CONCEPTUAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE TRAINING OF BACHELORS IN HIGHER EDUCATION

Cover Page

Abstract


The article describes aspects of the implementation of information and educational environment in order to implement the priorities for the development and implementation of innovative distance learning technologies for the transition from a traditional institution in the model of the innovation Institute, which connects professional, cultural or scientific competence of bachelors. The essence of the problem ongoing research is the need to achieve efficiency new quality of education, i.e. the transition to a higher level of preparation of bachelors.In accordance with the requirements of Federal state educational standard of higher education in conditions of modernization of education, teacher’s professional work is increasingly associated with innovative research innovative research of the educational process.It was the introduction of electronic information-educational environment is one of the main directions for the preparation of future bachelors and forces to reconsider their views on the content of the educational system. Describes the experience of creation of information-educational environment of Pyatigorsk state linguistic University on the basis of Moodle. Thanks to the creation of information-educational environment in high schools, teachers, parents, and students aware of all the events of the learning process and in the world of science and, moreover, this system gives you the opportunity to maintain close communication with teachers and between students.


Суть проблемы проводимого исследования состоит в необходимости достижения эффективности нового качества образования, т.е. переход на новый более высокий уровень подготовки бакалавров. В связи формированием информационно-коммуникационных технологий и ростом спроса на образовательные услуги актуальным становится вопрос формирования и внедрения информационнообразовательной среды на базе современных телекоммуникационных технологий, открывающей широкие возможности для применения новейших инновационных педагогических методик [1]. Высшие образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность должны внедрить функционирование электронной информационно-образовательной среды в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и согласно требованиям ФГОС нового поколения. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в обстоятельствах модернизации образования, профессиональная деятельность педагога оказывается все более связанной с исследованием новаторских инновационных исследований, нормативных документов по содержанию, методам и организации образовательного процесса. Внедрение новой информационно-образовательной среды подразумевает исследование преподавателем креативных методов, способов преподавания, характерных для новой среды, а кроме того виды учебной деятельности обучающихся, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение новых образовательных результатов. Новейшие образовательные результаты никак не имеют все шансы быть эффективно и все полноценно сформированными в рамках прежней образовательной среды и классических способов обучения образовательного процесса. По этой причине одними из главных условий модернизации образования, считается использование в образовании средств информационных и коммуникационных технологий, формирования на их базе новой информационно-образовательной среды. Задачи развития информационно-образовательных сред были изучены по работам А.А. Андреева, Ю.С. Брановского, С.Г. Григорьева, С.Л. Лобачева, В.Б. Моисеева, М.И. Нежуриной, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина и др. Широкое распространение в области исследования информационно-образовательной среды в высшей школе служит основой развития систем дистанционного образования [2]. Внедрение электронной информационно-образовательной среды является одним из основных направлений для подготовки будущих бакалавров и заставляет пересмотреть свои взгляды на содержание образовательной системы. В «Концепции формирования и развития единой системы дистанционного образования в РФ» термин «информационно-образовательная среда» означает совокупность средств передачи информационных данных и ресурсов, документов взаимодействия, методического, программного и организационного обеспечения, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. На основе данной концепции и других официальных источников во многих вузах страны были разработаны свои предложения, содержащие свое видение проблем, в рамках которых данное определение получило множество дополняющих аспектов. В Российском новом университете (РНУ) в своей «Концепции дистанционного обучения» указанное понятие представлено как среда, которая объединяет телекоммуникационные и информационные, учебно-методические и информационные ресурсы университета, его филиалов и подразделений. Идея такой концепции принадлежит Ю.А. Шрейдеру, рассматривающую среду информационных составляющих как транспортировку информационных данных, как и интенсивное основание, которое действует в среде ее соучастников [3]. Впервые его начали широко применять в федеральном проекте «Информатизация системы образования» ИСО, а само его возникновение связано с кардинальным изменением за последние годы представлений о информационно-коммуникационных технологиях в учебном процессе. На сегодняшний день в научной литературе возникло большое количество публикаций, приуроченных проблемам формирования, внедрения и функционирования информационно-образовательной среды в высшем учебном заведении [2]. Примечателен и то обстоятельство, что многие вузы занимаются внедрением ЭИОС, в частности ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт». Разработчики информационно-образовательной среды в Северо- Кавказском государственном техническом университете характеризуют ее как систему, объединяющую учебные, методические и информационные ресурсы с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий и направленную на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами [4], а также интеграцию в единую сеть учебных пособий и модулей, используемых в образовательном процессе. Интересен опыт формирования информационно-образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета. Существующих в мире разработок в сфере LMS представляет множество видов. Они, как правило, имеют положительные стороны и недостатки. Наиболее удачным для нужд высшей школы представляется решение платформа Moodle [5]. Moodle - среда управления дистанционным обучением известная также как виртуальная обучающая среда с открытым исходным кодом. В данной среде можно формировать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Вследствие того, что доступ к Moodle осуществляется посредством Интернета, студенты никак не привязаны к определенному месту и времени, имеют шансы двигаться по материалу в своем темпе из любой части земного шара. Именно на основе системы Moodle создана информационно-образовательная среда Пятигорского государственного лингвистического университета. В связи с аккредитационными требованиями ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт» подключился к информационно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет». Отдел интернет-портала и развитие электронной образовательной среды формировалась в целях реализации приоритетов развития и внедрения инновационных и дистанционных технологий обучения в Болонский процесс, предусматривающих переход традиционного института в модель инновационного института, соединяющую профессиональную, образовательную, научную компетенции студентов бакалавров [5]. Все это позволяет внедрить основы «Электронного университета ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» и в частности ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт» как вузу партнеру [6]. Данная информационная система позволяет получить доступ к электронным библиотекам каждому студенту и использовать в учебном процессе весь информационный ресурс, который включает в себя электронную библиотеку с регулярно обновляемой нормативно-правовой базой, лекционные и практические материалы, презентации, учебные и методологические пособия. Следует отметить, что эта система дает возможность поддержать тесную связь с преподавателями и между студентами. В ней студенты вузов выполняют тесты, творческие задания и проекты, сдают экзамены, участвуют в вебинарах, конференциях. Благодаря созданию информационно-образовательной среды в вузах, педагоги, родители, студенты осведомлены обо всех событиях процесса обучения и в мире науки, о грядущих конференциях, форумах, олимпиадах и др. Еще раньше студенты и преподаватели проводили уйму времени в библиотеках в поисках информации, то теперь в связи с внедрением информационно-образовательной среды упрощается процесс обучения для студентов и для преподавателей. Главным результатом внедрения информационно-образовательной среды в целях подготовки бакалавров является формирование личности, владеющей компетенциями, которые позволяют ему эффективно решать общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные задачи, продолжать учиться, адаптируясь к новым изменениям в системе образования.

P M Isaeva

Dagestan state pedagogical university

Author for correspondence.
Email: pati_78@mail.ru
M. Yaragskogo str., 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367003

associate professor of information and communication technologies of the Dagestan state pedagogical university

  • Abrosimov A.G. Informacionno-obrazovatel’naja sreda uchebnogo processa v vuze [Information and educational environment of the educational process at the University]. M.: Obrazovanie i informatika, 2004. 256 p.
  • Abrosimov A.G. Razvitie informacionno-obrazovatel’noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija na osnove informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij [Development of information educational environment of higher educational institutions on the basis of information and communication technologies]: avtoref. diss. … d-ra. ped. nauk. M., 2005. 47 p.
  • Koncepcija distancionnogo obrazovanija [The concept of distance education] // Bjulleten’ ARV [Bulletin ARV]. 1995. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-449610.html
  • Lapchik M.P. Informatika i informacionnye tehnologii v sisteme obshhego pedagogicheskogo obrazovanija [Informatics and information technologies in the system of General pedagogical education]: monografija. Omsk: Izd-vo Omskogo ped. un-ta, 1999. 294 p.
  • Vorob’ev G.A. Jelektronnaja obrazovatel’naja sreda innovacionnogo universiteta [E-learning environment of innovative University] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2013. No. 8-9. Pp. 59—64.
  • Magomedov R.M., Surhaev M.A. Predposylki izmenenija komponentov metodicheskoj podgotovki budushhego uchitelja informatiki [Prerequisites of change of components of methodical training of future teacher of informatics] // Izvestija Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [News of the Chechen state teacher training college]. 2014. No. 1 (9). Pp. 22—25.

Views

Abstract - 299

PDF (Russian) - 106

PlumX


Copyright (c) 2017 Isaeva P.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.