ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме готовности будущих учителей информатики к разработке технологических карт уроков, отображающих основные требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) к планированию и организации учебного процесса с учетом системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрывается содержание системно-деятельностного подхода в обучении, универсальных учебных действиях. Рассматриваются основные блоки технологической карты урока информатики. Излагается содержательный блок технологической карты урока информатики, определяемый учебным материалом, который обеспечивает достижение планируемых предметных результатов обучения, а также формирование и развитие универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций, компетенций учебно-исследовательской и проектной деятельности. Анализируются предметные результаты обучения, к которым относятся умения, специфические для учебного предмета, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [10]. Обсуждается поэтапная подготовка будущих учителей информатики к разработке технологических карт уроков.

Полный текст

Подготовка будущих учителей информатики в современных образовательных условиях предполагает их способность и готовность к решению профессиональ- ных задач в области педагогической деятельности, среди которых можно выделить следующие [9]:осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;формирование образовательной среды для обеспечения качества образова- ния, в том числе с применением информационных технологий.Кроме того, одной из задач проектной деятельности будущих учителей инфор- матики является проектирование содержания образовательных программ и со- временных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы [9].На сегодняшний день подготовка будущего учителя информатики должна пред- усматривать его способность и готовность к планированию, организации, про- ведению, оцениванию и корректировке учебной деятельности обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандар- та основного общего образования (ФГОС ООО), внедряемого с 2015-2016 учеб- ного года.Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, основанный на исследованиях отечественных педагогов и психологов в области учебной деятельности обучающихся.Согласно ФГОС ООО [10] системно-деятельностный подход должен обеспе- чивать:формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды развития обучаю- щихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных воз- растных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.В рамках ФГОС ООО системно-деятельностный подход должен реализовы- ваться через совокупность обязательных требований к основной образовательной программе, которая должна предусматривать программу развития универсальных учебных действий (УУД).Рассмотрим данное понятие с точки зрения деятельностного подхода в обуче- нии. Исследования Г.А. Балла, В.В. Давыдова, Б.П. Есипова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. позволяют рассматривать учебную деятель- ность обучающихся как совокупность учебных действий, направленных на ре- шение учебных задач [3]. При этом ее основными «морфологическими единица- ми» являются учебные действия целеполагания, планирования, выполнения, самоконтроля и самооценивания.В рамках системно-деятельностного подхода под учебной деятельностью об- учающегося понимается совокупность учебных действий, основанных на взаи- модействии учителя и ученика и направленных на достижение планируемых ре- зультатов обучения (личностных, метапредментных, предметных). При этом участники образовательного процесса рассматриваются как элементы единой системы, взаимодействие которых направлено на усвоение обучающимися зна- ний, умений и навыков.Под учебным действием понимается процесс, подчиненный сознательно по- ставленным целям, предусматривающим достижение планируемых результатовобучения. Учебное действие осуществляется под контролем сознания с прило- жением волевых усилий.Целью формирования и развития УУД обучающегося является его подготовка к организации своей самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, основными формируемыми и развиваемыми УУД обучающегося являются учеб- ные действия, направленные на поиск, размещение, хранение, обработку, про- дуцирование учебной информации для достижения поставленной цели.Основное функциональное назначение УУД заключается в регуляции учебной деятельности посредством планирования ее целей, задач, результатов обучения, организации на основе поиска и эффективного применения необходимых средств и способов реализации намеченного, контроля, оценки и корректировки достиг- нутых результатов обучения. Выделяют личностные, регулятивные, познаватель- ные, коммуникативные УУД. На основе УУД формируются и развиваются обще- учебные умения и навыки.Основной формой организации учебной деятельности обучающихся в обра- зовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО, является урок.Вслед за Даниловым М.А. и Есиповым Б.П. [2] под уроком будем понимать«организационную форму учебной работы в школе, при которой учитель зани- мается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащих- ся - с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».При планировании, организации и проведении урока учителю необходимо учитывать требования ФГОС ООО к основной образовательной программе об- разовательного учреждения. В связи с этим в последние годы наблюдается тен- денция перехода от классического конспекта урока к его технологической карте, основной задачей которой является систематизация работы педагога. Техноло- гическая карта позволяет рассматривать планируемый урок целостно и системно.Анализ научно-педагогической и методической литературы позволяет сфор- мулировать следующее определение технологической карты урока информатики: это учебно-методическая форма планирования учебного процесса, предусматри- вающая в условиях педагогического и информационного взаимодействия на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) организацию, про- ведение учебной деятельности обучающихся, оценивание достигнутых результа- тов обучения, а также их корректировку в случае необходимости.В настоящее время не существует единой структуры технологической карты урока информатики, а также формы ее представления. В связи с этим образова- тельные учреждения, реализующие ФГОС ООО, утверждают и применяют свои шаблоны технологических карт уроков.При разработке технологической карты урока информатики в первую очередь учитываются требования к основной образовательной программе согласно ФГОС ООО.В соответствии с разделами основной образовательной программы, реализу- ющей ФГОС ООО, и структурой учебной деятельности обучающегося техноло- гическую карту урока информатики можно представить в виде совокупности вза-имно дополняющих друг друга блоков - целевого, содержательного, организа- ционного, оценочного и коррекционного.Назначение целевого блока технологической карты урока информатики за- ключается в определении цели, задач урока, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных, предметных), формируемых и развиваемых УУД, общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций, компетенций учебно-ис- следовательской и проектной деятельности, а также межпредметных связей.Содержательный блок технологической карты урока информатики определя- ет учебный материал, который обеспечивает достижение планируемых предмет- ных результатов обучения, а также формирование и развитие УУД, общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций, компетенций учебно-исследовательской и проектной деятельности.К предметным результатам обучения относятся умения, специфические для учебного предмета, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-про- ектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мыш- ления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [10].Предметными результатами обучения в рамках учебного предмета «Информа- тика» согласно ФГОС ООО являются [10]:овладение простейшими способами представления и анализа статистиче- ских данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятност- ных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в табли- цах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с ис- пользованием при необходимости справочных материалов, компьютера, поль- зоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;формирование информационной и алгоритмической культуры; формиро- вание представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютер- ных устройств;формирование представления об основных изучаемых понятиях: инфор- мация, алгоритм, модель - и их свойствах;развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональ- ной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмиче- ских конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - ли- нейной, условной и циклической;формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленнойзадачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответству- ющих программных средств обработки данных;формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.Учебные задания к урокам информатики должны предполагать формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся, предусматривающей поиск, об- работку, хранение, продуцирование и передачу информации, презентации вы- полненных работ, знание основ информационной безопасности, в том числе уме- нием безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.Организационный блок технологической карты урока информатики содержит перечень условий осуществления информационного учебного взаимодействия обучающего и обучающихся на базе ИКТ, способствующего достижению плани- руемых результатов обучения, формированию и развитию УУД.Данный блок содержит план урока, его этапы, а также определяет тип урока, методы и средства обучения, формы контроля, виды работ (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие рабо- ты, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и др.).К организационному блоку также относится список необходимого учебно- методического, материально-технического и программного обеспечения, в том числе электронные образовательные ресурсы (ЭОР).Оценочный блок технологической карты урока информатики содержит опи- сание способов определения достижения и системы оценки вышеуказанных цели, задач урока и планируемых результатов обучения с учетом возрастных возмож- ностей обучающихся. К данному блоку также относятся оценочные материалы.Коррекционный блок технологической карты урока информатики предусма- тривает возможные варианты корректировки учебного процесса на основе полу- ченных результатов обучения.Способность и готовность будущего учителя информатики к планированию, организации, проведению, оцениванию и корректировке учебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО обеспечивается как компетен- циями, предусматривающими знание содержания учебного предмета «Инфор- матика», так и компетенциями, составляющими методическую часть подготовки будущих педагогов.Овладение будущими учителями информатики компетенциями, составляю- щими методическую часть подготовки, осуществляется, как правило, в рамках дисциплины «Методика обучения информатики», а также других дисциплин, носящих методический характер. Как правило, данные дисциплины предшеству- ют педагогической практике с целью подготовки будущих учителей информати- ки к методической работе.Анализ ФГОС ООО, научно-педагогической и методической литературы по- зволяет сделать вывод, что подготовка будущих учителей информатики к разра- ботке технологических карт уроков должна предусматривать следующие этапы:изучение теоретических знаний, составляющих содержание учебного пред- мета «Информатика», в рамках информационных дисциплин (например, «Про-граммирование», «Теоретические основы школьного курса информатики», «Ком- пьютерные сети» и др.);изучение педагогических понятий, позволяющих осознать цели и задачи обучения информатике согласно ФГОС ООО (например, «Педагогика», «Инно- вационные процессы в образовании»);изучение методических понятий, позволяющих планировать, организовы- вать, проводить, оценивать и корректировать учебную деятельность обучающих- ся (например, «Методика обучения информатике» и др.);изучение примеров технологических карт уроков информатики на практи- ческих занятиях по дисциплинам методического характера;овладение умениями и навыками проектирования учебного процесса на основе технологических карт уроков информатики в рамках самостоятельной работы по дисциплинам методического характера, включаяприобретение практического опыта планирования, организации, проведе- ния учебной деятельности обучающихся, оценивания и корректировки ее резуль- татов на уроках информатики в рамках педагогической практики.Нами предлагается такая последовательность изучения студентами педагоги- ческих понятий, позволяющих осознать цели и задачи обучения информатике согласно ФГОС ООО: деятельностный подход в обучении, учебная деятельность, учебные действия, системно-деятельностный подход в образовании, универсаль- ные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обще- учебные умения и навыки.На основе указанных педагогических понятий формируются представления о методических понятиях, позволяющих планировать, организовывать, проводить, оценивать и корректировать учебную деятельность обучающихся на уроках ин- форматики. К таким представлениям относятся цель и задачи урока, средства, формы, методы обучения и т.д. Также в рамках изучения данных понятий студен- тами усваиваются различные классификации уроков, средств, форм, методов обучения и контроля. Дается представление о назначении конспекта и техноло- гической карты урока.Реализация ФГОС ООО предполагает знание будущими учителями информа- тики понятия, функций, состава, видов и характеристик УУД, а также представ- ление об их связи с содержанием учебного предмета и типовых задач их приме- нения.В условиях информатизации образования будущие учителя информатики долж- ны иметь представление о формировании и развитии ИКТ-компентности обу- чающихся.После изучения студентами педагогических понятий, позволяющих осознать цели и задачи обучения информатике согласно ФГОС ООО, а также методических понятий, позволяющих планировать, организовывать, проводить, оценивать и корректировать учебную деятельность обучающихся, следующим этапом под- готовки будущих учителей информатики к разработке технологических карт уро- ков является анализ их примеров на практических занятиях по дисциплине «Ме- тодика обучения информатике». При этом примеры технологических карт уроковсопровождаются примерами конспектов уроков таким образом, чтобы студенты имели возможность их сравнения с целью закрепления понимания их назначения и особенностей. В качестве примеров выбираются темы из нескольких содержа- тельных линий учебного предмета «Информатика». При этом рассматриваются уроки разного типа.За теоретическим изучением технологических карт уроков по информатике исследует выполнение студентами индивидуальных заданий по их разработке в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Методика обучения информа- тике».Самостоятельная учебная деятельность студентов организуется с учетом ин- формационного взаимодействия между компонентами информационно-образо- вательной среды (ИОС) вуза (административным порталом, электронно-библи- отечной системой, социально-образовательной сетью и др.) и субъектами учеб- ного процесса при наличии обратной связи с каждым из них (Роберт И.В.) [8].Самостоятельная учебная деятельность будущих учителей информатики обе- спечивается ЭОР, размещенными в ИОС вуза.В рамках педагогической практики будущие учителя информатики получают возможность апробации своих индивидуальных разработок технологических карт уроков в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО. Такая апро- бация способствует закреплению усвоенных знаний, умений и навыков по раз- работке данных методических материалов.Таким образом, готовность будущих учителей информатики к разработке тех- нологических карт уроков в условиях реализации ФГОС ООО должна предпо- лагать поэтапную подготовку, предусматривающую теоретическое изучение не- обходимых знаний, а также приобретение практического опыта составления и применения данных методических материалов.

×

Об авторах

Екатерина Николаевна Кувшинова

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: katip@bk.ru

кандидат педагогических наук, ассистент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики института математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича

ул. Большая Садовая, 105/42, Ростов-на-Дону, Россия, 344006

Список литературы

  1. Губанова О.М., Родионов М.А. Современный урок информатики в условиях ФГОС // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 1. С. 18-21.
  2. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: АПН СССР, 1957. 520 с.
  3. Кувшинова Е.Н. Методические подходы в области использования информационно-образовательной среды вуза при обучении студентов планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности (на примере повышения квалификации педагогических кадров): дисс. ... канд. пед. наук. М., 2013. 162 с.
  4. Мережников А.П. Концепция деятельности А.Н. Леонтьева и системно-деятельностный подход в образовании // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). С. 109-110.
  5. Носова Л.С. Обучение будущих учителей информатики созданию технологической карты урока в свете требований ФГОС // Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее: материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании. Пермь: ПГНИУ, 2014. С. 118-120.
  6. Платонова С.М. Технологическая карта урока в системе работы над универсальными учебными действиями // XIX царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 82-86.
  7. Поломошнова С.А. Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 2 (93). С. 91-94.
  8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788) (с изменениями от 29.12.2014 г.).

© Кувшинова Е.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах