Том 21, № 3 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 8
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1822
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-3
Весь выпуск
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
Возможность и целесообразность использования электронных иерархических структур в обучении информатике в начальной школе
Аннотация
Постановка проблемы. Современные требования к обучению информатике в начальной школе демонстрируют необходимость использования инновационных образовательных технологий. Актуальной задачей является обоснование возможности и целесообразности использования электронных иерархических структур в данном контексте. Цель исследования - анализ существующих подходов к обучению информатике, выявление их недостатков и сравнение с текущим состоянием преподавания информатики в Казахстане. На основе данных опроса, проведенного среди учителей, выявлены основные проблемы и недостатки существующих методик обучения. Методология. В исследовании использовались методы анализа научных публикаций, анкетирования и анализа данных. Результаты. В статье приводятся результаты опроса учителей, направленного на выявление основных проблем в существующих методиках обучения. Исходя из полученных данных, доказывается целесообразность внедрения электронных иерархических структур в образовательный процесс. Приведены аргументы в пользу эффективности данного подхода, а также выдвинуты предложения по его интеграции в школьную программу. Заключение. Рассматриваются перспективы дальнейших исследований и разработки новых образовательных программ, основываясь на потенциале электронных иерархических структур для оптимизации образовательного процесса по информатике в начальной школе.
Робототехнический конструктор как средство обучения старшеклассников программированию на языке С++
Аннотация
Постановка проблемы . В данной работе рассматриваются и обосновываются подходы к решению проблемы недостаточной разработанности методов обучения старшеклассников программированию на языке C++ в курсе информатики c использованием робототехнического конструктора VEX EDR. Применение робототехнических конструкторов в школьной программе по информатике может значительно улучшить процесс обучения программированию, предоставляя задачи с практическим уклоном. Это также способствует развитию у школьников навыков взаимодействия с различными устройствами и самостоятельного принятия решений, позволяет раскрыть их творческий потенциал в конструкторской и проектноисследовательской деятельности, а также усиливает интерес к обучению информатике, что особенно важно в современном технологически ориентированном обществе. Целью данного исследования является разработка компонентов методической системы обучения старшеклассников программированию на языке C++ с использованием робототехнического конструктора VEX EDR и проверка эффективности предложенной методики. Методология . Для достижения поставленной цели был использован метод анализа научно-методических источников и нормативных документов, которые касаются проблемы обучения старшеклассников программированию в рамках курса информатики. Выполнено опытно-экспериментальное исследование с участием двух групп школьников. Контрольной группе тема «Линейный алгоритм» преподавалась в традиционном изложении по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (10-11 класс). Экспериментальной группе тема «Линейный алгоритм» преподавалась в традиционном изложении по тому же учебнику, но с использованием робототехнического конструктора, разработанной системы задач и методических рекомендаций. Результаты . В ходе исследования установлено, что реализация сформированных компонентов методической системы обучения старшеклассников программированию на языке C++ с использованием робототехнического конструктора VEX EDR позволила повысить эффективность обучения старшеклассников программированию реальных исполнителей, работающих «в обстановке». Заключение . Экспериментально доказана эффек тивность разработанных компонентов методической системы обучения старшек лассников программированию на языке C++ с использованием робототехнического конструктора VEX EDR.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Фиджитализация образовательных технологий в России: направления, примеры, проблемы
Аннотация
Постановка проблемы . Современная социально-коммуникативная ситуация требует кардинальных изменений в дидактических моделях, образовательном инжиниринге и педагогическом дизайне. Российский опыт имеет определенную специфику в цифровой трансформации профессионального образования. Несколько лет назад в мире появился новый тренд - перестройка образовательных технологий (EdTech) в направлении фиджитализации. На стыке цифрового и физического миров в 2013 г. родилась такая концепция, как фиджитал-технологии. Phygital (физический + цифровой) - это комплекс технологий, благодаря которому студенты получают уникальный интерактивный опыт, используя во взаимосвязи как традиционные материальные источники учебной информации, так и виртуальное общение в образовательном процессе. Появление такого явления, как фиджитализация, связано с тем, что границы между физическим и цифровым становятся все более размытыми, что открывает новые возможности для социализации и профессионализации (в том числе в системе высшего образования). Это направление образовательной деятельности считается приоритетным и базовым для трансформации российского образования. В рамках данного направления основное внимание уделяется следующим аспектам: (а) использованию интернет-ресурсов в педагогических целях, (б) структурированию учебной программы в соответствии с модульным принципом, (в) относительному преобладанию практических и лабораторных заданий над теоретическим материалом, (г) разработке индивидуальных траекторий обучения на основе мониторинга успешности освоения обучающимися предыдущих модулей, (д) поискам более эффективных методов оценки результатов обучения. Цель исследования состоит в том, чтобы кратко, но, по возможности, полностью описать методологические, теоретические и технологические основы фиджитализации образовательных технологий. Методология . Использовались такие межнаучные подходы, как системно-структурный, системно-деятельностный, а также педагогический компетентностный подход. Был проведен контент-анализ и темати ческий мониторинг внедрения фиджитализации в университеты. Результаты . 1) Проанализированы основные направления фиджитализации образовательных технологий: а) использование персональных веб-сайтов преподавателей, б) развитие виртуальных лабораторий, в) использование генеративных языковых моделей искусственного интеллекта; 2) проанализирована важность каждого компонента и приведены примеры того, как они могут быть реализованы на практике, обсуждены основные проблемы и предложены потенциальные решения; 3) представлен обзор основных функций фиджитализации образовательных технологий, включая определение этой тенденции, характеристики и основные проблемы; 4) обсуждаются основные методы и инструменты, используемые в фиджитализации образовательных технологий; 5) определяются наиболее перспективные направления исследований в этой области. Заключение. Фиджитализация образовательных технологий в университетах обладает потенциалом преобразовать высшее образование, предоставляя студентам захватывающий, персонализированный и увлекательный опыт обучения, который может подготовить их к будущей карьере и улучшить их общие результаты обучения.
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Подходы к использованию систем машинного перевода для организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза с англоязычными научными текстами
Аннотация
Постановка проблемы. В статье описываются и обосновываются пути решения проблемы отсутствия подходов к использованию систем машинного перевода в организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза с англоязычными научными текстами. Целью описываемого исследования являлось практическое подтверждение эффективности разработанных подходов к изучению студентами систем машинного перевода научных текстов для повышения эффективности их самостоятельной и научно-исследовательской работы. Методология . Применен метод анализа научно-методических источников и нормативных документов, связанных с проблемой организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза с англоязычными научными текстами. Используются методы сравнения и обобщения полученных результатов с целью определения эффективности предложенного онлайн-курса «Машинный перевод научных текстов». Проведено лонгитюдное опытно-экспериментальное исследование. В экспериментальном обучении было задействовано 28 студентов, обучающихся на основных образовательных программах бакалавриата и магистратуры Московского городского педагогического университета. В рамках констатирующего этапа был проведен сбор и анализ эмпирической информации, позволившей уточнить гипотезу исследования и подтвердить его актуальность. На формирующем этапе эксперимента осуществлено внедрение разработанного онлайн-курса. На обобщающем этапе подведен итог эксперимента. Результаты. В результате обучения студентов педагогического вуза основам использования систем машинного перевода англоязычных текстов в их самостоятельной работе были достигнуты следующие результаты: студенты сформировали представление об особенностях перевода научных текстов с иностранного языка на русский; изучили возможности современных сервисов машинного перевода; составили терминологический глоссарий; приобрели навыки машинного перевода научных текстов с использованием специализированных CAT-программ. Как следствие, мы констатируем уверенное обращение подавляющего большинства студентов к научным источникам на иностранном языке за счет понимания принципов организации машинного перевода; активное изучение ими зарубежного профессионального опыта, а также его применение в самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Заключение. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели подходов к использованию систем машинного перевода как средств информатизации научной, учебной и практической деятельности в организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза с англоязычными научными текстами.
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Концептуальные основы педагогического дизайна электронного курса на платформе Moodle для интеграции результатов информального образования магистров при обучении иностранному языку специальности в неязыковом вузе
Аннотация
Постановка проблемы. Статья описывает основные принципы педагогического дизайна электронного учебного курса на этапах анализа, проектирования и разработки его составляющих в системе дистанционного обучения Moodle для актуализации результатов информального образования магистров неязыкового вуза при обучении иностранному языку специальности. Актуальность работы связана с необходимостью выявления механизма организации неинституциональной познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения ими учебной дисциплины в электронной информационно-образовательной среде вуза, сопоставимой по многим параметрам с современным пространством информального образования. Методология . Исследование носит комплексный характер, основано на использовании общенаучных и эмпирических методов с последующей интерпретацией результатов в логике теоретической триангуляции. Анализ существующих подходов к интеграции результатов информального образования взрослых субъектов учебной деятельности в формальный контекст их непрерывного обучения позволил разработать концептуальный каркас педагогического дизайна электронного учебного курса для развития иноязычной профессиональной компетенции магистров. Алгоритм исследования предусматривал анализ целевой аудитории сквозь призму ее учебного опыта в информальном изучении иностранного языка с акцентом на преобладающие виды такой познавательной активности и предпочтительные информационные ресурсы; формулировку задач обучения английскому языку специальности с учетом потенциала его освоения в информальном пространстве и возможностей цифровой образовательной среды Moodle, а также разработку компетентностной модели выпускника электронного курса, оценочных средств для контроля ожидаемых результатов и их верификации в формальном контексте. Результаты. Исследование демонстрирует необходимость трансформации характера информальной познавательной деятельности студента от непреднамеренного и случайного обучения к осознанному и целенаправленному процессу в качестве ключевого условия успешной реализации курса на интегративное освоение учебной дисциплины в формальном контексте и за его пределами. Это предусматривает дальнейшее развитие системных компетенций магистра и их сознательный перенос с формального на информальный уровень обучения в процессе работы с образовательными ресурсами лекционного и проектного кластеров тематических модулей онлайн-курса. Полифункциональные задания в их составе проектируются так, чтобы на уровне формулировок служить эффективным инструментом открытого, косвенного или скрытого стимулирования продуктивной информальной познавательной активности студентов в процессе формального обучения. Заключение. Представленная концепция педагогического дизайна электронного курса и разработанные на ее основе дидактические решения способствуют совершенствованию содержательного компонента учебного процесса посредством эффективного механизма интеграции результатов освоения академической дисциплины в формальном и информальном образовательном пространстве, что обеспечивает его единство и непрерывность на всем протяжении.
ДИСТАНЦИОННОЕ, СМЕШАННОЕ И ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ
Оценка эффективности применения электронных дистанционных методов обучения и взаимосвязь с результатами тестов Беннета и ЕГЭ
Аннотация
Постановка проблемы. В данной статье рассматривается применение электронных дистанционных методов обучения в современном образовательном процессе. Обсуждается эффективность таких методов и важность оценки уровня подготовки учащихся. Авторы пытаются ответить на вопрос, улучшает ли дистанционное обучение результаты учащихся на ЕГЭ по физике и развивает ли их аналитические навыки. Методология. Один из используемых методов оценки - тест Беннета, измеряющий способность учащихся к решению технических задач и анализу информации. Также рассматриваются результаты ЕГЭ по физике как показатель уровня знаний учащихся. Основное внимание статьи направлено на исследование корреляции между результатами теста Беннета и ЕГЭ по физике среди учащихся, использовавших электронные дистанционные модули в обучении предмету «Физика». Результаты. Результаты исследования показывают наличие корреляции между применением электронных дистанционных модулей и успешностью учащихся на тесте Беннета и ЕГЭ по физике. Однако авторы предполагают, что для более точных выводов требуется проведение дополнительных исследований с большим объемом данных. Заключение. Авторы приходят к выводу, что применение электронных дистанционных методов обучения может быть полезным для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по физике и развития их аналитических навыков, но для подтверждения этого тезиса необходимы дальнейшие исследования.
Гибридные образовательные технологии формирования компетенции поиска и критического анализа у будущих бакалавров по землеустройству и кадастрам
Аннотация
Постановка проблемы. В данной статье рассматриваются особенности формирования компетенций у студентов в условиях гибридного обучения. Основное внимание уделено развитию универсальных навыков поиска информации, критического анализа и синтеза у будущих бакалавров по землеустройству и кадастрам в рамках изучения дисциплины «Информатика». Методология. С использованием методов анализа научной литературы, педагогического наблюдения, опроса студентов и анализа результатов учебной деятельности авторы выявили основные направления формирования указанных компетенций в рамках изучения дисциплины «Информатика». Результаты. Исследование показало, что использование гибридных образовательных технологий для формирования у студентов компетенции поиска информации и критического анализа представляет свой собственный набор проблем и возможностей. Объединяя различные образовательные технологии, включая синхронное и асинхронное обучение, а также индивидуальное и групповое обучение, гибридное обучение предлагает многогранный подход к образованию. Заключение. Предложенные методические рекомендации по организации учебного процесса с учетом этих особенностей имеют практическое значение для преподавателей вузов, готовящих бакалавров по землеустройству и кадастрам. Их применение может повысить эффективность формирования указанных компетенций в условиях гибридного обучения.
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ
Модель цифровой трансформации процесса обучения в высшей школе
Аннотация
Постановка проблемы . В статье исследуются вопросы цифровизации процесса обучения математическим дисциплинам в высшей школе. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью в серьезных преобразованиях содержания многих учебных дисциплин в рамках разработанной стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. Целью исследования является развитие цифровой трансформации процесса обучения в высшем образовании, разработка структурно-функциональной модели этой трансформации и оценка перспектив ее использования в высшей школе. Методология . Использовались такие методы, как интеграция корпоративной информационной среды, IT-инструментария, виртуальной обучающей среды с содержанием учебных дисциплин; графический метод; эксперимент; опрос студентов. Результаты . Выявлены основные особенности цифровизации обучения элементам теории вероятностей на экономическом факультете с применением корпоративной информационной системы университета, а также разработаны лекционные и семинарские занятия в рамках предложенной модели обучения. Проведен теоретический анализ математической, научной, методической литературы по цифровой трансформации процесса обучения в России, выявлены основные тенденции цифровой трансформации высшего образования различных стран. Заключение . Определены возможности использования модели цифровой трансформации процесса обучения различным дисциплинам как для высших школ, так и для средних общеобразовательных учебных заведений, планирующих в ближайшей перспективе перейти к цифровизации процесса обучения. Научная новизна статьи состоит в том, что теоретически обоснована и практически подтверждена реализуемость цифровой трансформации процесса обучения теории вероятностей в высшей школе в России.