Inclusive education in higher school of Russian Federation and People's Republic of China: formation of conditions in the digital environment for persons with disabilities at work with laboratory equipment
- Authors: Dobromirov D.D.1, Wu R.2
-
Affiliations:
- RUDN University
- Southeast University
- Issue: Vol 21, No 1 (2024)
- Pages: 114-124
- Section: DIGITAL TECHNOLOGY FOR INCLUSION
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/41256
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-1-114-124
- EDN: https://elibrary.ru/QDFXYY
- ID: 41256
Cite item
Full Text
Abstract
Problem statement. Education is an integral part of a person's cultural and professional development. In this respect, the challenges of making the learning process accessible and at the same time maintaining a high level of educational quality are relevant today. Terminologically, inclusive education covers a wide range of issues, but the key issue is the question of accessibility of education for different social groups. The priority task of the present study is defined in the plane of identifying the working conditions for persons with disabilities (PWD) studying in universities in natural and technical directions, with laboratory equipment due to the exceptional importance of laboratory workshops in the system of professional training of future specialists. The study is aimed at substantiating the targeted use of digital technologies in the educational process, in particular, in the organization of work of persons with disabilities in the context of their performance of laboratory workshops. Methodology. By the method of quantitative and statistical analysis the relevance of the search for system solutions that define an accessible educational environment for persons with disabilities in the framework of professional training of future specialists of natural and technical profiles is outlined. The theoretical model of organizing the accessibility of the educational process in the framework of laboratory practicals for persons with disabilities in the digital environment is proposed. Results. The theoretical model of inclusive education in higher education in Russian Federation and People's Republic of China for the organization of analog implementation of laboratory workshops by persons with disabilities in a digital educational environment has been developed. The necessity of integration of digital tools into the educational process, requiring systematic training of persons with disabilities in natural-technical directions, which include in the content of their curricula the realization of laboratory workshops. The key importance in the selection and further implementation of digital technologies in the educational process in the plane of creating conditions for working with laboratory equipment is determined around the individual needs of students with disabilities. Conclusion. The relevance and applied significance of the theoretical model of the variant digital environment are substantiated, as well as a list of recommendations for the use of such a model in terms of its target orientation on the accessibility of the educational process for students with health peculiarities and studying in natural-technical profiles.
Full Text
Постановка проблемы. Инклюзивное образования базируется на фундаментальных вопросах, характеризующих в широком понимании реализацию прав каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантия таких прав регламентирована п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1. В этом отношении проблематика инклюзивного образования выстраивается вокруг решения системных задач, непосредственно связанных с всесторонней организацией доступности образовательного процесса, которая в свою очередь определяется принципами равенства и создаваемыми условиями для обеспечения особых образовательных потребностей. Больший интерес с точки зрения реализации ценностной политики инклюзивного образования, направленной непосредственно в сторону формирования доступной образовательной среды, у зарубежных специалистов вызывает система высшего образования [1-3]. Высшая школа в первую очередь рассматривается этапом профессиональной подготовки человека, на котором студента необходимо полностью вовлечь в процесс обучения, что, несомненно, с позиции организации равноправного и открытого образовательного процесса для лиц с ОВЗ требует повышенного внимания со стороны как административного, так и профессорско-преподавательского состава вузов [4]. Изучение опыта отдельных стран по организации инклюзивного образования и проведение сравнительного анализа существующих практик, направленных на развитие систем профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования в высшей школе, необходимо для повышения качества образования и успешной модернизации педагогического процесса в образовательных организациях высшего образования. Выбор в пользу Российской Федерации и Китайской Народной Республики обусловлен наиболее длительными в сравнении с другими странами отношениями между государствами [5], позицией всеобъемлющего партнерства [6], а также устойчивыми политическими, культурными и социально-экономическими связями. Следует отметить, что развитие инклюзивного образования в высшей школе играет существенную роль относительно заданной выборки стран. Во-первых, высшая школа двух государств долгое время развивалась в русле общих концепций и подходов [7], впоследствии почти одновременно трансформированных результатом заимствования западных идей [8; 9], включая идею открытости и инклюзивности образования. Во-вторых, национальные системы образования обеих стран отличаются множеством оригинальных подходов и образовательных моделей применительно ко всем уровням образования [10; 11], что обусловливает больший интерес к компаративистике систем профессиональной подготовки кадров. В-третьих, сравнительный анализ в плоскости практического и политического аспектов, определяющих динамику развития систем профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, необходим для выработки согласованных позиций, направленных, с одной стороны, на организацию доступного образования, а с другой - на улучшение его качества. В исследовании рассмотрение систем профессиональной подготовки студентов высшей школы двух стран локализовано естественно-техническим профилем, а именно его прикладной составляющей. Работа с материально-технической базой, экспериментальными установками является отраслевой направленностью образовательных программ высшего технического и естественно-научного образования, содержание которого регламентировано Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) [12]. Именно выполнение учебных задач в рамках образовательного процесса с использованием лабораторного оборудования вызывает особые сложности для лиц с ОВЗ по отношению к направлениям подготовки гуманитарных профилей ввиду специализированной ориентированности процесса обучения, включающего в себя большой объем механической работы с установками, что в первую очередь влияет на доступность получаемых знаний и, как следствие, отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовки. В настоящем исследовании цифровые технологии рассматриваются с позиции создания дополнительных условий, способствующих формированию более гибкой образовательной среды для лиц с ОВЗ, учитывающей их особенности здоровья и положительно влияющей на доступность системы профессиональной подготовки. Их использование в образовательном процессе характеризуется требованиями современного индустриального общества, реформированием традиционной классической системы образования [13], однако основной акцент в исследовании ставится на выявлении целевых прикладных свойств и характеристик технологий, определяемых в процессе работы лиц с ОВЗ в рамках выполнения лабораторных практикумов. Вышесказанное свидетельствует о нетривиальности и актуальности обозначенной проблемы и сопровождается следующими противоречиями: 1) научно-педагогическим противоречием между необходимостью изучения инновационных процессов в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики и сформировавшимися подходами к таким процессам, зачастую не учитывающим в достаточной мере историко-педагогические факторы, значимые для эффективной модернизации инклюзивного образования в системе высшего образования с целью совершенствования профессиональной подготовки специалистов естественно-технических профилей; 2) научно-методическим противоречием между требованиями по повышению качества подготовки специалистов естественно-технических профилей в Российской Федерации и Китайской Народной Республике в плоскости внедрения цифровых образовательных технологий и преобладанием традиционных подходов при реализации образовательных программ. Методология. Методологическую структуру исследования составляют инструменты статистического и количественного анализа данных, позволяющие выявить и стратифицировать факторы, характеризующие общую степень эффективности организации образовательного процесса в Российской Федерации и Китайской Народной Республике для лиц с ОВЗ. Результатом методологической структуры исследования определена разработка теоретической модели инклюзивного образования в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, дифференцируемой относительно системной организации аналоговой реализации лабораторных практикумов лицами с ОВЗ в цифровой образовательной среде. Результаты и обсуждение. Системы высшего профессионального образования Российской Федерации и Китайской Народной Республики в плоскости инклюзивного образования можно охарактеризовать квазистабильностью, недостатком как материально-технических, так и кадровых ресурсов [14; 15], недостаточной квалификацией преподавательского состава [15; 16], сложностью и противоречивостью основных процессов, а также повышенной сложностью управления. В течение десяти лет (2011-2020 гг.)[30] наблюдается восходящий тренд по количеству студентов с инвалидностью и ОВЗ, поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации и Китайской Народной Республики (рис. 1). Такая динамика формализует количественную степень проблематики инклюзивного образования в системах высшего профессионального образования двух стран, что определяет актуальность настоящего исследования. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, линия, Шрифт Автоматически созданное описание Рис. 1. Динамика численности студентов с ОВЗ и инвалидностью, человек Figure 1. Dynamics of the number of students with disabilities, people Источник: составлено Д.Д. Добромировым, Жунвэй У. Source: compiled by Daniil D. Dobromirov, Rongwei Wu. С целью дополнения статистической аналитики (рис. 1) и рассмотрения проблематики инклюзивного образования в плоскости качественной оценки проведен выборочный опрос профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов двух стран относительно их готовности к работе со студентами, имеющими инвалидность и ОВЗ. Выборку составили: - РФ: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московский архитектурный институт; - КНР: Beijing Union University, Changchun University, Wuhan University of Science and Technology, SiChuan University, Southeast University. Результаты опроса приведены в таблице. По результатам опроса можно заметить, что большинство опрошенных ППС положительно оценивают свою готовность к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. В контексте проблематики настоящего исследования необходимо оценить механизмы цифровой среды, направленные на создание вариативных условий организации процесса обучения для лиц с ОВЗ, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования технических и естественно-научных направлений подготовки. Результаты опроса профессорско-преподавательского состава Всего опрошено, чел. Российская Федерация, чел. Китайская Народная Республика, чел. 928 608 320 Наименование критерия и результаты опроса Критерий 1: ППС вузов готовы к работе с лицами, имеющими инвалидность и ОВЗ, % 100,00 % опрошенных ~70,00 % «Готовы» ~65,00 % «Готовы» Источник: составлено Д.Д. Добромировым, Жунвэй У. Results of a survey of higher education academic staff Total interviewed, persons Russian Federation, persons People's Republic of China, persons 928 608 320 Name of criterion and survey results Criterion 1: Faculty members of universities are ready to work with persons with disabilities, % 100.00% of respondents ~70.00% “Ready” ~65.00% “Ready” Source: compiled by Daniil D. Dobromirov, Rongwei Wu. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовании корректно рассматривать с позиции формирования дополнительных мер, способствующих организации доступности образовательного процесса для лиц с ОВЗ, однако такие технологии не являются универсальным механизмом, охватывающим всю совокупность физических, психических и сенсорных нарушений групп лиц с ОВЗ. Предложенная далее теоретическая модель (рис. 2) является аналоговым инструментом работы с лабораторным оборудованием для студентов с ОВЗ различных нозологий: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия Автоматически созданное описание Рис. 2. Теоретическая модель цифровизации лабораторного практикума для студентов с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий Источник: составлено Д.Д. Добромировым, Жунвэй У. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия Автоматически созданное описание Figure 2. Theoretical model of digitalization of laboratory practical for students with disabilities of different nosologies Source: compiled by Daniil D. Dobromirov, Rongwei Wu. Теоретическая модель цифровизации лабораторного практикума для лиц с ОВЗ (рис. 2) формирует вариативную компоненту классической модели проведения лабораторных практикумов в цифровой среде. Границы моделирования заданы внутренней структурой образовательной организации высшего образования. Устойчивое функционирование такой модели определяется стратегическим позиционированием вуза в плоскости инклюзивного образования, совокупностью используемых в модели цифровых технологий, материально-техническим обеспечением деятельности элементов системы, составом и структурой механизмов администрирования и регулирования, а также степенью компетентности и вовлеченности профессорско-преподавательского состава. С учетом многофункционального характера разработанной теоретической модели сформулированы следующие рекомендации на уровне образовательных организаций высшего образования: 1) консолидировано организовать контролируемый поэтапный процесс продвижения инклюзивного образования внутри вуза; 2) в рамках реализации курсов дополнительного профессионального образования системно совершенствовать профессиональную подготовку профессорско-преподавательского состава вуза по методической работе со студентами с ОВЗ в плоскости проведения аналоговых цифровых лабораторных практикумов; 3) создать систему внутреннего мониторинга эффективности обучения и вовлеченности студентов с ОВЗ в образовательный процесс с применением адаптивной цифровой среды. Заключение. Инклюзивное образование является одним из стратегически значимых направлений развития современного образования. Особенно важную роль в его реализации играют образовательные организации высшего образования, формирующие условия для полноценной социальной интеграции многочисленных лиц с ОВЗ различных нозологий, их личностного и профессионального самоопределения. В рассмотрении систем высшего профессионально образования Российской Федерации и Китайской Народной Республики все большее внимание уделяется вопросам, определяющим особые образовательные потребности лиц с ОВЗ, что предопределяет динамику цифровой модернизации традиционной системы профессиональной подготовки. Предложенная в рамках исследования теоретическая модель направлена на синтезирование образовательных методов классической системы образования и вариативных цифровых условий в рамках проведения лабораторных практикумов с целью создания аналоговой доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ, обучающихся по образовательным программам естественно-технических направлений подготовки. Приведенные в исследовании рекомендации могут быть полезны административному персоналу образовательных организаций высшего образования ввиду их целевой реализации как в плоскости национальной образовательной системы, так и в плоскости международного образовательного пространства.About the authors
Daniil D. Dobromirov
RUDN University
Author for correspondence.
Email: dobromirov-dd@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7981-8873
PhD student, Department of Comparative Educational Policy
6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian FederationRongwei Wu
Southeast University
Email: 1042205166@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0007-4006-1288
teaching assistant, School of Education
Jiulonghu Campus, 2 Southeast University Road, Nanjing, Jiangning District, 211189, People's Republic of ChinaReferences
- Anabel М, López-Gavira R, Morgado B. How do Spanish disability support offices contribute to inclusive education in the university. Disability & Society. 2017;32(10): 1608-1626. https://doi.org/10.1080/09687599.2017.1361812
- Leake DW, Stodden RA. Higher education and disability: past and future of underrepresented populations. Journal of Postsecondary Education and Disability. 2014;27(4): 399-408.
- Odincova MA, Radchikova NP. Self-activation as a personal resource of students in inclusive educational environment of higher education institution. Modern Foreign Psychology. 2018;7(1):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070107
- Levshunova ZhA, Basalaeva NV, Kazakova TV. Inclusive education. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2017. (In Russ.)
- Chernikova LP. Russian Chinese relations: history and modernity. Problems of Oriental Studies. 2015;(2):42-47. (In Russ.)
- Yan C, Han V. Contemporary Russian-Chinese relations and their impact on forcing a new world order. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publishing House; 2022. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/7444-5327-5
- Froumin I, Ruoqi C. Russia, China, and Central Asia in higher education. In: Marijk van der W, Marginson S, Nian CL, Kirby W. (eds.) China and Europe on the New Silk Road: Connecting Universities Across Eurasia. Oxford: Oxford University Press; 2020. https://doi.org/10.1093/oso/9780198853022.003.0020
- Charlene T, Catherine SKCh. Education policy borrowing in China: has the West wind overpowered the East wind? A Journal of Comparative and International Education. 2015;45(5):686-704. https://doi.org/10.1080/03057925.2013.871397
- Crowley-Vigneau A, Baykov AА, Kalyuzhnova Ye. Implementation of international norms in Russia: the case of higher education. Higher Education in Russia. 2020; 29(8-9):39-54. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-39-54
- Verbickij AA. Emergence of a new educational paradigm in Russian education. Education and Science. 2012;6(95):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18
- Yiming Zh. New national initiatives of modernizing education in China. ECNU Review of Education. 2019;2(3):353-362. https://doi.org/10.1177/2096531119868069
- Cvenger IG, Cvenger YuV. The concept of realization of laboratory practical training in a modern technical university. Bulletin of Kazan Technological University. 2012; 15(22):210-213. (In Russ.)
- Grinberg GM, Romanov DV. Organization of a laboratory workshop using information and communication technologies. Reshetnev Readings. 2014;18:290-295. (In Russ.)
- Grishaeva S, Kolosova O, Kulikova O. Inclusive education in Russia. In: Mantulenko V. (ed.) Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development. 2019;57:885-892. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.88
- Yuexin Zh, Rosen S, Li Ch, Li J. Inclusive higher education for students with disabilities in China: What do the university teachers think? Higher Education Studies. 2018; 8(4):104-115. https://doi.org/10.5539/hes.v8n4p104
- Polyanskaya AG, Boronina LN. Inclusive education in higher education: assessment of status and prospects for development. Strategies for the Development of Social Communities, Institutions and Territories: Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference, 17-18 April 2023 (vol. 2). Yekaterinburg; 2023. p. 28-31. (In Russ.) Available from: https://elar.urfu.ru/handle/10995/126936 (accessed: 06.12.2023).
Supplementary files










