Том 15, № 1 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1051
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-1
Весь выпуск
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития
Аннотация
Настоящая статья посвящена особенностям формирования и функционирования виртуальных университетов, появляющихся в последние годы в разных странах мира. Описаны основные подходы к их созданию и финансированию. Отмечается, что наряду с государственными виртуальными университетами развиваются и частные университеты, в том числе корпоративные виртуальные университеты. Классифицированы основные модели виртуальных университетов, в числе которых модель консорциума, традиционная модель университета с электронным обучением по отдельным образовательным программам, модель образовательных организаций дистанционного обучения и собственно модель виртуального университета. Описаны успешные модели функционирования виртуальных университетов в Великобритании, США, Италии, Южной Корее, России и других странах. В распространенной модели консорциума образовательные организации совместно разрабатывают онлайн курсы, предоставляют доступ к репозиторию курсов для обучающихся этих вузов, а также обладают возможностью перезачета курсов студентам организаций, входящих в консорциум. Выделены основные факторы, влияющие на развитие виртуальных университетов. Наряду с успешными примерами реализации модели консорциума образовательных организаций в статье приведены отрицательные примеры функционирования таких объединений вузов. В заключение определены основные направления развития виртуальных университетов.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
Возможности и перспективы применения технологий и средств визуального программирования при обучении школьников
Аннотация
В статье рассматриваются типичные проблемы, возникающие у учащихся при освоении программирования. Для каждой проблемы приводится ряд существующих специализированных сред программирования, предлагающих решение. Проводится анализ элементов сред программирования и выделение тех, которые непосредственно участвуют в решении проблем. В завершении проводится агрегация лучших решений, и делается предположение о возможности комбинирования лучших элементов проанализированных сред. Изначально школьный курс информатики был ориентирован на формирование навыков программирования и управления компьютером. Сейчас основная часть курса отводится изучению прикладного программного обеспечения и информационным технологиям. При этом для обучения в большей степени используются классические языки программирования, разработанные еще в прошлом веке. Первой успешной попыткой создания альтернативного языка программирования, который мог бы выступать в роли образовательного средства, является язык Logo. Аналогичный способ отображения можно найти во многих средах программирования, когда пользователь не должен иметь навыков программирования, но быть в состоянии составить работоспособный алгоритм. Это позволяет не отвлекаться на язык программирования, а конструировать программу из блоков. Каждая из упомянутых в статье сред визуального программирования не лишена ряда недостатков. Однако даже при таком положении дел просматривается тенденция расширения использования в обучении визуальных языков программирования.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Специфика использования программы ПервоЛого при работе с дошкольниками на примере занятий с группой пятилетних детей
Аннотация
Статья представляет собой описание занятий, проведенных сотрудниками института образовательной информатики Российской академии наук в целях получения релевантного опыта. В статье описано, как можно улучшить программу ПервоЛого для наиболее плодотворной работы с детьми дошкольного возраста и даны некоторые рекомендации по организации подобных занятий. Программа ПервоЛого была разработана специально для дошкольного образования и младшего школьного возраста. Опыт использования ПервоЛого в начальных классах российских школ достаточно широко освещен в литературе. В отличие от этого, информации об использовании программы в дошкольном образовании явно недостаточно.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов
Аннотация
В статье излагаются методические аспекты организации дистанционного образования. Должное внимание уделяется исторической ретроспективе в исследуемом поле. Представлены возможности дистанционного обучения, трактовка дефиниции «Дистанционное образование», дано объемлющее представление его сути и содержания. Демонстрируются базовые технологии дистанционного образования. Рассмотрены основные проблемы, стоящие преградой на пути эффективного обучения у студентов - иностранцев. Изложен сравнительный анализ возможностей и условий при традиционной и дистанционной форме обучения для иностранного студента. Приведен вывод о том, что использование дистанционного образования является серьезным инструментом для достижения высокого качества образования иностранными студентами.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
Принципы формирования содержания образовательного электронного ресурса на основе общих и дидактических закономерностей обучения
Аннотация
В статье рассмотрено влияние развития технических средств обучения на эффективность учебно-методических ресурсов. Современные возможности информационно-коммуникативных технологий позволяют создавать электронные образовательные ресурсы, которые представляют учебную информацию, автоматизирующих процесс обучения, оказывают, при необходимости информационную помощь, собирают и обрабатывают статистические сведения о степени освоения школьниками содержания учебного материала, задают индивидуальную траекторию обучения и прочее. Основным принципом организации данных является деление учебного курса на отдельные разделы по тематическим элементам и компонентам учебного процесса. К общим закономерностям отнесены закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, а в частных случаях - те, действия которых распространяются на отдельный компонент (аспект) системы. С позиций существования в совокупном контенте электронного учебного ресурса трех типов электронных учебных модулей - информационного, контрольного и модуля практических занятий - принципы формирования электронного учебного ресурса, на взгляд автора, должны регламентировать все указанные составляющие. Рассмотрены каждый из определенных принципов по группам: научной направленности, методологической направленности, системности, учета межпредметных связей, фундаментализации, систематичности и дозированной последовательности, рационального использования учебного времени, доступности, минимизации, операционализации целей, унифицировано-идентификационного диагностирования.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Адаптивность сетевых сообществ как фактор успешного профессионального развития педагога на протяжении всей жизни
Аннотация
В современных условиях увеличение доли дистанционных технологий, роль сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогов становится весьма значимой. Процессы глобализации, предполагающие взаимную интеграцию культур, укрепление взаимосвязей между государствами и их отдельных структур, зачастую реализуются путем внутренней информатизации отдельных компонентов системы. В данной статье представлены результаты исследований, связанных с проблемами развития системы повышения квалификации в современных условиях, рассмотрены основные составляющие принципов повышения квалификации на протяжении всей жизни (Lifelong Learning). Приведены основные свойства и преимущества использования адаптивных сетевых сообществ в профессиональном развитии педагогов. Предложенные в статье положения о непрерывном образовании могут иметь значение для развития теории сетевого взаимодействия и использования в практике при построении адаптивных систем. Приводятся основные идеи непрерывного повышения квалификации, реализуемые в разрабатываемой модели адаптивного сетевого сообщества. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. В современных условиях лучшим инструментом для организации обучения на протяжении всей жизни являются адаптивные сетевые сообщества.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Философский аспект обучения обратным задачам математической физики
Аннотация
В статье излагаются частные вопросы обучения студентов обратным задачам математической физики. При обучении обратным задачам математической физики до понимания студентов доводятся сведения о том, что обратные задачи математической физики с философской точки зрения являются задачами определения неизвестных причин по известным следствиям, и поиски их решения обладают большим научно-познавательным потенциалом. При этом причины конкретизируются в виде неизвестных коэффициентов, правой части, начальных условий математической модели обратных задач, а в качестве следствий выступают функционалы от решения этой математической модели. В процессе обучения обратным задачам математической физики уделяется внимание философским аспектам феномена информации и выявляемых причинно-следственных связей. Подчеркивается, что в процессе логического анализа прикладного и гуманитарного характера, студенты осознают, что информация всегда оказывается связанной с фундаментальными философскими вопросами, что анализ прикладных и гуманитарных аспектов полученных результатов обратной задачи математической физики позволяет студентам сделать соответствующие логические выводы об изучаемом процессе и получить, в конечном счете, новую информацию, изучить ее свойства и осмыслить ее ценность. Философское осмысление понятия информации открывает студентам новые методологические возможности в постижении мира и помогает по-новому осмыслить уже имеющиеся в науке и философии теории, связанные с раскрытием взаимосвязи всех явлений реальности.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использования программной среды «1С: Математический конструктор»
Аннотация
Статья посвящена развитию наглядно-образного мышления на уроках математики с применением информационных технологий. Анализируются различные взгляды великих педагогов на проблему формирования образного мышления. В статье демонстрируются электронные образовательные ресурсы и программно-педагогические средства. Выявлены особенности и возможности использования наглядности на примере программной среды «1С: Математический конструктор». Рассматриваются преимущества компьютерной программы и представляются результаты ее применения на уроках математики в 5-м классе, подтверждающие заинтересованность школьников в учебном материале и положительную динамику его усвоения.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Оперативный статистический анализ результатов компьютерного тестирования студентов
Аннотация
Статья посвящена вопросам статистического анализа результатов компьютерного тестирования для оценки учебных достижений студентов. Актуальность вопросов обусловлена тем, что компьютерное тестирование в вузах России уже стало важным методом оценки учебных достижений студентов и качества современного учебного процесса. Использование современных методик и программ статистического анализа результатов компьютерного тестирования и оценки качества разработанных тестов является актуальной задачей для каждого преподавателя вуза. Статья показывает, как авторы решают эту задачу, используя свою собственную программу «СтатИнфо». На протяжении нескольких лет программа успешно применялась в кредитной системе обучения на таких технологических этапах как загрузка протоколов компьютерного тестирования в базу данных, формирование запросов, генерация сводок, списков и матриц ответов для статистического анализа качества тестовых заданий. Методика, опыт и некоторые результаты ее использования преподавателями университета описываются в статье. Смежные темы разработки тестов, моделей, алгоритмов, технологий и программного обеспечения для масштабного компьютерного тестирования обсуждались авторами в их предыдущих публикациях, которые представлены в списке литературы.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Влияние сетевых сообществ и перехода к Web 3.0 на смену подходов к получению образования
Аннотация
В статье представлен генезис сетевых сообществ, трансформация взаимодействия участников в процессе эволюции данной формы коммуникации. Описаны основные характеристики и этапы, присущие смене форматов сетевого взаимодействия. Понятие сетевых сообществ является многогранным и включает в себя различные процессы социализации: от поведения людей в группах по интересам до формирования крупных международных онлайн сообществ. Эволюция таких сообществ включает переход от гостевых книг и форумов к более сложным системам с множеством дополнительных инструментов сетевого взаимодействия. Внедрение современных технологий во все сферы жизнедеятельности приводит к формированию качественно новой отличительной модели образования. В таких условиях меняются роли участников образовательного процесса, все большее внимание уделяется самообразованию и развитию за счет внутренней потребности к учению, происходит реконструкция организационно-методической составляющей образовательного процесса, создаются новые условия для развития дистанционных технологий обучения. Все это позволяет выработать более конкурентоспособную систему взаимодействия, сделать процессы управления прозрачными и создать условия для самостоятельного развития каждого участника сетевого пространства. Онлайн сетевые сообщества представляют собой мощный инструмент, который необходимо использовать в системе образования в различных интерпретациях, а также в качестве дополнительного ресурса, позволяющего внести принцип «обучение через всю жизнь» в систему самообразования педагога.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Перспективы использования алгоритмов блокчейн для обеспечения безопасности при управлении образовательной организацией
Аннотация
В статье вводятся основные определения и понятия технологии блокчейн, резюмируются, обобщаются и преломляются к образовательным организациям. Предлагаются определенные варианты и направления для расширения использования технологии блокчейн для взаимодействия с внешними подрядчиками и партнерами. Излагаются возможности привлечения технологии блокчейн для повышения конкурентоспособности образовательной организации за счет повышения уровня собственной безопасности, повышения инвестиционной привлекательности и увеличения маркетинговой мощности. Приведен список возможных направлений для использования технологии блокчейн для процессов, протекающих внутри образовательных организаций, безопасность которых можно существенно повысить. Описаны положительные аспекты использования корпоративного блокчейн в образовательной организации.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Обзор информационных технологий и их значение в управлении образованием
Аннотация
В статье акцентируется внимание на то, что потребность в образовании - это непрерывный и постоянный процесс, поэтому в любое время в любом месте доступ к нему становится необходимостью. Потребность в получении информации есть постоянно увеличивающееся явление. Образование должно удовлетворять потребности различных категорий учащихся, и поэтому современные информационные технологии важны для удовлетворения этой потребности. Обсуждаются требования общества, которые состоят в том, чтобы все члены этого общества обладали необходимым уровнем технологической грамотности. Таким образом, расширение доступа и снижение стоимости образования в целях достижения запланированного качества обучения возможно реализовать на основе облачных IТ-технологий. Излагается специфика облачных технологий, которая накладывает особые требования к организации обучения с их использованием, в том числе и управлению образовательным процессом. Формулируются выводы о том, что информационные и телекоммуникационные технологии, понимание возможностей облачных технологий и их влияния на эффективность управления системой образования, служат основными предпосылками для развития профессиональной компетентности руководителя образовательной организации в области информационных технологий.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогов к обучению робототехнике
Аннотация
Робототехника в рамках предмета «Технология» входит в учебный план отечественных школ. Этот факт трансформирует робототехнику из предмета дополнительного образования в полноценный учебный предмет школьной программы. Введение робототехники в учебный план российских школ требует существенных изменений в системе подготовки педагогов, которые будут обучать школьников данной дисциплине. Подготовка педагогов к обучению школьников робототехнике осуществляется, как в рамках программ подготовки магистров в педагогических вузах, так и в рамках различных курсов повышения квалификации. Разные страны осуществляют такую подготовку по-разному. В одних странах подготовка учителей робототехники финансируется государством, в других - за счет частных инициатив. Миссией большинства зарубежных образовательных организаций является использование мотивационных эффектов робототехники для активизации школьников и привлечения их к STEM-образованию. Многие производственные компании не только продают робототехническое оборудование, но и готовят методические и учебные материалы для реализации технологии STEM-образования, а также создают электронные образовательные ресурсы, учебные программы, онлайн-уроки, оценочные материалы и многое др. Обучение педагогов и школьников, при этом базируется на оборудовании, которое производят такие компании.
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)