ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
- Авторы: Заславская О.Ю.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2018)
- Страницы: 271-281
- Раздел: ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/19819
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-3-271-281
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29 Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы глобализации, которые могут оказать существенное влияние на совершенствование современной систе6мы образования, особенно в условиях активного внедрения цифровой экономики. Актуальной проблемой современного развития общества являются процессы быстрого устаревания знаний, возрастающее значение образования. Целью стало обоснование необходимости применения новых педагогических технологий, основанных на учете глобальных тенденций, происходящих в современном мире. Методология. Взгляды на то, как должно выглядеть образование и как должно осуществляться, зависят от целей и опыта, образование реализуется в различных формах в зависимости от того, как смотрят на его ценностные смыслы. Результаты. По различным исследованиям можно выделить несколько глобальных тенденций, которые влияют на развитие системы обучения в целом и управленческое образование в частности. Таким образом, перед современным учителем стоит задача не просто подготовить образованную личность, а личность, обладающую нравственными устоями, компетентную, способную: к предпринимательству, самостоятельно принимать решения в реализации профессиональных задач, прогнозировать последствия их решения, к всестороннему сотрудничеству. Современная система образования в условиях цифровой экономики должна обладать мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способствовать формированию чувства ответственности. Заключение. Применение новых информационно-телекоммуникационных технологий приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему, повышения эффективности управления и самоуправления. В данных условиях средствам информационных и телекоммуникационных технологий предоставляется уникальная возможность наиболее полно способствовать глобальному информационному обмену, формированию и выбору будущих рабочих мест и работы, учитывать неопределенность в прогнозах, иметь ответственное лидерство и, наконец, уметь работать в ситуациях творчества, инноваций и предпринимательства. В статье тезисно рассмотрены изменения, происходящие в системе образования, влияющие на формирование управленческих задач современного учителя.
Полный текст
Постановка проблемы. Когда-то было время, когда еда, укрытие и одежда составляли основные потребности человека. Однако с развитием индустриальной эпохи, еще одним важным фактором, который был добавлен в список основных потребностей, стало образование. В настоящее время образование признается одной из важнейшей отрасли промышленности по всему миру. Появляются новые тенденции в области образования, которые очень активно влияют на изменение традиционной системы образования, появляются альтернативные карьеры, которые ранее не считались важными или популярными. В эпоху четвертой промышленной революции, основанной на телекоммуникационных и облачных технологиях, формы средства и методы обучения претерпевают радикальную трансформацию: иерархия сверху вниз заменяется сетевым взаимодействием; вместо конкуренции и соперничества за подготовку профессионалов, возникают новые интегрированные специальности. Учителю приходится постоянно сталкиваться с решением управленческих задач. Он уже не просто учит, а создает условия для мотивации, определения, и развития у своих учеников. В таких условиях управленческая подготовка учителя становится необходимым фактором, прежде всего, его собственной эффективности. Все это очень четко обозначено в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на всех уровнях. Современному учителю в условиях цифровой экономики, необходимо обладать такими качествами, которые помогут ему быть успешным в любых нестандартных ситуациях. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю, владеющему управленческой составляющей собственной компетентности на высоком уровне. Широко известно, что глобализация - современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации - консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий. Если посмотреть на существующие исследования в области влияния процессов глобализации на трансформацию системы образования, то можно отметить, что возрастает значимость человеческого ресурса, цифровая экономика требует изменения педагогических способов передачи знаний, предметно-организованное знание становится невостребованным в условиях цифровой экономики. Выводы по различным исследованиям можно объединить в десять глобальных тенденций, которые повлияют на развитие системы обучения в целом и управленческое образование в частности Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему, повышения эффективности управления и самоуправления. В данных условиях средствам информационных и телекоммуникационных технологий предоставляется уникальная возможность наиболее полно способствовать глобальному информационному обмену, формированию и выбору будущих рабочих мест и работы, учитывать неопределенность в прогнозах, иметь ответственное лидерство и, наконец, уметь работать в ситуациях творчества, инноваций и предпринимательства. Творчество, социальный интеллект, адаптивное и вычислительное мышление, межкультурное и виртуальное сотрудничество, а также трансдисциплинарность - важнейшие возможности для будущей рабочей силы. Таким образом, перед современным учителем стоит задача не просто подготовить образованную личность, а личность, обладающую нравственными устоями, способную к предпринимательству, компетентную, самостоятельно принимать решения в реализации профессиональных задач, прогнозировать последствия их решения, всестороннему сотрудничеству. Методы исследования. Анализ глобальных мировых тенденций в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в организации и осуществлении образовательного процесса, изменений, происходящих в системе образования, и влияющих на формирование управленческих задач современного учителя. Результаты и обсуждение. Взгляды на то, как должно выглядеть образование и как должно осуществляться, зависят от целей и опыта, образование реализуется в различных формах в зависимости от того, как смотреть на его ценностные смыслы (см., например, работы [1-15]). 1. Разнообразие разнообразия. Многие исследователи говорят о том, что образование в виде рассказа, лекции, повторения услышанного, очного консультирования и др., должно измениться, потому что это устаревшая среда, в которой большинство учеников действительно не учатся, чему они должны или хотят учиться. Идеальный вариант, когда ученики самостоятельно получали бы необходимые для решения знания, трансформировали бы их в необходимые приемы и способы деятельности, а затем с помощью педагогов, полученные знания, умения и навыки, трансформировались в новые виды деятельности и умения выполнять определенные профессиональные функции, те самые компетенции. Такая ситуация чрезвычайно востребована здесь и сейчас. 2. Обучение технологиям. Информационные технологии, рекламные технологии, маркетинговые технологии, избирательные технологии, технологии управления, обучающие технологии, интерактивные технологии, производственные технологии и др. Работа в них способствует подготовке такого человека, который способен к принятию инноваций, жить в реалиях XXI века, адаптироваться и чувствовать себя стабильно в быстроменяющихся условиях. 3. Социальный статус. Еще одно направление изменения образования - это когда общество ставит важность образования как социальную выгоду, студенты и люди в этом сообществе будут стремиться к достижению этого, чтобы повысить свой статус в сообществе. Учитывая сказанное, очевидно, что управленческая задача учителя будет заключаться в следующем: как организовать такой процесс обучения, который не устареет к тому моменту, когда ученики начнут применять полученные знания. Как научить учителей, как учить и как учиться самому, как выбрать необходимую информации, в условиях ее быстрого устаревания. Учителям необходимо стать передовыми мыслителями, с одной стороны, и учениками, с другой стороны, а также защитниками детей, активистами, политиками и обладать мотивационными качествами. 4. Социальные сети. Можно утверждать, что социальные сети на сегодняшний день - это больше, чем следует из их названия, так как эти сети не только инструменты для социального взаимодействия между людьми, но и создают условия открытости и свободы осмысления социальных событий. Социальные сети сегодня представляют собой виртуальное пространство, в котором активно развивается, реализуется и взаимодействует с другими пользователями современный человек. Такое пространство предлагает людям удобные инструменты, не только для общения, но и для выражения своей личной позиции в социальных сетях. Большое количество и разнообразие городских сообществ, способных оказать влияние на формирование нового взгляда на социально-образовательные потребности, с учетом собственных интересов; достаточное количество и разнообразие образовательных площадок, активизирующих социальные потребности в среде территориальных сообществ. Однако как и любое техническое средство, социальные сети используются в различных целях. Их наполнение - индикатор развития общества, производства и распространения новостей, а также для формирования общественного мнения. 5. Электронное обучение MOOC & eLearning. В отличие от классической системы образования, где обучающиеся ограничены стенами аудитории, т. е, кто выбрал дистанционную форму обучения, имеют возможность общаться с людьми по всему миру. Электронное образование - это неизбежное направление развития методов обучения в условиях развития новых технологий представления информации и методов обмена информацией. 6. Мобильное образование. Человечество движется и развивается как глобальное общество, так что, куда бы человек ни пошел, он несет с собой цифровые гаджеты. Таким образом, образование, по крайней мере, в самых сознательных аспектах, говорит, что оно тоже будет там. Если мы возьмем наши ноутбуки по всему миру, образование будет идти с нами по мобильным образовательным теориям. Чтобы стать хоть отдаленно полезной, рассмотренные изменения, должны трансформироваться в управленческие технологии учителя. Учителя, способные на практике решить такие управленческие задачи, станут способными поддерживать адаптивную и гибкую среду обучения. 7. Медийное образование. Преподаватели считают, что использование аудио или видео материалов для изучения уроков и обучения концепциям помогает учащимся учиться и сохранять больше знаний. Школьники и студенты любят движение, телевидение и фильм, поэтому использование этих фрагментов информации трансформирует смысл обучения. 8. Геймификация. Концепция геймификации в основном означает внедрение игрового процесса в среду, где игры обычно неприемлемы: образование. В 2004 году слово «геймификация» было придумано английским программистом Ником Пеллином. Добавление игр в образование означает достаточно просто, чтобы пользователь выполнил определенные задачи для получения вознаграждений, как в видеоигре. 9. Визуализация. Колоссально возросшие объемы и количество передаваемой информации, вызывают новые технологии визуализации информации, а также способы ее передачи. Формирование новой визуальной культуры не может не оказывать мощного влияния на сферу образования. По мнению А.А. Вербицкого, процесс визуализации - это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». 10. Облачные технологии. Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее. Таким образом, под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. 11. Перевернутое обучение. Можно рассматривать непосредственно как «перевернутый класс». Это означает изменение учебной среды когда на уроке инвертируются традиционные методы преподавания. Теоретический материал изучается вне класса - дома, а решение задач и отработка полученных теоретических знаний происходит непосредственно на уроке. Переход к модели перевернутого обучения является переходом от главенства учителя к главенству ученика, выявляет существенные ресурсы повышения важности роли учителя в обучении. 12. Смешанное обучение. Что такое смешанное обучение? И какая доля образовательного процесса должна происходить в цифровом виде, чтобы обучение было «смешанным»? Но достаточно ли перевести часть школьной программы в онлайнрежим, чтобы система работала эффективно? 13. Персонализированное образование. Персонализированное обучение все больше набирает популярность, особенно с развитием информационных технологий и современных образовательных ресурсов для обучения. Да, сеть Интернет предоставляет каждому ребенку получить персонализированный опыт обучения, ребенок имеет возможность учиться везде и всюду, учитель выходит за рамки урока. Но способность учиться у ребенка зависит от того, что он уже знает. Персонализированный подход предполагает ответственность за приобретение новых знаний самим ребёнком. Но много ли таких учащихся, которые способны к самоорганизации, саморегуляции? Что выберет ребенок - участие в интеллектуальной деятельности, организованной на базе социальной сети, или, если есть возможность, более приятное времяпрепровождение в тех же социальных сетях. Персонализированное обучение рассчитывает на активную позицию учащихся, что учителя научатся оценивать риски и будут неустанно делиться своим опытом в сообществах, что администрация научится делать расписание гибким, что образовательная среда преобразуется. Дело ведь не в смартфоне или macbook. Дело в мастерстве учителя и педагогической грамотности. Обучение может быть эффективным и в простом классе, где дети сидят за партой, где обычная доска с мелом и тряпкой, в руках детей обычные ручки, карандаши и тетради. Главное - понимать разнообразные познавательные потребности и способности учащихся, икать новые методы и формы для передачи знаний в связи с современными требованиями. А очередной гаджет - это всего лишь гаджет, про который через день забудут, так как изобрели новый. Независимо от условий учитель должен нести персональную ответственность за обучение детей. Пожалуй, при персонализированном обучении в большей мере важны дифференцированный подход в обучении и обратная связь между учителем и учениками. Персонализированное обучение и дифференцированный подход в обучении не исключают, а, наоборот, включают коучинг, целеполагание, обратную связь в ходе обучения, обучение в малых группах и другие формы, которые позволяют вовлечь учащихся в совместный образовательный процесс и эффективно управлять их собственным обучением. 14. Управление классом. Учитель, управляя качеством образовательного процесса, формулируя собственные цели в терминах управленческой деятельности, должен структурировать свои цели в соответствии с требованиями к результатам, направленным: - на реализацию личностных образовательных целей: помочь осознать, оценить значение получаемых знаний; - развитие универсальных учебных действий: обеспечить формирование навыка, алгоритма отбора и обобщения информации и др.; - обобщение знаний предыдущих уроков. 15. Коллективное образование. Умение организовать коллективное обучение в классе становится необходимой компетентностью каждого учителя. Под организацией коллективного обучения подразумеваем четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Особенно важным становится коллективное обучение в условиях наличия в классе детей с разными способностями, возможностями, особенностями. В таких условиях учитель становится в большей степени наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов. 16. Профессионализм учителя. Ни у кого не вызывает сомнений непосредственная связь между качественным образованием и перспективами развития российского общества. Деятельность учителя должна отвечать задачам построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. В связи с этим, неизбежно возникает проблема соответствия учителя современным требованиям системы образования. Во время глобальной информатизации и свободы слова, СМИ и Интернет сделали все, чтобы очернить образ современного педагога. Ведь на рынке информации вряд ли будет востребована запись идеального открытого урока или мероприятия, зато негативная информация всегда находит применение и соответствующий резонанс. 17. Новый профессиональный стандарт. Современное общество нуждается в «новом учителе», на высоком уровне владеющем принципиально новыми компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения. Вместе с тем учитель должен быть духовно богатым человеком, которому удается среди всех повседневных забот (как то: написание планов, создание проектов, множества отчетов, уборка территорий, дежурства и т.п.) оставаться педагогом, матерью и хранительницей домашнего очага, учить и формировать человека. Остается только мечтать, что в скором будущем правительство поднимет авторитет и престиж профессии учителя и на смену придут учителя XXI века. 18. Технологии интегрированного обучения. Понятие «интеграция» может иметь два значения: - создание целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); - нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция - средство обучения). В условиях развития современной науки, учителю необходимо самому представлять и наглядно демонстрировать не только способы решения возникающих проблем с позиции знаний одной определенной науки, но показывать, как эти решения могут повлиять на другие научные области, обосновать необходимость такого решения, продемонстрировать влияние принятого решения на дальнейшие направления развития науки и смежных научных областей. 19. Управление учащимися. Осуществлять личностно ориентированный подход к каждому ребенку в обучении, наблюдать за его развитием, отслеживать динамику результатов учебного процесса. Организовать такую информационно-образовательную среду, позволяющую оценить не только работу учителя и ученика, но и целенаправленно планировать индивидуальную деятельность. Управление временем - возможность создания гибкой, многоуровневой и разветвленной структуры управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Построение индивидуальной траектории развития школьников и управление учебно-познавательной деятельностью на уроках. Управление приоритетами - умение организовать свой день в соответствии с наиболее важными задачами. Управление контентом. Современному учителю необходимо самостоятельно выбирать системы организации обучения, ориентироваться в вопросах управления цифровыми правами, а также лицензионных договорах и соглашениях на использование объектом интеллектеальной собственности (программ и баз данных, представленных как на носителях, так и распространяемых в сети Интернет), разбираться в законодательстве об авторском праве и др. Управление технологиями. В условиях их колоссального многообразия основная задача заключается в том, чтобы учитель мог реально оценить, в каких условиях каждая из технологий будет оптимальной и успешной. Заключение. Любое изменение (новшество) в образовании, любая новая образовательная методика или технология должны последовательно пройти несколько стадий, в числе которых: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка.
Об авторах
Ольга Юрьевна Заславская
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaslavskaya@mgpu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Атаева Т.А. Методика электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1 (2). С. 15-19.
- Гнилитская Е.В. Глобализация: теоретические подходы к определению сущности и характер влияния на национальное хозяйство // Философия хозяйства. 2008. № 1 (55). С. 166-190.
- Заславская О.Ю. Организационно-педагогические основы консалтинговой деятельности школьной методической службы: дис. …канд. пед. наук. М., 2002. 179 с.
- Заславская О.Ю. Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий // Наука и школа. 2006. № 3. С. 52-54.
- Заславская О.Ю. Информатизация образования: новое понимание места и роли учителя в учебном процессе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2007. № 9. С. 81-82.
- Заславская О.Ю., Губина Е.В. О подготовке магистрантов к работе с проблемными детьми в рамках реализации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2015. № 2 (32). С. 76-79.
- Лучкина Т.В., Грачева Е.Ю. Роль интернатуры в профессиональном становлении начинающего учителя в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 281-290.
- Маслова Т.В. Методические приемы и примеры использования облачных технологий в деятельности учителя-предметника // Информационные технологии в образовании: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Издательский центр «Наука». 2014. С. 283-287.
- Мубараков А.М., Мельянова А.С. Дидактические возможности облачных технологий // Перспективы развития информационных технологий. 2016. № 28. С. 110-114
- Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Заславская О.Ю. и др. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения. М.; СПб.: Нестор- История, 2012. 436 с.
- Монахова Г.А., Монахов Н.В. Инструментальное сопровождение электронного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 3 (105). С. 10-17.
- Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Идеи уникального научного проекта «андроидная педагогика» в условиях развития робототехнического направления в научной и образовательной системах России // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 10-16.
- Цыганкова А.А., Селиванова Л.Н. Современные требования к способностям и мастерству учителя // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 192-196.
- Чернявская О.С. Включенность горожан в социальное пространство современного города (на примере Нижнего Новгорода): автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2013. 24 с.
- Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas // American Journal of Pedagogy and Education. 2013. No. 1. Pp. 013- 015.