Professional identity of a teacher in the era of AI: towards developing a research program

Abstract

Problem statement. In the context of the ongoing transformation of society and culture, the education system faces significant challenges (demographic shifts, widespread use of digital technologies and services; changes in the social infrastructure of education, etc.). The teacher is faced with the need to master new roles (coach, designer, mentor, analyst, etc.), which obviously affects his professional and personal identity. The creation of a special research program and technologies to support it is critically important for the quality of education and the prevention of negative scenarios of personal transformation, including professional burnout, neurosis, etc. Methodology. Based on the phenomenological approach and methodology of interdisciplinary research, including ideas from the field of philosophy, sociology, psychology and pedagogy, a critical reconstruction of the understanding of AI as a system integrator and interpreter of the deep transformation of professional cultures. In this context, the professional identity of a teacher is considered as a dynamic result of the process of self-knowledge and selfdetermination in interaction with the information environment. Results. The integration of AI into the educational environment gives rise to two sets of consequences, one of which is quite obvious (the need to master new means of activity and, accordingly, competencies), and the second is less noticeable, but is decisive for the success of the entire process of digital transformation: rethinking the value-semantic foundations of professional identity and activity. The teacher is forced to rethink his role, focusing on such aspects as empathy, creativity, ethical judgment. The development of appropriate ideas and technologies to support the process of identification and self-identification requires the creation of an appropriate research program. Conclusion. The research program in the field of professional identity of a teacher involves relying on many current areas of development of social and humanitarian and psychological and pedagogical knowledge in the late 20th and early 21st centuries, at the same time, it can give a significant impetus to the development of science and technology in the social and humanitarian sphere.

Full Text

Постановка проблемы. Одним из актуальных направлений изучения искусственного интеллекта являются междисциплинарные исследования, направленные на осмысление отношения действующих и будущих специалистов к использованию ИИ [1]. При этом очевидны: 1) отсутствие ценностного единства в отношении ИИ; 2) недостаточная цифровая грамотность; 3) этические риски применения ИИ, порождающие проблемы не только в части «технологической грамотности» [2], но и в гораздо более глубоких аспектах, связанных с внутренней готовностью к встрече с «дополнительным сознанием» [3]. Так, например, педагоги более позитивно воспринимают ИИ в качестве помощника в задачах генерации учебных текстов, но более критичны в отношении использования ИИ для проверки знаний. Другое исследование [4] также свидетельствует, что системное применение цифровых технологий (ИИ, иммерсивные технологии) не только изменяет формы и методы педагогической деятельности, но и создает новую среду профессиональной деятельности, в конечном счете порождая новую дидактическую модель [5] и новую профессиональную этику [6]. Дополнительную сложность исследования профессиональной идентичности в эпоху ИИ создает множественность тенденций [7]: проблематизация традиционной профессиональной идентичности; развитие цифровой среды; повышение роли и значимости исследовательской и коммуникативной деятельности в подготовке педагогов и т.д. В целом ИИ - это системный вызов для высшего образования [8], трансформирующий как роли и функции педагогов (облачные вычисления, экспертиза, обращение к внешним экспертам; актуализация жизненного и профессионального опыта как важнейшего элемента содержания), так и процессы («образовательный инжиниринг» [9]), в которых они участвуют. Все это требует разработки совершенно нового концептуального и методологического инструментария «нейропедагогики» [10], а также комплексного исследования влияния и потенциала трансформации образовательной реальности со стороны ИИ. Цель исследования - на основе феноменологического анализа категории «профессиональная идентичность педагога» сформулировать базовые идеи и предпосылки программы исследований и инноваций (исследовательской программы) по развитию педагогического образования в контексте Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.[1] Методология. Исходя из базового для гуманитарной методологии [11] представления о человеческом языке и сознании как источнике гуманитарного познания, можно сказать о неизбежности феноменологии как начала любой культурной формы [12]. При применении этой общей установки к исследованию педагогических категорий [13] актуализируем двойственное бытование в русском языке однокоренных слов «эпоха» (определенный исторический и смысловой период) и «эпохе́» (принцип феноменологического познания, представляющий собой отказ от априорных суждений, анализ представленности феномена в языке и сознании) [14]. Соответственно, мы реализуем три взаимосвязанных перспективы «эпохального» понимания профессиональной идентичности педагога: непосредственной реальности языкового мышления; совокупности нормативных значений; поля тенденций, связанных с распространением ИИ в образовании. В итоге программа исследований цифровой идентичности педагога станет «полевым объектом» [15]. Результаты и обсуждение. Понятие «идентичность» происходит от латинского identicus - тождественный, одинаковый и связано с отношениями между вещами: однородные вещи (например, типовые изделия) взаимозаменяемы. Более сложные отношения возникают, когда идентичность связывает объекты разной природы. С этой точки зрения, профессиональная идентичность оказывается воображаемым отношением между деятельностью (действительностью) профессионала и ее смысловым образом. Возникающее поле идентичностей (одна идентичность может строиться на образе профессии в общественном сознании, другая - на восприятии себя как носителя профессии, третья - на используемых стратегиях общения и взаимодействия) оказывается сложно структурированным: в нем можно выделить нормативные элементы, мотивационно-ценностные установки, поведенческие проявления. Тем не менее, феноменологический анализ исходит из центральной роли языка и языкового мышления при определении сущности любого феномена. В этой связи мы можем выделить в профессиональном сознании вообще и в профессиональном сознании педагога в частности определенные слои. 1. Профессиональное мировоззрение (ответ на вопрос «Для чего я?») охватывает ценности, смыслы, мотивацию профессионального выбора. 2. Профессиональные знания (ответ на вопрос «Кто я?») включают представления о поле деятельности, действующих в нем нормах, порядках, условиях и ограничениях. 3. Профессиональная деятельность (ответ на вопрос «Что я делаю?») представляет профессиональные умения, навыки и опыт. 4. Коммуникативный компонент (ответ на вопрос «С кем и как я общаюсь?») включает профессиональную культуру общения: коммуникативные навыки и стратегии взаимодействия; способности к эмпатии, диалогу. 5. Эмоционально-волевой компонент (ответ на вопрос «Что я чувствую и как организую свою деятельность?») - это эмоциональные переживания, стремления, страхи, в том числе и «выгорание». 6. Рефлексивный компонент (ответ на вопрос «Что и как я о себе понимаю?») - стратегия и опыт понимания своих возможностей и ограничений, готовность к саморазвитию. Несмотря на то что Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. в явном виде не содержит требований к профессиональной идентичности педагога, большинство из перечисленных аспектов в ней присутствуют. Так, говоря о профессиональном мировоззрении педагога, концепция исходит из понимания «роли учителя, педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации»[2]. В числе ее задач: «обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, привлечение к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширение подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей»3. Между тем развитие ИИ ставит перед педагогом проблему самоопределения. Оказывается, большинство традиционных функций может быть передано ИИ, в то время как востребованные «человеческие» модусы (критическое мышление и навыки работы с информацией, эмоциональный интеллект и навыки психолого-педагогической поддержки обучающихся) могут быть дефицитарными для самого педагога. Аналогичные сложности возникают и в отношении профессиональных знаний: появляется напряжение между предметной подготовкой педагога и навыками «педагогического дизайна» [16], «инженерии данных». Существенно трансформируется и коммуникативная сфера педагога: от него требуется овладение умениями, связанными как с традиционными (обучение, воспитание), так и современными видами деятельности: наставничество, тьюторинг, создание образовательных сообществ; партнерство с родителями, работодателями, сообществами, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом появляются «квазисубъекты» общения - чат-боты, цифровые решения в области ИИ, также требующие специфической подготовки. Большие напряжения возникают в эмоционально-волевом и рефлексивном компонентах профессиональной идентичности. Понимание роли учителя как ключевой фигуры образования трудно сочетается со стандартизацией педагогической профессии, внедрением цифровых сервисов, «платформизацией» образовательных взаимодействий. Это приводит к самоотчуждению педагога, ощущению утраты контроля над своей жизнью, принудительного включения в гонку за показателями. Профилактика подобного рода сценариев, объединяемых понятием «профессиональное выгорание» связана с внедрением рефлексивных практик, направленных на переосмысление профессиональной деятельности. Значимую роль в инфраструктуре этого процесса играют учительские блоги, опыты участия в совместной рефлексии своей деятельности, наставничество и супервизия. Решение этих задач может быть существенным образом облегчено использованием ИИ, однако разработка ИИ-сервисов для реализации рефлексивных практик как инструмента развития и поддержки профессиональной идентичности педагогов имеет свои ограничения и риски: этическую неопределенность позиции ИИ, формальное замещение человеческой рефлексии «цифровой корректностью», утрату аутентичности. Возвращаясь к разработке программы исследований в области цифровой профессиональной идентичности педагогов, отметим, что она реализуется в контексте общей трансформации Южного федерального университета (ЮФУ) как инновационной научно-образовательной системы[3]. В отчетах ректора ЮФУ выделены следующие моменты. 1. Проблемный контекст: цифровая трансформация как вызов и ресурс для формирования профессиональной идентичности. Современная профессиональная идентичность педагога формируется в условиях цифровой трансформации образовательной среды. Необходима рефлексия того, как внедряемые цифровые технологии (Единый цифровой деканат, электронная цифровая подпись (ЭЦП), системы управления на основе данных, ИИ) меняют не только процессы в организации, но и самоосознание педагога как субъекта, становясь «генератором» новых профессиональных ролей. Ключевые вызовы программы: - двойственность цифровой идентичности - педагог одновременно является «учителем» и «цифровым наставником»; - эрозия традиционных идентичностей под влиянием автоматизации, ИИ и онлайн-обучения; - необходимость постоянного повышения квалификации в цифровой сфере (Цифровые компетенции в профессиональной педагогической деятельности, Искусственный интеллект в образовании); - новые формы взаимодействия на цифровых платформах. 2. Теоретические основания программы - цифровая идентичность в междисциплинарном пространстве, в числе которых: - цифровая культурно-историческая психология: адаптация идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтева, Д.Б. Эльконина к цифровой среде, разработка понятия «цифровая зона ближайшего развития»; - психология цифровой деятельности (И. Энгестрём): расширение модели деятельности за счет цифровых инструментов и ИИ как новых элементов; - цифровой конструктивизм: формирование цифровой идентичности через взаимодействие с цифровыми средами, платформами, сообществами (например, студенческие медиа, волонтерские онлайн-проекты); - цифровые неудачи (сбой платформы, негативный отзыв в соцсетях) - ключевые точки трансформации идентичности; - гуманистическая цифровая психология: усиление значимости аутентичности педагога в противовес «цифровой маске». Цель программы - разработка модели цифровой профессиональной идентичности педагога, способной обеспечить устойчивость, адаптивность и творческую самореализацию в условиях цифровой трансформации образования. Задачи программы: - разработка междисциплинарной концепции цифровой профессиональной идентичности педагога; - диагностика и моделирование процессов формирования цифровой идентичности; - создание цифрового диагностического и сопроводительного инструментария; - разработка цифровых образовательных практик и технологий; - обоснование «политики цифровой идентичности» в образовании. 3. Исследовательская и ресурсная база: цифровая экосистема как основа исследования. Базовым условием реализации программы оказывается цифровая экосистема вуза, интегрирующая следующие компоненты: - опытно-экспериментальные площадки, в числе которых Академия психологии и педагогики ЮФУ, профильные психолого-педагогические классы, университетские начальные классы, - лаборатории формирования цифровой идентичности; - сетевые образовательные программы - среды для изучения трансформации идентичности в цифровом взаимодействии; - междисциплинарные команды разработчиков инновационных образовательных продуктов (педагоги, психологи, ИТ-специалисты, специалисты по ИИ, социологи); - цифровая инфраструктура, включающая единый цифровой деканат, управление на основе данных, интегрированные учетные системы (Docsvision, 1C, Цифровой репозиторий ЮФУ); - программы ДПО, в том числе Цифровые компетенции в профессиональной педагогической деятельности (2020 г.), Искусственный интеллект в образовании и науке (2024 г.) и др.; - фонд целевого капитала (ФЦК) - механизм поддержки инициатив, связанных с цифровой идентичностью; - программно-целевое управление - включение показателей цифровой идентичности в стратегические документы, в частности ядро образовательной программы ЮФУ, 2024 г. Заключение. Программа исследований профессиональной идентичности педагога, дополненная цифровым измерением, отвечает вызовам времени и опирается на реальную практику развития ЮФУ в 2019-2024 гг. Она позволяет не только констатировать изменения, но формировать устойчивую, гибкую и творческую цифровую идентичность педагога, способного быть агентом изменений в цифровой образовательной среде. В течение ближайших пяти лет (2026-2030) ожидаются такие результаты, как разработка концепции и платформы диагностики цифровой профессиональной идентичности педагога, цифровые рефлексивные лаборатории в ЮФУ и партнерских школах, формирование стандартов цифровой идентичности педагога, внедрение ИИ-ассистента для сопровождения профессионального роста педагога. При условии масштабирования программа может стать компонентом национальных проектов в сфере молодежной политики и цифровой экономики.
×

About the authors

Alexander G. Bermus

Southern Federal University

Author for correspondence.
Email: bermous@sfudu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9342-6339
SPIN-code: 7352-2625

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Education and Pedagogical Sciences, Academy of Psychology and Pedagogy

105/42 Bolshaya Sadovaya St, Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation

References

  1. Grinshkun VV, Shunina LA. Artificial intelligence in educational activities and teacher training: the need for research. In: Noskov MV. (ed.) Informatization of education and methods of e-learning: Digital technologies in education: Proceedings of the VII International Scientific Conference, 19–22 September 2023, Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Publ.; 2023. p. 1056–1059. (In Russ.)
  2. Amofa B, Kamudyariwa XB, Fernandes FAP, Osobajo OA, Jeremiah F, Oke A. Naviga­ting the complexity of generative artificial intelligence in higher education: a systematic literature review. Education Sciences. 2025;15(7):826. https://doi.org/10.3390/educsci15070826
  3. Bermus AG, Sizova EV. Ethical aspects of the implementation of artificial intelligence technologies in a classical university: analysis of student audience attitude. Lifelong Education: The 21st Century. 2025;13(2). (In Russ.) https://doi.org/10.15393/j5.art.2025.10585 EDN: BQHTHY
  4. Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. Multi-component model of unification and integration of digital resources of the university. MSU Journal of Informatics and Informatization of Edication. 2023;1(63):7–23. (In Russ.) https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.01 EDN: IGRGAP
  5. Vodyanenko GR. Artificial intelligence in education: a new era of didactics. Vestnik Permskogo Gosudarstvennogo Gumanitarno-Pedagogicheskogo Universiteta. Seriya: Informacionny’e Komp’yuterny’e Texnologii v Obrazovanii = Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education. 2024(20):82–88. (In Russ.) EDN: OEXYTH
  6. Sogomonov AYu. Artificial intelligence and university: new challenges for philosophy of education and professional ethics. Semestrial Papers of Applied Ethics. 2024:(1):77–93. (In Russ.) EDN: VBWQQC
  7. Toreeva TA. Axiological component of research teacher training at a classical university: pedagogical and philosophical aspects. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2025;23(1):28–53. (In Russ.) EDN: NFUGCC
  8. Boronenko TA, Fedotova VS. Generative artificial intelligence in education: new tasks and competencies of a teacher. The World of Science, Culture and Education. 2025:(2):228–233. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-2111-228-233 EDN: FRXKIC
  9. Gruzdev MV, Tarkhanova IYu., Enzeldt NV. Educational engineering: conceptualization of the concept. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2019;(5):8–15. (In Russ.) EDN: UPBHNL
  10. Shoshev MD. Neuropedagogy as a new applied area in the education system in Bulgaria. Psychology in Education. 2023;5(4):568–578. (In Russ.) https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-568-578 EDN: OWRLBO
  11. Bermus AG. Introduction to humanitarian methodology. Moscow: Canon + ROOI Rehabilitation Publ.; 2007. 336 p. (In Russ.) EDN: QXBGNZ
  12. Faibyshenko VYu. Encountering phenomenon: realization and de-realization: on merab Mamardashvili’s phenomenology. International Journal of Cultural Research. 2013;(3):35–40. (In Russ.) EDN: RBTVSD
  13. Shevelev AN. The potential of the phenomenological approach to the research of history of education. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2006;6(14):151–162. (In Russ.) EDN: KVAQLL
  14. Slinin YaA, Markov BV. (eds.) Essays on phenomenological philosophy. Saint Petersburg: St. Peterburg State University Publ.; 1997. p. 61–63. (In Russ.) EDN: UJAXOX
  15. Vasilenko IV, Koneva ND. Social field of education: the heuristic potential of Bourdieu’s theory. Logos et Praxis. 2014;(6):36–43. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/FdsP4XEwCJ8 EDN: RKNMTR
  16. Toktarova VI, Rebko OV. Integrating artificial intelligence into the work of an educator: tools for instructional design and development of educational products. Informatics and Education. 2024;39(1):9–21. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-9-21 EDN: CPSABT

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Bermus A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.