INTERNATIONAL EXPERIENCE OF USING INNOVATIVE AND INFORMATION TECHNOLOGIES FOR FORMING PERSONAL QUALITIES AND UPBRINGING SCHOOLBOYS

Abstract


Information technologies and various innovative approaches to enhancement of school education mention processes of students personal development. In the CIS’s states and foreign countries essential experience of implementation of innovative technologies and means of informatization of educationin practice of school work is accumulated. In many cases such experience is interesting also from the point of view of a research of new approaches to school students upbringing.In article the international experience of use of innovative pedagogical technologies and information technologies in school education is analysed. Implementation of similar technologies allows to make a big contribution to forming at school students of creative capabilities. The available problems in school education in the training plan and education and a way of their overcoming are discussed.

Большинство программ развития и реформирования содержания и методов получения образования школьниками в России, Казахстане и многих других стра- нах ближнего зарубежья так или иначе опираются на современные педагогические подходы воспитания в молодом человеке уникальной творческой личности. На это направлены и деятельностные методики обучения, и технологии организации активной творческой внеучебной работы. В этих условиях внедрение в школах различных педагогических и технологических инноваций, к числу которых по праву относятся современные средства информатизации образования, не может не отразиться на развитии подходов к эффективному воспитанию подрастающе- го поколения.Несмотря на то, что подобным опытом обладают практически все страны мира, а для большинства из них он является уникальным, характерным именно для этойстраны, следует обратить внимание на практику анализа путей и результатов раз- вития национальных систем образования, которой обладают 34 страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Итоговые отчеты, формируемые и публикуемые этой организацией, позволяют учитывать данный опыт в рамках выявления приоритетов развития системы образования стран ближнего зарубежья.Правительства стран ОЭСР все чаще приходят к выводу, что увеличение ре- сурсов, выделяемых на обучение и воспитание молодежи, не всегда влечет за со- бой повышение эффективности системы образования. Повышенным приорите- том обладает более эффективное использование уже имеющихся ресурсов и тех- нологий.Изучение путей развития подходов и технологий, имеющих большое значение для обучения и воспитания, является актуальным. Такое исследование необхо- димо для расширения доступа людей, принимающих решения или занимающих- ся образовательной практикой, к информации о деталях реального функциони- рования системы образования, а также показателям развития или спада образо- вательной деятельности.Основными факторами, заставляющими страны ОЭСР заниматься реформа- ми в области обучения и воспитания, являются глобализация, инновации и рост, влияющие на изменение профессиональных и личностных качеств каждого чле- на общества. В этой связи выделяются следующие факторы:международная торговля и глобализация экономики;возросшая миграция людей (в среднем мигранты составляют около 11,5% от населения этих стран), обуславливающая особые требования к школам, вузам и педагогам, в частности требования, связанные с использованием различных языков и учетом различного менталитета обучающихся;повышение роли информационных технологий в обществе и их проникно- вение в образование. Использование таких технологий способствует изменению форм и скорости общения людей. При этом большее количество людей получает доступ к открытым качественным информационным ресурсам.Для формирования подходов к воспитанию членов общества важен учет сте- пени влияния самого общества и его уровня образованности на комплексную подготовку обучающихся. В вязи с этим для Казахстана, России и многих других государств остается актуальной проблема определения соотношения количества людей с разными уровнями полученного образования. Так, в странах ОЭСР с каждым годом возрастает число людей, получающих возможность обучения и воспитания на старшей ступени школы. В этих странах доля молодежи, обуча- ющейся в старших классах (82% людей из возрастной категории 25-34 года), существенно выше, чем доля людей старшего возраста, имеющих аналогичное образование (64% людей из возрастной категории 55-64 года).При этом качества личности членов общества, имеющие значение, например, для успешного трудоустройства, оказываются связанными со многими фактора- ми, в числе которых и уровень воспитанности, и наличие умений в области ма- тематики и владения информационными технологиями. Очевидно, что различные возрастные группы населения имеют разный уровень готовности в этой области.Так, в 22 странах ОЭСР люди в возрасте 25-34 года показывают более высокие умения в области математики и информационных технологий, чем люди в воз- расте 55-65 лет. Наименьший разрыв между поколениями отмечается в Велико- британии, наибольший - в Южной Корее.Таким образом, для Казахстана и России, так же как и для стран ОЭСР необ- ходимо увеличение доли высококвалифицированных граждан для полноценного участия в жизни современного информационного общества. Учитывая, что доля молодых людей, не обладающих подобными умениями в требуемой степени, все еще остается существенной, необходимо не только дальнейшее соответствующее развитие национальных систем образования, но и появление значимых интегра- ционных факторов, способных объединить подходы к формированию личностных качеств с явным или неявным обучением использованию современных инфор- мационных технологий.Другим важным аспектом формирования личности обучающихся является обеспечение равенства при получении образования. Подобное равенство дости- гается тогда, когда личные или социальные факторы, такие как пол, этническое или семейное происхождение не препятствуют качественному обучению или вос- питанию. Отсутствие такого равенства может негативно сказаться на развитии общества, его экономической и социальной сферы.Неслучайно правительства многих стран, способствуя развитию системы об- разования, обращают основное внимание на обеспечение условий всеобщности и доступности образования. Предпринимаются различные меры для того, чтобы личные или социальные обстоятельства не препятствовали достижению требуе- мого учебного или воспитательного потенциала, чтобы все члены общества име- ли возможность получить как минимум базовый уровень образования.Для достижения таких целей в Казахстане, России и за их пределами осущест- вляется комплекс различных управленческих решений, в числе которых инве- стиции в обучение и воспитание детей младшего возраста, корректировка вну- тренней политики деятельности самой системы образования (например, обеспе- чение справедливости при работе со второгодниками, выявление образовательных организаций с недостаточной поддержкой и их дополнительное финансовое или научно-методическое сопровождение), принятие дополнительных мер защиты в отношении обучающихся из неблагополучных семей или семей мигрантов.В некоторых случаях решению этой проблемы способствует и использование современных технологий. Средства информатизации и функционирующие на их основе дистанционные образовательные технологии вносят существенный вклад в приобщение различных слоев населения, а также молодежи из географически удаленных мест к качественному обучению и воспитанию.Проблема обеспечения всеобщности образования характерна для наших и многих других стран в разной степени. При этом решение подобной проблемы актуально для всех стран без исключения. Так, например, почти каждый пятый пятнадцатилетний обучающийся в странах ОЭСР не достигает минимального уровня знаний и умений, необходимых для работы в условиях современного об- щества.Выводы большого количества зарубежных исследований говорят о том, что наилучшие результаты в области обучения и формирования личностных качеств обучающихся достигаются в случае разумного целенаправленного сочетания под- ходов, основанных на всеобщности и качестве образования. Такие исследования показывают, что инвестиции в достижение всеобщности впоследствии окупают- ся за счет роста экономики и социального развития общества: недостаточность образования у населения может ограничить рост производства, экономики, умень- шить количество инноваций и факторов использования технологий, ключевых для экономической сферы, а наличие у членов общества значимых для этого общества личностных качеств способствует благоприятной социальной обста- новке, комфортным условиям для жизни, работы и творчества людей.В сложившихся системах образования для обучающихся, имеющих достаточ- но существенные проблемы с результативностью обучения (которые, как прави- ло, сопровождаются проблемами личностного развития и воспитания), предус- мотрено повторное обучение. Исследования, проведенные в странах ОЭСР, сви- детельствуют, что практика оставления обучающихся «на второй год» на всех уровнях системы образования практически не приводит к повышению качества подготовки и формирования личности таких обучающихся, но при этом являет- ся дорогостоящей. Некоторые страны, такие как Франция, предпринимают дей- ственные меры, направленные на снижение этого фактора: на повторное обуче- ние оставляют в исключительных случаях, оценка проводится несколько раз в течение обучения (а не только в конце учебного года). В Бельгии для школ раз- рабатываются и предоставляются специализированные педагогические инстру- менты, способствующие своевременной коррекции результатов обучения и вос- питания.Очевидно, что существенное влияние на виды знаний, умений и качеств лич- ности, формируемых у обучающихся, оказывает содержание образования. Мно- гие страны, включая страны СНГ, за последние годы существенно обновили со- держание и перечень учебных дисциплин, а также содержание внеучебной и кружковой деятельности, за счет которых во многом осуществляется обучение и воспитание молодежи. В 2008 году в Польше была представлена модификация национального учебного плана профессиональной подготовки на уровне средне- го образования. Выполнение этого плана было намечено на 2012-2015 годы. Та- кой план включал в себя компоненты, необходимые для формирования матема- тического, научного и критического мышления, навыки решения проблем, ис- пользования информационных технологий, самооценки и работы в команде. Директорам образовательных организаций было предоставлено право самосто- ятельно управлять временем внутри учебного плана при условии обеспечения выработки указанных навыков и качеств.Любые подобные меры, затрагивающие одновременно и сферу обучения, и сферу воспитания, базирующиеся на использовании современных технологий, по сути, всегда являются инновационными. При этом существенное значение для внедрения подобных инноваций в области обучения и воспитания играет наличие соответствующих лидерских и профессиональных качеств у руководства образовательной организации. Именно руководство решает вопросы, связанныес направлениями инновационного развития такой организации. В связи с этим в Казахстане, России и зарубежных странах актуальными являются задачи, свя- занные с выработкой у руководителей образовательных организаций лидерских качеств, знаний и умений, необходимых для отбора, понимания и внедрения инноваций и технологий в сфере обучения и воспитания.Формирование готовности к совместной и инновационной деятельности, сла- женной работе с партнерами, видению технологий, эффективному использованию обратной связи и объективной самооценке должно стать предметом подготовки и переподготовки руководящего персонала системы образования. В содержание такой подготовки могут также войти вопросы, связанные с использованием ин- формационных технологий: ведением электронных журналов и портфолио пре- подавателей и обучающихся, особенностям анализа результатов образовательной деятельности, специфике применения информационных систем в управлении образованием, перечню факторов, приводящих к перегрузке обучающихся.Многие попытки ввести новые подходы на разных уровнях системы образо- вания связаны с новыми формами повышения эффективности управления кон- кретными образовательными организациями. Так, например, в Австрии с 2008 года на государственном уровне внедряется инициатива «Австрийская новая сред- няя школа». Изначально проект охватил 67 пилотных школ. Планируется, что в данный проект к 2018 году будет распространен на все школы Австрии.Суть проекта состоит в выдвижении представителей педагогического коллек- тива школы, посещающих специально организованные национальные и регио- нальные совещания и иные мероприятия, входящих в специальные объединения педагогов, проходящих соответствующее повышение квалификации. На такие события, мероприятия и встречи также приглашаются и руководители образова- тельных организаций. Лидеры, являющиеся членами педагогического коллекти- ва, принимают реальное активное участие в руководстве процессами обучения и воспитания в школах. К подготовке таких лидеров привлекаются педагогические факультеты вузов и научно-методические центры. В апреле 2012 года проект был санкционирован австрийским парламентом, что повлияло на интенсификацию реформ с 2012-2013 учебного года.Практика показала, что такой инновационный подход к управлению школами привел к оптимизации выбора, стимулированию использования и распростра- нению эффективных педагогических и информационных сред обучения и вос- питания в системе среднего образования [1].К числу основных проблем, затрудняющих инновационное развитие системы образования в направлении личностного развития обучающихся, исследователи из стран ОЭСР относят то, что не каждое предлагаемое изменение на самом деле приводит к повышению качества обучения и воспитания. Кроме того, зачастую подобному развитию мешает скептическое, предвзятое отношение и некоррект- ное освещение инноваций в дебатах и дискуссиях; не принимается во внимание значимость неформального образования, общения и социализации, осуществля- емых вне стен образовательной организации, например, через ресурсы сети Ин- тернет, телевидение и другие медиаресурсы. Часто технологическое развитие и совершенствование воспринимаются педагогической общественностью как раз-ные векторы развития системы образования. При этом их следует рассматривать в качестве основного единого подхода к повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся в наступившем веке.Для того, чтобы быть более эффективной в аспекте воспитания в обучающих- ся личности, образовательной организации следует [2]:рассматривать обучение в качестве основного вида деятельности, поощряя при этом взаимодействие обучающихся и способствуя их воспитанию;опираться при обучении и воспитании на совместную деятельность обуча- ющихся;уделять особое внимание факторам мотивации и эмоциональной составля- ющей образовательной деятельности;реализовывать дифференциацию с учетом индивидуальных различий, в том числе и с учетом предшествующего уровня подготовки обучающихся;предъявлять достаточно высокие требования к каждому обучающемуся, не допуская при этом перегрузки;использовать эффективные современные подходы к оценке, основанные на обратной связи;опираться в своей деятельности на горизонтальные связи как между обра- зовательными организациями, так и между организациями разных типов.Очевидно, что для многих образовательных организаций реализация таких принципов на практике требует значительных изменений, а для некоторых из них - радикальных. Важно учитывать, что для создания инновационной высоко- технологичной среды для обучения и воспитания необходимо соблюдение всех принципов одновременно, а не нескольких избранных.В основе такой среды следует выделять так называемое педагогическое ядро, которое включает в себя четыре основных тесно связанных элемента: обучающи- еся, педагоги, содержание образования и ресурсы. Внедрение инноваций в об- ласти обучения и воспитания может касаться любого из этих элементов.Несмотря на то, что, как правило, для системы образования (в основном для обучения в школе) ключевым фактором отбора обучающихся является террито- риальный принцип, сказывающийся в том числе и на специфике личностного развития школьников, использование информационных технологий возможно и для расширения возможности коммуникаций для этой части педагогического ядра. Для этого к образовательному процессу в школе следует привлечь родителей и других членов семей обучающихся, которые сами могут стать обучающимися, а также использовать телекоммуникационные технологии для вовлечения в про- цессы воспитания обучающихся из других территорий, регионов и стран.Педагоги могут и должны стать основным источником инноваций для систе- мы образования в части личностного развития школьников. При этом зачастую роль педагогов могут играть взрослые члены семьи, представители обществен- ности или даже другие обучающиеся. Педагоги также могут быть привлечены к воспитательной работе в образовательной организации посредством использо- вания телекоммуникационных технологий [3-5].Инновационность и использование средств информатизации явно проявля- ются при обновлении содержания учебной и воспитательной работы со школь-никами. Подходы к формированию образовательных программ могут быть из- менены, например, за счет компетентностного подхода. Другими примерами инновационных подходов могут служить социально ориентированное и личност- но ориентированное обучение, реализация междисциплинарных подходов, ак- центирование внимания на отдельных образовательных областях, таких как из- учение языка или отдельных направлений развития школьника.Применение инновационных подходов и средств информатизации способ- ствует обновлению ресурсной базы системы образования. Охват учебной среды существенно расширяется благодаря использованию информационных и теле- коммуникационных технологий, обновленному проектированию, перестройке и материально-техническому оснащению мест, в которых происходит обучение и воспитание [6].Эти четыре компонента объединяются в педагогическое ядро в рамках инно- вационного развития, поскольку именно обучающиеся взаимодействуют с педа- гогами, а в основе этого взаимодействия лежат содержание образования и ис- пользуемые при его освоении материальные и иные ресурсы. Очевидно, что такое комплексное взаимодействие вносит решающий вклад в развитие личности школьника в той его части, которая имеет отношение к школьному образованию.Можно говорить о значимом опыте зарубежных стран в области инновацион- ного развития образования и его воспитательной составляющей. Например, в Австралии и Новой Зеландии в основе инновационных моделей развития обра- зования лежат приоритеты получения более глубоких фундаментальных знаний, обучение и воспитание в сотрудничестве. С 2011 года в Новой Зеландии обуча- ющиеся вне зависимости от места обучения включаются в образовательные теле- коммуникационные сети и группируются в объединения в зависимости от специ- ализации, предпочтений, социально-экономических условий получения образо- вания или, например, в зависимости от наличия особых личностных потребностей. Такой инновационный подход повышает возможность родителей и обществен- ности участвовать в обучении и воспитании молодежи, а также позволяет ис- пользовать преимущества массовой коллективной работы, недоступной для пе- дагога, работающего с относительно небольшой группой в одном помещении [1].Значимый вклад в инновационное развитие системы образования вносят со- временные телекоммуникационные технологии и средства, которые в настоящее время должны учитываться в любой стратегии развития образования. В Казах- стане, России и многих других странах существует достаточное количество при- меров, когда внедрение новых подходов к воспитанию либо основывается на ис- пользовании телекоммуникационных технологий, либо координируется при по- мощи общедоступных телекоммуникационных ресурсов.Французская телекоммуникационная платформа Respire, курируемая Нацио- нальным министерством образования Франции, включает более 2,5 тысяч инно- ваций для системы образования и отвечает четырем основным принципам: не- формальность, персонализация, открытость исходного кода и возможность со- трудничества. Многие из собранных на платформе инновационных подходов связаны с личностным развитием школьников.Интернет-портал для изучения различных языков, созданный в Швеции, ра- ботает с 2001 года и координируется Национальным агентством по образованию Швеции. В 2003 году ресурс получил международную награду как самый инно- вационный ресурс в сфере обучения иностранным языкам. На портале органи- зована служба инновационной поддержки педагогов и руководителей образова- тельных организаций. Часть этого портала посвящена знакомству обучающихся с образом жизни и менталитетом разных народов, что имеет значимый воспита- тельный характер.На внедрение новых технологических и педагогических подходов в обучение и воспитание требуется время. Так, указанный выше шведский языковой интер- нет-портал начинал свое функционирование с четырех языков в 2001 году, к 2012 году охватив 45 языков, объединив более чем 10 тысяч веб-страниц.Национальный совет по вопросам образования Финляндии в 2012 году санк- ционировал создание и открытие нового интернет-портала, являющегося, по сути, открытой службой для содействия распространению инноваций и передо- вого опыта в сфере обучения и воспитания. Одна из ключевых междисциплинар- ных тем для внедрения инноваций при помощи данного ресурса - важная для формирования личностных качеств проблема сохранения окружающей среды и корректного поведения человека в ней.Аналогичными телекоммуникационными ресурсами в России являются ин- тернет-портал «Российское образование», Единое окно доступа к образователь- ным ресурсам, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов и другие проекты.Такие телекоммуникационные ресурсы и целенаправленная политика в об- ласти инноваций в обучении и воспитании позволяют избежать ненужной кон- куренции, несогласованности, дублирования или путаницы в действиях отдель- ных разработчиков или образовательных организаций. В Финляндии предложе- но заносить все подобные проекты в единую базу данных, что позволит согласовать их между собой, а также дополнительно связать учебные, контроль- но-измерительные и развивающие материалы, используемые в масштабах всей системы образования. В некоторых случаях такая координация позволяет суще- ственно повысить эффективность обучения и воспитания, сэкономить бюджет, перенаправить финансовые потоки и материальные ресурсы, эффективно при- влечь накопленный международный опыт, в том числе и к решению актуальных задач развития школьников.

Vadim Valerievich Grinshkun

Moscow City Pedagogical University

Email: vadim@grinshkun.ru
Sheremetjevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521 doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of informatization of education

Laura Kanybekowna Orynbayeva

Kazakh national pedagogical university Abai

Tole bi str., 86, Almaty, Kazakhstan, 050012 PhD student of department of pedagogics and psychology

  • Innovative Learning Environments, Educational Research and Innovation. OECD Publishing. Paris, 2013.
  • Dumont H., Istance D., Benavides F. The Nature of Learning: Using Research to Inspire Practice. OECD Publishing. Paris, 2010.
  • Гриншкун В.В. Особенности подготовки педагогов в области информатизации образования // Информатика и образование. 2011. № 5. С. 68-72.
  • Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 1 (27). С. 15-21.
  • Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Цели, содержание и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования в магистратуре педагогического вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2013. № 1 (25). С. 10-18.
  • Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Зимин А.М., Краснова Г.А. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий // Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов. М.: РМЦ, 2002. С. 24-50.

Views

Abstract - 274

PDF (Russian) - 169

PlumX


Copyright (c) 2017 Grinshkun V.V., Orynbayeva L.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.