ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессиональной и тьюторской компетентности учителя, тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ. Сформулированы основные требования к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ, условия готовности учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ. Предложен теоретический анализ понятий информационной компетентности, тьюторской компетентности. Обозначено, что в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации. Сформулированы ключевые показатели определения понятия информационной компетентности тьютора. Авторы статьи отмечают, что информация и работа с ней являются в современном образовательном и информационном пространстве школ обязательными компонентами педагогической деятельности как системы. Проанализированы и представлены на базе авторского опыта возможности применения информационно-образовательной оболочки Moodle с позиций тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ, сформулированы основные элементы и ресурсы оболочки Moodle с описанием из реализации на практике. В частности, раскрыты образовательные ресурсы информационно-образовательной оболочки Moodle для дистанционного сопровождения обучающегося. В статье представлено описание разработанной авторской модели тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ.

Полный текст

Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь педагогиче- ского образовательного общества ставит перед учителем сложную задачу, с кото- рой может справиться далеко не каждый педагог.В настоящее время требования к учителю высоки, он должен быть способен решать новые профессиональные задачи и использовать новые педагогические технологии в условиях ИКТ образовательной среды [3].Профессиональная компетентность учителя предполагает развитие в нем спо- собности и умения решать профессионально-педагогические задачи, возника- ющие в реальных ситуациях учебной и научной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей,средствами информационно-коммуникационных технологий как в предметной области обучения, так и в учебно-образовательном процессе.Осуществляя тьюторское сопровождение, учитель должен обладать тьюторской компетентностью. По мнению Т.М. Ковалевой, тьюторская компетентность - это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать ин- дивидуальные образовательные программы [6]. Учитель помогает учащемуся при- нять правильное решение в реализации образовательной программы. При этом в процессе реализации программы необходимо достигнуть понимания каждым учащимся того, какие требования предъявляются к нему по знаниям, уже сфор- мированным, и по тем, которые еще предстоит сформировать.Таким образом, основываясь на определении профессиональной и тьюторской компетентности, мы предполагаем, что готовность учителя к тьюторскому со- провождению в информационном пространстве должна соответствовать следу- ющим двум требованиям, так как в современных условиях информационная ком- петентность определяет профессиональную педагогическую компетентность в целом:учитель должен быть компетентным в области информационных техно- логий;учитель должен быть компетентным в области технологии тьюторского со- провождения.Информационная подготовка педагога должна включать в себя знания и уме- ния в области основ информатики, которые необходимы для профессиональной деятельности [2].Педагог должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных; уметь поль- зоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориен- тироваться в структуре книг и словарей; составлять библиографию по определен- ной теме; создавать с помощью компьютера фактографическую или библиогра- фическую базы данных по изучаемой проблеме.Также в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению зна- ний, умений и навыков в области технических, программных средств и инфор- мации [1]. Информация и работа с ней являются обязательными компонентами педагогической деятельности как системы [8].Информационная компетентность может быть раскрыта посредством следу- ющих трех ключевых показателей:компетентности в методах преподавания;компетентности в предмете преподавания;компетентности в субъективных условиях деятельности.В отличие от деятельности традиционного преподавателя школы, деятельность тьютора в большей степени связана с целенаправленным развитием познаватель- ной самостоятельности обучающегося, поэтому учитель должен быть компетент- ным в области технологии тьюторского сопровождения.По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе образования является важней- шим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, кон- сультанта, методиста и наставника» [4. С. 5].Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.Готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном про- странстве школ обеспечивается следующими условиями:педагог должен быть мотивирован на участие в тьюторской деятельности;педагог должен осуществлять обогащение, систематизировать и интегри- ровать знания обучающихся;педагог должен обеспечивать включение учащихся в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельности;педагог должен уметь пересматривать и изменять познавательный интерес и выстраивать цели, содержание образовательного маршрута развития обучаю- щегося;педагог должен уметь представлять интересы обучающихся в широких со- циальных кругах;педагог должен уметь проводить анализ своей деятельности [7].Исходя из определенных требований к учителю, для реализации тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ можно использовать ин- формационно-образовательную систему Moodle, которая применяется многими российскими институтами и школами для дистанционного обучения в инфор- мационной образовательной среде.Программа Moodle - система управления обучением или информационно- обучающая среда, основанная на сетевой технологии Интернет.Используя возможности Moodle, учитель может дистанционно сопровождать обучающегося в информационно-образовательном пространстве благодаря на- личию следующих элементов и ресурсов программы «Moodle»:новостной форум - позволяет объявлять информацию о событиях курса. Форум для общения или проведение онлайн-консультаций. Центр помощи, где преподаватель и учащиеся могут дать совет;модуль «Чат» позволяет участникам иметь возможность синхронного пись- менного общения в реальном времени;рабочая программа, расписанная по блокам занятий;методические рекомендации по изучению темы программы в каждом блоке;методические указания по выполнению заданий;задания для выполнения работы по каждой теме программы. Учебный эле- мент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать работы учеников, оценивать их и предоставлять отзывы. Обучающиеся могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы. При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом ученика или аудио-отзыв. Ответы могут быть оце-нены баллами, пользовательской шкалой оценивания. Итоговая оценка заносит- ся в журнал оценок;банк тестов. Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой;модуль «Опрос» позволяет преподавателю задать один-единственный во- прос и предложить широкий выбор возможных ответов. Опросы могут быть ис- пользованы: в качестве быстрого голосования для выбора темы программы; для быстрой проверки понимания пройденного материала;модуль «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию;модуль «Файл» позволяет преподавателю загружать офисный пакет при- ложений Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher);лекция - занятия с применением дистанционных технологий расширяют возможности учителя в тьюторском сопровождении обучающегося.Программа Moodle позволяет организовывать самостоятельную работу обуча- ющихся, управлять качеством образования, осуществлять объективный монито- ринг знаний.Разработанная нами модель тьюторского сопровождения в информационном пространстве представляет собой систему, включающую цели, содержание и струк- туру, методы, формы и средства работы.Тьюторское сопровождение должно быть организовано в виде единого цикла взаимосвязанных этапов - диагностического, проектировочного, реализацион- ного, аналитического [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что профессио- нальная готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ должна включать в себя специальное образование тьюторов, их профессиональную подготовку с ориентацией на образовательный процесс, основанную на альтернативных методах работы: реализации принципа открыто- сти, позволяющего формировать осознанный выбор обучающегося; владении информационной компетентностью; использовании информационных образо- вательных пространств для сопровождения обучающегося; реализации индиви- дуальных образовательных маршрутов обучающегося.
×

Об авторах

Вита Иммануиловна Глизбург

Московский городской педагогический университет

Email: glizburg@mail.ru
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор общеинститутской кафедры математики и информатики дошкольного и начального образования Столярный переулок, 16, Москва, Россия, 124242

Ольга Николаевна Перевезенцева

Московский городской педагогический университет

аспирант института педагогики и психологии Столярный переулок, 16, Москва, Россия, 124242

Список литературы

  1. Глизбург В.И. Информатизация образования как фактор интеграции начального обучения математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 1. С. 76-81.
  2. Глизбург В.И. Применение информационных технологий в процессе обучения основам топологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 1. С. 80-84.
  3. Глизбург В.И. Научные основы дисциплины как базовая составляющая подготовки магистров педагогического образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 4 (34). С. 54-59.
  4. Деражне Ю.Л., Борисова Т.Б., Логинова Г.П. Тьютор в открытом обучении. М.: Знание, 1991. 58 с.
  5. Дудчик С.В., Грачева Н.Ю. Формирование тьюторской компетентности педагогов как залог успешной реализации инклюзивного образования // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4. С. 333-337.
  6. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 c.
  7. Перевезенцева О.Н. Тьюторское сопровождение как инструмент интеграции общего и дополнительного образования младших школьников в едином информационно-образовательном пространстве школ // Успехи современной науки и образования. 2016. № 7. Т. 1. С. 170-174.
  8. Перевезенцева О.Н. Значимость тьюторского сопровождения единого информационно образовательного пространства школ в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Успехи современной науки и образования. 2016. № 8. Т. 1. С. 122-124.

© Глизбург В.И., Перевезенцева О.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах