Микрокино от кинозалов до онлайн-видеоплатформ: вопросы терминологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено всестороннее исследование феномена микрокино. Ставятся и решаются задачи семантического анализа понятия «микрокино», обнаружены его характерные особенности и на основе полученных результатов впервые предложена актуальная дефиниция термина, выявлено, на каких экранах сегодня существует ультракороткий метр. Обосновывается гипотеза о том, что фильмы сверхкороткого хронометража как явление нельзя в полной мере считать продуктом цифровой эпохи, они наследуют классическому кинематографу, хотя и презентуются зрителю на иных, современных площадках. Указанная проблема рассматривается в связи с распространенной трактовкой термина «микрокино» как формата, возникшего в XXI в. в сетевом пространстве. В качестве основного отличия от разного рода аудиовизуального контента ультракороткой продолжительности, размещаемого в онлайн-среде, обозначается нацеленность микрокино на освещение философских, жизненных проблем, поиск новых смыслов, демонстрацию авторских воззрений на экзистенциальные вопросы. В результате изучения фильмографии авторитетных международных кинофестивалей данное предположение находит подтверждение. Выявляются границы хронометража ультракоротких фильмов, для чего исследуются актуальные требования, выдвигаемые специализированными фестивалями микрокино к авторам.

Полный текст

Введение

Игровые и неигровые ролики, фильмы, зарисовки, реклама сверхкороткого хронометража, размещаемые на разных площадках, оказываются для человека цифровой эпохи наиболее понятным и доступным способом коммуникации в информационном пространстве, стимулируя у него полисенсорное восприятие, способствуя быстрому обследованию объектов, установлению их ключевых характеристик. Это, к примеру, одна из составляющих обескураживающего успеха коротких онлайн-видео (Круглова и др., 2020). Такой онлайн-контент наиболее эффективно выполняет информационную, образовательную и рекреативную функции (Богдановская и др., 2023). При этом каждый человек в процессе медиапотребления имеет потребность в некоторой мифологизации повседневности. Экзистенциальный смысл далеко не всех явлений жизни легко может быть обработан и корректно транслирован в подобных роликах. С этой задачей, согласно выдвигаемой нами гипотезе, значительно более успешно справляется другой тип короткометражного аудиовизуального контента – микрокино.

Есть все основания полагать, что указанное явление обладает большими перспективами, но при этом в связи со своей новизной оно в недостаточной степени осмыслено на научном уровне. Этим обусловлена актуальность представленного исследования, в рамках которого предпринимается одна из первых попыток в русскоязычной среде системного анализа микрокино как гибридной формы, существующей на границе классического кинематографа и мира цифровых медиа.

Цель исследования ‒ комплексное описание феномена микрокино. Для достижения этой цели был выбран в качестве основного метод терминологического анализа. Поставлено несколько исследовательских задач. Во-первых, внимание уделяется поиску актуальной дефиниции указанного понятия, что связано с отсутствием единого подхода к его трактовке у отечественных и зарубежных ученых, а также у журналистов и публицистов. Во-вторых, представляется важным перечислить ключевые характеристики ультракоротких картин. И, наконец, для подтверждения или опровержения обозначенной выше гипотезы изучены образцы микрокино, представленные на различных кинофестивалях, что позволило выявить место ультракоротких фильмов в системе международных кинопремий, а также средний хронометраж номинируемых картин.

Для изучения отличительных особенностей создания и функционирования, тенденций и перспектив короткометражных картин новейшей эпохи проанализированы: труды по изучению тематики и проблематики, жанров и ценностных доминант современного короткого метра ‒ именно так все чаще называют короткометражные фильмы (Жданкина, Шипулина, 2021; Габриелян, 2017); работы, где фильмы небольшой продолжительности рассматриваются в качестве способа развития навыков молодых режиссеров (Байракимов, 2016; Zhang, Yuan, 2018); исследования, посвященные анализу возможных тактик использования коротких и ультракоротких фильмов в образовательном процессе (Полунина, 2021; Канеева, Кожанова, 2022; Арапова, 2020; Кайзер, Шишкова, 2020; Алехина, Уколова, 2020; Агеева и др., 2016; Дункевич, Сомов, 2020; Jwo, 2015); технические инструменты и алгоритмы кинопроизводства короткого метра в XXI в. (Родионова, 2021); нарративные стратегии и варианты применения средств художественной выразительности в процессе создания микрофильмов (Zhang, 2022); способы достижения перлокутивного эффекта при производстве короткометражных фильмов (Сергань, 2022; Li, Liu, 2020); возможные методы финансирования кинопроизводства (Шекова, 2018); тактики производства малоформатной видеопродукции, в том числе телевизионной, при конвергентном потреблении (Волкова, 2019; Проскурнова и др., 2021; Wang et al., 2022; Chen et al., 2022).

Методология и этапы исследования

На первом этапе предстояло сформулировать точное определение термина «микрокино», которое органично вписывалось бы в контекст современных онлайн-среды и киноиндустрии, так как данное понятие сегодня существует на стыке этих двух пространств. Для решения указанной задачи был выбран метод терминологического анализа.

На втором этапе изучены требования по продолжительности картин фестивалей микрокино и программы 14 современных, наиболее значимых международных кинофестивалей разных стран, внимание при этом было сосредоточено на короткометражных картинах (обнаруженные картины анализировались с точки зрения поднимаемых в них проблем).

На третьем этапе исследования сформирован список отличительных характеристик микрокино.

Результаты и обсуждение

Понятие и ключевые характеристики микрокино

Предпринимая попытку сформулировать наиболее корректное определение понятия «микрокино», важно сказать, что целый ряд исследователей (Zhang, 2022; Zhao, 2013; Gilardi et al., 2020) указывают на Китай как на родину данного термина, а 2000-е гг. называют временем его возникновения. Префикс «микро», действительно, часто использовался именно в китайской интернет-среде для образования новых дефиниций, которые можно было бы применять в речи для описания сетевого контента ультракороткой продолжительности в начале XXI в. Однако мы исходим из того, что микрокино ведет свое начало от классического кинематографа, при этом для распространения кинокартин режиссеры используют новые алгоритмы, наиболее органичным пространством для такого контента оказывается онлайн-среда.

Удалось обнаружить, что в англоязычных источниках для описания микрокино наиболее часто встречаются определения micro film и microcinema, а также micromovie. Использование указанных слов, а не «микроролик» или «микровидео», важно для нашей работы, так как корни этих слов переводятся на русский как «кино». Можно предполагать, что исследователи и кинокритики не ставят знака равенства между короткими онлайн-роликами и ультракороткими фильмами, выделяют их в разные группы. В отечественной научной литературе устоявшегося названия для фильмов сверхмалого хронометража нет, как нет и традиции их изучения. Термин «микрокино» все чаще используется в России среди создателей и потребителей такого контента.

Ключевыми отличительными маркерами микрокино, по мнению автора телеканала «Кино ТВ» и ведущего радиостанции «Маяк» писателя Е.А. Стаховского, исследующего историю кинематографа, является наличие кинематографических приемов, невысокий уровень затрат при производстве картины, соответствие требованиям жанра зарисовки, но главное – сверхкороткий хронометраж. Таким мнением он поделился с нами в личной беседе. В нашем исследовании мы использовали в качестве исходного именно последнее предположение, поэтому в процессе поиска подходящей дефиниции для термина «микрокино» посчитали необходимым подвергнуть этот аспект наиболее тщательному анализу.

Традиционно по длительности кинофильмы делятся на короткометражные и полнометражные, причем четких границ у каждого из этих форматов нет. Так, в Большой советской энциклопедии полнометражными называются фильмы, длительность которых составляет от 50 до 120 минут экранного времени[1]. Согласно определению, принятому в Гильдии киноактеров США, полнометражным называется фильм не короче 80 минут[2], фильмы меньшей длительности обычно относят к категории короткометражных.

Вопрос об оптимальной длительности фильма ультракороткого хронометража является дискуссионным. Для того чтобы попытаться обнаружить временные границы картины, которую можно было бы бесспорно отнести к категории «сверхкоротких», мы изучили, какой максимально допустимый хронометраж указывают организаторы известных фестивалей микрокино в разных странах (табл. 1).

Таблица 1. Максимальный хронометраж картин, представленных на фестивалях микрокино

Фестивали

Хронометраж

Проводится сейчас

ШОРТЫ (ШОТЫ)3 (Россия)

30 секунд

Нет

Фестиваль микрофильмов в Ноттингеме4 (Великобритания)

90 секунд

Нет

Фестиваль 180 Microcinema5 (Филиппины)

180 секунд

Нет

Фестиваль микрокино в Кардоре6 (Великобритания)

120 секунд

Нет

Майкромуви Эворд7 (Германия)

100 секунд

Нет

Фестиваль ультракоротких фильмов в Рейнджбоу8 (Австралия)

5 минут

Да

Источник: составлено авторами.

Table 1. Maximum timekeeping of paintings presented at microcinema festivals

Name of the festival

Duration of nominated films

Exists now

SHOTS (Russia)

30 seconds

No

Nottingham International Microfilm Festival (Great Britain)

90 seconds

No

180 Micromovie festival (Philippines)

180 seconds

No

Cardora Micromovie Festival (Great Britain)

120 seconds

No

Micromovie Award (Germany)

100 seconds

No

Rangebow MicroFilm Festival (Australia)

5 minutes

Yes

Source: compiled by the authors.

Таким образом, предлагаем считать верхней границей хронометража для сверхкоротких фильмов 5 минут.

В процессе поиска примеров современных сверхкоротких кинокартин в соцсетях удалось обнаружить множество фильмов, снятых обычными пользователями. Большая часть микрофильмов так или иначе посвящены попыткам осмысления философских вопросов, созерцанию природы, экспериментам с использованием режиссерских приемов. Средняя продолжительность картин – несколько десятков секунд.

Тематическая палитра современного фестивального микрокино

Для определения проблем, поднимаемых сегодня в фестивальном короткометражном кино, и степени представленности ультракоротких фильмов на экранах кинотеатров, мы изучили программы кинопремий 2023 г. (табл. 2). Удалось определить, что на 14 авторитетных международных кинофестивалях, проводимых на разных континентах, суммарно в 2023 г. была номинирована 321 киноработа в формате короткого метра. Из них только 23 картины продолжительностью до 5 минут. Абсолютное большинство из них посвящены философским вопросам, которые люди традиционно пытаются постичь и осознать.

Таблица 2. Доля ультракоротких фильмов среди фестивальных короткометражных картин, представленных аудитории в 20222023 гг.

Название кинофестиваля/кинопремии

Общее количество номинированных в 2023 г. короткометражных фильмов

Количество фильмов хронометражем до 5 минут (включительно)

Тематики, освещаемые в картинах длиной до 5 минут

Премия «Оскар»

15

0

Берлинский международный кинофестиваль (Германия)

20

2

Современное искусство; война

Международный Каннский кинофестиваль (Франция)

11

1

Переоценка значения момента, философия жизни

Венецианский международный кинофестиваль (Италия)

13

0

Кинофестиваль «Сандэнс» (США)

7

0

Международный кинофестиваль в Гонконге (Китай)

22

0

Международный кинофестиваль в Торонто (Канада)

42

4

Связь с предками; проблемы людей со снижением нейрокогнитивных функций; сатира, высмеивание проблем, связанных с трудоустройством

Эдинбургский международный кинофестиваль (Великобритания)

18

5

Токсичные взаимоотношения; путешествия во времени; историческая память поколений; воссоединение человека с природой; забота о близких с тяжелыми формами заболеваний

Нью-Йоркский кинофестиваль (США)

9

4

Тяжесть заключения в тюрьме; философское осмысление одиночества; взгляд в прошлое

Международный кинофестиваль в Мельбурне (Австралия)

81

3

Жизнь в депрессии; переживание палитры эмоций современным человеком; переживание любви парой сквозь десятилетия

Кинофестиваль «Трайбека» (США)

12

0

Московский международный кинофестиваль (Россия)

6

0

Международный кинофестиваль в Чикаго (США)

56

2

Эмоциональное восприятие детьми действительности; радость и тяготы материнства

Международый фестиваль в Калгари (Канада)

9

2

Проблемы взросления; философское осмысление взаимодействия веществ

 Источник: составлено авторами.

Table 2. The share of ultrashort films among festival short films presented to the audience in 20222023

Name of the festival

The total number of short films nominated in 2023

The number of films to 5 minutes (include)

Subjects covered in paintings up to 5 minutes long

Oscars (USA)

15

0

Internationale Filmfestspiele Berlin (Germany)

20

2

Contemporary art; war

Festival international du film de Cannes (France)

11

1

Revaluation of the meaning of the moment, philosophy of life

Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Italy)

13

0

Sundance Film Festival (USA)

7

0

Hong Kong International Film Festival (China)

22

0

Toronto International Film Festival (Canada)

42

4

Connection with ancestors; problems of people with a decrease in neurocognitive functions; satire, ridiculing problems related to employment

Edinburgh International Film Festival (Great Britain)

18

5

Toxic relationships; time travel; historical memory of generations; human reunion with nature; caring for loved ones with severe forms of diseases

New York Film Festival (USA)

9

4

The severity of imprisonment; philosophical understanding of loneliness; a look into the past

Melbourne International Film Festival (Australia)

81

3

Living in depression; experiencing a palette of emotions by a modern  person; experiencing love by a couple through decades

Tribeca Film Festival (USA)

12

0

Moscow international film festival (Russia)

6

0

Chicago International Film Festival (USA)

56

2

Emotional perception of reality by children; the joy and hardships of motherhood

Calgary International Film Festival (Canada)

9

2

Problems of growing up; philosophical understanding of the interaction of substances

Source: compiled by the authors.

Итак, в результате проведенного исследования, мы предлагаем в качестве одной из возможных дефиниций следующую: микрокино – это существующая на границе онлайн-среды и киноиндустрии гибридная форма киноискусства со следующими основными характеристиками: хронометраж от нескольких секунд до пяти минут, наличие авторской оригинальной идеи, сосредоточенность на освещении и осмыслении вневременных вопросов (нет акцента на актуальности).

Специфика микрокино в современной онлайн-среде

Помимо обозначенных выше особенностей микрокино, на наш взгляд, можно говорить о следующих признаках, определяющих его роль и место в современной онлайн-среде:

Значительная доля любительского, непрофессионального контента. В условиях практически равного доступа профессионалов и любителей к технологиям создания аудиовизуальных произведений (когда кино можно снимать на недорогую цифровую камеру или смартфон) короткий формат уравнивает их возможности.

Ориентация на мгновенное удержание внимания зрителя. В ситуации быстрого пролистывания ленты пользователь настроен на поверхностное знакомство с аудиовизуальным контентом; он потребляет фильмы в череде новостей о событиях из жизни друзей и знакомых, рекламных объявлений и кулинарных рецептов.

Нестандартные форматы кадра, в частности, вертикальный (1080×1920 пикселей) и квадратный (1080×1080 пикселей), рассчитанные на просмотр на экране смартфона. Использование полиэкрана (кадра, визуально разделенного на несколько частей).

Активное использование титров и поясняющих надписей. Зачастую поясняющие надписи появляются в виде привычных для пользователя смартфона графических элементов интерфейса, таких как иконки, эмодзи, хештеги.

Использование интерактивных элементов – например, гиперссылок, кнопок выбора вариантов продолжения действия внутри фильма.

Ориентация на «вирусные» темы, онлайн-мемы, привлечение в качестве актеров игровых и героев неигровых лент людей, завоевавших широкую популярность в Сети. Возможность привлекать звезд становится для контент-мейкера важнейшим «активом».

Заключение

Микрокино – это перспективная, интересная, удобная, но не всегда понятная режиссерам и публике форма киноискусства, что следует из проведенного исследования. Этот формат в эпоху мультиэкранности со всеми ее возможностями оказался в противоречивой ситуации, занимает в современном медиапространстве неоднозначное положение. Для ультракоротких фильмов практически не находится места в телеэфире. На крупных кинофестивалях картины подобного рода не представлены широко (из общего количества картин на 14 международных фестивалях в 2023 г. только 7 % составляли фильмы продолжительностью пять и менее минут). При этом специализированные фестивали микрокино, как мы выяснили, постепенно прекращают свое существование, преимущественно из-за невысокой популярности. В современных условиях наиболее органичной средой для ультракоротких кинокартин оказывается онлайн-пространство, в первую очередь социальные сети, а также сайты онлайн-курсов микрокино. Из массы коротких онлайн-видеороликов произведения микрокино выделяются попыткой авторов осмыслить фундаментальные жизненные вопросы, предложить художественную трактовку действительности. И это объединяющая особенность ультракоротких фильмов, представленных на всех площадках. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

 

1 Полнометражный фильм // Большая советская энциклопедия: в 30 томах. Том 20. 3-е изд. М., 1975. С. 236.

2 Screen Actors Guild Letter Agreement for Low-budget Theatrical Pictures. URL: https://web.archive.org/web/20070927230614/http://www.sag.org/Content/Public/LOWBUDGET2005WM.pdf (accessed: 10.02.2023).

3 Независимый кинофестиваль короткометражных фильмов / Всероссийский фестиваль микрокино. URL: https://up.shortsfilm.ru; https://vk.com/microkino

4 Nottingham International Microfilm Festival. URL: https://filmfreeway.com/NottinghamInternationalMicrofilmFestival

5 180 Micromovie Festival. URL: https://www.digitalcinemareport.com/news/180-microcinema-festival-calls-entries

6 Cardora Micromovie Festival. URL: https://filmmakers.festhome.com/ru/festival/cardora

7 Micromovie Award. URL: https://www.hannover-entdecken.de/der-qmicromovie-awardq-2008-von-das-vierte-geht-an-jan-schwarze-und-seinen-beitrag-qgewonnenq/

8 Rangebow MicroFilm Festival. URL: https://www.therangebowfestival.org/tickets

×

Об авторах

Алексей Эдуардович Литвинцев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: avtorsky@list.ru
ORCID iD: 0009-0003-6484-232X

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Евгения Леонидовна Проскурнова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: karikh.el@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2985-7898

кандидат филологических наук, преподаватель, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Агеева Г.М., Антипкина Е.Н., Сидоркина Т.Н. Роль визуальных искусств в популяризации культуры финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2016. Т. 26. № 1. С. 84-88.
  2. Алехина О.А., Уколова Л.Е. Кинематограф как одно из средств формирования информационного пространства организаций аэрокосмической отрасли в России // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 1. С. 155-166. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-155-166
  3. Арапова О.Г. Художественные короткометражные фильмы как средство повышения мотивации при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Вятского государственного университета. 2020. Т. 138. № 4. С. 108-117. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.061
  4. Байракимов А.Б. Короткометражный фильм как метод воспитания режиссера // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 2. C. 5-6.
  5. Богдановская И.М., Углова А.Б., Низомутдинов Б.А., Никольская А.С. Современные практики медиапотребления у студенческой молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 2. URL: https://mir-nauki.com/10PSMN223.html (дата обращения: 10.02.2023).
  6. Волкова И.И. Телеканалы на YouTube: причины неэффективности // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: материалы международной научно-практической конференции. М.: МГУ, 2019. С. 468-469.
  7. Габриелян А.А. Отражение ключевых ценностных доминант в американском кинематографе второй половины XX - начала XXI в. // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 161-169.
  8. Дункевич С.Г., Сомов М.В. Роль киноискусства в эстетическом образовании молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. Т. 78. № 10. С. 90-94.
  9. Жданкина Г.И., Шипулина Н.Б. Короткометражное кино: жанровое своеобразие дебютов // Вестник ВГИК. 2020. Т. 12. № 3. С. 68-78. https://doi.org/10.17816/VGIK25732
  10. Кайзер О.М., Шишкова Л.Ю. Социальная адаптация ребенка и подростка средствами кинематографии // Наука и образование сегодня. 2020. Т. 56. № 9. С. 51-53.
  11. Канеева А.В., Кожанова К.А. Особенности использования фильмов в качестве лингводидактического материала при обучении иностранному языку (на примере фильма «Château Mouton Rothschild») // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93. № 4. С. 143-147. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-93-4-143-147
  12. Круглова Л.А., Чобанян К.В., Щепилова Г.Г. Онлайн-видео: структура, контент, монетизация. М.: Аспект-пресс, 2020. 112 с.
  13. Полунина Т.С. Методы работы с короткометражными роликами на дистанционных занятиях по английскому языку с китайскими студентами // Ярославский педагогический вестник. 2021. Т. 120. № 3. С. 55-61. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-3-120-55-61
  14. Проскурнова Е.Л., Волкова И.И., Чан Тхи Тхуи Зунг. О перспективах новостного теле-видения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. С. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
  15. Родионова Ю.В. Цифровые инструменты кинопроизводства короткого метра // Творчество и современность. 2021. Т. 14. № 1. С. 95-98. https://doi.org/10.37909/978-5-89170-278-3-2021-1016
  16. Сергань Д.О. Перлокутивный эффект и способы его достижения (на примере анализа короткометражной драмы «Старик и море» режиссера Александра Петрова) // Вестник науки и творчества. 2022. Т. 73. № 1. С. 91-93.
  17. Шекова Е.Л. Краудфандинг как современный источник финансирования молодежных проектов в отечественной киноиндустрии // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 77-84.
  18. Chen Y., Li M., Guo F., Wang X. The effect of short-form video addiction on users’ attention // Behaviour & Information Technology. 2022. https://doi.org/10.1080/0144929X.2022.2151512
  19. Jwo J.S. Teaching software engineering through comics and micro-movie design projects // 10th International Conference on Computer Science & Education (ICCSE). 2015. (In Chin.) https://doi.org/10.1109/ICCSE.2015.7250265
  20. Li C.H., Liu C.C. The effects of empathy and persuasion of storytelling via tourism micro-movies on travel willingness // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2020. Vol. 25. No. 4. Pp. 382-392. https://doi.org/10.1080/10941665.2020.1712443
  21. Wang W., Pan Y., Wu S., Dai Z. Research on short format video application design strategy based on user experience and emotion regulation // International Journal of Neuropsychopharmacology. 2022. Vol. 25. No. 1. Pp. A69-A70. https://doi.org/10.1093/ijnp/pyac032.096
  22. Zhang J., Yuan S. The exploration of low cost microfilm creation in the hot background of micro film in colleges and universities // Advances in Computer Science Research: 8th International Conference on Social Network, Communication and Education (SNCE 2018). 2018. https://doi.org/10.2991/snce-18.2018.204
  23. Zhang L. Research on new media film and television works // Art and Design Review. 2022. Vol. 10. Pp. 337-347. https://doi.org/10.4236/adr.2022.103025
  24. Zhao J.E. The micro-movie wave in a globalising China: adaptation, formalisation and commercialization // International Journal of Cultural Studies. 2014. Vol. 17. No. 5. https://doi.org/10.1177/1367877913505171

© Литвинцев А.Э., Проскурнова Е.Л., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах