Инклюзивное образование в высшей школе России и Китая: формирование условий в цифровой среде для работы с лабораторным оборудованием лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Образование занимает неотъемлемую часть культурного и профессионального развития человека. В этом отношении задачи, связанные с обеспечением доступности процесса обучения и в то же время поддержания высокого уровня качества образования, являются на сегодняшний день актуальными. Терминологически инклюзивное образование охватывает широкий спектр проблем, однако ключевым является вопрос доступности образования для различных социальных групп. Приоритетная задача исследования определена в плоскости выявления условий работы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в вузах на естественно-технических направлениях, с лабораторным оборудованием ввиду исключительной важности лабораторных практикумов в системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Обосновывается целевое использование цифровых технологий в образовательном процессе, в частности при организации работы лиц с ОВЗ в контексте выполнения ими лабораторных практикумов. Методология. Методом количественного и статистического анализа обозначена актуальность поиска системных решений, определяющих доступную образовательную среду для лиц с ОВЗ в системе профессиональной подготовки будущих специалистов естественно-технических профилей. Предложена теоретическая модель организации доступности образовательного процесса в рамках выполнения лабораторных практикумов лицами с ОВЗ в цифровой среде. Результаты. Разработана теоретическая модель инклюзивного образования в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики для организации аналоговой реализации лабораторных практикумов лицами с ОВЗ в цифровой образовательной среде. Выявлена необходимость интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс, требующий системную подготовку лиц с ОВЗ по естественно-техническим направлениям, включающим в содержании своих учебных планов проведение лабораторных практикумов. Ключевое значение в подборе и дальнейшем внедрении цифровых технологий в образовательный процесс в плоскости создания условий работы с лабораторным оборудованием определено вокруг индивидуальных потребностей студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Заключение. Обоснована актуальность и прикладная значимость теоретической модели вариативной цифровой среды, а также выработан перечень рекомендаций к использованию такой модели с точки зрения ее целевой ориентации на доступность образовательного процесса для студентов, имеющих особенности здоровья и обучающихся по направлениям естественно-технических профилей подготовки.

Полный текст

Постановка проблемы. Инклюзивное образования базируется на фундаментальных вопросах, характеризующих в широком понимании реализацию прав каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантия таких прав регламентирована п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1. В этом отношении проблематика инклюзивного образования выстраивается вокруг решения системных задач, непосредственно связанных с всесторонней организацией доступности образовательного процесса, которая в свою очередь определяется принципами равенства и создаваемыми условиями для обеспечения особых образовательных потребностей. Больший интерес с точки зрения реализации ценностной политики инклюзивного образования, направленной непосредственно в сторону формирования доступной образовательной среды, у зарубежных специалистов вызывает система высшего образования [1-3]. Высшая школа в первую очередь рассматривается этапом профессиональной подготовки человека, на котором студента необходимо полностью вовлечь в процесс обучения, что, несомненно, с позиции организации равноправного и открытого образовательного процесса для лиц с ОВЗ требует повышенного внимания со стороны как административного, так и профессорско-преподавательского состава вузов [4]. Изучение опыта отдельных стран по организации инклюзивного образования и проведение сравнительного анализа существующих практик, направленных на развитие систем профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования в высшей школе, необходимо для повышения качества образования и успешной модернизации педагогического процесса в образовательных организациях высшего образования. Выбор в пользу Российской Федерации и Китайской Народной Республики обусловлен наиболее длительными в сравнении с другими странами отношениями между государствами [5], позицией всеобъемлющего партнерства [6], а также устойчивыми политическими, культурными и социально-экономическими связями. Следует отметить, что развитие инклюзивного образования в высшей школе играет существенную роль относительно заданной выборки стран. Во-первых, высшая школа двух государств долгое время развивалась в русле общих концепций и подходов [7], впоследствии почти одновременно трансформированных результатом заимствования западных идей [8; 9], включая идею открытости и инклюзивности образования. Во-вторых, национальные системы образования обеих стран отличаются множеством оригинальных подходов и образовательных моделей применительно ко всем уровням образования [10; 11], что обусловливает больший интерес к компаративистике систем профессиональной подготовки кадров. В-третьих, сравнительный анализ в плоскости практического и политического аспектов, определяющих динамику развития систем профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, необходим для выработки согласованных позиций, направленных, с одной стороны, на организацию доступного образования, а с другой - на улучшение его качества. В исследовании рассмотрение систем профессиональной подготовки студентов высшей школы двух стран локализовано естественно-техническим профилем, а именно его прикладной составляющей. Работа с материально-технической базой, экспериментальными установками является отраслевой направленностью образовательных программ высшего технического и естественно-научного образования, содержание которого регламентировано Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) [12]. Именно выполнение учебных задач в рамках образовательного процесса с использованием лабораторного оборудования вызывает особые сложности для лиц с ОВЗ по отношению к направлениям подготовки гуманитарных профилей ввиду специализированной ориентированности процесса обучения, включающего в себя большой объем механической работы с установками, что в первую очередь влияет на доступность получаемых знаний и, как следствие, отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовки. В настоящем исследовании цифровые технологии рассматриваются с позиции создания дополнительных условий, способствующих формированию более гибкой образовательной среды для лиц с ОВЗ, учитывающей их особенности здоровья и положительно влияющей на доступность системы профессиональной подготовки. Их использование в образовательном процессе характеризуется требованиями современного индустриального общества, реформированием традиционной классической системы образования [13], однако основной акцент в исследовании ставится на выявлении целевых прикладных свойств и характеристик технологий, определяемых в процессе работы лиц с ОВЗ в рамках выполнения лабораторных практикумов. Вышесказанное свидетельствует о нетривиальности и актуальности обозначенной проблемы и сопровождается следующими противоречиями: 1) научно-педагогическим противоречием между необходимостью изучения инновационных процессов в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики и сформировавшимися подходами к таким процессам, зачастую не учитывающим в достаточной мере историко-педагогические факторы, значимые для эффективной модернизации инклюзивного образования в системе высшего образования с целью совершенствования профессиональной подготовки специалистов естественно-технических профилей; 2) научно-методическим противоречием между требованиями по повышению качества подготовки специалистов естественно-технических профилей в Российской Федерации и Китайской Народной Республике в плоскости внедрения цифровых образовательных технологий и преобладанием традиционных подходов при реализации образовательных программ. Методология. Методологическую структуру исследования составляют инструменты статистического и количественного анализа данных, позволяющие выявить и стратифицировать факторы, характеризующие общую степень эффективности организации образовательного процесса в Российской Федерации и Китайской Народной Республике для лиц с ОВЗ. Результатом методологической структуры исследования определена разработка теоретической модели инклюзивного образования в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, дифференцируемой относительно системной организации аналоговой реализации лабораторных практикумов лицами с ОВЗ в цифровой образовательной среде. Результаты и обсуждение. Системы высшего профессионального образования Российской Федерации и Китайской Народной Республики в плоскости инклюзивного образования можно охарактеризовать квазистабильностью, недостатком как материально-технических, так и кадровых ресурсов [14; 15], недостаточной квалификацией преподавательского состава [15; 16], сложностью и противоречивостью основных процессов, а также повышенной сложностью управления. В течение десяти лет (2011-2020 гг.)[30] наблюдается восходящий тренд по количеству студентов с инвалидностью и ОВЗ, поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации и Китайской Народной Республики (рис. 1). Такая динамика формализует количественную степень проблематики инклюзивного образования в системах высшего профессионального образования двух стран, что определяет актуальность настоящего исследования. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, линия, Шрифт Автоматически созданное описание Рис. 1. Динамика численности студентов с ОВЗ и инвалидностью, человек Figure 1. Dynamics of the number of students with disabilities, people Источник: составлено Д.Д. Добромировым, Жунвэй У. Source: compiled by Daniil D. Dobromirov, Rongwei Wu. С целью дополнения статистической аналитики (рис. 1) и рассмотрения проблематики инклюзивного образования в плоскости качественной оценки проведен выборочный опрос профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов двух стран относительно их готовности к работе со студентами, имеющими инвалидность и ОВЗ. Выборку составили: - РФ: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московский архитектурный институт; - КНР: Beijing Union University, Changchun University, Wuhan University of Science and Technology, SiChuan University, Southeast University. Результаты опроса приведены в таблице. По результатам опроса можно заметить, что большинство опрошенных ППС положительно оценивают свою готовность к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. В контексте проблематики настоящего исследования необходимо оценить механизмы цифровой среды, направленные на создание вариативных условий организации процесса обучения для лиц с ОВЗ, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования технических и естественно-научных направлений подготовки. Результаты опроса профессорско-преподавательского состава Всего опрошено, чел. Российская Федерация, чел. Китайская Народная Республика, чел. 928 608 320 Наименование критерия и результаты опроса Критерий 1: ППС вузов готовы к работе с лицами, имеющими инвалидность и ОВЗ, % 100,00 % опрошенных ~70,00 % «Готовы» ~65,00 % «Готовы» Источник: составлено Д.Д. Добромировым, Жунвэй У. Results of a survey of higher education academic staff Total interviewed, persons Russian Federation, persons People's Republic of China, persons 928 608 320 Name of criterion and survey results Criterion 1: Faculty members of universities are ready to work with persons with disabilities, % 100.00% of respondents ~70.00% “Ready” ~65.00% “Ready” Source: compiled by Daniil D. Dobromirov, Rongwei Wu. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовании корректно рассматривать с позиции формирования дополнительных мер, способствующих организации доступности образовательного процесса для лиц с ОВЗ, однако такие технологии не являются универсальным механизмом, охватывающим всю совокупность физических, психических и сенсорных нарушений групп лиц с ОВЗ. Предложенная далее теоретическая модель (рис. 2) является аналоговым инструментом работы с лабораторным оборудованием для студентов с ОВЗ различных нозологий: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия Автоматически созданное описание Рис. 2. Теоретическая модель цифровизации лабораторного практикума для студентов с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий Источник: составлено Д.Д. Добромировым, Жунвэй У. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия Автоматически созданное описание Figure 2. Theoretical model of digitalization of laboratory practical for students with disabilities of different nosologies Source: compiled by Daniil D. Dobromirov, Rongwei Wu. Теоретическая модель цифровизации лабораторного практикума для лиц с ОВЗ (рис. 2) формирует вариативную компоненту классической модели проведения лабораторных практикумов в цифровой среде. Границы моделирования заданы внутренней структурой образовательной организации высшего образования. Устойчивое функционирование такой модели определяется стратегическим позиционированием вуза в плоскости инклюзивного образования, совокупностью используемых в модели цифровых технологий, материально-техническим обеспечением деятельности элементов системы, составом и структурой механизмов администрирования и регулирования, а также степенью компетентности и вовлеченности профессорско-преподавательского состава. С учетом многофункционального характера разработанной теоретической модели сформулированы следующие рекомендации на уровне образовательных организаций высшего образования: 1) консолидировано организовать контролируемый поэтапный процесс продвижения инклюзивного образования внутри вуза; 2) в рамках реализации курсов дополнительного профессионального образования системно совершенствовать профессиональную подготовку профессорско-преподавательского состава вуза по методической работе со студентами с ОВЗ в плоскости проведения аналоговых цифровых лабораторных практикумов; 3) создать систему внутреннего мониторинга эффективности обучения и вовлеченности студентов с ОВЗ в образовательный процесс с применением адаптивной цифровой среды. Заключение. Инклюзивное образование является одним из стратегически значимых направлений развития современного образования. Особенно важную роль в его реализации играют образовательные организации высшего образования, формирующие условия для полноценной социальной интеграции многочисленных лиц с ОВЗ различных нозологий, их личностного и профессионального самоопределения. В рассмотрении систем высшего профессионально образования Российской Федерации и Китайской Народной Республики все большее внимание уделяется вопросам, определяющим особые образовательные потребности лиц с ОВЗ, что предопределяет динамику цифровой модернизации традиционной системы профессиональной подготовки. Предложенная в рамках исследования теоретическая модель направлена на синтезирование образовательных методов классической системы образования и вариативных цифровых условий в рамках проведения лабораторных практикумов с целью создания аналоговой доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ, обучающихся по образовательным программам естественно-технических направлений подготовки. Приведенные в исследовании рекомендации могут быть полезны административному персоналу образовательных организаций высшего образования ввиду их целевой реализации как в плоскости национальной образовательной системы, так и в плоскости международного образовательного пространства.
×

Об авторах

Даниил Денисович Добромиров

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: dobromirov-dd@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7981-8873

аспирант, кафедра сравнительной образовательной политики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Жунвэй У

Юго-Восточный университет

Email: 1042205166@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0007-4006-1288

ассистент преподавателя, институт образования

кампус Цзюлун, Китайская Народная Республика, 211189, Нанкин, р-н Цзяннин, Юго-Восточная университетская дорога, д. 2

Список литературы

  1. Anabel М, López-Gavira R, Morgado B. How do Spanish disability support offices contribute to inclusive education in the university. Disability & Society. 2017;32(10): 1608-1626. https://doi.org/10.1080/09687599.2017.1361812
  2. Leake DW, Stodden RA. Higher education and disability: past and future of underrepresented populations. Journal of Postsecondary Education and Disability. 2014;27(4): 399-408.
  3. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Самоактивация как личностный ресурс студентов в инклюзивной образовательной среде вуза // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 62-70. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070107
  4. Левшунова Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное образование. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017.
  5. Черникова Л.П. Российско-китайские отношения: история и современность // Проблемы востоковедения. 2015. № 2 (68). С. 42-47.
  6. Янь Цзин, Хань Вэйе. Современные российско-китайские отношения и их влияние на форсирование нового мирового порядка. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2022. https://doi.org/10.24866/7444-5327-5
  7. Froumin I, Ruoqi C. Russia, China, and Central Asia in higher education. In: Marijk van der W, Marginson S, Nian CL, Kirby W. (eds.) China and Europe on the New Silk Road: Connecting Universities Across Eurasia. Oxford: Oxford University Press; 2020. https://doi.org/10.1093/oso/9780198853022.003.0020
  8. Charlene T, Catherine SKCh. Education policy borrowing in China: has the West wind overpowered the East wind? A Journal of Comparative and International Education. 2015;45(5):686-704. https://doi.org/10.1080/03057925.2013.871397
  9. Виньо А., Байков А.А., Калюжнова Е. Имплементация зарубежных норм в российском высшем образовании: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 39-54. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-39-54
  10. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. № 6 (95). С. 5-18. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18
  11. Yiming Zh. New national initiatives of modernizing education in China. ECNU Review of Education. 2019;2(3):353-362. https://doi.org/10.1177/2096531119868069
  12. Цвенгер И.Г., Цвенгер Ю.В. Концепция реализации лабораторного практикума в современном техническом университете // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 22. С. 210-213.
  13. Гринберг Г.М., Романов Д.В. Организация лабораторного практикума с применением информационно-коммуникационных технологий // Решетневские чтения. 2014. № 18. С. 290-295.
  14. Grishaeva S, Kolosova O, Kulikova O. Inclusive education in Russia. In: Mantulenko V. (ed.) Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development. 2019;57:885-892. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.88
  15. Yuexin Zh, Rosen S, Li Ch, Li J. Inclusive higher education for students with disabilities in China: What do the university teachers think? Higher Education Studies. 2018; 8(4):104-115. https://doi.org/10.5539/hes.v8n4p104
  16. Полянская А.Г., Боронина Л.Н. Инклюзивное образование в высшей школе: оценка состояния и перспективы развития // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы IX Международной научно-практической конференции, 17-18 апреля 2023 г.: в 2 томах. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2023. Т. 2. С. 28-31. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/126936 (дата обращения: 06.12.2023).

© Добромиров Д.Д., У Ж., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах