TRAINING FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE FOR WORKING OUT TECHNOLOGICAL CARDS OF LESSONS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR GENERAL EDUCATION

Abstract


This article is devoted to a problem of readiness of future teachers of informatics for development of flow charts of the lessons displaying the main requirements of Federal state educational standards of the main general education (FGOS of Ltd company) to planning and the organization of educational process taking into account system and activity approach in training. Content of system and activity approach in training, the universal educational actions (UEA) reveals. Main units of the flow chart of a lesson of informatics are considered. The substantial block of the flow chart of a lesson of informatics determined by a training material which provides achievement of the planned subject results of training, and also forming and development of UUD, all-educational skills, ICT competences, competences of educational and research and project activities is stated.Subject results of training to which the abilities specific to a subject, types of activity on receipt of new knowledge within a subject, to its transformation and application in educational, educational and project and social and project situations, forming of scientific type of thinking, scientific ideas of key theories, types and types of the relations, ownership of scientific terminology, key concepts, methods and acceptances belong [10] are analyzed.Step-by-step training of future teachers of informatics for development of flow charts of lessons is discussed.


Подготовка будущих учителей информатики в современных образовательных условиях предполагает их способность и готовность к решению профессиональ- ных задач в области педагогической деятельности, среди которых можно выделить следующие [9]:осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;формирование образовательной среды для обеспечения качества образова- ния, в том числе с применением информационных технологий.Кроме того, одной из задач проектной деятельности будущих учителей инфор- матики является проектирование содержания образовательных программ и со- временных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы [9].На сегодняшний день подготовка будущего учителя информатики должна пред- усматривать его способность и готовность к планированию, организации, про- ведению, оцениванию и корректировке учебной деятельности обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандар- та основного общего образования (ФГОС ООО), внедряемого с 2015-2016 учеб- ного года.Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, основанный на исследованиях отечественных педагогов и психологов в области учебной деятельности обучающихся.Согласно ФГОС ООО [10] системно-деятельностный подход должен обеспе- чивать:формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды развития обучаю- щихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных воз- растных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.В рамках ФГОС ООО системно-деятельностный подход должен реализовы- ваться через совокупность обязательных требований к основной образовательной программе, которая должна предусматривать программу развития универсальных учебных действий (УУД).Рассмотрим данное понятие с точки зрения деятельностного подхода в обуче- нии. Исследования Г.А. Балла, В.В. Давыдова, Б.П. Есипова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. позволяют рассматривать учебную деятель- ность обучающихся как совокупность учебных действий, направленных на ре- шение учебных задач [3]. При этом ее основными «морфологическими единица- ми» являются учебные действия целеполагания, планирования, выполнения, самоконтроля и самооценивания.В рамках системно-деятельностного подхода под учебной деятельностью об- учающегося понимается совокупность учебных действий, основанных на взаи- модействии учителя и ученика и направленных на достижение планируемых ре- зультатов обучения (личностных, метапредментных, предметных). При этом участники образовательного процесса рассматриваются как элементы единой системы, взаимодействие которых направлено на усвоение обучающимися зна- ний, умений и навыков.Под учебным действием понимается процесс, подчиненный сознательно по- ставленным целям, предусматривающим достижение планируемых результатовобучения. Учебное действие осуществляется под контролем сознания с прило- жением волевых усилий.Целью формирования и развития УУД обучающегося является его подготовка к организации своей самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, основными формируемыми и развиваемыми УУД обучающегося являются учеб- ные действия, направленные на поиск, размещение, хранение, обработку, про- дуцирование учебной информации для достижения поставленной цели.Основное функциональное назначение УУД заключается в регуляции учебной деятельности посредством планирования ее целей, задач, результатов обучения, организации на основе поиска и эффективного применения необходимых средств и способов реализации намеченного, контроля, оценки и корректировки достиг- нутых результатов обучения. Выделяют личностные, регулятивные, познаватель- ные, коммуникативные УУД. На основе УУД формируются и развиваются обще- учебные умения и навыки.Основной формой организации учебной деятельности обучающихся в обра- зовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО, является урок.Вслед за Даниловым М.А. и Есиповым Б.П. [2] под уроком будем понимать«организационную форму учебной работы в школе, при которой учитель зани- мается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащих- ся - с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».При планировании, организации и проведении урока учителю необходимо учитывать требования ФГОС ООО к основной образовательной программе об- разовательного учреждения. В связи с этим в последние годы наблюдается тен- денция перехода от классического конспекта урока к его технологической карте, основной задачей которой является систематизация работы педагога. Техноло- гическая карта позволяет рассматривать планируемый урок целостно и системно.Анализ научно-педагогической и методической литературы позволяет сфор- мулировать следующее определение технологической карты урока информатики: это учебно-методическая форма планирования учебного процесса, предусматри- вающая в условиях педагогического и информационного взаимодействия на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) организацию, про- ведение учебной деятельности обучающихся, оценивание достигнутых результа- тов обучения, а также их корректировку в случае необходимости.В настоящее время не существует единой структуры технологической карты урока информатики, а также формы ее представления. В связи с этим образова- тельные учреждения, реализующие ФГОС ООО, утверждают и применяют свои шаблоны технологических карт уроков.При разработке технологической карты урока информатики в первую очередь учитываются требования к основной образовательной программе согласно ФГОС ООО.В соответствии с разделами основной образовательной программы, реализу- ющей ФГОС ООО, и структурой учебной деятельности обучающегося техноло- гическую карту урока информатики можно представить в виде совокупности вза-имно дополняющих друг друга блоков - целевого, содержательного, организа- ционного, оценочного и коррекционного.Назначение целевого блока технологической карты урока информатики за- ключается в определении цели, задач урока, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных, предметных), формируемых и развиваемых УУД, общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций, компетенций учебно-ис- следовательской и проектной деятельности, а также межпредметных связей.Содержательный блок технологической карты урока информатики определя- ет учебный материал, который обеспечивает достижение планируемых предмет- ных результатов обучения, а также формирование и развитие УУД, общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций, компетенций учебно-исследовательской и проектной деятельности.К предметным результатам обучения относятся умения, специфические для учебного предмета, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-про- ектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мыш- ления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [10].Предметными результатами обучения в рамках учебного предмета «Информа- тика» согласно ФГОС ООО являются [10]:овладение простейшими способами представления и анализа статистиче- ских данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятност- ных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в табли- цах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с ис- пользованием при необходимости справочных материалов, компьютера, поль- зоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;формирование информационной и алгоритмической культуры; формиро- вание представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютер- ных устройств;формирование представления об основных изучаемых понятиях: инфор- мация, алгоритм, модель - и их свойствах;развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональ- ной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмиче- ских конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - ли- нейной, условной и циклической;формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленнойзадачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответству- ющих программных средств обработки данных;формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.Учебные задания к урокам информатики должны предполагать формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся, предусматривающей поиск, об- работку, хранение, продуцирование и передачу информации, презентации вы- полненных работ, знание основ информационной безопасности, в том числе уме- нием безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.Организационный блок технологической карты урока информатики содержит перечень условий осуществления информационного учебного взаимодействия обучающего и обучающихся на базе ИКТ, способствующего достижению плани- руемых результатов обучения, формированию и развитию УУД.Данный блок содержит план урока, его этапы, а также определяет тип урока, методы и средства обучения, формы контроля, виды работ (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие рабо- ты, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и др.).К организационному блоку также относится список необходимого учебно- методического, материально-технического и программного обеспечения, в том числе электронные образовательные ресурсы (ЭОР).Оценочный блок технологической карты урока информатики содержит опи- сание способов определения достижения и системы оценки вышеуказанных цели, задач урока и планируемых результатов обучения с учетом возрастных возмож- ностей обучающихся. К данному блоку также относятся оценочные материалы.Коррекционный блок технологической карты урока информатики предусма- тривает возможные варианты корректировки учебного процесса на основе полу- ченных результатов обучения.Способность и готовность будущего учителя информатики к планированию, организации, проведению, оцениванию и корректировке учебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО обеспечивается как компетен- циями, предусматривающими знание содержания учебного предмета «Инфор- матика», так и компетенциями, составляющими методическую часть подготовки будущих педагогов.Овладение будущими учителями информатики компетенциями, составляю- щими методическую часть подготовки, осуществляется, как правило, в рамках дисциплины «Методика обучения информатики», а также других дисциплин, носящих методический характер. Как правило, данные дисциплины предшеству- ют педагогической практике с целью подготовки будущих учителей информати- ки к методической работе.Анализ ФГОС ООО, научно-педагогической и методической литературы по- зволяет сделать вывод, что подготовка будущих учителей информатики к разра- ботке технологических карт уроков должна предусматривать следующие этапы:изучение теоретических знаний, составляющих содержание учебного пред- мета «Информатика», в рамках информационных дисциплин (например, «Про-граммирование», «Теоретические основы школьного курса информатики», «Ком- пьютерные сети» и др.);изучение педагогических понятий, позволяющих осознать цели и задачи обучения информатике согласно ФГОС ООО (например, «Педагогика», «Инно- вационные процессы в образовании»);изучение методических понятий, позволяющих планировать, организовы- вать, проводить, оценивать и корректировать учебную деятельность обучающих- ся (например, «Методика обучения информатике» и др.);изучение примеров технологических карт уроков информатики на практи- ческих занятиях по дисциплинам методического характера;овладение умениями и навыками проектирования учебного процесса на основе технологических карт уроков информатики в рамках самостоятельной работы по дисциплинам методического характера, включаяприобретение практического опыта планирования, организации, проведе- ния учебной деятельности обучающихся, оценивания и корректировки ее резуль- татов на уроках информатики в рамках педагогической практики.Нами предлагается такая последовательность изучения студентами педагоги- ческих понятий, позволяющих осознать цели и задачи обучения информатике согласно ФГОС ООО: деятельностный подход в обучении, учебная деятельность, учебные действия, системно-деятельностный подход в образовании, универсаль- ные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обще- учебные умения и навыки.На основе указанных педагогических понятий формируются представления о методических понятиях, позволяющих планировать, организовывать, проводить, оценивать и корректировать учебную деятельность обучающихся на уроках ин- форматики. К таким представлениям относятся цель и задачи урока, средства, формы, методы обучения и т.д. Также в рамках изучения данных понятий студен- тами усваиваются различные классификации уроков, средств, форм, методов обучения и контроля. Дается представление о назначении конспекта и техноло- гической карты урока.Реализация ФГОС ООО предполагает знание будущими учителями информа- тики понятия, функций, состава, видов и характеристик УУД, а также представ- ление об их связи с содержанием учебного предмета и типовых задач их приме- нения.В условиях информатизации образования будущие учителя информатики долж- ны иметь представление о формировании и развитии ИКТ-компентности обу- чающихся.После изучения студентами педагогических понятий, позволяющих осознать цели и задачи обучения информатике согласно ФГОС ООО, а также методических понятий, позволяющих планировать, организовывать, проводить, оценивать и корректировать учебную деятельность обучающихся, следующим этапом под- готовки будущих учителей информатики к разработке технологических карт уро- ков является анализ их примеров на практических занятиях по дисциплине «Ме- тодика обучения информатике». При этом примеры технологических карт уроковсопровождаются примерами конспектов уроков таким образом, чтобы студенты имели возможность их сравнения с целью закрепления понимания их назначения и особенностей. В качестве примеров выбираются темы из нескольких содержа- тельных линий учебного предмета «Информатика». При этом рассматриваются уроки разного типа.За теоретическим изучением технологических карт уроков по информатике исследует выполнение студентами индивидуальных заданий по их разработке в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Методика обучения информа- тике».Самостоятельная учебная деятельность студентов организуется с учетом ин- формационного взаимодействия между компонентами информационно-образо- вательной среды (ИОС) вуза (административным порталом, электронно-библи- отечной системой, социально-образовательной сетью и др.) и субъектами учеб- ного процесса при наличии обратной связи с каждым из них (Роберт И.В.) [8].Самостоятельная учебная деятельность будущих учителей информатики обе- спечивается ЭОР, размещенными в ИОС вуза.В рамках педагогической практики будущие учителя информатики получают возможность апробации своих индивидуальных разработок технологических карт уроков в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО. Такая апро- бация способствует закреплению усвоенных знаний, умений и навыков по раз- работке данных методических материалов.Таким образом, готовность будущих учителей информатики к разработке тех- нологических карт уроков в условиях реализации ФГОС ООО должна предпо- лагать поэтапную подготовку, предусматривающую теоретическое изучение не- обходимых знаний, а также приобретение практического опыта составления и применения данных методических материалов.

Ekaterina Nikolaevna Kuvshinova

Juzhnyj federal’nyj universitet

Author for correspondence.
Email: katip@bk.ru
Bol’shaja Sadovaja str., 105/42, Rostov-na-Donu, Russia, 344006

the candidate of pedagogical sciences, the assistant to department of information technologies and a technique of teaching informatics of institute of mathematics, mechanics and computer sciences named after I.I. Vorovich

  • Gubanova O.M. Sovremennyj urok informatiki v usloviyh FGOS [A modern lesson of informatics in the conditions of FGOS]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Penza state university]. 2015. No. 1. Pp. 18—21.
  • Danilov M.A., Esipov B.P. Didaktika [Didaktik]. M.: APN SSSR, 1957. 520 p.
  • Kuvshinova E.N. Metodologicheskie podhody v oblasti ispol’zovania informazionno­obrazovatel’noi sredy pri obuchenii studentov planirovaniu i realizacii samostoyatel’noi uchebnoi deyatel’nosti (na primere povyshenia kvalifikacii pedagogicheskih kadrov) [Methodical approaches in the field of use of the information and education environment of higher education institution when training students in planning and implementation of independent educational activities (on the example of advanced training of a pedagogical personnel)]: diss. ... kand. ped. nauk. M., 2013. 162 p.
  • Merezhnikov A.P. Koncepcia deyatel’nosti A.N. Leont’eva I sistemno­deyatel’nostnyj podhod obrazovanii [The concept of activities of A.N. Leontyev and system and activity approach in education]. Akademicheskij zhurnal Zapadnoi Sibiri [Academic journal of Western Siberia]. 2014. T. 10. No. 3 (52). Pp. 109—110.
  • Nosova L.S. Obuchenie buduschih uchitelei informatiki sozdaniu tehnologicheskoi karty uroka v svete trebovanij FGOS [Training of future teachers of informatics in creation of the flow chart of a lesson in the light of requirements of FGOS]. Informatika v shkole: proshloe, nastoyaschee i buduschee: materialy Vseross. nauch.­metod. konf. po voprosam primenenia IKT v obrazovanii [Informatics at school: last, this and future: materials of the All­Russian scientific and methodical conference on questions of use of ICT in education]. Perm: PGNIU, 2014. Pp. 118—120.
  • Platonova S.M. Tehnologicheskaya karta uroka v sisteme raboty nad universal’nymi uchebnymi deystviami [The flow chart of a lesson in system of work on universal educational actions]. XIX zarskosel’skie chtenia: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii [XIX Tsarskoye Selo readings: materials of the international scientific conference]. SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2015. Pp. 82—86.
  • Polomoshnova S.A. Vektor obuchenia: ot obscheuchebnyh umenij k universal’nym uchebnym deystviam [Training vector: from all­educational abilities to universal educational actions]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo [Bulletin of the Novgorod state university of Jaroslav Mudryj]. 2016. No. 2 (93). Pp. 91—94.
  • Robert I.V. Teoria I metodika informatizacii obrazovania (psihologo­pedagogicheskij I tehnologicheskij aspekty) [Theory and technique of informatization of education (psychology and pedagogical and technological aspects)]. M.: IIO RAO, 2010. 356 p.
  • Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart vysshego obrazovania po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven’ bakalavriata) [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education (bachelor degree level)] (prikaz ot 4 dekabrya 2015 g. No. 1426).
  • Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart osnovnogo obschego obrazovania [Federal state educational standard of the main general education] (prikaz ot 22 dekabrya 2009 g. No. 788).

Views

Abstract - 165

PDF (Russian) - 105

PlumX


Copyright (c) 2017 Kuvshinova E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.