Том 14, № 2 (2017)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

Гриншкун В.В., Краснова Г.А.

Аннотация

Пути развития системы образования во многом определяются научно-техническим про-грессом. В последнее время все чаще говорится о наступлении новой, четвертой по счету про-мышленной революции. По мнению исследователей эта революция перекликается с чередой информационных революций и основывается на разработке и внедрении принципиально новых средств и технологий информатизации, таких как «Интернет вещей», виртуальная и дополненная реальность, объемная печать и квантовые компьютеры. Очевидно, что система образования должна реагировать на эти вызовы. Для решения соответствующих проблем в статье описывается ряд актуальных мер, которые следует предпринять в сфере образования в ближайшие годы. Эти меры систематизированы в зависимости от факторов четвертой про-мышленной революции. В частности, предлагается особая подготовка педагогов, установление более тесного партнерства организаций профессионального образования с промышленными предприятиями, фундаментализация подготовки обучающихся, инвариантная относительно быстрая смены технологий, и другие меры. Отдельное внимание в статье уделено развитию информационных технологий и подходов к выделению информационных революций. Их смена также оказывает влияние на подходы к реформированию системы образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):131-139
pages 131-139 views

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - «ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ»

Заславская О.Ю., Кириллов А.И.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития одного из важнейших направлений инфор-матизации образования и информационной образовательной среды (ИОС) - «Интернет ве-щей». Исследование проводилось на основе анализа исторического развития информацион-ных и телекоммуникационных технологий, этапов возникновения сетевых технологий и спо-собов их использования в различных сферах профессиональной деятельности человека. Особое внимание в статье отводится необходимости разработки и принятия единых стандар-тов взаимодействия мобильных информационных и телекоммуникационных устройств меж-ду собой. Рассмотрен исторический аспект формирования понятия «Интернет вещей», его возникновение и трансформация в условиях развития информационных и телекоммуника-ционных технологий. Исследуются вопросы соотношения между развитием информационной образовательной среды, субъектами образовательного процесса и Интернетом вещей, места Интернета вещей в информационной образовательной среде образовательной организации, выяснение необходимых и достаточных условий, при которых Интернет вещей становится частью ИОС, влияние Интернета вещей на образовательный процесс. Цель данной статьи состоит в рассмотрении возможности включения в пространство «Интернет вещей» системы образования, изучения соотношения между развитием информационной образовательной среды, субъектов образовательного процесса и ресурсов, способных обмениваться специали-зированной образовательной информацией.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):140-147
pages 140-147 views

О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАУЧНЫХ ОСНОВ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Широченко М.Э.

Аннотация

Учебные исследования, проводимые в рамках образовательного процесса средних и выс-ших профессиональных образовательных организаций, все чаще играют ключевую роль при подборе современных методов обучения студентов. При этом проведение таких исследований может, с одной стороны, опираться на особенности реализуемых в вузе или колледже мето-дических систем обучения различным дисциплинам, с другой стороны, иметь характерные черты настоящих научных изысканий, осуществляемых профессиональными исследователя-ми. В числе таких научных основ возможных учебных исследований следует рассматривать проблему и специфику ее определения. В настоящей статье рассматриваются подходы к от-бору основных научных проблем при проведении учебных исследований в области использо-вания современных электронных ресурсов, средств информатизации, информационных тех-нологий, применяемых в управлении экономикой и другими смежными направлениями со-циальных наук. Приводятся критерии и примеры типичных недоработок в области подбора и формулирования проблем исследований. Комбинирование исследовательских методов об-учения с изучением важных и актуальных вопросов информатизации призвано дать двойной эффект в деле подготовки специалистов к жизни в условиях информационного общества и профессиональной деятельности, основанной на творчестве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):148-155
pages 148-155 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Гербеков Х.А., Башкаева О.П.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к обучению учащихся объектно-ориентированному программированию в среде операционной системы Windows. Для этого проведен анализ ли-тературы по программированию и современных школьных учебников по информатике, а так-же теоретического материала по объектно-ориентированному программированию в рамках содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информа-тики. Объектно-ориентированный подход принципиально отличается от структурного про-граммирования тем, что объектно-ориентированная парадигма программирования является более открытой и масштабируемой. Это не означает, что переход на объектно-ориентирован-ный подход к программированию требует отказа от всех алгоритмов, применяемых при струк-турном применении всех ранее найденных и испытанных методов и приемов. Напротив, но-вые элементы всегда основываются на предшествующем опыте. Объектный подход создает множество существенных удобств, которые при других условиях не могут быть обеспечены. Объектно-ориентированное программирование в среде операционной системы Windows по-зволяет заинтересовать учащихся с первого занятия и делать обучение увлекательным и ин-тересным за счет того, что учащиеся могут управлять объектами, с которыми современные учащиеся сталкиваются с самого детства на своих персональных компьютерах, планшетах и телефонах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):156-160
pages 156-160 views

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Любвин И.Н.

Аннотация

В статье рассматривается тип задания единого государственного экзамена по информатике с точки зрения математического аппарата. При разборе заданий применяются графический и алгебраический подходы для решения задач. Особое внимание в статье отводится актуальности математической подготовки в рамках концепции развития математического образования Российской Федерации. Одной из целей настоящей концепции является популяризация математических знаний и математического образования, а также применение этих знаний в других областях. Реализация концепции предполагает вывод математического образования на новый уровень, что улучшит преподавание других дисциплин. Помимо этого, можно вы-явить, что выделение большего внимания математике на других предметах позволяет повысить качество образования в информатике, в частности. Также концепция способствует созданию и применению новых механизмов развития образования, которые можно использовать в других областях. Цель данной статьи состоит в привлечении образовательного сообщества (как учителей, так и учащихся) применять в большей мере математический аппарат при решении задач по информатике. На приведенных в статье примерах видно, что данный подход позволяет рациональнее и быстрее решать задачи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):161-166
pages 161-166 views

СИСТЕМА ПОНЯТИЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Михайлюк А.А.

Аннотация

В статье обращается внимание на тот факт, что у преподавателя при построении курса учебного предмета возникает необходимость в систематизации и структуризации системы понятий учебного предмета как основы будущего курса. Выбор системы понятий и способов ее представления зависит от временных рамок курса и познавательных возможностей учащих-ся. Представление системы понятий в виде инфографики может помочь педагогу быстрее и эффективнее как разработать учебный курс, так и преподать его ученикам.Красивые понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. А со-временные информационные технологии позволяют создавать и делиться знаниями и резуль-татами исследований в эффектной на долго запоминающейся форме. И педагоги должны соответствовать времени, и более того, учить детей работать с информацией таким образом, чтобы на нее хотелось посмотреть.В процессе такого обучения у преподавателя и учащихся формируется интерес к предмету, развивается визуальное мышление.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):167-170
pages 167-170 views

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

СЕТЕВЫЕ МЕДИА-РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕКРУТИНГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

Краснова Г.А., Гриншкун В.В., Пыхтина Н.А.

Аннотация

Информационные технологии становятся все более важным инструментом рекрутинга иностранных студентов. В статье рассматриваются методы онлайн-рекрутинга, используемые зарубежными и российскими вузами в настоящее время и последние тенденции в области экспорта образования. Приводятся результаты исследования «Ценность образования», про-веденного в 2015 году банком HSBC. Обсуждаются роль сайтов для студентов, родителей, рекрутинговых агентств в поиске информации и социальных сетей как одного из основных каналов рекрутинга студентов. Обсуждаются социальные аспекты Википедии как важного информационного ресурса и инструмента рекрутинга иностранных студентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):171-179
pages 171-179 views

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Гриншкун В.В., Широченко М.Э.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности студентов на основе запросов работодателей и требований образовательных стандартов. Современной тенденцией развития всех ступеней системы образования является информатизация и наце-ливание образования на подготовку обучающихся к жизни в условиях информационного общества. С учетом этого учебные исследовательские проекты, реализуемые в колледжах и вузах в условиях информатизации образования, могут быть связующим звеном в рамках ста-новления системы непрерывного профессионального образования. Методология обучения, основанная на учебном исследовательском проектировании, может с успехом применяться при подготовке студентов по практически любой учебной дисциплине. Описание сущности, особенностей и типологии таких проектов стало значимым с точки зрения реализации со-временных подходов к подготовке специалистов и рассматривается как неотъемлемый ком-понент информатизации образования. В статье приводятся возможные направления исполь-зования информационных технологий на всех этапах учебного исследовательского проекти-рования. Применение средств информатизации в ходе выполнения учебного проекта не только способствует достижению целей проектирования, но и влечет за собой знакомство студентов с информационными технологиями, используемыми в последующей профессио-нальной деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):180-187
pages 180-187 views

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИДЕО-ПРАКТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ

Корнеев К.М.

Аннотация

В статье раскрыты подлежащие моделированию процессы, протекающие при организации и проведении видео-практики, сформулированы требования к моделированию организации и проведения педагогической видео-практики.Излагаются порядок и структура информационного обмена между организаторами педа-гогической видео-практики в период подготовки и между ее участниками в ходе проведения. Обсуждается разработка поурочного планирования на время прохождения педагогической видео-практики в соответствии с учебной программой, тематическим и поурочным планиро-ванием учителя базовой школы. Анализируется моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса орга-низации. Определяются требования к процессу моделирования организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса орга-низации и разработки модели.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):188-193
pages 188-193 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

СПИРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ В МАТРИЦЕ KNOWLEDGE HUB КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДЕ ONEDRIVE\WORD ONLINE

Комиссарова Н.В., Глисон К., Матухин П.Г.

Аннотация

В статье представлена модификация известной коммуникативной методики Knowledge Hub, используемой для преподавания английского языка и других дисциплин. Модификация ориентирована на применение информационных технологий на основе облачного сервиса OneDrive\Word Online. Рассмотрены конкретные варианты организации групповой работы и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. В работе освещены преимущества и эффективность преподавания и обучения по спирально-матричной модели Knowledge Hub в режиме BYOD. Приведены примеры использования методики для организации поддержки массового изучения курса English for Business and Entrepreneurship (MOOC-Coursera) и курса информационных технологий для обучающихся гуманитарных направлений в условиях компьютерного класса и с опорой на собственные устройства мобильного доступа в интернет студентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):194-204
pages 194-204 views

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Корнилов В.С.

Аннотация

В статье обращается внимание на то, что при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений у студентов развивается научно-познавательный потенциал. Студенты осознают, что математические модели обратных задач для дифференциальных уравнений находят свое применение в экономике, промышленности, экологии, социологии, биологии, химии, математике, физике, в исследованиях процессов и явлений, происходящих в водной и земной среде, воздушном и космическом пространстве. Акцентируется внимание читателя на то, что в процессе обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений у студентов развиваются научное мировоззрение, логическое, алгоритмическое, информационное мышление, творческая активность, самостоятельность и сообразительность. Студенты приобретают умения и навыки применять знания по многим физико-математическим дисциплинам, проводить анализ полученного решения обратной задачи и формулировать логические выводы прикладного характера. Решая обратные задачи для дифференциальных уравнений, студенты приобретают новые знания в области прикладной и вычислительной математики, информатики, естествознания и другие знания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):205-212
pages 205-212 views

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «АНТИПЛАГИАТ. ВУЗ» В КУРСЕ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ РУДН

Невская Е.Ю., Егорова О.А., Кожухова Ю.В.

Аннотация

При проверке письменных работ, учащихся каждый преподаватель сталкивался с пробле-мой определения оригинальности работы. На кафедре общей химии для этих целей исполь-зуется система «Антиплагиат. ВУЗ». Использование «Антиплагиат. ВУЗ» при проверке работы на заимствования из сетевых источников избавляет преподавателя от рутинного поиска со-впадений. Также использование этой системы способствует внедрению культуры научного цитирования, без которого не обходится ни одна научно-исследовательская работа по химии и на повышение уровня научно-образовательного процесса у студентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):213-219
pages 213-219 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Бондарева О.В., Исмаилова Х.Э.

Аннотация

Статья посвящена возможностям компьютерного тестирования в диагностике результатов образовательного процесса. В статье приводится обоснование актуальности и своевремен-ности применения данной методики в связи с тенденциями современного общественного развития - компьютеризацией и сетевизацией социума. Также в статье уделяется внимание трансформациям образования, к которым приводят цифровые коммуникационные техноло-гии и, в частности, Интернет. Указывается, что компьютерное тестирование в современно двухуровневом вузовском образовании должно строиться с учетом принятого в высшей шко-ле компетентностного подхода. Предлагается возможный вариант использования компью-терного тестирования для оценки результатов обученности студентов по дисциплине «фило-логия». Делается вывод о действенности компьютерного тестирования в мониторинге обучен-ности в условиях модернизации и компьютеризации современного образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):220-232
pages 220-232 views

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Гербеков Х.А., Байчорова С.К., Лайпанова М.С.

Аннотация

В современном обществе одна из основных компетенций человека - это способность бы-стро и качественно работать с информацией и информационными технологиями, создавать и адаптировать к своим задачам электронные ресурсы с использованием современных инфор-мационных технологий. Таким образом, актуальной является образовательная задача форми-рования информационной компетенции и уровня информационной культуры, соответству-ющего требованиям современного информационного общества. Существенно возрастает роль предмета информатика в школе в связи с увеличением роли процесса информатизации обще-ства в целом и информатизации образования в частности. Перераспределяются приоритеты в содержании школьного курса информатики. Одну из ключевых ролей в школьном курсе информатики играет линия «Информационные технологии».В статье проведен краткий обзор основных разделов содержательной линии «Информа-ционные технологии» школьного курса информатики. К ним относятся аппаратное обеспе-чение информационных технологий, программное обеспечение информационных технологий и средства телекоммуникаций. В статье проведен краткий анализ основных понятий по каж-дому из этих разделов. Кроме того, приведены некоторые методические рекомендации по обучению этим разделам. Обоснованно, что в курсе информатики в любой технологической теме должны найти место элементы фундаментального образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):233-238
pages 233-238 views

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Исаева П.М.

Аннотация

В статье описывается аспекты внедрения информационно-образовательной среды в целях реализации приоритетов развития внедрения инновационных и дистанционных технологий обучения, предусматривающих переход от традиционного института в модель инновационного института, соединяющего профессиональные, общекультурные, научные компетенции бакалавров. Суть проблемы проводимого исследования состоит в необходимости достижения эффективности нового качества образования, т.е. переход на новый более высокий уровень подготовки бакалавров. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в обстоятельствах модернизации образования, профессиональная деятельность педагога оказывается все более связанной с исследованием новаторских инновационных исследований образовательного процесса.Именно внедрение электронной информационно-образовательной среды является одним из основных направлений для подготовки будущих бакалавров и заставляет пересмотреть свои взгляды на содержание образовательной системы. Описывается опыт создания информационно-образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета на основе системы Moodle. Благодаря созданию информационно-образовательной среды в вузах, педагоги, родители, студенты осведомлены обо всех событиях процесса обучения и в мире науки и более того эта система дает возможность поддержать тесную связь с преподава-телями и между студентами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):239-244
pages 239-244 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах