POSSIBILITIES OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR IMPROVEMENT OF QUALITY AND AVAILABILITY OF TRAINING

Cover Page

Abstract


The need for educational services for the remote regions need of training at home of disabled-children and children with limited opportunities of health have led a possibility of use of high technologies and computer systems to emergence of distance learning in Russia. Possibility of remote technology of training still are not applied in full because of a number of the objective reasons. The technique of use opportunities of remote technology of training in a number of questions isn’t developed in full. Many educational organizations the technical capabilities having all don’t use in full rich opportunities of such form of education as distance learning owing to methodical unpreparedness. The remote technology of training has gained the main development as form of education of disabled children at home today. There are separate courses of enthusiasts which enjoy wide popularity on the Internet owing to demined of such courses in modern society. Thus in distance learning there were contradictions between great opportunities which are given by modern means ICT and an insufficient methodical readiness of this direction. In article efficiency and a demand of technology of distance learning is proved.


Процесс, информатизация общества, влечет за собой изменения не только в научно-технической составляющей нашей жизни, но и интеллектуализации всех видов человеческой деятельности и создание качественно новой информационной среды социума, что обеспечивает развитие творческого потенциала индивида (см., например, работы [1; 2; 4; 6]). Доминирующим видом деятельности является работа с информацией. Информационные технологии все шире и глубже внедряются в образование. Особое место занимают Интернет-технологии, предоставляющие широчайшие возможности в преподавании и изучении самых различных дисциплин. При этом требуются не только новые программно-технические средства, но и новые методики обучения, новые принципы подачи учебного материала, чтобы достичь оптимального сочетания технических возможностей с методами презентации самого материала. Все эти задачи можно решить более эффективно, если использовать технологии дистанционного обучения, которые реализуются через глобальную сеть Интернет, предоставляющую большие возможности для решения образовательных задач. Она позволяет реализовать различные модели обучения. Интернет предоставляет несколько типов сервисов, на базе которых имеется возможность установки системы поддержки обучения. В соответствии с порядком применения электронного обучения и и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года № 2, образовательные организации реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Допускается отсутствие аудиторных занятий. Таким образом, создана нормативная база, позволяющая реализовать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий. Е.С. Полат [3] рассматривает технологии дистанционного обучения как синтетическую, интегративную, гуманистическую форму обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к расположению преподавателя и обучающихся в пространстве и времени, а также к определенному образовательному учреждению. Как показывает анализ литературы и практика использования технологии дистанционного обучения повышение эффективности обучения достигается за счет применения совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. Очень большое значение имеет Интернет-обучение для организации самостоятельного обучения студентов. Среда Интернет-обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Сегодня каждый вуз предлагает свои дистанционные услуги, которые соединяются с глобальными информационными системами, сложились все условия для массового внедрения Интернет-технологий для проектирования учебной деятельности учащихся по различным учебным дисциплинам. К проблемам внедрения дистанционных образовательных технологий относятся и создание научно обоснованного содержания и методики использования дистанционных технологий для проектирования учебной деятельности и выявления наиболее эффективных дистанционных технологий для проектирования учебной деятельности по каждой из дисциплин и др. Одна из приоритетных задач профессионального образования - научить студентов самостоятельно и осмысленно использовать Интернет-технологии для проектирования учебной деятельности. Проблемы использования Интернеттехнологий для проектирования учебной деятельности не исследованы полностью, в том числе проектирования учебной деятельности учащихся по информатике. Решение этих и других проблем требует компетентного использования дистанционных образовательных технологий. Анализ практической реализации проектирования учебной деятельности в различных образовательных системах подтверждает, что дидактические, методические возможности дистанционных образовательных технологий в этом плане также используются не в полном объеме. Проблемы проектирования учебной деятельности учащихся по информатике с использованием дистанционных образовательных технологий исследуются учеными и экспертами-педагогами высшей школы, психологами, специалистами сетевых технологий, педагогических технологий и специалистами в области методики обучения различных дисциплинам и др. Одной из наиболее острых проблем в решения этих задач - проблема готовности учителя использовать Интернет-технологии в учебном процессе. При этом, сегодня фактически отсутствует причина отсутствия доступа к сети Интернет. В качестве основных шагов повышения эффективности использования Интернет-ресурсов, можно предложить решение расширить практику подготовки учителей-предметников в области компьютерных технологий непосредственно в школе, с одной стороны, и разработать специальную разноуровневую программу подготовки учителей к использованию ЭОР в учебном процессе, с другой стороны. Удовлетворение потребности населения в такой образовательной услуге нашло отклик в системе образования. Сегодня практически невозможно назвать высшего учебного заведения, в котором бы не готовили специалистов экономического профиля. Вследствие востребованности специалистов данного направления на рынке труда, вузы стали оказывать эту услугу платно, тем самым решая проблему финансирования своих организаций. Вследствие этого на рынке труда и рынке образовательных услуг стала намечаться тенденция переподготовки специалистов экономического и юридического профиля. В тоже время, большинство объявлений о трудоустройстве иллюстрируют потребность в специалистах этого профиля, но имеющих опыт работы. Все это стало базой для широкого распространения дистанционного образования, позволяющего получить знания без отрыва от производства и в вузах, хорошо зарекомендовавших себя в качестве ведущих учебных заведений в регионе по подготовке кадров высшей квалификации. Согласованность работы всех компонентов среды Интернет-обучения обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих различные аспек- Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 3. С. 365-370 368 РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ты работы. Высшая школа при подготовке будущих специалистов по различным специальностям в системе дистанционного образования сталкивается с рядом проблем. Эти проблемы обусловлены необходимостью реализации тех принципов, которые закладываются в основание функционирования Интернет-обучения, такие как: децентрализация, демократизация, глобализация, регионализация, интеграция, непрерывность. Есть и финансовая сторона проблемы внедрения дистанционного обучения, которая незаслуженно сформировала убеждение, что дистанционное обучение дешевле чем традиционное. Обучающийся несет затраты на оплату услуги, на выезд для непосредственного кратковременного контакта с преподавателями в момент итоговой аттестации, оснащение своего рабочего места компьютерной техникой, обеспечение доступа к образовательному ресурсу. Дистанционные образовательные технологии позволяют решить целый ряд задач по обеспечению доступности образования. Это и организация обучения учащихся малокомплектных сельских школ, и организация профильного обучения учеников общеобразовательных школ, и обучение без отрыва от работы, в том числе дополнительное профессиональное образование. Но одно из самых востребованных и перспективных направления использования дистанционных образовательных технологий остается использование дистанционных образовательных технологий для обеспечения доступности и качества образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, доля направлений подготовки (специальностей), по которым к 2020 году будет обеспечена реализация образовательных программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве направлений подготовки (специальностей) должно составить 50%.

R A Bostanov

Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev

Author for correspondence.
Email: bost-rasul@yandex.ru
Lenin str., 29, Karachayevsk, Karachay-Cherkess Republic, Russia, 369202

Bostanov Ramazan Aliyevich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, dean of physical and mathematical faculty of the Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev.

H A Gerbekov

Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev

Email: hamit_gerbekov@mail.ru
Lenin str., 29, Karachayevsk, Karachay-Cherkess Republic, Russia, 369202

Gerbekov Hamid Abdulovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of algebra and geometry of the Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev.

I T Halkecheva

Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev

Email: ihalkecheva@mail.ru
Lenin str., 29, Karachayevsk, Karachay-Cherkess Republic, Russia, 369202

Halkecheva Indira Takhirovna, senior teacher of department of algebra and geometry of the Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev.

  • Kurbanov T.K., Alieva U.G., Abdulhalimova M.A., Surhaev M.A. Model’ organizacii informacionnoj sistemy, reshenija zadach upravlenija v vuze [Model of the organization of an information system, the solution of tasks of management in higher education institution]. Nauka i Mir [Science and World]. 2015. T. 2. No. 12 (28). Pp. 92—94.
  • Nikiforov O.A., Gluhih V.R., Levkin G.G. Tendencii primenenija oblachnyh tehnologij v obrazovatel’nom processe [Tendencies of application of a cloud computing in educational process]. Innovacionnaja jekonomika i obshhestvo [Innovative economy and society]. 2015. No. 1 (7). Pp 80—86.
  • Polat E.S. Teorija i praktika distancionnogo obuchenija [Theory and practice of distance learning]. M.: Akademija, 2004. 416 p.
  • Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Modernizacija sistemy podgotovki budushhih uchitelej v uslovijah informacionno-obrazovatel’noj sredy [Modernization of system of training of future teachers in the conditions of the information and education environment]. Nauka i Mir [Science and World]. 2016. T. 3. No. 2. Pp. 96—97.
  • Hutorskoj A.V. Distancionnoe obuchenie i ego tehnologii [Distance learning and its technologies]. M.: Akademija. 2004. 416 p.

Views

Abstract - 228

PDF (Russian) - 136

PlumX


Copyright (c) 2017 Bostanov R.A., Gerbekov H.A., Halkecheva I.T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.