THE IMPACT OF GLOBAL PROCESSES OF INFORMATIZATION THE DEVELOPMENT OF THE MODERN EDUCATION SYSTEM IN A DIGITAL ECONOMY

Cover Page

Abstract


Problem and goal. The article deals with the processes of globalization, which can have a significant impact on the improvement of the modern system of education, especially in the conditions of active introduction of the digital economy. The actual problem of modern development of society is the processes of rapid obsolescence of knowledge, the increasing importance of education. The aim was to justify the need for new pedagogical technologies based on the global trends taking place in the modern world. Methodology. Our views on what education should look like and how it should be implemented depend on goals and experience, education is implemented in various forms depending on how we look at its value meanings. Results. According to various studies, there are several global trends that affect the development of the education system in General and management education in particular. Thus, the modern teacher is faced with the task not only to prepare an educated person, but a person with moral foundations, capable of entrepreneurship, competent, independently make decisions in solving professional problems, predict the consequences of their decision, comprehensive cooperation. The modern education system in the digital economy should have mobility, dynamism, constructiveness, contribute to the formation of a sense of responsibility. Conclusion. The use of new information and telecommunication technologies is crucial for improving the competitiveness of the economy, expanding its integration into the world system, improving the efficiency of management and self-government. In these conditions, means of information and telecommunication technologies offered a unique opportunity to more fully contribute to global information exchange, the formation and choice of future jobs and work, taking into account the uncertainty in the forecasts, to have responsible leadership and, finally, to be able to work in environments of creativity, innovation and entrepreneurship. The article considers the changes taking place in the education system, influencing the formation of management tasks of the modern teacher


Постановка проблемы. Когда-то было время, когда еда, укрытие и одежда составляли основные потребности человека. Однако с развитием индустриальной эпохи, еще одним важным фактором, который был добавлен в список основных потребностей, стало образование. В настоящее время образование признается одной из важнейшей отрасли промышленности по всему миру. Появляются новые тенденции в области образования, которые очень активно влияют на изменение традиционной системы образования, появляются альтернативные карьеры, которые ранее не считались важными или популярными. В эпоху четвертой промышленной революции, основанной на телекоммуникационных и облачных технологиях, формы средства и методы обучения претерпевают радикальную трансформацию: иерархия сверху вниз заменяется сетевым взаимодействием; вместо конкуренции и соперничества за подготовку профессионалов, возникают новые интегрированные специальности. Учителю приходится постоянно сталкиваться с решением управленческих задач. Он уже не просто учит, а создает условия для мотивации, определения, и развития у своих учеников. В таких условиях управленческая подготовка учителя становится необходимым фактором, прежде всего, его собственной эффективности. Все это очень четко обозначено в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на всех уровнях. Современному учителю в условиях цифровой экономики, необходимо обладать такими качествами, которые помогут ему быть успешным в любых нестандартных ситуациях. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю, владеющему управленческой составляющей собственной компетентности на высоком уровне. Широко известно, что глобализация - современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации - консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий. Если посмотреть на существующие исследования в области влияния процессов глобализации на трансформацию системы образования, то можно отметить, что возрастает значимость человеческого ресурса, цифровая экономика требует изменения педагогических способов передачи знаний, предметно-организованное знание становится невостребованным в условиях цифровой экономики. Выводы по различным исследованиям можно объединить в десять глобальных тенденций, которые повлияют на развитие системы обучения в целом и управленческое образование в частности Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему, повышения эффективности управления и самоуправления. В данных условиях средствам информационных и телекоммуникационных технологий предоставляется уникальная возможность наиболее полно способствовать глобальному информационному обмену, формированию и выбору будущих рабочих мест и работы, учитывать неопределенность в прогнозах, иметь ответственное лидерство и, наконец, уметь работать в ситуациях творчества, инноваций и предпринимательства. Творчество, социальный интеллект, адаптивное и вычислительное мышление, межкультурное и виртуальное сотрудничество, а также трансдисциплинарность - важнейшие возможности для будущей рабочей силы. Таким образом, перед современным учителем стоит задача не просто подготовить образованную личность, а личность, обладающую нравственными устоями, способную к предпринимательству, компетентную, самостоятельно принимать решения в реализации профессиональных задач, прогнозировать последствия их решения, всестороннему сотрудничеству. Методы исследования. Анализ глобальных мировых тенденций в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в организации и осуществлении образовательного процесса, изменений, происходящих в системе образования, и влияющих на формирование управленческих задач современного учителя. Результаты и обсуждение. Взгляды на то, как должно выглядеть образование и как должно осуществляться, зависят от целей и опыта, образование реализуется в различных формах в зависимости от того, как смотреть на его ценностные смыслы (см., например, работы [1-15]). 1. Разнообразие разнообразия. Многие исследователи говорят о том, что образование в виде рассказа, лекции, повторения услышанного, очного консультирования и др., должно измениться, потому что это устаревшая среда, в которой большинство учеников действительно не учатся, чему они должны или хотят учиться. Идеальный вариант, когда ученики самостоятельно получали бы необходимые для решения знания, трансформировали бы их в необходимые приемы и способы деятельности, а затем с помощью педагогов, полученные знания, умения и навыки, трансформировались в новые виды деятельности и умения выполнять определенные профессиональные функции, те самые компетенции. Такая ситуация чрезвычайно востребована здесь и сейчас. 2. Обучение технологиям. Информационные технологии, рекламные технологии, маркетинговые технологии, избирательные технологии, технологии управления, обучающие технологии, интерактивные технологии, производственные технологии и др. Работа в них способствует подготовке такого человека, который способен к принятию инноваций, жить в реалиях XXI века, адаптироваться и чувствовать себя стабильно в быстроменяющихся условиях. 3. Социальный статус. Еще одно направление изменения образования - это когда общество ставит важность образования как социальную выгоду, студенты и люди в этом сообществе будут стремиться к достижению этого, чтобы повысить свой статус в сообществе. Учитывая сказанное, очевидно, что управленческая задача учителя будет заключаться в следующем: как организовать такой процесс обучения, который не устареет к тому моменту, когда ученики начнут применять полученные знания. Как научить учителей, как учить и как учиться самому, как выбрать необходимую информации, в условиях ее быстрого устаревания. Учителям необходимо стать передовыми мыслителями, с одной стороны, и учениками, с другой стороны, а также защитниками детей, активистами, политиками и обладать мотивационными качествами. 4. Социальные сети. Можно утверждать, что социальные сети на сегодняшний день - это больше, чем следует из их названия, так как эти сети не только инструменты для социального взаимодействия между людьми, но и создают условия открытости и свободы осмысления социальных событий. Социальные сети сегодня представляют собой виртуальное пространство, в котором активно развивается, реализуется и взаимодействует с другими пользователями современный человек. Такое пространство предлагает людям удобные инструменты, не только для общения, но и для выражения своей личной позиции в социальных сетях. Большое количество и разнообразие городских сообществ, способных оказать влияние на формирование нового взгляда на социально-образовательные потребности, с учетом собственных интересов; достаточное количество и разнообразие образовательных площадок, активизирующих социальные потребности в среде территориальных сообществ. Однако как и любое техническое средство, социальные сети используются в различных целях. Их наполнение - индикатор развития общества, производства и распространения новостей, а также для формирования общественного мнения. 5. Электронное обучение MOOC & eLearning. В отличие от классической системы образования, где обучающиеся ограничены стенами аудитории, т. е, кто выбрал дистанционную форму обучения, имеют возможность общаться с людьми по всему миру. Электронное образование - это неизбежное направление развития методов обучения в условиях развития новых технологий представления информации и методов обмена информацией. 6. Мобильное образование. Человечество движется и развивается как глобальное общество, так что, куда бы человек ни пошел, он несет с собой цифровые гаджеты. Таким образом, образование, по крайней мере, в самых сознательных аспектах, говорит, что оно тоже будет там. Если мы возьмем наши ноутбуки по всему миру, образование будет идти с нами по мобильным образовательным теориям. Чтобы стать хоть отдаленно полезной, рассмотренные изменения, должны трансформироваться в управленческие технологии учителя. Учителя, способные на практике решить такие управленческие задачи, станут способными поддерживать адаптивную и гибкую среду обучения. 7. Медийное образование. Преподаватели считают, что использование аудио или видео материалов для изучения уроков и обучения концепциям помогает учащимся учиться и сохранять больше знаний. Школьники и студенты любят движение, телевидение и фильм, поэтому использование этих фрагментов информации трансформирует смысл обучения. 8. Геймификация. Концепция геймификации в основном означает внедрение игрового процесса в среду, где игры обычно неприемлемы: образование. В 2004 году слово «геймификация» было придумано английским программистом Ником Пеллином. Добавление игр в образование означает достаточно просто, чтобы пользователь выполнил определенные задачи для получения вознаграждений, как в видеоигре. 9. Визуализация. Колоссально возросшие объемы и количество передаваемой информации, вызывают новые технологии визуализации информации, а также способы ее передачи. Формирование новой визуальной культуры не может не оказывать мощного влияния на сферу образования. По мнению А.А. Вербицкого, процесс визуализации - это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». 10. Облачные технологии. Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее. Таким образом, под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. 11. Перевернутое обучение. Можно рассматривать непосредственно как «перевернутый класс». Это означает изменение учебной среды когда на уроке инвертируются традиционные методы преподавания. Теоретический материал изучается вне класса - дома, а решение задач и отработка полученных теоретических знаний происходит непосредственно на уроке. Переход к модели перевернутого обучения является переходом от главенства учителя к главенству ученика, выявляет существенные ресурсы повышения важности роли учителя в обучении. 12. Смешанное обучение. Что такое смешанное обучение? И какая доля образовательного процесса должна происходить в цифровом виде, чтобы обучение было «смешанным»? Но достаточно ли перевести часть школьной программы в онлайнрежим, чтобы система работала эффективно? 13. Персонализированное образование. Персонализированное обучение все больше набирает популярность, особенно с развитием информационных технологий и современных образовательных ресурсов для обучения. Да, сеть Интернет предоставляет каждому ребенку получить персонализированный опыт обучения, ребенок имеет возможность учиться везде и всюду, учитель выходит за рамки урока. Но способность учиться у ребенка зависит от того, что он уже знает. Персонализированный подход предполагает ответственность за приобретение новых знаний самим ребёнком. Но много ли таких учащихся, которые способны к самоорганизации, саморегуляции? Что выберет ребенок - участие в интеллектуальной деятельности, организованной на базе социальной сети, или, если есть возможность, более приятное времяпрепровождение в тех же социальных сетях. Персонализированное обучение рассчитывает на активную позицию учащихся, что учителя научатся оценивать риски и будут неустанно делиться своим опытом в сообществах, что администрация научится делать расписание гибким, что образовательная среда преобразуется. Дело ведь не в смартфоне или macbook. Дело в мастерстве учителя и педагогической грамотности. Обучение может быть эффективным и в простом классе, где дети сидят за партой, где обычная доска с мелом и тряпкой, в руках детей обычные ручки, карандаши и тетради. Главное - понимать разнообразные познавательные потребности и способности учащихся, икать новые методы и формы для передачи знаний в связи с современными требованиями. А очередной гаджет - это всего лишь гаджет, про который через день забудут, так как изобрели новый. Независимо от условий учитель должен нести персональную ответственность за обучение детей. Пожалуй, при персонализированном обучении в большей мере важны дифференцированный подход в обучении и обратная связь между учителем и учениками. Персонализированное обучение и дифференцированный подход в обучении не исключают, а, наоборот, включают коучинг, целеполагание, обратную связь в ходе обучения, обучение в малых группах и другие формы, которые позволяют вовлечь учащихся в совместный образовательный процесс и эффективно управлять их собственным обучением. 14. Управление классом. Учитель, управляя качеством образовательного процесса, формулируя собственные цели в терминах управленческой деятельности, должен структурировать свои цели в соответствии с требованиями к результатам, направленным: - на реализацию личностных образовательных целей: помочь осознать, оценить значение получаемых знаний; - развитие универсальных учебных действий: обеспечить формирование навыка, алгоритма отбора и обобщения информации и др.; - обобщение знаний предыдущих уроков. 15. Коллективное образование. Умение организовать коллективное обучение в классе становится необходимой компетентностью каждого учителя. Под организацией коллективного обучения подразумеваем четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Особенно важным становится коллективное обучение в условиях наличия в классе детей с разными способностями, возможностями, особенностями. В таких условиях учитель становится в большей степени наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов. 16. Профессионализм учителя. Ни у кого не вызывает сомнений непосредственная связь между качественным образованием и перспективами развития российского общества. Деятельность учителя должна отвечать задачам построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. В связи с этим, неизбежно возникает проблема соответствия учителя современным требованиям системы образования. Во время глобальной информатизации и свободы слова, СМИ и Интернет сделали все, чтобы очернить образ современного педагога. Ведь на рынке информации вряд ли будет востребована запись идеального открытого урока или мероприятия, зато негативная информация всегда находит применение и соответствующий резонанс. 17. Новый профессиональный стандарт. Современное общество нуждается в «новом учителе», на высоком уровне владеющем принципиально новыми компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения. Вместе с тем учитель должен быть духовно богатым человеком, которому удается среди всех повседневных забот (как то: написание планов, создание проектов, множества отчетов, уборка территорий, дежурства и т.п.) оставаться педагогом, матерью и хранительницей домашнего очага, учить и формировать человека. Остается только мечтать, что в скором будущем правительство поднимет авторитет и престиж профессии учителя и на смену придут учителя XXI века. 18. Технологии интегрированного обучения. Понятие «интеграция» может иметь два значения: - создание целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); - нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция - средство обучения). В условиях развития современной науки, учителю необходимо самому представлять и наглядно демонстрировать не только способы решения возникающих проблем с позиции знаний одной определенной науки, но показывать, как эти решения могут повлиять на другие научные области, обосновать необходимость такого решения, продемонстрировать влияние принятого решения на дальнейшие направления развития науки и смежных научных областей. 19. Управление учащимися. Осуществлять личностно ориентированный подход к каждому ребенку в обучении, наблюдать за его развитием, отслеживать динамику результатов учебного процесса. Организовать такую информационно-образовательную среду, позволяющую оценить не только работу учителя и ученика, но и целенаправленно планировать индивидуальную деятельность. Управление временем - возможность создания гибкой, многоуровневой и разветвленной структуры управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Построение индивидуальной траектории развития школьников и управление учебно-познавательной деятельностью на уроках. Управление приоритетами - умение организовать свой день в соответствии с наиболее важными задачами. Управление контентом. Современному учителю необходимо самостоятельно выбирать системы организации обучения, ориентироваться в вопросах управления цифровыми правами, а также лицензионных договорах и соглашениях на использование объектом интеллектеальной собственности (программ и баз данных, представленных как на носителях, так и распространяемых в сети Интернет), разбираться в законодательстве об авторском праве и др. Управление технологиями. В условиях их колоссального многообразия основная задача заключается в том, чтобы учитель мог реально оценить, в каких условиях каждая из технологий будет оптимальной и успешной. Заключение. Любое изменение (новшество) в образовании, любая новая образовательная методика или технология должны последовательно пройти несколько стадий, в числе которых: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка.

Olga Yurievna Zaslavskaya

Moscow city pedagogical university

Author for correspondence.
Email: zaslavskaya@mgpu.ru
29, Sheremetyevskaya str., Moscow, 127521, Russian Federation

doctor of pedagogical sciences, full professor, professor of the department of informatization of education of the Moscow city pedagogical University

  • Ataeva T.A. Metodika ehlektronnogo obucheniya [Methods of e-learning]. Ehlektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii [E-learning in continuing education]. 2015. No. 1 (2). Pp. 15—19.
  • Gnilitskaya E.V. Globalizaciya: teoreticheskie podhody k opredeleniyu sushchnosti i harakter vliyaniya na nacional’noe hozyajstvo [Globalization: theoretical approaches to the definition of the nature and nature of the impact on the national economy]. Filosofiya hozyajstva [Philosophy of economy]. 2008. No. 1 (55). Pp. 166—190.
  • Zaslavskaya O.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy konsaltingovoj deyatel’nosti shkol’noj metodicheskoj sluzhby [Organizational and pedagogical bases of consulting activity of school methodical service]: dis. … kand. ped. nauk. M., 2002. 179 p.
  • Zaslavskaya O.Yu. Sovershenstvovanie professional’noj i upravlencheskoj kompetentnosti prepodavatelya v svyazi s vnedreniem informacionnyh tekhnologij [Improvement of professional and managerial competence of the teacher in connection with the introduction of information technologies]. Nauka i shkola [Nauka i shkola]. 2006. No. 3. Pp. 52—54.
  • Zaslavskaya O.Yu. Informatizaciya obrazovaniya: novoe ponimanie mesta i roli uchitelya v uchebnom processe [Informatization of education: a new understanding of the role and place of teachers in educational process]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2007. No. 9. Pp. 81—82.
  • Zaslavskaya O.Yu., Gubina E.V. O podgotovke magistrantov k rabote s problemnymi det’mi v ramkah realizacii modulya «Individualizaciya i differenciaciya uchebno-vospitatel’noj raboty s uchashchimisya raznyh kategorij» [About preparation of undergraduates for work with problem children within implementation of the module «Individualization and differentiation of educational work with pupils of different categories»]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2015. No. 2 (32). Pp. 76—79.
  • Luchkina T.V., Gracheva E.Yu. Rol’ internatury v professional’nom stanovlenii nachinayushchego uchitelya v Germanii [The role of internship in professional development of novice teachers in Germany]. Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences]. 2010. No. 9. Pp. 281—290.
  • Maslova T.V. Metodicheskie priemy i primery ispol’zovaniya oblachnyh tekhnologij v deyatel’nosti uchitelya-predmetnika [Methodological techniques and examples of the use of cloud technologies in the activity of subject teachers]. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education]: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Izdatel’skij centr «Nauka», 2014. Pp. 283—287.
  • Mubarakov A.M., Mel’yanova A.S. Didakticheskie vozmozhnosti oblachnyh tekhnologij [Didactic potential of cloud computing]. Perspektivy razvitiya informacionnyh tekhnologij [Prospects of development of information technologies]. 2016. No. 28. Pp. 110—114.
  • Nazarova T.S., Tihomirova K.M., Kudina I.Yu., Zaslavskaya O.Yu. i dr. Instrumental’naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: a promising remedy, the environment, technology training]. M.; SPb.: Nestor — Istoriya, 2012. 436 p.
  • Monahova G.A., Monahov N.V. Instrumental’noe soprovozhdenie ehlektronnogo obucheniya [Instrumental support of e-learning]. Distancionnoe i virtual’noe obuchenie [Distance and virtual learning]. 2016. No. 3 (105). Pp. 10—17.
  • Permyakov A.F., Hrapal’ L.R. Idei unikal’nogo nauchnogo proekta «androidnaya pedagogika» v usloviyah razvitiya robototekhnicheskogo napravleniya v nauchnoj i obrazovatel’noj sistemah Rossii [Ideas unique research project “humanoid pedagogy” in terms of robotic development trends in scientific and educational systems of Russia]. Vysshee obrazovanie segodnya [Vysshee obrazovanie segodnya]. 2016. No. 10. Pp. 10—16.
  • Cygankova A.A., Selivanova L.N. Sovremennye trebovaniya k sposobnostyam i masterstvu uchitelya [Modern requirements to teacher’s abilities and skills]. Molodezh’ i nauka: aktual’nye problemy pedagogiki i psihologii [Youth and science: actual problems of pedagogy and psychology]. 2016. No. 1. Pp. 192—196.
  • Chernyavskaya O.S. Vklyuchennost’ gorozhan v social’noe prostranstvo sovremennogo goroda (na primere Nizhnego Novgoroda) [Citizens ‘ Involvement in the social space of the modern city (on the example of Nizhny Novgorod)]: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk. Nizhnij Novgorod, 2013. 24 p.
  • Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas [Components of teacher’s management competition: knowledge and skills, activity, functional areas]. American Journal of Pedagogy and Education [American Journal of Pedagogy and Education]. 2013. No. 1. Pp. 013—015.

Views

Abstract - 47

PDF (Russian) - 7

PlumX


Copyright (c) 2018 Zaslavskaya O.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.