Micro movie from cinemas to online video platforms: terminology issues
- Authors: Litvintsev A.E.1, Proskurnova E.L.2
-
Affiliations:
- Lomonosov Moscow State University
- RUDN University
- Issue: Vol 28, No 3 (2023): Chekhov’s Time and Chekhov in Time
- Pages: 574-584
- Section: JOURNALISM
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/36798
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-3-574-584
- EDN: https://elibrary.ru/LRQWAG
- ID: 36798
Cite item
Full Text
Abstract
A comprehensive study of the phenomenon of microcinema is presented. The tasks of semantic analysis of the concept of “microcinema” are set and solved, its characteristic features are discovered and, on the basis of the results obtained, an actual definition of the term is proposed for the first time; it is revealed on which screens the ultra-short meter exists today. The hypothesis that ultrashort films as a phenomenon cannot be fully considered as a product of the digital era is substantiated, this form inherits classical cinema, although it’s presented to the audience at other, modern venues. This problem is considered in view of the widespread interpretation of the term “microcinema” as a format that arose in the 21st century in the network space. As the main difference from various kinds of ultra-short audio-visual content posted online, the focus of micro movie on the coverage of philosophical, life problems, the search for new meanings, the demonstration of the author's views on existential issues is indicated. As a result of studying the filmography of reputable international film festivals, this assumption is confirmed. The boundaries of the timing of ultrashort films are revealed, for which the requirements put forward by specialized microcinema festivals to authors are investigated.
Keywords
Full Text
Введение
Игровые и неигровые ролики, фильмы, зарисовки, реклама сверхкороткого хронометража, размещаемые на разных площадках, оказываются для человека цифровой эпохи наиболее понятным и доступным способом коммуникации в информационном пространстве, стимулируя у него полисенсорное восприятие, способствуя быстрому обследованию объектов, установлению их ключевых характеристик. Это, к примеру, одна из составляющих обескураживающего успеха коротких онлайн-видео (Круглова и др., 2020). Такой онлайн-контент наиболее эффективно выполняет информационную, образовательную и рекреативную функции (Богдановская и др., 2023). При этом каждый человек в процессе медиапотребления имеет потребность в некоторой мифологизации повседневности. Экзистенциальный смысл далеко не всех явлений жизни легко может быть обработан и корректно транслирован в подобных роликах. С этой задачей, согласно выдвигаемой нами гипотезе, значительно более успешно справляется другой тип короткометражного аудиовизуального контента – микрокино.
Есть все основания полагать, что указанное явление обладает большими перспективами, но при этом в связи со своей новизной оно в недостаточной степени осмыслено на научном уровне. Этим обусловлена актуальность представленного исследования, в рамках которого предпринимается одна из первых попыток в русскоязычной среде системного анализа микрокино как гибридной формы, существующей на границе классического кинематографа и мира цифровых медиа.
Цель исследования ‒ комплексное описание феномена микрокино. Для достижения этой цели был выбран в качестве основного метод терминологического анализа. Поставлено несколько исследовательских задач. Во-первых, внимание уделяется поиску актуальной дефиниции указанного понятия, что связано с отсутствием единого подхода к его трактовке у отечественных и зарубежных ученых, а также у журналистов и публицистов. Во-вторых, представляется важным перечислить ключевые характеристики ультракоротких картин. И, наконец, для подтверждения или опровержения обозначенной выше гипотезы изучены образцы микрокино, представленные на различных кинофестивалях, что позволило выявить место ультракоротких фильмов в системе международных кинопремий, а также средний хронометраж номинируемых картин.
Для изучения отличительных особенностей создания и функционирования, тенденций и перспектив короткометражных картин новейшей эпохи проанализированы: труды по изучению тематики и проблематики, жанров и ценностных доминант современного короткого метра ‒ именно так все чаще называют короткометражные фильмы (Жданкина, Шипулина, 2021; Габриелян, 2017); работы, где фильмы небольшой продолжительности рассматриваются в качестве способа развития навыков молодых режиссеров (Байракимов, 2016; Zhang, Yuan, 2018); исследования, посвященные анализу возможных тактик использования коротких и ультракоротких фильмов в образовательном процессе (Полунина, 2021; Канеева, Кожанова, 2022; Арапова, 2020; Кайзер, Шишкова, 2020; Алехина, Уколова, 2020; Агеева и др., 2016; Дункевич, Сомов, 2020; Jwo, 2015); технические инструменты и алгоритмы кинопроизводства короткого метра в XXI в. (Родионова, 2021); нарративные стратегии и варианты применения средств художественной выразительности в процессе создания микрофильмов (Zhang, 2022); способы достижения перлокутивного эффекта при производстве короткометражных фильмов (Сергань, 2022; Li, Liu, 2020); возможные методы финансирования кинопроизводства (Шекова, 2018); тактики производства малоформатной видеопродукции, в том числе телевизионной, при конвергентном потреблении (Волкова, 2019; Проскурнова и др., 2021; Wang et al., 2022; Chen et al., 2022).
Методология и этапы исследования
На первом этапе предстояло сформулировать точное определение термина «микрокино», которое органично вписывалось бы в контекст современных онлайн-среды и киноиндустрии, так как данное понятие сегодня существует на стыке этих двух пространств. Для решения указанной задачи был выбран метод терминологического анализа.
На втором этапе изучены требования по продолжительности картин фестивалей микрокино и программы 14 современных, наиболее значимых международных кинофестивалей разных стран, внимание при этом было сосредоточено на короткометражных картинах (обнаруженные картины анализировались с точки зрения поднимаемых в них проблем).
На третьем этапе исследования сформирован список отличительных характеристик микрокино.
Результаты и обсуждение
Понятие и ключевые характеристики микрокино
Предпринимая попытку сформулировать наиболее корректное определение понятия «микрокино», важно сказать, что целый ряд исследователей (Zhang, 2022; Zhao, 2013; Gilardi et al., 2020) указывают на Китай как на родину данного термина, а 2000-е гг. называют временем его возникновения. Префикс «микро», действительно, часто использовался именно в китайской интернет-среде для образования новых дефиниций, которые можно было бы применять в речи для описания сетевого контента ультракороткой продолжительности в начале XXI в. Однако мы исходим из того, что микрокино ведет свое начало от классического кинематографа, при этом для распространения кинокартин режиссеры используют новые алгоритмы, наиболее органичным пространством для такого контента оказывается онлайн-среда.
Удалось обнаружить, что в англоязычных источниках для описания микрокино наиболее часто встречаются определения micro film и microcinema, а также micromovie. Использование указанных слов, а не «микроролик» или «микровидео», важно для нашей работы, так как корни этих слов переводятся на русский как «кино». Можно предполагать, что исследователи и кинокритики не ставят знака равенства между короткими онлайн-роликами и ультракороткими фильмами, выделяют их в разные группы. В отечественной научной литературе устоявшегося названия для фильмов сверхмалого хронометража нет, как нет и традиции их изучения. Термин «микрокино» все чаще используется в России среди создателей и потребителей такого контента.
Ключевыми отличительными маркерами микрокино, по мнению автора телеканала «Кино ТВ» и ведущего радиостанции «Маяк» писателя Е.А. Стаховского, исследующего историю кинематографа, является наличие кинематографических приемов, невысокий уровень затрат при производстве картины, соответствие требованиям жанра зарисовки, но главное – сверхкороткий хронометраж. Таким мнением он поделился с нами в личной беседе. В нашем исследовании мы использовали в качестве исходного именно последнее предположение, поэтому в процессе поиска подходящей дефиниции для термина «микрокино» посчитали необходимым подвергнуть этот аспект наиболее тщательному анализу.
Традиционно по длительности кинофильмы делятся на короткометражные и полнометражные, причем четких границ у каждого из этих форматов нет. Так, в Большой советской энциклопедии полнометражными называются фильмы, длительность которых составляет от 50 до 120 минут экранного времени[1]. Согласно определению, принятому в Гильдии киноактеров США, полнометражным называется фильм не короче 80 минут[2], фильмы меньшей длительности обычно относят к категории короткометражных.
Вопрос об оптимальной длительности фильма ультракороткого хронометража является дискуссионным. Для того чтобы попытаться обнаружить временные границы картины, которую можно было бы бесспорно отнести к категории «сверхкоротких», мы изучили, какой максимально допустимый хронометраж указывают организаторы известных фестивалей микрокино в разных странах (табл. 1).
Таблица 1. Максимальный хронометраж картин, представленных на фестивалях микрокино
Фестивали | Хронометраж | Проводится сейчас |
ШОРТЫ (ШОТЫ)3 (Россия) | 30 секунд | Нет |
Фестиваль микрофильмов в Ноттингеме4 (Великобритания) | 90 секунд | Нет |
Фестиваль 180 Microcinema5 (Филиппины) | 180 секунд | Нет |
Фестиваль микрокино в Кардоре6 (Великобритания) | 120 секунд | Нет |
Майкромуви Эворд7 (Германия) | 100 секунд | Нет |
Фестиваль ультракоротких фильмов в Рейнджбоу8 (Австралия) | 5 минут | Да |
Источник: составлено авторами.
Table 1. Maximum timekeeping of paintings presented at microcinema festivals
Name of the festival | Duration of nominated films | Exists now |
SHOTS (Russia) | 30 seconds | No |
Nottingham International Microfilm Festival (Great Britain) | 90 seconds | No |
180 Micromovie festival (Philippines) | 180 seconds | No |
Cardora Micromovie Festival (Great Britain) | 120 seconds | No |
Micromovie Award (Germany) | 100 seconds | No |
Rangebow MicroFilm Festival (Australia) | 5 minutes | Yes |
Source: compiled by the authors.
Таким образом, предлагаем считать верхней границей хронометража для сверхкоротких фильмов 5 минут.
В процессе поиска примеров современных сверхкоротких кинокартин в соцсетях удалось обнаружить множество фильмов, снятых обычными пользователями. Большая часть микрофильмов так или иначе посвящены попыткам осмысления философских вопросов, созерцанию природы, экспериментам с использованием режиссерских приемов. Средняя продолжительность картин – несколько десятков секунд.
Тематическая палитра современного фестивального микрокино
Для определения проблем, поднимаемых сегодня в фестивальном короткометражном кино, и степени представленности ультракоротких фильмов на экранах кинотеатров, мы изучили программы кинопремий 2023 г. (табл. 2). Удалось определить, что на 14 авторитетных международных кинофестивалях, проводимых на разных континентах, суммарно в 2023 г. была номинирована 321 киноработа в формате короткого метра. Из них только 23 картины продолжительностью до 5 минут. Абсолютное большинство из них посвящены философским вопросам, которые люди традиционно пытаются постичь и осознать.
Таблица 2. Доля ультракоротких фильмов среди фестивальных короткометражных картин, представленных аудитории в 2022‒2023 гг.
Название кинофестиваля/кинопремии | Общее количество номинированных в 2023 г. короткометражных фильмов | Количество фильмов хронометражем до 5 минут (включительно) | Тематики, освещаемые в картинах длиной до 5 минут |
Премия «Оскар» | 15 | 0 | – |
Берлинский международный кинофестиваль (Германия) | 20 | 2 | Современное искусство; война |
Международный Каннский кинофестиваль (Франция) | 11 | 1 | Переоценка значения момента, философия жизни |
Венецианский международный кинофестиваль (Италия) | 13 | 0 | – |
Кинофестиваль «Сандэнс» (США) | 7 | 0 | – |
Международный кинофестиваль в Гонконге (Китай) | 22 | 0 | – |
Международный кинофестиваль в Торонто (Канада) | 42 | 4 | Связь с предками; проблемы людей со снижением нейрокогнитивных функций; сатира, высмеивание проблем, связанных с трудоустройством |
Эдинбургский международный кинофестиваль (Великобритания) | 18 | 5 | Токсичные взаимоотношения; путешествия во времени; историческая память поколений; воссоединение человека с природой; забота о близких с тяжелыми формами заболеваний |
Нью-Йоркский кинофестиваль (США) | 9 | 4 | Тяжесть заключения в тюрьме; философское осмысление одиночества; взгляд в прошлое |
Международный кинофестиваль в Мельбурне (Австралия) | 81 | 3 | Жизнь в депрессии; переживание палитры эмоций современным человеком; переживание любви парой сквозь десятилетия |
Кинофестиваль «Трайбека» (США) | 12 | 0 | – |
Московский международный кинофестиваль (Россия) | 6 | 0 | – |
Международный кинофестиваль в Чикаго (США) | 56 | 2 | Эмоциональное восприятие детьми действительности; радость и тяготы материнства |
Международый фестиваль в Калгари (Канада) | 9 | 2 | Проблемы взросления; философское осмысление взаимодействия веществ |
Источник: составлено авторами.
Table 2. The share of ultrashort films among festival short films presented to the audience in 2022‒2023
Name of the festival | The total number of short films nominated in 2023 | The number of films to 5 minutes (include) | Subjects covered in paintings up to 5 minutes long |
Oscars (USA) | 15 | 0 | – |
Internationale Filmfestspiele Berlin (Germany) | 20 | 2 | Contemporary art; war |
Festival international du film de Cannes (France) | 11 | 1 | Revaluation of the meaning of the moment, philosophy of life |
Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Italy) | 13 | 0 | – |
Sundance Film Festival (USA) | 7 | 0 | – |
Hong Kong International Film Festival (China) | 22 | 0 | – |
Toronto International Film Festival (Canada) | 42 | 4 | Connection with ancestors; problems of people with a decrease in neurocognitive functions; satire, ridiculing problems related to employment |
Edinburgh International Film Festival (Great Britain) | 18 | 5 | Toxic relationships; time travel; historical memory of generations; human reunion with nature; caring for loved ones with severe forms of diseases |
New York Film Festival (USA) | 9 | 4 | The severity of imprisonment; philosophical understanding of loneliness; a look into the past |
Melbourne International Film Festival (Australia) | 81 | 3 | Living in depression; experiencing a palette of emotions by a modern person; experiencing love by a couple through decades |
Tribeca Film Festival (USA) | 12 | 0 | – |
Moscow international film festival (Russia) | 6 | 0 | – |
Chicago International Film Festival (USA) | 56 | 2 | Emotional perception of reality by children; the joy and hardships of motherhood |
Calgary International Film Festival (Canada) | 9 | 2 | Problems of growing up; philosophical understanding of the interaction of substances |
Source: compiled by the authors.
Итак, в результате проведенного исследования, мы предлагаем в качестве одной из возможных дефиниций следующую: микрокино – это существующая на границе онлайн-среды и киноиндустрии гибридная форма киноискусства со следующими основными характеристиками: хронометраж от нескольких секунд до пяти минут, наличие авторской оригинальной идеи, сосредоточенность на освещении и осмыслении вневременных вопросов (нет акцента на актуальности).
Специфика микрокино в современной онлайн-среде
Помимо обозначенных выше особенностей микрокино, на наш взгляд, можно говорить о следующих признаках, определяющих его роль и место в современной онлайн-среде:
Значительная доля любительского, непрофессионального контента. В условиях практически равного доступа профессионалов и любителей к технологиям создания аудиовизуальных произведений (когда кино можно снимать на недорогую цифровую камеру или смартфон) короткий формат уравнивает их возможности.
Ориентация на мгновенное удержание внимания зрителя. В ситуации быстрого пролистывания ленты пользователь настроен на поверхностное знакомство с аудиовизуальным контентом; он потребляет фильмы в череде новостей о событиях из жизни друзей и знакомых, рекламных объявлений и кулинарных рецептов.
Нестандартные форматы кадра, в частности, вертикальный (1080×1920 пикселей) и квадратный (1080×1080 пикселей), рассчитанные на просмотр на экране смартфона. Использование полиэкрана (кадра, визуально разделенного на несколько частей).
Активное использование титров и поясняющих надписей. Зачастую поясняющие надписи появляются в виде привычных для пользователя смартфона графических элементов интерфейса, таких как иконки, эмодзи, хештеги.
Использование интерактивных элементов – например, гиперссылок, кнопок выбора вариантов продолжения действия внутри фильма.
Ориентация на «вирусные» темы, онлайн-мемы, привлечение в качестве актеров игровых и героев неигровых лент людей, завоевавших широкую популярность в Сети. Возможность привлекать звезд становится для контент-мейкера важнейшим «активом».
Заключение
Микрокино – это перспективная, интересная, удобная, но не всегда понятная режиссерам и публике форма киноискусства, что следует из проведенного исследования. Этот формат в эпоху мультиэкранности со всеми ее возможностями оказался в противоречивой ситуации, занимает в современном медиапространстве неоднозначное положение. Для ультракоротких фильмов практически не находится места в телеэфире. На крупных кинофестивалях картины подобного рода не представлены широко (из общего количества картин на 14 международных фестивалях в 2023 г. только 7 % составляли фильмы продолжительностью пять и менее минут). При этом специализированные фестивали микрокино, как мы выяснили, постепенно прекращают свое существование, преимущественно из-за невысокой популярности. В современных условиях наиболее органичной средой для ультракоротких кинокартин оказывается онлайн-пространство, в первую очередь социальные сети, а также сайты онлайн-курсов микрокино. Из массы коротких онлайн-видеороликов произведения микрокино выделяются попыткой авторов осмыслить фундаментальные жизненные вопросы, предложить художественную трактовку действительности. И это объединяющая особенность ультракоротких фильмов, представленных на всех площадках. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
1 Полнометражный фильм // Большая советская энциклопедия: в 30 томах. Том 20. 3-е изд. М., 1975. С. 236.
2 Screen Actors Guild Letter Agreement for Low-budget Theatrical Pictures. URL: https://web.archive.org/web/20070927230614/http://www.sag.org/Content/Public/LOWBUDGET2005WM.pdf (accessed: 10.02.2023).
3 Независимый кинофестиваль короткометражных фильмов / Всероссийский фестиваль микрокино. URL: https://up.shortsfilm.ru; https://vk.com/microkino
4 Nottingham International Microfilm Festival. URL: https://filmfreeway.com/NottinghamInternationalMicrofilmFestival
5 180 Micromovie Festival. URL: https://www.digitalcinemareport.com/news/180-microcinema-festival-calls-entries
6 Cardora Micromovie Festival. URL: https://filmmakers.festhome.com/ru/festival/cardora
7 Micromovie Award. URL: https://www.hannover-entdecken.de/der-qmicromovie-awardq-2008-von-das-vierte-geht-an-jan-schwarze-und-seinen-beitrag-qgewonnenq/
8 Rangebow MicroFilm Festival. URL: https://www.therangebowfestival.org/tickets
About the authors
Alexey E. Litvintsev
Lomonosov Moscow State University
Email: avtorsky@list.ru
ORCID iD: 0009-0003-6484-232X
Candidate of Philology, Associate Professor of the Television and Radio Broadcasting Department, Journalism Faculty
1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian FederationEvgeniya L. Proskurnova
RUDN University
Author for correspondence.
Email: karikh.el@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2985-7898
Candidate of Philology, lecturer, Department of Mass Communications, Faculty of Philology
6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian FederationReferences
- Ageeva, G.M., Antipkina, E.N., & Sidorkina, T.N. (2016). The role of visual arts in popularizing the culture of Finno-Ugric peoples. Finno-Ugric world, 26(1), 84–88. (In Russ.)
- Alekhina, O.A., & Ukolova, L.E. (2020). Cinematography as one of the methods of forming the information space of aerospace industry organizations in Russia. Communicology, 8(1), 155–166. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-155-166
- Arapova, O.G. (2020). Short movies as a means of increasing motivation when teaching Russian as a Foreign Language. Herald of Vyatka State University, 138(4), 108–117. (In Russ.) https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.061
- Bajrakimov, A.B. (2016). A short film as a method of educating a film director. APRIORI. Series: Humanities, (2), 5–6. (In Russ.)
- Bogdanovskaya, I.M., Uglova, A.B., Nizomutdinov, B.A., & Nikolskaya A.S. (2023). Modern practices of media consumption among students. World of Science. Pedagogy and Psychology, 11(2), 10PSMN223. (In Russ.) Available from: https://mir-nauki.com/10PSMN223.html (accessed: 10.02.2023).
- Chen, Y., Li, M., Guo, F., & Wang, X. (2022). The effect of short-form video addiction on users’ attention. Behaviour & Information Technology. https://doi.org/10.1080/0144929X.2022.2151512
- Dunkevich, S.G., & Somov, M.V. (2020). The role of cinema in the aesthetic education of young people. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 78(10), 90–94. (In Russ.)
- Gabrielyan, A.A. (2017). Reflection of the key value dominants in American cinema of the second half of the XX ‒ beginning of the XXI century. Moscow University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, (4), 161–169. (In Russ.)
- Gilardi, F., White, A., Cheng, S., Sheng, J., Song, W., & Zhao, Y. (2020). How online video platforms could support China’s independent microfilm (short film) makers and enhance the Chinese film industry. Cultural Trends, 29(1), 35–49. https://doi.org/10.1080/09548963.2019.1697852
- Jwo, J.S. (2015). Teaching software engineering through comics and micro-movie design projects. 10th International Conference on Computer Science & Education (ICCSE). (In Chin.) https://doi.org/10.1109/ICCSE.2015.7250265
- Kajzer, O.M., & Shishkova, L.Y. (2020). Social adaptation of children and adolescents through cinematography. Science and Education Today, 56(9), 51–53. (In Russ.)
- Kaneeva, A.V., & Kozhanova, K.A. (2022). Features of the use of films as a linguodidactic material in teaching a foreign language (on the example of the film “Chateau Mouton Rothschild”). The Humanities and Social Sciences, 91(4). 143–147. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-93-4-143-147
- Kruglova, L.A., Chobanyan, K.V., & Shchepilova, G.G. (2020). Online video: Structure, content, monetization. Moscow: Aspect Press. (In Russ)
- Li, C.H., & Liu, C.C. (2020). The effects of empathy and persuasion of storytelling via tourism micro-movies on travel willingness. Asia Pacific Journal of Tourism Research, 25(4), 382–392. https://doi.org/10.1080/10941665.2020.1712443
- Polunina, T.S. (2021). Methods of working with short videos in remote English classes with Chinese students. Yaroslavskij Pedagogicheskij Vestnik, 120(3), 55–61. (In Russ.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-3-120-55-61
- Proskurnova, E.L., Volkova, I.I., & Tran Thi Thuy Dung. (2021). Prospects of news television: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157–170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
- Rodionova, Y.V. (2021). Digital short film production tools. Creativity and Modernity, 14(1), 95–98. (In Russ.) https://doi.org/10.37909/978-5-89170-278-3-2021-1016
- Sergan, D.O. (2020). Perlocutionary effect and ways to achieve it (using the example of the analysis of the short drama “The Old Man and the Sea” directed by Alexander Petrov). Bulletin of Science and Creativity, 73(1), 91–93. (In Russ.)
- Shekova, E.L. (2018). Crowdfunding as an actual source of funding for the youth projects in the national film industry. St. Petersburg Economic Journal, (1), 77–84. (In Russ.)
- Volkova, I.I. (2019). TV channels on YouTube: Reasons for ineffectiveness. Journalism in 2018: Creativity, Profession, Industry: Materials of the International Scientific and Practical Conference (pp. 468‒469). Moscow: MSU Publ. (In Russ.)
- Wang, W., Pan, Y., Wu, S., & Dai, Z. (2022). Research on short format video application design strategy based on user experience and emotion regulation. International Journal of Neuropsychopharmacology, 25(1), A69–A70. https://doi.org/10.1093/ijnp/pyac032.096
- Zhang, J., & Yuan, S. (2018). The exploration of low cost micro film creation in the hot background of micro film in colleges and universities. Advances in Computer Science Research: 8th International Conference on Social Network, Communication and Education (SNCE 2018). https://doi.org/10.2991/snce-18.2018.204
- Zhang, L. (2022). Research on new media film and television works. Art and Design Review, 10, 337–347. https://doi.org/10.4236/adr.2022.103025
- Zhao, J.E. (2014). The micro-movie wave in a globalising China: Adaptation, formalisation and commercialization. International Journal of Cultural Studies, 17(5). https://doi.org/10.1177/1367877913505171
- Zhdankina, G.I., & Shipulina, N.B. (2020). Short films: Genre originality of debuts. Vestnik VGIK, 12(3), 68–78. (In Russ.) https://doi.org/10.17816/VGIK25732
Supplementary files










