Том 24, № 3 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 24
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1258
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3
Весь выпуск
Литературоведение
Традиции Н.В. Гоголя в прозе С.А. Клычкова
Аннотация
В статье рассматриваются традиции Н.В. Гоголя в прозе С.А. Клычкова. Отсутствие обобщающих трудов, рассматривающих творчество новокрестьянских писателей в контексте традиций русской классики, определяет актуальность темы. Цель работы - выявить и проанализировать общие образы и мотивы в прозе Гоголя и Клычкова. Задача исследования - выяснить, чем обусловлены творческие переклички этих писателей. В творчестве Н.В. Гоголя и С.А. Клычкова обнаруживается общий мотив богатырства и русской силы, общий образ тройки как олицетворение судьбы родины. Но в романе С.А. Клычкова «Сахарный немец», события которого происходят в Первую мировую войну, мотив богатырства трансформируется в мотив гибели русского народа-богатыря, а птицатройка Гоголя превращается в «последнюю тройку». Железная «немецкая цивилизация» не только губит природную утопию, но и нравственно калечит человека, делает его слугой дьявола. Образ «обманного города», которым управляет дьявол, в прозе С.А. Клычкова проецируется на «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. В «Сахарном немце» возникают сюжетные переклички с «Невским проспектом». Материалом для сопоставления является и тема взаимоотношений человека и черта в творчестве Гоголя и Клычкова. Мировидение Клычкова пессимистично: в «последние времена» человек не может противиться дьявольским искушениям, «князь мира» всесилен, появляется мотив Богооставленности. В мире Гоголя власть черта имеет временные границы, победителем остается Бог, который является высшим судией. Результаты исследования свидетельствуют, что в прозе С.А. Клычкова присутствуют типологические схождения с творчеством Н.В. Гоголя, обусловленные концептуальными представлениями о русском национальном характере, судьбе народа и России, а также осознанная ориентация на поэтику Гоголя.
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: специфика вопроса о культурном герое
Аннотация
В статье ставится вопрос о культурных ориентирах героев романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Как известно, сюжет произведения происходит на сломе эпох, и для некоторых героев это становится стимулом к размышлениям об их культурном самоопределении. Их действия и модель поведения напрямую связаны с отношением к культурной действительности, описанной в произведении, а иногда даже направлены на ее трансформацию практическими, революционными методами. Определенная катализирующая роль по отношению к культуре является одним из критериев культурного героя. В этом аспекте проведен сравнительный анализ позиций Б.Л. Пастернака и А.А. Блока по отношению к революционным событиям 1917 года, их отражения в «Докторе Живаго» и поэме «Двенадцать». Исследован образ Юрия Живаго с точки зрения типа культурного героя - Подвижника. Дана характеристика образу Антипова (Стрельникова) как представителя типа культурного героя - Конкистадора. Установлено, что в основе подвижнической культурной позиции Живаго лежит верность вневременным идеалам, представление об эстетическом потенциале Личности в отношении действительности, тогда как действия Антипова (Стрельникова) направлены в сторону подавления индивидуального начала человека и в силу этого лишены подлинной созидательной составляющей, питающей культуру человечества.
Русский исторический роман по-новому: «Тобол» Алексея Иванова
Аннотация
В статье ставится цель выяснить глубинные художественные смыслы романа А. Иванова «Тобол», показать оригинальность и значимость его структуры, видоизменяющей во многом жанр исторического романа. Об этом свидетельствует ощутимая ориентация автора на возможное преобразование романа в формы киноискусства - акцентированная визуальность образных составляющих романа (пейзажей, архитектурных зарисовок, картин быта) и, главное, захватывающий драматизм в развитии сюжета, во всех его линиях, с мощной энергетикой действий и диалогов героев (трагический конфликт сибирского губернатора Гагарина и царя Петра, столкновение Ремезова и Гагарина, борьба раскольников, сопротивление вогулов при их обращении в христианство, война с джунгарами). В статье проводится мысль, что сибирская реальность эпохи Петра I рассматривается писателем под очень глубоким углом зрения: Сибирь, со множеством населяющих ее идентичностей, национальных и социально-исторических (язычниковвогулов, кочевников-джунгаров, казаков и др.), с их неизбежной борьбой, видится «ключом к России», к пониманию многосложности ее исторической судьбы. Существенной представляется также задача обратить внимание на соединение в романе форм реалистического повествования с магией чудесного, фантастического (в образах языческого взгляда на мир многих персонажей), сближающее творчество А. Иванова с современным магическим реализмом в литературе.
Театрализация в постмодернистском романе «Квест» Б. Акунина
Аннотация
В статье рассматриваются такие постмодернистские свойства детективного романа «Квест» Б. Акунина, как «эпистемологическое и онтологическое сомнение» в картине мира и открытость нарратива. Анализируются аспекты театрализации в тексте романа: масочный миропорядок, театральная условность эпизодов, театральные аллюзии и т.п. Выясняется функционирование игры с читателем, являющееся ярким примером акунинской стратегии игры. Доказывается, что театрализация в данном произведении тесно связана с постмодернистской эстетикой и занимает важное место в поэтике «Квеста».
Роман М. Петросян «Дом, в котором...» в контексте литературной традиции магического реализма
Аннотация
В статье дан развернутый анализ формально-содержательных компонентов романа Мариам Петросян «Дом, в котором…», вызвавшего после публикации в 2009 году чрезвычайно разнонаправленную критику. Большое внимание в статье уделяется художественному своеобразию романа, обосновывается его принадлежность к ряду произведений, написанных методом магического реализма. Приводится обзор работ, посвященных теоретическим аспектам самого метода магического реализма. Статья строится на соотнесении «странной», по мнению исследователей, поэтики писательницы с особенностями названного метода со спецификой «магического языка», учитываются критические отзывы о романе. Рассмотрение своеобразия сюжета, композиции, конфликта, представленных характеров позволяет отнести творчество М. Петросян к указанной литературной традиции.
Феномен билингвизма в современной карачаево-балкарской поэзии
Аннотация
В статье рассматривается феномен билингвизма в современной карачаево-балкарской поэзии. Исследование проводится на основе русскоязычных произведений национальных поэтов, чья творческая зрелость пришлась на постперестроечную эпоху, и новейшей генерации художников слова, вступивших в литературный процесс на стыке ХХ-XXI веков. Цель исследования заключается в выявлении основных тенденции и особенностей данного феномена в поэтическом дискурсе карачаево-балкарских мастеров слова означенного периода. В процессе анализа определены разнородные модели художественного самовыражения, проявляющиеся в рамках одной и той же стиховой культуры у каждого поколения по-разному. Материалом исследования являются стихотворные произведения современных карачаево-балкарских поэтов рубежа конца XX - начала XXI веков: Артура Баккуева, Шахризы Богатыревой, Айшат Кущетеровой, Науруза Байрамкулова, Исмаила Байтуганова. Впервые в научный оборот вводятся новые имена и поэтапно рассматривается русскоязычное творчество двух поколений стихотворцев. В качестве методов исследования использовался комплексный подход, комбинирующий элементы сравнительно-типологического, сопоставительно-типологического, системно-целостного и историко-литературного анализа. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории текста и дискурса в аспекте рассмотрения феномена билингвизма в новейшей карачаево-балкарской литературе.
Компаративистика
Образ волка в художественной анималистике «Слова о полку Игореве» и древнекитайской литературе
Аннотация
В статье анализируется образ волка в «Слове о полку Игореве» и древнекитайской литературе. В мотивном комплексе художественной анималистики «Слова» волк представлен семантически многозначно. Он выступает в символической функции предвестника трагических событий, поэтизируется как легендарно-мифологический оборотень, а также интенсивно используется в качестве сравнения-персонификации. В древней китайской литературе волк в подавляющем большинстве текстов выступает как носитель отрицательных эмоций. Основные его метафорические ассоциации - чужеземцы-захватчики, мятежники, властители-тираны. Образ волка исследуется по оригинальному тексту «Слова», его переводам и комментариям к ним китайских литературоведов Вэй Хуанну и Ли Сииня.
Роман И. Тургенева «Рудин» в литературоведении Китая
Аннотация
Роман «Рудин» И. Тургенева переведен на китайский язык в первой половине ХХ века и позднее получил широкое распространение в Китае, оказав большое влияние на новое поколения китайских писателей. Этот факт совпал со все возрастающим интересом к творчеству писателя со стороны литературной критики. Масштабные исследования, анализ различных аспектов романа способствовали лучшему пониманию китайскими читателями тургеневской прозы и - шире - русской литературы. В статье рассматриваются публикации китайских литературоведов и критиков второй половины XX - начала XXI века, затрагивающие творчество И. Тургенева, отмечается непреходящий интерес китайской аудитории к творчеству русского прозаика, в частности к роману «Рудин». В центре внимания - идея «пути» прозаика к роману; доказывается, что особый интерес ученых к Дмитрию Рудину, главному герою романа, вызван китайской спецификой, актуальностью многих проблем, связанных с этим образом. В статье объясняется эволюция отношения китайцев к Рудину: от согласия с российскими исследователями, полагающими, что он - лишний человек, - до несогласия с ними. При этом Рудин сопоставляется с типически близкими образами в китайской литературе. Анализ произведений И. Тургенева и китайского тургеневедения создает основу для будущих исследований в международных литературных кругах, а также служит вкладом в русско-китайскую литературную компаративистику.
Восприятие И.А. Бунина в Китае в контексте векторов идеологических направлений
Аннотация
На восприятие творчества И.А. Бунина в Китае непосредственное влияние оказало разногласие между либеральной и коммунистической идеологическими доктринами. Отказавшись от левой идеологии, китайское сообщество переосмыслило творчество многих иностранных классиков, и Бунина в том числе. Либеральная идеология изменила, помимо всего прочего, и идеологические взгляды на литературу, чему способствовало ознакомление с новейшими теоретическими исследованиями западной литературы. Это вызвало закономерный интерес к восприятию творческого наследия Бунина в Китае и позволило взглянуть на многие его аспекты по-новому, глубже. Таким образом, в статье анализируется влияние политических идеологий на восприятие произведений И.А. Бунина китайскими читателями.
Драматургия Максима Горького как предмет научного исследования и творческого освоения в Китае
Аннотация
В статье предпринята попытка систематизации и обобщения работ китайских филологов, посвященных драматургии М. Горького. Показано, как формировалась традиция горьковедения в китайской науке, на примере одной из его частей - критико-литературных и научных трудов о горьковской драме, начиная с момента ознакомления аудитории с пьесами советского классика в 30-е годы ХХ века. Рассматриваются наиболее значимые переводы пьес Горького на китайский язык и их публикация. Важным аспектом рецепции горьковской драмы со стороны культурной китайской аудитории являются ее постановки на сценах театров КНР, поэтому сценическая интерпретация текстов Горького также оказывается в поле внимания данного исследования. Делается вывод о том, что сегодня горьковедение в Китае переживает новый подъем, и драматургия писателя, а также ее традиции и причудливые отражения в пьесах современных авторов регулярно становятся предметом научного интереса китайских русистов.
Восприятие работ В. Шкловского в Китае
Аннотация
В статье рассматривается история распространения и восприятия в Китае произведений и идей Виктора Шкловского с 1930-х по 2010-е годы, дается краткий обзор научных статей китайских русистов, сыгравших ключевую роль в изучении наследия писателя, освещается процесс формирования формалистского понятийного аппарата в китайском литературоведении. Особое внимание уделено категории остранения, прочно вошедшей в китайское литературоведение и широко использующейся при анализе произведений китайской литературы и кинематографа, рассматриваются такие понятия русского формализма, как литературность, прием, уже с начала восьмидесятых годов ХХ века принятые наукой Китая. В статье подчеркивается, что история восприятия теоретических воззрений В. Шкловского в Китае включает в себя несколько этапов, при этом подлинное изучение его работ, как и русского формализма в целом, начинается лишь в 1980-е годы ХХ века. Художественным произведениям Шкловского в Китае стали уделять внимание только XXI веке.
Журналистика
Экосистема медиа в проекции технологических инноваций
Аннотация
Ускоренное освоение технологических инноваций, переход к цифровой экономике порождают множество дискуссионных вопросов, затрагивающих медиаотрасль. При этом национальной медиаиндустрии в эпоху технологических, социокультурных и экономических трансформаций отводится роль информационного интегратора нововведений. Преобразования в медийной сфере, находящейся на этапе реформирования, порождают ряд вопросов, требующих обоснования. В этом контексте статья нацелена на постановку многоаспектной проблемы, сформулировать которую можно как медиасоставляющая цифровых реформ. Такой ракурс изучения позволяет раскрыть как позитивные факторы усовершенствования медийной сферы при ее переходе на новый уровень, так и выявить лакуны медиасистемы, развивающейся в цифровой парадигме. Также предлагается анализ современного концепта медиаиндустрии. В XXI веке медиа предстают как многофункциональная система, где приоритет отдается междисциплинарности знаний, компетенций и навыков, что актуализирует и пересмотр критериев медиаобразования. Предпринятое в данной статье обоснование термина «экосистема» применительно к медиа позволит проследить взаимосвязь основополагающих векторов развития этого важнейшего социального института - именно на них зиждется медиаструктура как субъект рынка.
Еженедельник «Британский союзник» - инструмент информационной кампании против СССР в годы Второй мировой войны
Аннотация
В статье рассматривается история еженедельника «Британский союзник», который издавался и распространялся в СССР Министерством информации Великобритании в 1942-1950 гг. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время возрос интерес к понятию «информационная война». Особое внимание уделяется анализу материалов о том, как Великобритания позиционирует свои достижения в борьбе с нацистской Германией и ее сателлитами. В исследовании представлен обзор более 170 выпусков (период 1942-1945 гг.) еженедельника «Британский союзник». Исследуемые материалы получены из архивов МИД РФ, рассекреченных российским правительством только в 2015 г., а также из Министерства информации Великобритании (1940-1945), рассекреченных британским правительством в 2002 г. Доказано, что еженедельник сыграл значительную роль в формировании приемов и методов британской пропаганды на советское общественное мнение в 1942-1945 гг. Результаты исследования показывают, что британское правительство вело внешнеполитическую пропаганду в СССР сразу после начала Второй мировой войны и использовало газету в качестве инструмента глобальной психологической войны, охватывающей период 1939-1950 гг.
Трансформация драматургической конструкции телепрограммы на разных этапах ее существования
Аннотация
В статье cтавится проблема создания и разрушения авторских интенций в ходе многократной перекомпоновки телевизионного контента при размещении его на сетевых ресурсах. Фиксируются кардинальные изменения коммуникационного процесса, переход от субъектно-объектной однонаправленной схемы коммуникации к субъектно-субъектному способу коммуникативного взаимодействия. Основное внимание сосредоточено на телевизионной программе «Галилео» (СТС). Изучены все этапы ее трансформаций: адаптация зарубежной лицензионной версии программы, процесс становления и развития отечественного варианта формата вплоть до ее официального закрытия и последующего продолжения существования передачи в Интернете.
Интервью-конфронтация в структуре современного аудиовизуального произведения
Аннотация
Статья посвящена анализу актуальной на современном телевидении и в сетевой среде форме диалоговой коммуникации - интервью-конфронтации. На материале анализа популярных передач ТВ и YouTube, основанных на этом типе интервью, определяется жанровое своеобразие, функциональные и композиционные особенности, специфика вопросов. С опорой на метод анализа контента, сравнительно-типологический и историкофункциональный методы делаются выводы о широкой представленности интервью-конфронтации как на традиционном ТВ, так и в структуре сетевого видеоблогинга. Подчеркивается, что особенность анонсирования темы в интервью заключается в фиксации негативного отношения ведущего к позиции респондента, что находит отражение и в основной части в конфронтационных, конкретизирующих, программирующих, провокационных и других формах вопросов.
Негативная новость на центральных телеканалах России и Украины: общее и специфическое
Аннотация
Актуальность статьи обуславливается рядом социально значимых факторов, важнейшим из которых является возможность и неизбежность манипулятивного воздействия на потребителя информации через формирование медийной повестки на телевидении с активным использованием в новостных выпусках негативной информации. Научная задача исследования состояла в попытке разрешения теоретических и теоретико-прикладных вопросов о роли негативной новости в жизни человека и общества, необходимости использования редакциями новостных выпусков негативных новостей для удержания внимания телевизионной аудитории, специфике использования негативной информации в новостных выпусках российских и украинских телеканалов. В статье дается определение негативной новости, систематизируются факторы формирования негативных новостей, вычленяются и структурируются основные компоненты их подачи, выявляется специфика подачи негативных новостей на российском и украинском телевидении в новостных выпусках телеканалов «Первый», «НТВ», «1+1», «Украина» в период с 2014 по 2018 годы. Основной вывод статьи состоит в необходимости сокращения негативной информации в новостных выпусках телеканалов России и Украины с целью снижения уровня манипулятивного воздействия на аудиторию и общего негативного воздействия на психику человека и общества.
Влияние СМИ на восприятие имиджа разных стран: сравнительный анализ на примере Кубы и России
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ двустороннего восприятия имиджа России и Кубы. Исследование основывается на опросе граждан и анализе публикаций средств массовой информации Кубы и России. Цель исследования - изучить актуальную проблему формирования образа страны в чужих медиаи социокультурном пространствах. В статье применяется комплексный системный подход и используются междисциплинарные методы и методики. На основе проведенного социального опроса и подробного изучения публикаций об указанных странах в международных СМИ, а также в СМИ обеих стран, определены актуальные мнения кубинского населения о России и граждан России о Кубе. Результаты исследования могут быть использованы соответствующими ведомствами как Российской Федерации, так и Республики Кубы для дальнейшего укрепления положительного имиджа своей страны через средства массовой информации.
Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия
Аннотация
В статье рассматривается один из ключевых вопросов современного журналистского образования - формирование у студентов профессиональных компетенций в условиях трансмедийного характера медиапространства. Предполагается, что в этом случае образовательный процесс опирается на проектное обучение и имеет приоритетную установку на журналистскую практику. Как комплексное явление такой подход содержит в себе основной инструментарий личностно-деятельностного и компетентностного подходов. В статье осмысливаются такие понятия, как трансмедийное освещение, профессиональные компетенции, и детализируются некоторые аспекты обозначенных образовательных подходов.
Проектное обучение иностранных студентов: авторский опыт
Аннотация
В статье обобщается авторский опыт организации проектного обучения и его обязательных компонентов (концепция, задачи и характерные черты) в рамках преподавания профильных курсов по журналистике для иностранных магистрантов факультета журналистики МГУ. По итогам проведения нескольких обучающих проектов и анализа анкет участников делаются выводы о перспективности проектной формы подготовки журналистов: она отвечает запросам медийной отрасли в условиях цифровизации и обеспечивает личностное развитие. Развитие проектного обучения свидетельствует о парадигмальном сдвиге в преподавании: от культуры полезности, функциональности к культуре достоинства и интегративного присутствия.
Внутренний диалог в медиатекстах: письмо и эссе
Аннотация
В статье рассматриваются особенности внутреннего диалога в таких жанрах, как письмо и эссе. В качестве эмпирического материала взяты примеры медиатекстов, опубликованных армянскими интернет-ресурсами (magaghat.am, azg.am/AM/culture). Ряд особенностей внутреннего диалога был рассмотрен отдельно в письме (письмо Чарли Чаплина к его дочери Джеральдин) и в эссе («Нет, о Толстой, нет!»). В заключение были определены общие и отличительные аспекты, возникающие в этих двух жанрах. В результате анализа обнаружены характерные формы взаимоотношений автора с внутренними «я» (внутренние адресаты). Данные коммуникативные формы придают тексту убедительность и целостность, что прокладывает путь к аудитории.
Рецензии. Обзоры
Рецензия на книгу: Шульдишова А.А. Александр Блок: музыкальность лирического образа: монография. К.: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2018
Аннотация
Междисциплинарные исследования последних десятилетий потребовали адаптации известных методологий, применяемых в литературоведении, искусствознании, музыковедении, к изменившемуся характеру объекта исследования. Продуктивность используемого в монографии А.А. Шульдишовой подхода определяется объединением филологических и музыковедческих методик, в работе верифицируется предложенная автором гипотеза о разных способах омузыкаливания текста с использованием таких приемов, как музыкальные цитаты и аллюзии, verbal music и «нулевая степень verbal music». Рассмотрены лексико-стилистические средства создания поэтического образа, при этом отсылка к музыкальному претексту, помогающая воссоздать его литературный аналог, соответствует различным уровням: мотивационному, тематическому, жанровому. Взамен понятия «синтез искусств» речь идет о создании музыкальных образов и образов музыки посредством введения элементов, актуализирующих ассоциативную составляющую музыкальной памяти.
Рецепция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в ибероамериканском культурной пространстве
Аннотация
В статье проведен анализ отзывов на роман «Мастер и Маргарита» в латиноамериканской критике, выделены и описаны доминирующие пути рецепции романа, сделаны выводы об особенностях его литературно-критической интерпретации в Латинской Америке. Рассмотрено проникновение романа Булгакова через Испанию в Латинскую Америку, и в частности в Мексику, поскольку традиционно в странах Латинской Америки впервые знакомятся с произведениями иностранной литературы через переводы на испанский язык, пришедшие именно из Испании, выполненные для крупных издательств, таких как Alianza, Mondadori, Cátedra.
Культура Северной Африки в путевых заметках русских путешественников конца XIX - начала XX века
Аннотация
Путевые заметки являются важнейшим документальным источником в контексте изучения культуры различных стран. В статье рассматриваются представления о Северной Африке в путевых заметках русских путешественников конца XIX - начала ХХ в., анализируются основные темы и сюжеты заметок. В обозначенный период времени русские путешественники посещали такие африканские страны, как Тунис, Алжир и Египет, где отмечали упадок арабской культуры и насаждение колонистами западноевропейских идеалов.