Адаптивность сетевых сообществ как фактор успешного профессионального развития педагога на протяжении всей жизни

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях увеличение доли дистанционных технологий, роль сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогов становится весьма значимой. Процессы глобализации, предполагающие взаимную интеграцию культур, укрепление взаимосвязей между государствами и их отдельных структур, зачастую реализуются путем внутренней информатизации отдельных компонентов системы. В данной статье представлены результаты исследований, связанных с проблемами развития системы повышения квалификации в современных условиях, рассмотрены основные составляющие принципов повышения квалификации на протяжении всей жизни (Lifelong Learning). Приведены основные свойства и преимущества использования адаптивных сетевых сообществ в профессиональном развитии педагогов. Предложенные в статье положения о непрерывном образовании могут иметь значение для развития теории сетевого взаимодействия и использования в практике при построении адаптивных систем. Приводятся основные идеи непрерывного повышения квалификации, реализуемые в разрабатываемой модели адаптивного сетевого сообщества. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. В современных условиях лучшим инструментом для организации обучения на протяжении всей жизни являются адаптивные сетевые сообщества.

Полный текст

Одним из приоритетных направлений исследования в области организации повышения квалификации педагогов в сети Интернет можно назвать онлайн сетевые сообщества. В частности, актуально рассмотрение выбранного объекта исследования - онлайн педагогических сообществ как одного из эффективных инструментов при использовании в системе повышения квалификации педагогических кадров. В современных условиях увеличение доли дистанционных технологий, роль сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогов становится весьма значимой. При правильной организации работы онлайн сетевое взаимодействие становится продуктивным и способствует личностному развитию ее участников [4]. Другими словами, формирование единой саморазвивающейся информационной среды - важнейший инструмент на пути реализации подхода обучения через всю жизнь в системе повышения квалификации педаго- гов. Ранее этот вопрос рассматривался в работах ряда современных исследователей, таких как А.Ю. Уваров, Л.В. Обыденкина, А.П. Журбенко, О.Ю. Тушинская, С.В Коровина, Г.Т. Салимжанова и др. Роль и значение сетевых сообществ с точки зрения современных исследователей, работающих в данном направлении. В работе [11] приводится ряд общих характеристик и целей для успешного функционирования и развития сетевых сообществ в условиях глобализации. Современный этап развития технологий характеризуется повсеместной информатизацией и процессами глобализации во всех сферах жизнедеятельности, что порождает большое количество возможностей и проблем [3]. Сегодня для профессионального развития педагогу необходимо постоянно быть в тренде и взаимодействовать с коллегами посредством различных инструментов, таких как сетевые сообщества, форумы, порталы и др. Процессы глобализации, предполагающие взаимную интеграцию культур, укрепление взаимосвязей между государствами и их отдельных структур, зачастую реализуются путем внутренней информатизации отдельных компонентов системы. Благодаря современным информационным технологиям многие процессы стали более доступны и открыты для взаимодействия, в результате прогресса которых интеллектуальный труд постепенно вытесняет материальное производство. Происходит быстрое обновление содержания образования и устаревание методов и форм обучения. Современные темпы развития требуют пересмотра сложившихся укладов и понятийного аппарата, необходим осознанный переход к формированию потребности в личном самообразовании каждого человека, где каждый сам в ответе за качество полученных знаний. Сетевые сообщества имеют ключевое значение в условиях внедрения дистанционных форм повышения квалификации педагогов, они способны трансформировать и объединить в себе все необходимые условия качественного повышения квалификации. В работе [12] приводится цитата профессора и эксперта в области международных исследований в сфере образования Майкла Барбера, которая очень четко характеризует масштаб и необходимость профессионального развития учителей - «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Очень значимо заключение самого автора - «Индивидуализация учебной работы школьников невозможна без индивидуализации профессионального развития их учителей. Нельзя требовать от учителя создать школьникам условия для индивидуализации учебной работы, если сам учитель не имеет таких условий…». С данной цитатой трудно не согласится, в действительности, говоря об уровне знаний учащихся, их условий обучения, оценивания и др., порой забывают об учителях. В методическом пособии [8] рассматривается апробированная модель построения работы сообществ учителей, которая доказала свою успешность как сетевая система коллаборативного решения проблем разного уровня. В частности, автор продемонстрировал структуру сетевого сообщества, которое в итоге трансформируется в образовательный портал. Другой уровень реализации сетевых сообществ продемонстрирован в работе [6], в которой представлены рекомендации для модераторов сетевых сообществ по вопросам создания и поддержки эффективной работы онлайн сетевых сообществ. Отличительная черта исследования А.П. Журбенко заключается в организации работы сетевого сообщества внутри уже существующих сервисов Google. Конечно же, в данном случае есть определенные ограничения на возможности сетевого взаимодействия, тем не менее, это отличный пример использования сторонних инструментов сетевого взаимодействия [5]. Работа педагогов в онлайн сетевых сообществах - это повышение ИКТкомпетенции, профессиональный и личностный рост участников. Работа онлайн стоится на принципах открытости и доверия, что благоприятно сказывается на формировании неформальной коллаборативной среды, способной мотивировать ее участников к самообразованию. В последнее время большое внимание уделяется развитию идей профессионального сообщества в образовательной среде и это не удивительно, ведь современные тенденции развития системы образования ставят перед педагогической общественностью все новые и новые требования и учителю уже трудно справиться с ними в одиночку. Тушинская О.Ю. и Конрад Дж. в методических рекомендациях [10] отмечают значимость создания профессиональных сообществ обучающих, приводят мировой опыт их построения. Профессиональные объединения учителей являются одним из самых мощных средств поддержки педагогической деятельности. В рамках различных профессиональных сообществ учитель, общаясь с коллегами, постоянно развивается и растет как профессионал, решает актуальные для себя вопросы. В работе [10] отмечается, что профессиональное объединения - это то, что позволяет специалисту избежать «варки в собственном соку. Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счет «коллективного разума» членов профессионального объединения, поскольку кто-то уже их решал и готов поделиться опытом. Несмотря на видимое обилие научных и популярных статей, методических пособий, руководств и др., освещающих те или иные стороны феномена сетевых сообществ и сетевого взаимодействия, педагогические исследования во многом отстают от развития современных информационно-коммуникационных технологий. Сфера новых технологий, связанных с Интернетом, развивается быстрыми темпами и зачастую для полного философского понимания функционирования и анализа всех сторон влияния тех или иных процессов требуется достаточное время. В связи с чем, большинство материалов обращены к рассмотрению отдельных составляющих теории сетевого взаимодействия, что создает неполную картину взаимодействий и требует полного исследования в философско-педагогическом аспекте. Из-за недостаточного количества научных исследований по вопросам социализации инструментов сетевого взаимодействия, формирования функциональных сетевых сообществ, с помощью которых возможна реализация принципа обучения на протяжении всей жизни, требуются дополнительные исследования по изложенным вопросам. Идея улучшения практики школ с использованием адаптивных профессиональных сообществ обучающих в настоящее время очень значима. Исследования онлайн адаптивных сетевых сообществ и их возможностей весьма актуальны, поскольку позволяют упростить многие процессы взаимодействия между пользователями и управления системой в целом [9]. Одним из факторов существенного влияния на форму и содержание педагогической деятельности можно назвать процессы информатизации и глобализации. Увеличение роли ученика в классе, развитие новых способов взаимодействия, способствуют появлению ряда проблем, связанных с коммуникацией и построением эффективной работы. Это, в свою очередь, влияет на качество образования. В качестве предмета проводимых исследований рассматриваются вопросы организации и построения эффективных адаптивных онлайн сетевых сообществ, которые позволяют: · развить новые навыки, необходимые для работы в условиях информатизации и глобализации; · осуществить возможность массового управления обновлениями и внедрения новых технологий. Благодаря совместному доступу и адаптивности системы каждая ступень образования в равномерном соотношении получает новые знания и инструменты, что позволяет сократить имеющийся разрыв; · организовать индивидуальную подборку полезных ресурсов и материалов по интересам пользователей; · поддерживать продуктивное и продолжительное обучение в рамках сетевого сообщества; · производить учет психофизиологических особенностей пользователей, тем самым, индивидуализировать процесс обучения со стороны системы; · участникам сетевых сообществ самостоятельно выбирать собственную траекторию профессионального роста и повышать уровень профессиональной культуры, работая и общаясь со своими коллегами; · организовать систематическую рефлексию учебного процесса и работы в рамках сетевого сообщества; · сформировать эффективную коллаборативную среду и атмосферу сотрудничества для успешного взаимодействия. Одним из факторов повышения значимости принципов адаптивного обучения на протяжении всей жизни является быстрое устаревание знаний и навыков. Особенно это влияние ощутимо в образовательной сфере, где происходит постоянное обновление содержания, инструментов и методов обучения, а также форм и критериев оценивания качества знаний. Следует отметить, что попытка обоснования актуальности обучаемости поколений приведена с акцентом на современность. Другими словами, приведен отчетливый пример возможного поведения будущего поколения в новых условиях, которые пока никому не известны, но уже сейчас могут быть спрогнозированы. И залогом успешного вливания в новую среду служат жажда и потребность самостоятельного повышения квалификации на протяжении всей жизни. Современные технологии позволяют реализовать успешные сетевые сообщества с помощью набора эффективных инструментов для организации совместной работы, правильное комбинирование которых позволяет упростить работу педа- гогов в сети Интернет [2]. Синергия глобализации в ее широком значении и процессов информатизации привносят ряд значимых изменений в сферу образования, которые должны быть реализованы в соответствии с требованиями времени: · увеличение академической мобильности всех участников образовательного процесса; · обеспечение открытого бесплатного доступа к онлайн образовательным ресурсам и библиотекам; · пересмотр методики и механизмов обучения с учетом внедрения новых форм онлайн обучения; · изменение и переориентация целей и задач обучения, направленных на воспитание и развитие личности, обладающей навыками XXI века; · обновление содержания образования и оценки качества знаний; · внедрение онлайн форм обучения и постепенный переход к дистанционным технологиям. В учебнике [7] приводится очень точное содержательное значение понятия «непрерывное образование» - это интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Также автор учебника приводит структуру непрерывного образования (рисунок), которая в современном значении может быть представлена в виде сетевого сообщества, включающего основные составляющие образования педагога. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Традиционное Общественное Единая государственная и общественная система Непрерывное педагогическое образование дошкольное школьное профессиональное повышение квалификации переподготовка курсы семинары библиотеки средства массовой информации профориентации и профотбора и самообразование, ориентированное на опережающее кадровое обеспечение Рисунок. Структура непрерывного образования (по Н.Г. Милорадовой) [7] В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада приводится следующее определение непрерывного образования - это организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни. Целью является развитие и становление личности в периоды ее физического и социально-психологического созревания и стабилизации жизненных сил и способностей, а также и в периоды угасания организма [1]. Главное условие профессионального развития педагога - осознание необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их компетентности. Как считал А. Дистерверг, как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием. Таким образом, профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования осуществляется как самим педагогом, так и обществом, которое диктует условия и предоставляет возможности для этого. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. В современных условиях лучшим инструментом для организации обучения на протяжении всей жизни служат адаптивные сетевые сообщества, полноценное функционирование которых приведет к появлению новой педагогической культуры и приведет к трансформации институтов повышения квалификации в онлайн порталы.

×

Об авторах

Ринат Гинаятович Рамазанов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: r.ramazanoff@gmail.com

соискатель кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002, 460 с.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов // Информатика и образование. 2013. № 10. С. 3-8.
  3. Гриншкун В.В., Димов Е.Д. Принципы отбора содержания для обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования». 2012. № 3. С. 38-45.
  4. Гриншкун В.В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3-8.
  5. Журбенко А.П. Организация работы сетевого сообщества с использованием сервисов Google: учеб.-метод. пособие. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. 42 с.
  6. Коровина С.В. Виртуальное методическое объединение: пособие для модераторов сетевых сообществ учителей. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. 44 с.
  7. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 335 с.
  8. Обыденкина Л.В. Моделирование и поддержка устойчивости профессиональных сообществ учителей. Проблемно-методические порталы: учеб.-метод. пособие. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. 54 с.
  9. Рыбаков Д.С., Кузнецов А.А., Губкин В.А. Edunetwork.ru - информационное пространство взаимодействия вузов с абитуриентами // Информатика и образование. 2012. № 5. С. 7-13.
  10. Тушинская О.Ю., Конрад Дж. Методические рекомендации по организации PLC - профессиональных сообществ. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. 36 с.
  11. Салимжанова Г.Т. Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ в условиях глобализации // Школьная педагогика. 2016. № 1. С. 27-29.
  12. Уваров А.Ю. Трансформация школы и сетевые профессиональные педагогические сообщества. Высокое качество и лидерство в образовании - 2013 / сб. докл. Межд. науч.практ. конф. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. С. 37-41

© Рамазанов Р.Г., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах