TUTORIAL SUPPORT IN THE INFORMATION SPACE OF SCHOOLS

Abstract


The article deals with teachers and professional competence tyutorskoy, tutor support schools in the information space. The main requirements to the tutor support in the information space of schools, conditions of readiness of the teacher to tutor support schools in the information space. A theoretical analysis of the concept of information competence, tyutorskoy competence. It is noted that in thestructure of information competence must exist an element associated with the motivation, need and interest in the acquisition of knowledge and skills in the field of technical, software and information. Formulated key performance indicators definition of information competence of the tutor. The authors noted that information and work with it is in the modern educational and information space school mandatory components of pedagogical activity as a system.Analyzed and presented on the basis of the author’s experience of the possibility of using information and educational Moodle shell with tutor support positions in the information space of schools, sets out the basic elements and resources Moodle shell with a description of the implementation. In particular, the disclosed educational resources information and educational shell Moodle for remote support learning. The article describes a model developed by the author’s tutor support schools in the information space.

Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь педагогиче- ского образовательного общества ставит перед учителем сложную задачу, с кото- рой может справиться далеко не каждый педагог.В настоящее время требования к учителю высоки, он должен быть способен решать новые профессиональные задачи и использовать новые педагогические технологии в условиях ИКТ образовательной среды [3].Профессиональная компетентность учителя предполагает развитие в нем спо- собности и умения решать профессионально-педагогические задачи, возника- ющие в реальных ситуациях учебной и научной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей,средствами информационно-коммуникационных технологий как в предметной области обучения, так и в учебно-образовательном процессе.Осуществляя тьюторское сопровождение, учитель должен обладать тьюторской компетентностью. По мнению Т.М. Ковалевой, тьюторская компетентность - это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать ин- дивидуальные образовательные программы [6]. Учитель помогает учащемуся при- нять правильное решение в реализации образовательной программы. При этом в процессе реализации программы необходимо достигнуть понимания каждым учащимся того, какие требования предъявляются к нему по знаниям, уже сфор- мированным, и по тем, которые еще предстоит сформировать.Таким образом, основываясь на определении профессиональной и тьюторской компетентности, мы предполагаем, что готовность учителя к тьюторскому со- провождению в информационном пространстве должна соответствовать следу- ющим двум требованиям, так как в современных условиях информационная ком- петентность определяет профессиональную педагогическую компетентность в целом:учитель должен быть компетентным в области информационных техно- логий;учитель должен быть компетентным в области технологии тьюторского со- провождения.Информационная подготовка педагога должна включать в себя знания и уме- ния в области основ информатики, которые необходимы для профессиональной деятельности [2].Педагог должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных; уметь поль- зоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориен- тироваться в структуре книг и словарей; составлять библиографию по определен- ной теме; создавать с помощью компьютера фактографическую или библиогра- фическую базы данных по изучаемой проблеме.Также в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению зна- ний, умений и навыков в области технических, программных средств и инфор- мации [1]. Информация и работа с ней являются обязательными компонентами педагогической деятельности как системы [8].Информационная компетентность может быть раскрыта посредством следу- ющих трех ключевых показателей:компетентности в методах преподавания;компетентности в предмете преподавания;компетентности в субъективных условиях деятельности.В отличие от деятельности традиционного преподавателя школы, деятельность тьютора в большей степени связана с целенаправленным развитием познаватель- ной самостоятельности обучающегося, поэтому учитель должен быть компетент- ным в области технологии тьюторского сопровождения.По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе образования является важней- шим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, кон- сультанта, методиста и наставника» [4. С. 5].Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.Готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном про- странстве школ обеспечивается следующими условиями:педагог должен быть мотивирован на участие в тьюторской деятельности;педагог должен осуществлять обогащение, систематизировать и интегри- ровать знания обучающихся;педагог должен обеспечивать включение учащихся в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельности;педагог должен уметь пересматривать и изменять познавательный интерес и выстраивать цели, содержание образовательного маршрута развития обучаю- щегося;педагог должен уметь представлять интересы обучающихся в широких со- циальных кругах;педагог должен уметь проводить анализ своей деятельности [7].Исходя из определенных требований к учителю, для реализации тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ можно использовать ин- формационно-образовательную систему Moodle, которая применяется многими российскими институтами и школами для дистанционного обучения в инфор- мационной образовательной среде.Программа Moodle - система управления обучением или информационно- обучающая среда, основанная на сетевой технологии Интернет.Используя возможности Moodle, учитель может дистанционно сопровождать обучающегося в информационно-образовательном пространстве благодаря на- личию следующих элементов и ресурсов программы «Moodle»:новостной форум - позволяет объявлять информацию о событиях курса. Форум для общения или проведение онлайн-консультаций. Центр помощи, где преподаватель и учащиеся могут дать совет;модуль «Чат» позволяет участникам иметь возможность синхронного пись- менного общения в реальном времени;рабочая программа, расписанная по блокам занятий;методические рекомендации по изучению темы программы в каждом блоке;методические указания по выполнению заданий;задания для выполнения работы по каждой теме программы. Учебный эле- мент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать работы учеников, оценивать их и предоставлять отзывы. Обучающиеся могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы. При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом ученика или аудио-отзыв. Ответы могут быть оце-нены баллами, пользовательской шкалой оценивания. Итоговая оценка заносит- ся в журнал оценок;банк тестов. Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой;модуль «Опрос» позволяет преподавателю задать один-единственный во- прос и предложить широкий выбор возможных ответов. Опросы могут быть ис- пользованы: в качестве быстрого голосования для выбора темы программы; для быстрой проверки понимания пройденного материала;модуль «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию;модуль «Файл» позволяет преподавателю загружать офисный пакет при- ложений Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher);лекция - занятия с применением дистанционных технологий расширяют возможности учителя в тьюторском сопровождении обучающегося.Программа Moodle позволяет организовывать самостоятельную работу обуча- ющихся, управлять качеством образования, осуществлять объективный монито- ринг знаний.Разработанная нами модель тьюторского сопровождения в информационном пространстве представляет собой систему, включающую цели, содержание и струк- туру, методы, формы и средства работы.Тьюторское сопровождение должно быть организовано в виде единого цикла взаимосвязанных этапов - диагностического, проектировочного, реализацион- ного, аналитического [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что профессио- нальная готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ должна включать в себя специальное образование тьюторов, их профессиональную подготовку с ориентацией на образовательный процесс, основанную на альтернативных методах работы: реализации принципа открыто- сти, позволяющего формировать осознанный выбор обучающегося; владении информационной компетентностью; использовании информационных образо- вательных пространств для сопровождения обучающегося; реализации индиви- дуальных образовательных маршрутов обучающегося.

Vita Immanuilovna Glizburg

Moscow city pedagogical university

Email: glizburg@mail.ru
Stoljarnyj pereulok, 16, Moscow, Russia, 124242 doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor of all-institute department of mathematics and informatics of preschool and primary education

Olga Nikolaevna Perevezentseva

Moscow city pedagogical university

Stoljarnyj pereulok, 16, Moscow, Russia, 124242 graduate student of institute of pedagogics and psychology

  • Глизбург В.И. Информатизация образования как фактор интеграции начального обучения математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 1. С. 76-81.
  • Глизбург В.И. Применение информационных технологий в процессе обучения основам топологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 1. С. 80-84.
  • Глизбург В.И. Научные основы дисциплины как базовая составляющая подготовки магистров педагогического образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 4 (34). С. 54-59.
  • Деражне Ю.Л., Борисова Т.Б., Логинова Г.П. Тьютор в открытом обучении. М.: Знание, 1991. 58 с.
  • Дудчик С.В., Грачева Н.Ю. Формирование тьюторской компетентности педагогов как залог успешной реализации инклюзивного образования // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4. С. 333-337.
  • Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 c.
  • Перевезенцева О.Н. Тьюторское сопровождение как инструмент интеграции общего и дополнительного образования младших школьников в едином информационно-образовательном пространстве школ // Успехи современной науки и образования. 2016. № 7. Т. 1. С. 170-174.
  • Перевезенцева О.Н. Значимость тьюторского сопровождения единого информационно образовательного пространства школ в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Успехи современной науки и образования. 2016. № 8. Т. 1. С. 122-124.

Views

Abstract - 2954

PDF (Russian) - 167

PlumX


Copyright (c) 2017 Glizburg V.I., Perevezentseva O.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.