КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается аспекты внедрения информационно-образовательной среды в целях реализации приоритетов развития внедрения инновационных и дистанционных технологий обучения, предусматривающих переход от традиционного института в модель инновационного института, соединяющего профессиональные, общекультурные, научные компетенции бакалавров. Суть проблемы проводимого исследования состоит в необходимости достижения эффективности нового качества образования, т.е. переход на новый более высокий уровень подготовки бакалавров. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в обстоятельствах модернизации образования, профессиональная деятельность педагога оказывается все более связанной с исследованием новаторских инновационных исследований образовательного процесса.Именно внедрение электронной информационно-образовательной среды является одним из основных направлений для подготовки будущих бакалавров и заставляет пересмотреть свои взгляды на содержание образовательной системы. Описывается опыт создания информационно-образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета на основе системы Moodle. Благодаря созданию информационно-образовательной среды в вузах, педагоги, родители, студенты осведомлены обо всех событиях процесса обучения и в мире науки и более того эта система дает возможность поддержать тесную связь с преподава-телями и между студентами.

Полный текст

Суть проблемы проводимого исследования состоит в необходимости достижения эффективности нового качества образования, т.е. переход на новый более высокий уровень подготовки бакалавров. В связи формированием информационно-коммуникационных технологий и ростом спроса на образовательные услуги актуальным становится вопрос формирования и внедрения информационнообразовательной среды на базе современных телекоммуникационных технологий, открывающей широкие возможности для применения новейших инновационных педагогических методик [1]. Высшие образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность должны внедрить функционирование электронной информационно-образовательной среды в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и согласно требованиям ФГОС нового поколения. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в обстоятельствах модернизации образования, профессиональная деятельность педагога оказывается все более связанной с исследованием новаторских инновационных исследований, нормативных документов по содержанию, методам и организации образовательного процесса. Внедрение новой информационно-образовательной среды подразумевает исследование преподавателем креативных методов, способов преподавания, характерных для новой среды, а кроме того виды учебной деятельности обучающихся, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение новых образовательных результатов. Новейшие образовательные результаты никак не имеют все шансы быть эффективно и все полноценно сформированными в рамках прежней образовательной среды и классических способов обучения образовательного процесса. По этой причине одними из главных условий модернизации образования, считается использование в образовании средств информационных и коммуникационных технологий, формирования на их базе новой информационно-образовательной среды. Задачи развития информационно-образовательных сред были изучены по работам А.А. Андреева, Ю.С. Брановского, С.Г. Григорьева, С.Л. Лобачева, В.Б. Моисеева, М.И. Нежуриной, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина и др. Широкое распространение в области исследования информационно-образовательной среды в высшей школе служит основой развития систем дистанционного образования [2]. Внедрение электронной информационно-образовательной среды является одним из основных направлений для подготовки будущих бакалавров и заставляет пересмотреть свои взгляды на содержание образовательной системы. В «Концепции формирования и развития единой системы дистанционного образования в РФ» термин «информационно-образовательная среда» означает совокупность средств передачи информационных данных и ресурсов, документов взаимодействия, методического, программного и организационного обеспечения, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. На основе данной концепции и других официальных источников во многих вузах страны были разработаны свои предложения, содержащие свое видение проблем, в рамках которых данное определение получило множество дополняющих аспектов. В Российском новом университете (РНУ) в своей «Концепции дистанционного обучения» указанное понятие представлено как среда, которая объединяет телекоммуникационные и информационные, учебно-методические и информационные ресурсы университета, его филиалов и подразделений. Идея такой концепции принадлежит Ю.А. Шрейдеру, рассматривающую среду информационных составляющих как транспортировку информационных данных, как и интенсивное основание, которое действует в среде ее соучастников [3]. Впервые его начали широко применять в федеральном проекте «Информатизация системы образования» ИСО, а само его возникновение связано с кардинальным изменением за последние годы представлений о информационно-коммуникационных технологиях в учебном процессе. На сегодняшний день в научной литературе возникло большое количество публикаций, приуроченных проблемам формирования, внедрения и функционирования информационно-образовательной среды в высшем учебном заведении [2]. Примечателен и то обстоятельство, что многие вузы занимаются внедрением ЭИОС, в частности ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт». Разработчики информационно-образовательной среды в Северо- Кавказском государственном техническом университете характеризуют ее как систему, объединяющую учебные, методические и информационные ресурсы с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий и направленную на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами [4], а также интеграцию в единую сеть учебных пособий и модулей, используемых в образовательном процессе. Интересен опыт формирования информационно-образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета. Существующих в мире разработок в сфере LMS представляет множество видов. Они, как правило, имеют положительные стороны и недостатки. Наиболее удачным для нужд высшей школы представляется решение платформа Moodle [5]. Moodle - среда управления дистанционным обучением известная также как виртуальная обучающая среда с открытым исходным кодом. В данной среде можно формировать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Вследствие того, что доступ к Moodle осуществляется посредством Интернета, студенты никак не привязаны к определенному месту и времени, имеют шансы двигаться по материалу в своем темпе из любой части земного шара. Именно на основе системы Moodle создана информационно-образовательная среда Пятигорского государственного лингвистического университета. В связи с аккредитационными требованиями ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт» подключился к информационно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет». Отдел интернет-портала и развитие электронной образовательной среды формировалась в целях реализации приоритетов развития и внедрения инновационных и дистанционных технологий обучения в Болонский процесс, предусматривающих переход традиционного института в модель инновационного института, соединяющую профессиональную, образовательную, научную компетенции студентов бакалавров [5]. Все это позволяет внедрить основы «Электронного университета ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» и в частности ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт» как вузу партнеру [6]. Данная информационная система позволяет получить доступ к электронным библиотекам каждому студенту и использовать в учебном процессе весь информационный ресурс, который включает в себя электронную библиотеку с регулярно обновляемой нормативно-правовой базой, лекционные и практические материалы, презентации, учебные и методологические пособия. Следует отметить, что эта система дает возможность поддержать тесную связь с преподавателями и между студентами. В ней студенты вузов выполняют тесты, творческие задания и проекты, сдают экзамены, участвуют в вебинарах, конференциях. Благодаря созданию информационно-образовательной среды в вузах, педагоги, родители, студенты осведомлены обо всех событиях процесса обучения и в мире науки, о грядущих конференциях, форумах, олимпиадах и др. Еще раньше студенты и преподаватели проводили уйму времени в библиотеках в поисках информации, то теперь в связи с внедрением информационно-образовательной среды упрощается процесс обучения для студентов и для преподавателей. Главным результатом внедрения информационно-образовательной среды в целях подготовки бакалавров является формирование личности, владеющей компетенциями, которые позволяют ему эффективно решать общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные задачи, продолжать учиться, адаптируясь к новым изменениям в системе образования.

×

Об авторах

Патимат Магомедовна Исаева

Дагестанский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: pati_78@mail.ru

доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий Дагестанского государственного педагогического университета

ул. М. Ярагского, 57, Махачкала, Республика Дагестан, Россия, 367003

Список литературы

  1. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и информатика, 2004. 256 с.
  2. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: автореф. дисс. … д-ра. пед. наук. М., 2005. 47 с.
  3. Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ. 1995. URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-449610.html
  4. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего педагогического образования: монография. Омск: Изд-во Омского пед. ун-та, 1999. 294 с.
  5. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 59-64.
  6. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 1 (9). С. 22-25.

© Исаева П.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах