Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика
Главный редактор: Александр Георгиевич Коваленко, д-р филологических наук, профессор
ISSN: 2312-9220 (Print) ISSN: 2312-9247 (Online)
Издается с 1996 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально)
Открытый доступ: . Плата за публикацию: не взимается
Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Индексация: РИНЦ, Scopus, DOAJ, Академия Google (Google Scholar), Ulrich's Periodicals Directory, Cyberleninka, WorldCat, East View, Dimensions, British Library, Bodleian Libraries (University of Oxford), Ghent University Library, Academic Resource Index, Lens, Research4Life, JournalTOCs
Журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика» – рецензируемое научное периодическое издание в области литературоведческих исследований и журналистики, издается с 1996 г.
В состав редакционной коллегии входят авторитетные ученые из России, США, Катара, Нидерландов, Швейцарии, Германии, Испании, Швеции, Индии и Словакии. Журнал способствует научному обмену и сотрудничеству между российскими и зарубежными учеными, публикации результатов научных исследований по широкому кругу актуальных проблем литературоведения и журналистики, освещению научной деятельности профессионального сообщества литературоведов и журналистов. Приоритетные направления — современная и классическая литература, теория и история журналистики, массовая коммуникация.
В «Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», определяемом Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России, за журналом закреплены специальности: 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки), 5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки), 5.9.3. Теория литературы (филологические науки), 5.9.4. Фольклористика (филологические науки), 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика (филологические науки).
Журнал нацелен на обсуждение теоретических и практических вопросов, касающихся литературного процесса, прозы, поэзии, драматургии, литературной критики, жанров журналистики, печати, радио и телевидения, рекламы, связей с общественностью. Основные рубрики: «История мировой литературы», «История русской литературы», «Современный литературный процесс», «Компаративистика. Русская литература за рубежом», «История и теория журналистики», «Новые медиа», «Практическая журналистика», «Аксиология журналистики», «Журналистское образование».
Журнал публикует научные и обзорные статьи и сообщения известных российских и зарубежных ученых и молодых исследователей, докторантов и аспирантов. Также публикуются рецензии на книги, хроника научной жизни: обзоры научных событий, информация о конференциях, научных проектах и т.д.
Редакционная коллегия журнала заинтересована в сотрудничестве с литературоведами и специалистами в области средств массовой информации и массовой коммуникации, рекламы и связей с общественностью, работающими в русле вышеуказанных направлений, для подготовки тематических выпусков.
К рассмотрению принимаются материалы на русском и английском языках.
Объявления
III Международная научная конференция Рецепция личности и творчества А. С. Пушкина в русской и мировой культуре (XIX–XXI вв.)Размещено: 13.11.2024
Международная научно-исследовательская лаборатория «Фундаментальные и прикладные исследования аспектов культурной идентификации» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова и соорганизатор-партнер – кафедра русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы – приглашают Вас к участию в III Международной научной конференции «Рецепция личности и творчества А. С. Пушкина в русской и мировой культуре (XIX–XXI вв.)». |
Ещё объявления... |
Текущий выпуск
Том 29, № 3 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1808
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-3
Весь выпуск
Литературоведение
Пушкин и Байрон в британской пушкинистике: коммуникативные стратегии и имагологические механизмы
Аннотация
В статье определено место и содержание вопроса о влиянии Байрона на Пушкина в британской пушкинистике на этапе ее становления (1910-1940-е гг.). Доказано, что в контексте резкого «поворота к Пушкину» и ориентации на «горизонт читательских ожиданий» одной из двух ведущих коммуникативных стратегий в британских работах о русском поэте становится стратегия борьбы со стереотипным представлением о нем как последовательном «русском Байроне». В то же время, начиная с М. Бэринга, британские исследователи вписывают этот вопрос в стратегию приближения Пушкина к британскому читателю. Две выявленные стратегии в той или иной степени сочетаются в освещении проблемы «Пушкин и Байрон» с принципами исторической периодизации (историзации нарратива) и эстетической оценки, равно как с имагологически заряженной культурологичностью подхода. В статье выявлены схождения и расхождения в этом вопросе двух ключевых работ выделенного периода - монографии М. Бэринга «Очерк русской литературы» (An Outline of Russian Literature, 1914) и книги Д. Мирского «История русской литературы» (A History of Russian Literature, 1926). Определено, что Бэринг декларативно подчеркивает новаторство русского поэта в пересоздании байроновских жанровых форм, типа героя и черт поэтики, выделяет глубину «русскости» пушкинского творчества и утверждает превосходство русского поэта над английским в поэтическом мастерстве и мировоззрении. Мирский же, опираясь на известную работу В.М. Жирмунского и во многом следуя Бэрингу, борется со стереотипным представлением o подражательстве Пушкина Байрону с позиции филологической точности. Установлено, что в контексте ситуации холодной войны ориентация на «горизонт читательских ожиданий» в книге я. Лаврина «Пушкин и русская литература» (Pushkin and Russian Literature, 1947) задала вектор «возвышению» Пушкина как способу «оправдания» русской культуры и истории. Ощутимым центром такого имагологически окрашенного сближения стал аналитический разбор я. Лавриным полемики Пушкина с Байроном на материале его лирико-героической поэмы «Полтава».
Повесть И.С. Тургенева «Вешние воды» как трагедия в прозе: внутреннее принуждение к миметическому соперничеству как гамартия Санина
Аннотация
В данной статье мы ставим целью рассмотреть повесть И.С. Тургенева «Вешние воды» как трагедию в прозе. Изучение основной фабулы повести с помощью методов нарратологии показывает, что в ней соблюдено единство пространства, времениидействия, требуемое Аристотелем. Символикойупомянутых в повести произведений искусства («Ариадны» Даннекера и «Юдифи» Аллори) рано предсказывается моральная гибель Санина, то, что он станет «рабом» Марьи Николаевны. В связи с этим мы можем сказать, что в повести присутствует не только трагизм, но и основные элементы жанра трагедии, за исключением тех, которые напрямую связаны со сценой и декламацией. Движущим элементом трагедии является гамартия Санина. Опираясь на теорию Р. Жирара, мы приходим к следующему выводу: гамартия Санина - это его внутреннее принуждение соответствовать чужим ожиданиям, тем самым вступая в миметическое соперничество с другими мужчинами. На это особенно указывают имена и фамилии мужских персонажей. Санин, который мог бы быть больше «Пантелеймон», «Эмиль», «Клюбер» и «Денгоф», нежели остальные герои, в итоге падает и «ползает» перед Марьей Николаевной больше, чем Полозов. В то же время обрамляющее действие оставляет открытой возможность катарсиса и нравственного обновления не только для читателя, но и для главного героя.
В диалоге с единомышленником: письма Ф.И. Тютчева к Э.Ф. Тютчевой
Аннотация
Исследование посвящено письму Ф.И. Тютчева от 24 сентября (9 октября) 1853 г., адресованного его второй жене Э.Ф. Тютчевой. Статья написана по итогам работы с переводом автографа данного письма, хранящегося в архиве Российской государственной библиотеки. Письмо содержит стихотворение «Неман». Переписка с Э.Ф. Тютчевой представляет огромный интерес для исследователя, поскольку в ней супруги затрагивают не только семейные, личные или светские темы, но и обсуждают исторические события, общественные вопросы. Ф.И. Тютчев проявляет себя как мыслитель, обращающийся к равной себе собеседнице. Философская поэзия Ф.И. Тютчева, посвященная историческим событиям 1812 г., соотносится с общей эстетической направленностью его творчества. Особое значение приобретает то обстоятельство, что некоторые его стихи с размышлениями о непростых явлениях истории, человеческого бытия, чувственного мира либо посвящены, либо адресованы в письмах Э.Ф. ПфеффельДернберг (Тютчевой). Поэтика лирических фрагментов Ф.И. Тютчева рассматривается в рамках подхода, предложенного Ю.Н. Тыняновым, с опорой на биографические материалы, указанные в монографиях К.В. Пигарева и В.В. Кожинова. Новизна исследования заключается в том обстоятельстве, что автограф письма от 24 сентября (9 октября) 1853 г. был расшифрован и переведен с французского языка впервые. Установлено, что текст письма, в котором содержится известное стихотворение Ф.И. Тютчева «Неман», существенно отличается от опубликованного ранее, в 1914 г.
Деконструкция/реконструкция советского мифа в стихотворении Т. Кибирова «Любовь, комсомол и весна»
Аннотация
Исследуются стратегии и тактики освоения «советского текста» в стихотворении Т. Кибирова «Любовь, комсомол и весна». Выявлено, что концептосфера советской эпохи, представленная в стихотворении, формируется как система «фреймов», состоящая из константных и переменных элементов. Доказано, что инвариантные составляющие реализуются на уровне композиции, переменные - связываются с мотивно-образным наполнением этих фреймов. Определить механизмы их формирования позволил подробный анализ семантической структуры стихотворения: был выявлен ряд интертекстуальных, в частности, песенных отсылок, формирующих смысловое поле кибировского стихотворения. В работе последовательно выявлены и описаны все составляющие фреймов, сделан вывод о том, что они связываются с идеологической мифологией советской эпохи, реализуемой в советском бытии и искусстве соответствующих периодов. Также в исследовании определено положение Кибирова на оси традиции, показаны его комплексные отношения с концептуализмом (заявленные на уровне рамы текста). Основной вывод заключается в фиксации амбивалентного взгляда Кибирова на мировоззренческие концепты и пропагандистские проекты советской эры. Доказано, что именно Кибиров впервые применяет технику «двойного взгляда» на советские иделогемы, балансируя между ироническим отстранением и личной включенностью в мировоззренческий контекст эпохи.
Проза эмигрантского периода жизни С.Д. Довлатова в контексте американской «новой журналистики» 1980-х гг.
Аннотация
Фокус исследовательского внимания сосредоточен на особенностях американского «нового журнализма» 1960-1980-х гг. и влиянии его нарративных и стилистических приемов на прозу и публицистику С.Д. Довлатова в эмигрантский период его творчества. Цель исследования - изучение сборников «Компромисс» и «Речь без повода… или Колонки редактора» в контексте «нового журнализма» США, раскрытие конкретных методов и приемов этого явления, используемых Довлатовым. Авторы статьи, основываясь в качестве исходного тезиса на погруженность Довлатова в контекст новой американской журналистики и близость его творческих взглядов к принципам, выдвигаемым Т. Вулфом и его окружением, последовательно прослеживают влияние «нового журнализма» на поэтику эмигрантских сборников. Одной из ключевых черт новой американской журналистики стало стремление преподнести достоверную информацию с использованием художественных приемов, тем самым не только изменив читательское восприятие материалов, но сделав их способными в еще большей мере вызвать сильный эмоциональный отклик. В результате анализа выбранных сборников Довлатова были обнаружены следующие приемы и особенности «нового журнализма»: реальная основа сюжета; повествование от лица персонажа, ассоциирующегося с личностью автора; диалог; композиционный монтаж; детали; внутренний монолог и специфическая пунктуация. Использование этих средств позволило Довлатову не только создать эффект достоверности происходящего, но и продемонстрировать ярко выраженную авторскую позицию, в опосредованном диалоге с читателем.
Советское как личное: о песне Михаила Елизарова «Господин Главный Ветер»
Аннотация
В статье дается интерпретация песни М. Елизарова «Господин Главный Ветер». Показано, что советский культурный код формирует «двойной» лирико-исторический «нарратив» этой песни. Так, на поверхностном уровне в тексте представлен сюжет распада СССР, а на глубинном уровне исторический нарратив кодирует личную драму лирического субъекта. Определить механизмы формирования этого сюжета позволил лингвистический анализ дейктической структуры песни. Было показано, что выявленная в анализируемой песне дейктическая «конфигурация» присутствует и в других поэтических текстах Елизарова, а это позволяет говорить о ее сюжетогенном потенциале. Доказано, что отождествление личной катастрофы и исторической драмы оказывается «топосом» елизаровской поэтики в целом. Интерференцию этих линий на психологическом уровне, по-видимому, обеспечивает общее эмоциональное поле переживания, в рамках которого оба события наделяются высокой эмоционально-личностной значимостью. Отсюда проистекает сложность взаимодействия сфер личного и общественного: «плавающая» точка рецепции приводит к трудности определения доминирующей смысловой линии, ибо личное «прячется» в общественном, а общественное «зашифровывается» личном. Все это позволяет существенно скорректировать бытующее представление о принадлежности творчества Елизарова к постмодернизму и обнаружить иные истоки его творческого метода, связанные с поэтикой Маяковского.
Концепт «жизнь» в позднем творчестве Ф.А. Искандера
Аннотация
Целью данной статьи является раскрыть содержание концепта «жизнь» в понимании Ф.А. Искандера и объяснить жанровую специфику его поздних произведений посредством контент-анализа метафорических структур, представленных в собраниях записок, эссе и рассказов писателя. Если для ранних периодов его творчества наиболее характерны сборники рассказов и романы в новеллах, то в зрелом возрасте он обращается к таким жанрам, как собрания записок и эссе. Объект исследования - собрания записок «Понемногу о многом» и «Из записных книжек», эссе «Сталин и Вучетич», «Государство и совесть», «Поэты и цари», «Моцарт и Сальери», «Размышления писателя», а также рассказ «Сюжет существования». Жизнь не противопоставляется смерти, да и в целом Искандер больше не настаивает на победе положительного над отрицательным. В результате исследования автор приходит к следующим выводам. Искандер в своем позднем творчестве отходит от концептуальной метафоры «жизнь - цельность»: целостным может быть только изображение жизни в искусстве или в теории, но сама по себе жизнь фрагментарна. И только идеи, базирующиеся на принципах гуманизма, способны вернуть хаосу жизни некоторую гармонию. Фрагментарность, основанная на ассоциативности, составляет главное своеобразие поздних произведений писателя.
Художественный синтез в романах А.А. Кима (жанр, стиль, метод)
Аннотация
Цель исследования заключается в выявлении доминантных черт стиля А. Кима, влияющих на формирование жанровых предпочтений писателя, определяемых исследователями в границах магического реализма. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: определить доминантные черты индивидуального стиля А. Кима; аргументировать жанровую многосоставность его прозы, а также жанрово-стилевые доминанты, указывающие на индивидуальность стиля писателя; объяснить функции приемов, априори считающихся исследователями чертами феномена «магический реализм». В результате, с опорой на литературу вопроса и труды современных исследователей, в статье уточнены некоторые существенные характеристики индивидуального стиля писателя: приемы формирования философского плана произведения или иллюзии философичности. Особое внимание уделено столкновению «далековатых идей» (М.Ю. Ломоносов), роли конфликта, его многоуровневости, отражающейся во внутренней форме прозаического целого. В статье рассматриваются специфические формы словесной живописи, влияющей на характер и многосоставность содержания. Выработанная в начале творческого пути манера (романы «Белка», «Отец-Лес», «Сбор грибов под музыку Баха» и др.) в позднем творчестве узнаваема и дает возможность судить не только о художественно-содержательной значимости творчества писателя, но и о том, насколько даровито он отражает актуальные проблемы своего времени.
Эволюция образа бабочки в португальской лирике: Камоэнс и поэты Португалии XVIII-XIX веков
Аннотация
Цель исследования - проанализировать своеобразие и динамику образа бабочки в пространстве португальского поэтического текста XVI-XIX вв. Ранее эта тема в филологических изысканиях не рассматривалась, что обусловило ее актуальность и новизну. В качестве материала привлечены стихотворения Л.В. де Камоэнса, М.М. ду Бокаже, Ж. Диниша, Ж. де Деушa. Работа сфокусирована на проблеме преемственности, развития и расширения традиционной символики рекуррентного и устойчиво воспроизводимого в мировой литературе образа, метафорически используемого для изображения внутреннего мира человека. Результаты исследования указывают на то, что образ бабочки в португальской поэзии обладает существенной спецификой. На первый план выступает семантика любви в разнообразных ее проявлениях. При этом традиционная символика «бабочка - женщина» сменяется устойчивой ассоциативной параллелью «бабочка - он, цветок или пламя - она». Важна и ассоциация с чувствами и с испытывающей обновление душой (Диниш). Менее узуальной, но самобытной видится нам индивидуально-авторская параллель: «ревностное служение и выполнение долга» (Камоэнс). В результате исследования был сделан следующий вывод: в португальской поэзии художественная семантика образа бабочки многообразна; она характеризуется как континуальностью, так и творческими приращениями смысла - семантическими трансформациями и смысловой инверсией.
Роль поэзии в романе Нгуен Суан Кханя «Хо Куи Ли»
Аннотация
Цель настоящего исследования - определение роли поэтических вставок в малоизученном в отечественном и англоязычном литературоведении романе современного вьетнамского писателя Нгуен Суан Кханя (1933-1921) «Хо Куи Ли» (2000). В результате исследования с помощью сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического методов были выявлены различные виды поэтических вставок, представленных в произведении (сочиненные подлинными поэтами и историческими деятелями прошлого или самим Нгуен Суан Кханем); определена их жанровая принадлежность (стихи, песни и параллельные фразы); выявлены вставки, стилизованные под фольклор. Рассмотрены функции поэтических вставок в романе, такие, как: соединение исторических фактов и художественного вымысла для придания последнему большей достоверности; повторение мысли писателя, выраженной в прозе; передача чувств персонажей через лирического героя в поэзии, которую они цитируют или «сочиняют»; конкретизация сюжета.
Чехов в творчестве Чжан Цзе
Аннотация
Цель исследования заключается в рассмотрении генезиса творчества Чжан Цзе, крупнейшего китайского прозаика второй половины ХХ - начала XXI в. Авторы статьи цитируют многократные признания писательницы об огромном влиянии, которое оказал на ее творчество А.П. Чехов, но главное - пытаются определить, в чем конкретно, на каких уровнях формы и содержания выразилось это влияние. Выявляются корреляции в сфере жанровых и тематических образований, приемов поэтики, существенные доминанты стиля русского писателя, которые присутствуют в работах Чжан Цзе: сдержанность, краткость, лиричность, «объективность», как ее понимал русский классик. В статье говорится о наличии в сочинениях Чжан Цзе характерных чеховских мотивов, чеховского амбивалентного отношения к «маленькому человеку», чеховское разоблачение пошлости, осуждение рабской психологии. При этом отмечается гибкость восприятия художественной мысли предшественника, элементы диалога в обстоятельствах новейшего времени, национальной специфики. Существенную помощь в написании статьи оказало обращение к чеховскому сборнику работ о литературном труде, перевод которого вышел в Китае в середине ХХ в. и который, несомненно, был внимательно прочитан Чжан Цзе. Настоящее исследование, базирующееся на работах А. Веселовского о генетических и типологических аспектах взаимодействия словесности разных народов, позволило сделать вывод об определяющей роли А. Чехова в становлении писательского мастерства Чжан Цзе. Статья призвана способствовать изучению диалога культур.
Журналистика
Представленность россии в британских онлайн-источниках в 2022 г.
Аннотация
Выявлены особенности репрезентации россии в британских онлайн-источниках в 2022 г., когда началась специальная военная операция на украине. автор использовал статистический анализ на основе мониторинговой системы factiva: база данных содержит около 4,5 млн текстов, опубликованных на 416 британских онлайн-ресурсах с 1 января по 31 декабря 2022 г. Для определения тональности сообщений использовался сентимент-анализ (версия системы factiva). обнаружено, что в 2022 г. россия заняла четвертое место по количеству статей с ее упоминанием в анализируемом корпусе текстов, уступив Великобритании, сШа и украине. с точки зрения теории установления повестки дня, данный факт свидетельствует о высокой значимости россии для сми Великобритании. Чаще всего материалы с упоминанием россии публиковали национальные издания financial times, the independent и the times. на региональном уровне наибольшее количество текстовых материалов с упоминанием россии обнаружено: в англии - на сайте радиостанции City am online; в северной ирландии - на сайте lurgan mail; в уэльсе - на сайте the Western mail; в Шотландии - на портале thescottishsun.co.uk. Британские сми в большей степени были сосредоточены на освещении не военных аспектов сВо, а политических и экономических проблем. В целом преобладала нейтральная тональность, что объясняется доминированием коротких безоценочных информационных сообщений. Это справедливо как для национальных, так и для региональных изданий. При этом, когда речь заходит о россии, материалы негативной тональности преобладают над позитивными. Выявлено различие в интенсивности негативного освещения россии в национальных и региональных онлайн-источниках Великобритании. наиболее жесткую позицию занимают национальные источники, среди региональных велика негативная направленность на онлайн-ресурсах англии, а источники Шотландии и северной ирландии демонстрируют наименьшую негативную тональность.
Философская журналистики в новых медиа
Аннотация
В ответ на повышение просветительской роли медиа и нарастание общественного запроса на познавательные материалы, автор исследует интернет-ресурсы, посвященные философии, в том числе авторские каналы в мессенджерах. сформулировано понятие современной философской журналистики, выявлено своеобразие контента русскоязычных и англоязычных медиа, позиционирующих себя в рамках философии. сделан вывод об их особенностях в методах работы и целеполагании. сравнительный контент-анализ выпусков десяти медийных проектов обнаружил два стратегических направления в развитии экранной философской журналистики. Первое - учебно-развлекательное, тяготеющее к выполнению двух базовых функций журналистики: обучение и развлечение. Второе - научно-публицистическое, которое преимущественно выполняет воспитательную и информационную функции сми (обучающую - в меньшей степени). Для первого направления характерно интенсивное использование мультимедийных компонентов, ориентация на изложение основ учений и разъяснение базовых философских концептов, игнорирование актуальной повестки. Второе направление использует информационные поводы, в философских выпусках есть связь с вопросами текущей повестки, акцент ставится на развитии аудиоподкастов и лонгридов. российским журналистам, которые связаны с философской проблематикой, предлагается расширить свой вклад в развитие философской журналистики на цифровых ресурсах, приблизить их к стандартам качественных изданий и повысить эффективность информационно-публицистической работы.
Возможности использования коротких видео в научной коммуникации: пример социальных наук
Аннотация
Поскольку все больше ученых используют для обмена научной информацией альтернативные коммуникационные платформы, в том числе видеосервисы (например, TikTok), необходимо изучить потенциал подобных ресурсов для научной коммуникации, особенно с молодой аудиторией. Мы провели контент-анализ 163 постов под четырьмя хэштегами: #researchpaper, #scientificarticle, #socialscience, #pewresearch. Выяснилось, что TikTok действительно используется как площадка для обмена научным контентом, в том числе результатами исследований. Некоторые публикации даже содержат прямые ссылки на научные статьи и монографии, что говорит о потенциале платформы для преодоления разрыва между научным сообществом и широкой аудиторией. В то же время, короткие видео в TikTok вызывают больший интерес, когда авторы делятся личным опытом и советами, а не результатами исследований. Форматы и примеры контента, способные претендовать на замену традиционных способов передачи научной информации, в ходе исследования обнаружены не были. Хотя TikTok возможно использовать в качестве средства научной коммуникации, он все же может быть лишь дополнительным каналом, а не заменой традиционных медиа, таких, как академические журналы или новые онлайн-ресурсы (например, серверы препринтов). Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить влияние TikTok на научную коммуникацию в рамках различных дисциплин и возрастных групп.
Информационная повестка региональных медиа в контексте экологии: тематический и атрибутивный уровни
Аннотация
Представлены результаты анализа информационной повестки дня региональных сми и социальных медиа по экологии. теоретические координаты исследования заданы теорией «формирования повестки дня» на двух уровнях - тематическом и атрибутивном. Цель авторов состоит в выявлении проблематики информационной повестки сми и социальных медиа региона по экологии, категоризация ее атрибутов, а также айтрекинг-анализ внимания молодежной аудитории к выделенным категориям атрибутов. В качестве материалов исследования выступили медиатексты 13 сетевых сми и 6 городских сетевых сообществ сети «Вконтакте» (за 2022 г.) шести промышленных городов Челябинской области. Впервые представлены результаты теоретического и эмпирического изучения темы с позиций когнитивно-матричного анализа категорий и атрибутов информационной повестки, применения айтрекинговых технологий при исследовании реакции молодежной аудитории. Полученные результаты позволили выделить десять категорий атрибутов информационной повестки по экологии. как показало исследование, наиболее часто в количественном языковом выражении в медиатекстах представлены атрибуты категории «экологические проблемы».
Анализ текстов о спорном статусе Тайваня, созданных языковой моделью ChatGPT
Аннотация
Технологии искусственного интеллекта становятся все более распространенными в современном обществе. Не остается в стороне и сфера политики, где также рассматриваются и начинают применяться указанные технологии. Цель авторов - выявить особенности презентации текстов, генерируемых одним из наиболее популярных онлайн-сервисов, нейросетью chatGPT, по конкретным ключевым текстовым запросам. Запросы связаны с двумя подходами к проблематике политического статуса тайваня: как части китайской Народной Республики или как независимого и суверенного территориального образования. В качестве базовых методов использованы контент-анализ количественного типа и фрейм-анализ. информационный массив данных составили результаты, полученные по итогам двух текстовых запросов: «Taiwan as an independent entity in…» и «Taiwan as part of china in…» по четырем временным точкам (2010, 2015, 2020 и 2023 гг.), выбранным на основании принципа равной удаленности и периода проведения исследования (2023 г.). общее количество слов для анализа - 1402. В результате исследования установлено, что по текстовому запросу, напрямую связанному с независимым и суверенным политическим статусом тайваня, искусственный интеллект генерирует тексты большего объема, чем по текстовому запросу, относящемуся к утверждению о его территориальной принадлежности кНР. С точки зрения символических слов/ выражений-маркеров, свидетельствующих о том или ином подходе к указанной политической проблематике, в генерируемом искусственным интеллектом контенте выявлено два момента. первый - абсолютное преимущество слов/выражений-маркеров, символически отражающих идею о независимом и суверенном политическом статусе Тайваня, второй - минимизация слов/выражений-маркеров, отражающих территориальную принадлежности Тайваня КНР. Обозначены возможные причины подобного распределения частоты появления в информационном массиве указанных слов/выражений-маркеров. Установлено наличие во всем информационном массиве как минимум трех распространенных фреймов, которые обозначены следующим образом: «Independent entity», «The part of China», «Tensions and confrontation».
Как тележурналисты воспринимают связи с общественностью: казахстанский кейс
Аннотация
Тема взаимоотношений журналистов и специалистов по связям с общественностью (PR) активно изучалась в контексте Западной Европы, Северной Америки и Южной Азии. Автор предлагает другой регион - Центральную Азию, а именно Казахстан. Связи с общественностью страдают от испорченной репутации и воспринимаются с негативным оттенком. Такое восприятие часто заставляет журналистов относиться к PRспециалистам с неуважением и считать, что эта профессия служит конкретным частным интересам, а не общественному благу. В ходе феноменологического исследования автором проведены интервью с 14 казахстанскими тележурналистками. Насыщенность данных была достигнута на одиннадцатом интервью. Результаты свидетельствуют о вспомогательном статусе PR по сравнению с журналистикой, которая имеет более высокий статус. При этом оказалось, что сотрудники прессслужб пользуются большим уважением, чем PRспециалисты. Сотрудники прессслужб, часто бывшие журналисты, ценятся за эффективность, грамотность, честность, открытость, доступность и легкость в общении. Также была отмечена важность таких качеств, как гуманность, отсутствие высокомерия и открытость к профессиональным отношениям. Многие специалисты по связям с общественностью в Казахстане считаются недостаточно квалифицированными. Отсутствие у них журналистского опыта препятствует эффективному сотрудничеству, поскольку они зачастую не понимают правил и распорядка работы СМИ, не могут адаптироваться к медийной логике. Кроме того, как показало исследование, считается, что специалисты по связям с общественностью ориентируются на прибыль, в то время как сотрудники прессслужб - на общественные интересы.
«Цифровой интеллект журналиста»: к содержанию понятия
Аннотация
Понятие «цифровой интеллект журналиста» (ЦиЖ), его объем и содержание - результат собственной рефлексии авторов с опорой на труды П. Бурдье (теория о социальном капитале личности) и П. Юхен (стандарты цифрового интеллекта личности). авторы статьи исследуют ЦиЖ применительно к личности журналиста, тестируют в контексте журналисткой деятельности; при этом ЦиЖ актуализируется инструментально - применительно к медиаобразованию. В процессе самоидентификации начинающий журналист оказывается погруженным не только в медиапространство, но и в пространство цифровое. от того, насколько грамотно он сможет использовать преимущества, которые дает цифровизация, и от того, насколько будет устойчив к ее угрозам, зависит успешность его профессионализации и социальной адаптации. авторы предлагают изменить критерии оценки качества вузовской подготовки журналистов с поправкой на ЦиЖ, с учетом новейших трансформаций сми. результаты пилотного опроса 375 респондентов показали, что к уже имеющимся характеристикам цифрового интеллекта необходимо добавить те, которые нужны именно медиаспециалисту (соответствующие ЦиЖ): цифровая грамотность, творческие способности, критическое мышление, рефлексия, мотивация. их совокупность отразит индивидуальный портрет цифровой личности, позволит оценить уровень готовности индивида к вхождению в медиапространство в роли субъекта журналистской деятельности.