Развитие информационной культуры студентов при обучении уравнениям математической физики в условиях информатизации образования
- Авторы: Корнилов В.С.1, Русинов А.С.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 81-87
- Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/26281
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-81-87
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В современных условиях востребованы специалисты разных предметных областей, обладающие информационной культурой и умеющие решать сложные профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Сегодня необходимы специалисты в области прикладной математики, которая играет большую роль в развитии человеческой цивилизации. Поэтому в процессе преподавания в вузе различных учебных дисциплин прикладной математики, в том числе дисциплины «Уравнения математической физики», должно уделяться внимание развитию информационной культуры студентов. Методология. При обучении студентов дисциплине «Уравнения математической физики» крайне важно, чтобы преподаватель знал не только содержание обучения этой дисциплине, но и имел практический опыт решения уравнений математической физики компьютерными средствами. Подобные навыки позволят преподавателю успешно проводить учебные занятия в условиях информатизации обучения. Вместе с тем нужно отчетливо понимать, что использование компьютерных технологий при обучении упомянутой дисциплине должно быть корректным. Очевидно, что нужно разрабатывать и реализовывать на практике разнообразные методические подходы, позволяющие развивать у студентов информационную культуру на учебных занятиях по данной дисциплине. Результаты. Использование передовых педагогических технологий на учебных занятиях по дисциплине «Уравнения математической физики», на которых применяются компьютерные технологии, позволит студентам развить информационную культуру. Заключение. Компьютерные технологии, к которым обращаются студенты в процессе решения учебных задач, требуют от них определенных умений и навыков для выявления их широких возможностей. Студенты осознают роль компьютерных технологий в проведении научных прикладных исследований, понимают роль методологии компьютерного моделирования и вычислительного эксперимента при изучении окружающего мира.
Об авторах
Виктор Семенович Корнилов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор департамента информатизации образования
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 29Алексей Сергеевич Русинов
Московский городской педагогический университет
Email: aleksey@rusinov.name
аспирант Института цифрового образования
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 29Список литературы
- Волгушева А.А. Развитие информационной культуры. URL: https://center-yf.ru/data/stat/razvitie-informacionnoy-kultury.php (дата обращения: 15.09.2020).
- Вохрышева М.Г. Информационная культура и медиаинформационная культура: динамика развития // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Самара, 29–30 мая 2017 г.). Самара: СГИК, 2017. С. 18–23.
- Гендина Н.И. Информационная культура как феномен информационного общества и область образовательной деятельности // Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства: коллективная монография / под науч. ред. В.Д. Пономарева, А.В. Шункова. Кемерово: КемГИК, 2019. С. 237–257.
- Гайдарева И.Н. Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества: социологический аспект: дис. … канд. соц. наук. Майкоп, 2002. 150 с.
- Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 (15). URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 15.09.2020).
- Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический проект; Культура, 2008. 496 с.
- Краснова О.В. Развитие информационной культуры личности как комплексная профессионально-педагогическая проблема. URL: http://ro.mgou.ru/catalog/category 144/58.html (дата обращения: 15.09. 2020).
- Коваль Т.С. Развитие содержания понятия «Информационная культура личности» // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. 2007. Вып. 7 (70). С. 67–72.
- Блехман И.М., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. М.: КомКнига, 2005. 376 с.
- Избранные труды А.Н. Тихонова / отв. ред. А.М. Денисов, В.И. Дмитриев. М.: МАКС Пресс, 2001. 485 с.
- Корнилов В.С. Обратные задачи в учебных дисциплинах прикладной математики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 60–68.
- Корнилов В.С. Роль учебных курсов информатики в обучении студентов вузов численным методам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 3. С. 24–27.
- Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор формирования компетентности в области прикладной математики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 63–72.
- Корнилов В.С. Вузовская подготовка специалистов по прикладной математике – история и современность // Наука и школа. 2006. № 4. С. 10–12.
- Левченко И.В., Корнилов В.С., Беликов В.В. Роль информатики в подготовке специалистов по прикладной математике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. № 2 (18). С. 108–112.
- Беленкова И.В. Методика использования математических пакетов в профессиональной подготовке студентов вуза: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 170 с.
- Голоскоков Д.П. Уравнения математической физики. Решение задач в системе Maple: учебник для вузов. СПб: Питер, 2004. 539 с.