Архетипический комплекс корабля в русской литературе: мортальный подтекст

Обложка

Аннотация


Данная статья посвящена изучению генезиса образа корабля в русской литературе и фольклоре, идее «иного царства» в поэтике русской литературы XIX-XX вв. Большое внимание уделено вопросам, связанным с метафорой корабля, лодки в художественном мире М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М. Горького и в поэзии начала XX в.; подробно рассматривается парадигма «луна - ладья». Образ лодки, периодически возникающий в русской литературе, в творчестве разных художников слова, связывается с семантикой погребальной обрядовой ладьи, которая была актуальна для разных фольклорных жанров. Обращение к загадкам о смерти, к былинной традиции, к сюжетам о Разине позволяет увидеть сложность и большую значимость символа лодки/ладьи/корабля для национальной культуры. За этим символом кроется высокая идея смерти как космического перерождения, инициации героя, что оказалось востребовано русской литературой, как реалистической прозой, так и поэзией авангарда и модернизма.


Марианна Андреевна Дударева

Лицо (автор) для связи с редакцией.
marianna.galieva@yandex.ru
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

кандидат филологических наук, ассистент кафедры русского языка № 2 ФРЯ и ОД

  • Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда // Древности. Труды Московского Археологического общества. М.: Типографія и Словолитня О.О. Гербекъ, 1890. Т. 14. С. 81-226.
  • Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 2. 793 с.
  • Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист V. Ежегодный сборник. М.: Наследие, 1995. С. 212-250.
  • Брагинский В.И. Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая архетипика (к историко-поэтологическому изучению топики) // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М.: Наука, 1988. С. 198-242.
  • Горький М. Однажды осенью / Горький М. Полн. собр. соч.: в 30 т. М.: Худ. лит, 1949. Т. 1. 520 с.
  • Достоевский Ф.М. Бесы / Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худ. лит., 1957. Т. 7. 760 с.
  • Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. М.: Наука: Голос, 1997-2002.
  • Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб.: Типография Н.А. Лебедева, 1876. № 2031. 332 с.
  • Иванова Т.Г. «Малые очаги» севернорусской былинной традиции: исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 7-14.
  • Лермонтов М.Ю. Тамань / Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: в 6 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 6. 900 с.
  • Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Худ. лит., 1955 - 1961. Т. 4, 6.
  • Петрова М. Образ дома в фольклоре и мифе Эстетика сегодня: состояние, перспективы / Материалы науч. конф. 20-21 октября 1999 г. Тезисы док. и выс. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С. 59-61.
  • Петрухин В.Я. Погребальная ладья викингов и «корабль мертвых» у народов Океании и Индонезии (опыт сравнительного анализа) / Символика культов и ритуалов у народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980. С. 79-91.
  • Смирнов В.А. «Бесы» / Смирнов В.А. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе 19 - начала 20 века). Иваново: Юнона, 2001.
  • Тихонов Н.С. Лодка / Тихонов Н.С. Перекресток утопий. Стихотворения. Эссе. 1913-1929. М.: Новый Ключ, 2002. 253 с.
  • Тургенев И.С. Ася / Тургенев И.С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Худ. лит., 1955. Т. 6. 397 с.
  • Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 895 с.
  • Ханов В.А. Фольклорно-мифологические «корни» рассказа М. Горького «Однажды осенью» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2005. № 1. С. 37- 42.

Просмотры

Аннотация - 72

PDF (Russian) - 38


© Дударева М.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.