже и обширнее того, что раскрыто к настоящему времени.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):845-858
pages 845-858 views

РЕЦЕНЗИИ

«Теория вероятности», или Как реконструировать подлинную биографию: рецензия на книгу: Соколов Б.В. «Белый был - красным стал». Советские писатели в рядах белогвардейцев. М.: Вече, 2023. 384 с.

Коваленко А.Г., Ху Ц.

Аннотация

Дается оценка книге литературоведа и историка профессора Б.В. Соколова, посвященная судьбам советских писателей, связавших себя с белым движением. В рецензируемой работе предпринята попытка осветить малоизвестные ранее эпизоды участия литераторов в Гражданской войне, которые вынуждены были до поры скрывать отдельные страницы своего прошлого. Обнаружено, что восстановление подлинных биографий сталкивается с трудностями методологического характера.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(4):859-865
pages 859-865 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах