ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Потребность в образовательных услугах в отдаленных регионах, необходимость обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность применения высоких технологий и компьютерных систем привели к возникновению дистанционного обучения в России. Возможности дистанционной технологии обучения до сих пор не применяются в полном объеме из-за ряда объективных причин. Методика использования возможностей дистанционной технологии обучения в целом ряде вопросов не разработана в полном объеме. Многие образовательные организации, обладающими всеми техническими возможностями не используют в полном объеме богатые возможности такой формы обучения как дистанционное обучение в силу методической неподготовленности. Основное свое развитие дистанционная технология обучения получила на сегодняшний день как форма обучения детей-инвалидов на дому. Имеются отдельные курсы энтузиастов, которые пользуются большой популярностью в Интернете в силу востребованности таких курсов в современном обществе. Таким образом, в дистанционном обучении сложились противоречия между колоссальными возможностями, которые предоставляются современными средствами ИКТ и недостаточная методическая разработанность данного направления. В статье обоснована эффективность и востребованность технологии дистанционного обучения.

Полный текст

Процесс, информатизация общества, влечет за собой изменения не только в научно-технической составляющей нашей жизни, но и интеллектуализации всех видов человеческой деятельности и создание качественно новой информационной среды социума, что обеспечивает развитие творческого потенциала индивида (см., например, работы [1; 2; 4; 6]). Доминирующим видом деятельности является работа с информацией. Информационные технологии все шире и глубже внедряются в образование. Особое место занимают Интернет-технологии, предоставляющие широчайшие возможности в преподавании и изучении самых различных дисциплин. При этом требуются не только новые программно-технические средства, но и новые методики обучения, новые принципы подачи учебного материала, чтобы достичь оптимального сочетания технических возможностей с методами презентации самого материала. Все эти задачи можно решить более эффективно, если использовать технологии дистанционного обучения, которые реализуются через глобальную сеть Интернет, предоставляющую большие возможности для решения образовательных задач. Она позволяет реализовать различные модели обучения. Интернет предоставляет несколько типов сервисов, на базе которых имеется возможность установки системы поддержки обучения. В соответствии с порядком применения электронного обучения и и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года № 2, образовательные организации реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Допускается отсутствие аудиторных занятий. Таким образом, создана нормативная база, позволяющая реализовать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий. Е.С. Полат [3] рассматривает технологии дистанционного обучения как синтетическую, интегративную, гуманистическую форму обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к расположению преподавателя и обучающихся в пространстве и времени, а также к определенному образовательному учреждению. Как показывает анализ литературы и практика использования технологии дистанционного обучения повышение эффективности обучения достигается за счет применения совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. Очень большое значение имеет Интернет-обучение для организации самостоятельного обучения студентов. Среда Интернет-обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Сегодня каждый вуз предлагает свои дистанционные услуги, которые соединяются с глобальными информационными системами, сложились все условия для массового внедрения Интернет-технологий для проектирования учебной деятельности учащихся по различным учебным дисциплинам. К проблемам внедрения дистанционных образовательных технологий относятся и создание научно обоснованного содержания и методики использования дистанционных технологий для проектирования учебной деятельности и выявления наиболее эффективных дистанционных технологий для проектирования учебной деятельности по каждой из дисциплин и др. Одна из приоритетных задач профессионального образования - научить студентов самостоятельно и осмысленно использовать Интернет-технологии для проектирования учебной деятельности. Проблемы использования Интернеттехнологий для проектирования учебной деятельности не исследованы полностью, в том числе проектирования учебной деятельности учащихся по информатике. Решение этих и других проблем требует компетентного использования дистанционных образовательных технологий. Анализ практической реализации проектирования учебной деятельности в различных образовательных системах подтверждает, что дидактические, методические возможности дистанционных образовательных технологий в этом плане также используются не в полном объеме. Проблемы проектирования учебной деятельности учащихся по информатике с использованием дистанционных образовательных технологий исследуются учеными и экспертами-педагогами высшей школы, психологами, специалистами сетевых технологий, педагогических технологий и специалистами в области методики обучения различных дисциплинам и др. Одной из наиболее острых проблем в решения этих задач - проблема готовности учителя использовать Интернет-технологии в учебном процессе. При этом, сегодня фактически отсутствует причина отсутствия доступа к сети Интернет. В качестве основных шагов повышения эффективности использования Интернет-ресурсов, можно предложить решение расширить практику подготовки учителей-предметников в области компьютерных технологий непосредственно в школе, с одной стороны, и разработать специальную разноуровневую программу подготовки учителей к использованию ЭОР в учебном процессе, с другой стороны. Удовлетворение потребности населения в такой образовательной услуге нашло отклик в системе образования. Сегодня практически невозможно назвать высшего учебного заведения, в котором бы не готовили специалистов экономического профиля. Вследствие востребованности специалистов данного направления на рынке труда, вузы стали оказывать эту услугу платно, тем самым решая проблему финансирования своих организаций. Вследствие этого на рынке труда и рынке образовательных услуг стала намечаться тенденция переподготовки специалистов экономического и юридического профиля. В тоже время, большинство объявлений о трудоустройстве иллюстрируют потребность в специалистах этого профиля, но имеющих опыт работы. Все это стало базой для широкого распространения дистанционного образования, позволяющего получить знания без отрыва от производства и в вузах, хорошо зарекомендовавших себя в качестве ведущих учебных заведений в регионе по подготовке кадров высшей квалификации. Согласованность работы всех компонентов среды Интернет-обучения обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих различные аспек- Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 3. С. 365-370 368 РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ты работы. Высшая школа при подготовке будущих специалистов по различным специальностям в системе дистанционного образования сталкивается с рядом проблем. Эти проблемы обусловлены необходимостью реализации тех принципов, которые закладываются в основание функционирования Интернет-обучения, такие как: децентрализация, демократизация, глобализация, регионализация, интеграция, непрерывность. Есть и финансовая сторона проблемы внедрения дистанционного обучения, которая незаслуженно сформировала убеждение, что дистанционное обучение дешевле чем традиционное. Обучающийся несет затраты на оплату услуги, на выезд для непосредственного кратковременного контакта с преподавателями в момент итоговой аттестации, оснащение своего рабочего места компьютерной техникой, обеспечение доступа к образовательному ресурсу. Дистанционные образовательные технологии позволяют решить целый ряд задач по обеспечению доступности образования. Это и организация обучения учащихся малокомплектных сельских школ, и организация профильного обучения учеников общеобразовательных школ, и обучение без отрыва от работы, в том числе дополнительное профессиональное образование. Но одно из самых востребованных и перспективных направления использования дистанционных образовательных технологий остается использование дистанционных образовательных технологий для обеспечения доступности и качества образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, доля направлений подготовки (специальностей), по которым к 2020 году будет обеспечена реализация образовательных программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве направлений подготовки (специальностей) должно составить 50%.

×

Об авторах

Р А Бостанов

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Автор, ответственный за переписку.
Email: bost-rasul@yandex.ru

Бостанов Рамазан Алиевич, кандидат физико-математических наук, доцент, декан физико-математического факультета Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Х А Гербеков

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: hamit_gerbekov@mail.ru

Гербеков Хамид Абдулович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

И Т Халкечева

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: ihalkecheva@mail.ru

Халкечева Индира Тахировна, старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Список литературы

  1. Курбанов Т.К., Алиева У.Г., Абдулхалимова М.А., Сурхаев М.А. Модель организации информационной системы, решения задач управления в вузе // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 12 (28). С. 92-94.
  2. Никифоров О.А., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Тенденции применения облачных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80-86.
  3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 416 с.
  4. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 2. С. 96-97.
  5. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии. М.: Академия, 2004. 416 с.

© Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах