Облачная веб-технология проведения конкурсных процедур оценки качества образовательных ресурсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье изложены описание, модель и результат разработки прикладного программного обеспечения, доступного в сети Интернет, для автоматизации организации конкурсных процедур. Актуальность создания автоматизированных систем оценивания качества образовательных ресурсов обусловлена необходимостью обеспечения доступности и эффективности проведения оценочных и конкурсных процедур в учебных заведениях. Методология. Исследование направлено на проектирование и разработку облачного портала-конструктора, позволяющего автоматизировать проводимые конкурсные мероприятия в образовательных учреждениях. В отличие от существующих подобных разработок, созданная система представляет прикладное программное обеспечение для организации и проведения конкурсных мероприятий в образовательных учреждениях. Результаты. Работа имеет практическую ценность для учебных заведений всех уровней и отдельных сообществ, нуждающихся в автоматизированных системах конкурсного оценивания образовательных ресурсов. Заключение. Впервые предлагается проективная облачная среда автоматизации оценки качества образовательных ресурсов, имеющих объектный вид (цифровой образовательный ресурс, деятельность учителя, информационная система, информационная среда, урок и пр.), для которых возможно построение критериальной модели качества.

Полный текст

Постановка проблемы. В настоящее время представляет интерес создание автоматизированных систем экспертного мониторинга образовательных ресурсов для обеспечения доступности и эффективности проведения оценочных и конкурсных процедур в учебных заведениях. К образовательным ресурсам при широкой трактовке следует отнести традиционные и цифровые образовательные ресурсы (включая электронные курсы и средства обучения), преподавательские кадры, автоматизированные информационные системы и т.п. Они становятся объектами интеллектуальной собственности, в связи с чем возникает необходимость совершенствования механизмов их оценивания. От того насколько значимы их потребительские свойства и затраты (цена/качество) зачастую зависит результативность не только образовательного процесса, но и эффективность и успешность деятельности учебного заведения. Проведение конкурсных процедур является неотъемлемой составляющей образовательных систем. Как правило, конечной целью конкурса является выявление лучшего образовательного ресурса по заданным экспертами критериям. Современное общество определяет новые требования к будущим специалистам. В условиях цифровизации образования особенную востребованность имеют электронные средства и методы обучения, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Эффект применения ЦОР в реалиях традиционных институциональных учебных структур в значительной мере зависит от их качества и соответствующих компетенций преподавателя. Не зря в последнее время в учебных заведениях все чаще стали проводить различные конкурсы на лучший образовательный ресурс, научно-исследовательский проект, преподавателя года и т.п. При этом в большинстве случаев проведение конкурсов по оценке качества образовательных ресурсов осуществляется в «ручном» виде, с применением неавтоматизированных процедур на основе электронных анкет и табличных процессоров. В этой связи открытые, малозатратные и автоматизированные порталы с облачными сервисами, позволяющие учебным заведениям проводить конкурсы образовательных ресурсов, представляются полезными и чрезвычайно актуальными. Цели работы - исследование, разработка и апробация облачной модели автоматизации желаемых пользователями процедур оценки качества образовательного ресурса в виде портала-конструктора, позволяющего обеспечить образовательным учреждениям доступность, упрощение и объективизацию отчетных, конкурсных, стимулирующих и подобных процедур. Методы исследования. Проведение конкурсных процедур, как правило, нацелено на выявление более качественного объекта оценивания [2]. Под качеством будем понимать «присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого» [5]. Качество невозможно определить в отрыве от неких потребностей потребителя, а если речь идет об образовательном процессе и образовательных ресурсах, то таким потребителем является образовательное учреждение. Проблеме оценки качества образовательных ресурсов посвящено много исследований [3; 4; 11]. Основное внимание авторы уделяют выбору критериев качества ресурса. А завершающий этап проведения оценочной процедуры в конкретных ситуациях обычно остается «за кадром». По всей видимости, этот факт связан с недостаточной формализацией процесса проведения оценки качества ресурса, который в большинстве случаев имеет экспертно-статистический характер [8]. Помимо этого, сами критериальные оценки, на основании которых работает эксперт, являются субъективными и составляются зачастую компетентными специалистами образовательной организации - организаторами оценочных процедур. В настоящее время существуют различные сайты для проведения конкурсных процедур оценивания проектов. Достаточно вспомнить информационные системы проведения конкурсов РФФИ и РГНФ, региональных фондов науки и др. Они ориентированы на конкретные конкурсные процедуры и не пригодны к использованию в других целях, другими организаторами. Концепция облачной веб-технологии организации сбора, накопления и проведения оценочных процедур качества образовательных ресурсов опирается на проективно-рекурсивную технологию создания сложных интеллектуальных систем [1]. Для оценки конкурсных и отчетных мероприятий используется экспертно-статистический метод. При этом модель должна иметь возможность проводить конкурсы и оценки образовательных ресурсов, таких как ЦОР, профессиональная деятельность педагога, урок, информационная образовательная среда, программный продукт, проект и т.п. Путем пошагового моделирования конкурсной экспертно-статистической процедуры оценки образовательного ресурса разрабатывается структурно-функциональная схема с возможностью ее реализации в веб-интерфейсе и мобильных приложениях (рис. 1). Проекты (ЭОР) Критерии Эксперт БД «Эксперт» Регламент Конкурс Проекты (ЭОР) Оценка 1 Оценка 2 Оценка N БД ЭОР Качество ЭОР Статистика Рис. 1. Структурная схема автоматизации процедур оценки образовательного ресурса На основе этой схемы и концепции облачной среды оценки качества образовательных ресурсов [10] разрабатывается портал-конструктор и мобильные приложения для организации оценочных процедур образовательных ресурсов. В структурной схеме выделены: БД ЭОР - база данных оцениваемых ресурсов; БД «Эксперт» - база данных экспертов с их оценками по заданному и принятому организаторами регламенту. Регламентные и оценочные материалы формируются модераторами проводимого конкурса на начальной стадии его запуска. Затем, по экспертным и пользовательским мнениям, уточняются критерии качества ЭОР. На их выбор могут повлиять объективные накопительные параметры качества электронных ресурсов посредством сбора статистических данных, например в виде количества просмотров, пользовательских голосований, публичных обсуждений в чатах и пр. Статистический блок предназначается для формирования накопительных оценок, проведения статистических расчетов и подготовки отчетных результатов. Результаты и обсуждение. Процедура конкурсного оценивания образовательных ресурсов в общем виде представляет процесс, состоящий из пяти основных компонент [10]: 1. формирование состава конкурсантов и сбор оцениваемых материалов (проектов); 2. разработка и внесение в базу критериев оценки; 3. определение состава экспертов; 4. доставка оцениваемых проектов и критериев оценки экспертам; 5. сбор оценок и подведение итогов. На рис. 2 представлена навигационная схема разрабатываемого портала-конструктора для организации и проведения конкурсных оценок качества образовательного ресурса. Главная/ вход Рис. 2. Навигационная схема портала-конструктора Для разработки базовой версии облачного портала были выбраны современные технологии разработки веб-приложений. Основным компонентом является программная платформа - ASP.NET Framework [14] и язык программирования C# [12]. ASP.NET обладает серьезным набором преимуществ перед другими программными платформами [7]: · готовый для реализации продуктов любого уровня стек технологий; · широкий набор библиотек с уже реализованными функциями; · огромная пользовательская база и сообщество разработчиков; · удобная среда разработки; · безопасность. В рамках ASP.NET основным компонентом, использованным при реализации, также стала технология ASP.NET Identity [13], которая позволила быстро и эффективно организовать процедуру регистрации и входа участников и реализовать это безопасно. Написание собственной системы аутентификации - ресурсоемкая задача, к тому же создать действительно безопасную систему аутентификации весьма нетривиально. При разработке моделей данных веб-приложения и выборе базы данных было принято решение об использовании независимой от СУБД технологии ASP.NET EntityFramework [9], которая позволила разрабатывать модели данных, используя методику CodeFirst [16]. Методика CodeFirst требует создания лишь объектов данных в рамках объектно-ориентированного программирования на языке C#, а также связей данных моделей. После подготовки моделей CodeFirst была получена диаграмма моделей данных, изображенная на рис. 3. Рис. 3. Диаграмма моделей данных облачного портала На диаграмме моделей данных изображены таблицы в рамках создаваемой базы данных. Преимущество технологии EntityFramework заключается в том, что все процедуры по связи с СУБД, созданию базы данных, таблиц и управлением данными находятся внутри платформы EnityFramework и абстрагированы от разработчика различными методами и функциями, предоставляемыми технологией. EDUCATIONAL ELECTRONIC PUBLICATIONS AND RESOURCES 39 Киргизова Е.В., Нарчуганов К.Н. и др. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 1. С. 35-45 Непосредственно технологией разработки веб-приложения была выбрана ASP.NET WebForms [15] - много лет успешно применяемая крупнейшими порталами сети Интернет, являющаяся по определению технологией RAD (от англ. rapid application development - быстрая разработка приложений), позволяющая добиться высокого качества при высокой скорости разработки [17]. Используемая среда разработки - Microsoft Visual Studio Community Edition, распространяемая бесплатно для индивидуальных разработчиков. После разработки базовой версии веб-приложения была проведена тестовая апробация в рамках конкурса, организованного базовой кафедрой информатики и информационных технологий в образовании КГПУ имени В.П. Астафьева. Задачей конкурса являлась оценка студенческих научно-исследовательских проектов. Для организации тестовой апробации в системе были зарегистрированы участники, загружены их работы, а также зарегистрированы эксперты. Экспертам по электронной почте были разосланы приглашения к участию в оценке. После процедуры оценивания был подведен итог конкурса, результаты переданы на кафедру, организовавшую конкурс. Тестовая апробация прошла успешно. Тем не менее организаторами, экспертами и участниками конкурсной процедуры высказано большое количество отзывов и предложений по работе портала-конструктора. Веб-приложение дорабатывается в рамках проективной системы разработки. На рис. 4 представлена главная страница портала (http://ares-project. azurewebsites.net/). К порталу имеют свободный доступ три категории пользователей: модератор (менеджер) оценочной процедуры, эксперт и участник (разработчик) образовательного ресурса. Для удобства использования портала учебными заведениями, учениками, студентами, педагогами и преподавателями вузов разработана мобильная инструкция-справочник по работе в среде облачного портала. Рис. 4. Скриншот главной страницы портала Открытые, малозатратные и автоматизированные порталы с облачными сервисами позволят учебным заведениям отбирать полезные образовательные ресурсы, проводить конкурсы на лучшие электронные ресурсы, создаваемые преподавателями, объективно стимулировать их использование, реально повышать эффективность электронного обучения. Приведем несколько примеров организации подобных процедур. 1. Конкурс на лучший цифровой образовательный ресурс, созданный преподавателями вуза. Классификация цифровых образовательных ресурсов проводится по двум основаниям: средство обучения и учебный курс. Выделяются внешние и внутренние качества образовательного продукта, и экспертным путем создается начальный комплект критериальных оценок их качества [10]. 2. Оценка качества АСУ вуза. Проводится анализ создаваемых и используемых информационных систем образовательного назначения, программных сред для их разработки с позиций повышения производительности труда обучаемых и преподавателей за счет ИКТ и повышения уровня их информационной компетентности. Обосновывается и формируется начальный комплект критериев и показателей оценки качества информационных систем, обеспечивающих эффективность учебного процесса образовательного учреждения [6]. 3. Оценка качества современного урока в школе. Разрабатывается информационная экспертная модель качества уроков в условиях электронного обучения, создается критериальный аппарат оценки качества этих моделей. Проводится оценка качества мегауроков, онлайн-уроков и классно-урочных моделей смешанного и электронного обучения в школах. 4. Конкурс научно-исследовательских проектов студентов университета. Создается набор критериев и показателей качества научной студенческой работы, определяется формат электронного представления проекта для дистанционного доступа эксперта к нему. 5. Внутривузовский конкурс научных проектов для выделения грантов. На основе разработанного положения о выделении гранта для стимулирующей поддержки научных групп и/или отдельного ученого создается критериальная база оценивания проекта и формируется состав экспертов, включая внешних (по отношению к вузу) представителей. 6. Рейтинг профессиональной деятельности работника образования. Для кадровой политики и решения материально-стимулирующих вопросов формируется база показателей научно-учебной и организационно-управленческой деятельности работника образовательного учреждения. На ее основе осуществляется рейтинговая оценка профессиональной деятельности сотрудника. 7. Автоматизация проведения государственной итоговой аттестации (защита выпускных квалификационных работ). Для членов ГИА (или ГАК) формируется критериальный аппарат оценивания ВКР. Каждый член ГИА имеет ноутбук или мобильное устройство с выходом в Интернет. После проведения очередной защиты ВКР пользователь-эксперт заполняет соответствующую оценочную форму. Принятая интервальная шкала оценки автоматически формирует итоговую ведомость. Перечень подобных процедур можно продолжить. Заключение. Портал-конструктор предоставляет пользователям самим создавать собственные процедуры оценочных мероприятий на разных уровнях: класс, школа, район и т. д. Уникальная особенность проекта состоит в том, что критериальные модели со временем могут меняться на принципах экспертных интел- лектуальных систем, что позволяет совершенствовать и объективизировать сложно формализуемые экспертные процедуры оценивания образовательных ресурсов. Материалы настоящей работы представляют практическую ценность для учебных заведений всех уровней и отдельных сообществ, нуждающихся в автоматизированных системах оценивания образовательных ресурсов.

×

Об авторах

Елена Викторовна Киргизова

Лесосибирский педагогический институт (филиал Сибирского федерального университета)

Автор, ответственный за переписку.
Email: EKirgizova@sfu-kras.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания

Российская Федерация, 662544, Лесосибирск, ул. Победы, 42

Кирилл Николаевич Нарчуганов

Сибирский федеральный университет

Email: narchuganov@outlook.com

магистр

Российская Федерация, 660041, Красноярск, Свободный пр., 79

Николай Инсебович Пак

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

Email: nik@kspu.ru

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий базовой кафедрой информатики и информационных технологий в образовании

Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Людмила Борисовна Хегай

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

Email: hegail@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент базовой кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Список литературы

  1. Баженова И.В., Пак Н.И. Проективно-рекурсивная технология обучения в личностноориентированном образовании // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 7-15.
  2. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 412 с.
  3. Гриншкун В.В. Особенности формирования творческих коллективов для разработки образовательных электронных ресурсов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2010. № 1 (19). С. 84-88.
  4. Захарова И.Г., Лапчик М.П., Пак Н.И., Рагулина М.И., Тимкин С.Л. и др. Современные проблемы информатизации образования: монография. Омск: ОмГПУ, 2017. 404 с.
  5. Качество продукции. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Качество _продукции (дата обращения: 13.07.2018).
  6. Мягкова Е.Г., Пак Н.И. Модель персонификации АСУ «Учебный процесс» // Решетневские чтения: материалы XXI Международной научно-практической конференции (8-11 ноября 2017 г., Красноярск, Россия). URL: https://reshetnev.sibsau.ru/page/ materialykonferentsi (дата обращения: 13.07.2018).
  7. Нейгел К. C# 5.0 и платформа NET 4.5 для профессионалов. М.: Диалектика, 2013. 1440 с.
  8. Никонова Н.В. Принципы формирования комплексного программного средства учебного назначения, основанные на интеграции традиционных и инновационных подходов // Информатика и образование. 2007. № 1. С. 109-111.
  9. Общие сведения об EntityFramework. URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/ framework/data/adonet/ef/overview (дата обращения: 13.07.2018).
  10. Пак С.Н., Хегай Л.Б. Автоматизация процедурной схемы экспертной оценки электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2017. № 2. С. 46-49.
  11. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008. 234 с.
  12. Хейлсберг А., Торгерсен М., Вилтамут С., Голд П. Язык программирования C#. СПб.: Питер, 2012. 784 с. (Классика Computers Science.)
  13. Эспозито Д. Программирование с использованием Microsoft ASP.NET 4. СПб.: Питер, 2013. 877 с.
  14. ASP.NET Framework. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.NET_Framework (дата обращения: 13.07.2018).
  15. ASP.NET WebForms. URL: https://docs.microsoft.com/en-us/aspnet/web-forms/ (дата обращения: 13.07.2018).
  16. EntityFramework CodeFirst to a New Database. URL: https://msdn.microsoft.com/en-us/ library/jj193542(v=vs.113).aspx (дата обращения: 13.07.2018).
  17. RAD (программирование). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/RAD_(программирование) (дата обращения: 13.07.2018).

© Киргизова Е.В., Нарчуганов К.Н., Пак Н.И., Хегай Л.Б., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах