МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Авторы: Гриншкун В.В.1, Орынбаева Л.К.2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Казахский национальный педагогический университет имени Абая
- Выпуск: Том 14, № 1 (2017)
- Страницы: 7-16
- Раздел: ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/16012
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-1-7-16
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Информационные технологии и различные инновационные подходы к совершенствованию школьного образования затрагивают в том числе и процессы личностного развития обучающихся. В государствах СНГ и странах дальнего зарубежья накоплен существенный опыт внедрения инновационных технологий и средств информатизации образования в практику работы школы. Во многих случаях такой опыт интересен и с точки зрения исследования новых подходов к воспитанию школьников. В статье проанализирован международный опыт использования инновационных педагогических технологий и информационных технологий в школьном образовании. Реализация подобных технологий позволяет внести большой вклад в формирование у школьников творческих способностей. Обсуждаются имеющиеся проблемы в школьном образовании в плане обучения и воспитания и пути их преодоления.
Ключевые слова
Полный текст
Большинство программ развития и реформирования содержания и методов получения образования школьниками в России, Казахстане и многих других стра- нах ближнего зарубежья так или иначе опираются на современные педагогические подходы воспитания в молодом человеке уникальной творческой личности. На это направлены и деятельностные методики обучения, и технологии организации активной творческой внеучебной работы. В этих условиях внедрение в школах различных педагогических и технологических инноваций, к числу которых по праву относятся современные средства информатизации образования, не может не отразиться на развитии подходов к эффективному воспитанию подрастающе- го поколения.Несмотря на то, что подобным опытом обладают практически все страны мира, а для большинства из них он является уникальным, характерным именно для этойстраны, следует обратить внимание на практику анализа путей и результатов раз- вития национальных систем образования, которой обладают 34 страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Итоговые отчеты, формируемые и публикуемые этой организацией, позволяют учитывать данный опыт в рамках выявления приоритетов развития системы образования стран ближнего зарубежья.Правительства стран ОЭСР все чаще приходят к выводу, что увеличение ре- сурсов, выделяемых на обучение и воспитание молодежи, не всегда влечет за со- бой повышение эффективности системы образования. Повышенным приорите- том обладает более эффективное использование уже имеющихся ресурсов и тех- нологий.Изучение путей развития подходов и технологий, имеющих большое значение для обучения и воспитания, является актуальным. Такое исследование необхо- димо для расширения доступа людей, принимающих решения или занимающих- ся образовательной практикой, к информации о деталях реального функциони- рования системы образования, а также показателям развития или спада образо- вательной деятельности.Основными факторами, заставляющими страны ОЭСР заниматься реформа- ми в области обучения и воспитания, являются глобализация, инновации и рост, влияющие на изменение профессиональных и личностных качеств каждого чле- на общества. В этой связи выделяются следующие факторы:международная торговля и глобализация экономики;возросшая миграция людей (в среднем мигранты составляют около 11,5% от населения этих стран), обуславливающая особые требования к школам, вузам и педагогам, в частности требования, связанные с использованием различных языков и учетом различного менталитета обучающихся;повышение роли информационных технологий в обществе и их проникно- вение в образование. Использование таких технологий способствует изменению форм и скорости общения людей. При этом большее количество людей получает доступ к открытым качественным информационным ресурсам.Для формирования подходов к воспитанию членов общества важен учет сте- пени влияния самого общества и его уровня образованности на комплексную подготовку обучающихся. В вязи с этим для Казахстана, России и многих других государств остается актуальной проблема определения соотношения количества людей с разными уровнями полученного образования. Так, в странах ОЭСР с каждым годом возрастает число людей, получающих возможность обучения и воспитания на старшей ступени школы. В этих странах доля молодежи, обуча- ющейся в старших классах (82% людей из возрастной категории 25-34 года), существенно выше, чем доля людей старшего возраста, имеющих аналогичное образование (64% людей из возрастной категории 55-64 года).При этом качества личности членов общества, имеющие значение, например, для успешного трудоустройства, оказываются связанными со многими фактора- ми, в числе которых и уровень воспитанности, и наличие умений в области ма- тематики и владения информационными технологиями. Очевидно, что различные возрастные группы населения имеют разный уровень готовности в этой области.Так, в 22 странах ОЭСР люди в возрасте 25-34 года показывают более высокие умения в области математики и информационных технологий, чем люди в воз- расте 55-65 лет. Наименьший разрыв между поколениями отмечается в Велико- британии, наибольший - в Южной Корее.Таким образом, для Казахстана и России, так же как и для стран ОЭСР необ- ходимо увеличение доли высококвалифицированных граждан для полноценного участия в жизни современного информационного общества. Учитывая, что доля молодых людей, не обладающих подобными умениями в требуемой степени, все еще остается существенной, необходимо не только дальнейшее соответствующее развитие национальных систем образования, но и появление значимых интегра- ционных факторов, способных объединить подходы к формированию личностных качеств с явным или неявным обучением использованию современных инфор- мационных технологий.Другим важным аспектом формирования личности обучающихся является обеспечение равенства при получении образования. Подобное равенство дости- гается тогда, когда личные или социальные факторы, такие как пол, этническое или семейное происхождение не препятствуют качественному обучению или вос- питанию. Отсутствие такого равенства может негативно сказаться на развитии общества, его экономической и социальной сферы.Неслучайно правительства многих стран, способствуя развитию системы об- разования, обращают основное внимание на обеспечение условий всеобщности и доступности образования. Предпринимаются различные меры для того, чтобы личные или социальные обстоятельства не препятствовали достижению требуе- мого учебного или воспитательного потенциала, чтобы все члены общества име- ли возможность получить как минимум базовый уровень образования.Для достижения таких целей в Казахстане, России и за их пределами осущест- вляется комплекс различных управленческих решений, в числе которых инве- стиции в обучение и воспитание детей младшего возраста, корректировка вну- тренней политики деятельности самой системы образования (например, обеспе- чение справедливости при работе со второгодниками, выявление образовательных организаций с недостаточной поддержкой и их дополнительное финансовое или научно-методическое сопровождение), принятие дополнительных мер защиты в отношении обучающихся из неблагополучных семей или семей мигрантов.В некоторых случаях решению этой проблемы способствует и использование современных технологий. Средства информатизации и функционирующие на их основе дистанционные образовательные технологии вносят существенный вклад в приобщение различных слоев населения, а также молодежи из географически удаленных мест к качественному обучению и воспитанию.Проблема обеспечения всеобщности образования характерна для наших и многих других стран в разной степени. При этом решение подобной проблемы актуально для всех стран без исключения. Так, например, почти каждый пятый пятнадцатилетний обучающийся в странах ОЭСР не достигает минимального уровня знаний и умений, необходимых для работы в условиях современного об- щества.Выводы большого количества зарубежных исследований говорят о том, что наилучшие результаты в области обучения и формирования личностных качеств обучающихся достигаются в случае разумного целенаправленного сочетания под- ходов, основанных на всеобщности и качестве образования. Такие исследования показывают, что инвестиции в достижение всеобщности впоследствии окупают- ся за счет роста экономики и социального развития общества: недостаточность образования у населения может ограничить рост производства, экономики, умень- шить количество инноваций и факторов использования технологий, ключевых для экономической сферы, а наличие у членов общества значимых для этого общества личностных качеств способствует благоприятной социальной обста- новке, комфортным условиям для жизни, работы и творчества людей.В сложившихся системах образования для обучающихся, имеющих достаточ- но существенные проблемы с результативностью обучения (которые, как прави- ло, сопровождаются проблемами личностного развития и воспитания), предус- мотрено повторное обучение. Исследования, проведенные в странах ОЭСР, сви- детельствуют, что практика оставления обучающихся «на второй год» на всех уровнях системы образования практически не приводит к повышению качества подготовки и формирования личности таких обучающихся, но при этом являет- ся дорогостоящей. Некоторые страны, такие как Франция, предпринимают дей- ственные меры, направленные на снижение этого фактора: на повторное обуче- ние оставляют в исключительных случаях, оценка проводится несколько раз в течение обучения (а не только в конце учебного года). В Бельгии для школ раз- рабатываются и предоставляются специализированные педагогические инстру- менты, способствующие своевременной коррекции результатов обучения и вос- питания.Очевидно, что существенное влияние на виды знаний, умений и качеств лич- ности, формируемых у обучающихся, оказывает содержание образования. Мно- гие страны, включая страны СНГ, за последние годы существенно обновили со- держание и перечень учебных дисциплин, а также содержание внеучебной и кружковой деятельности, за счет которых во многом осуществляется обучение и воспитание молодежи. В 2008 году в Польше была представлена модификация национального учебного плана профессиональной подготовки на уровне средне- го образования. Выполнение этого плана было намечено на 2012-2015 годы. Та- кой план включал в себя компоненты, необходимые для формирования матема- тического, научного и критического мышления, навыки решения проблем, ис- пользования информационных технологий, самооценки и работы в команде. Директорам образовательных организаций было предоставлено право самосто- ятельно управлять временем внутри учебного плана при условии обеспечения выработки указанных навыков и качеств.Любые подобные меры, затрагивающие одновременно и сферу обучения, и сферу воспитания, базирующиеся на использовании современных технологий, по сути, всегда являются инновационными. При этом существенное значение для внедрения подобных инноваций в области обучения и воспитания играет наличие соответствующих лидерских и профессиональных качеств у руководства образовательной организации. Именно руководство решает вопросы, связанныес направлениями инновационного развития такой организации. В связи с этим в Казахстане, России и зарубежных странах актуальными являются задачи, свя- занные с выработкой у руководителей образовательных организаций лидерских качеств, знаний и умений, необходимых для отбора, понимания и внедрения инноваций и технологий в сфере обучения и воспитания.Формирование готовности к совместной и инновационной деятельности, сла- женной работе с партнерами, видению технологий, эффективному использованию обратной связи и объективной самооценке должно стать предметом подготовки и переподготовки руководящего персонала системы образования. В содержание такой подготовки могут также войти вопросы, связанные с использованием ин- формационных технологий: ведением электронных журналов и портфолио пре- подавателей и обучающихся, особенностям анализа результатов образовательной деятельности, специфике применения информационных систем в управлении образованием, перечню факторов, приводящих к перегрузке обучающихся.Многие попытки ввести новые подходы на разных уровнях системы образо- вания связаны с новыми формами повышения эффективности управления кон- кретными образовательными организациями. Так, например, в Австрии с 2008 года на государственном уровне внедряется инициатива «Австрийская новая сред- няя школа». Изначально проект охватил 67 пилотных школ. Планируется, что в данный проект к 2018 году будет распространен на все школы Австрии.Суть проекта состоит в выдвижении представителей педагогического коллек- тива школы, посещающих специально организованные национальные и регио- нальные совещания и иные мероприятия, входящих в специальные объединения педагогов, проходящих соответствующее повышение квалификации. На такие события, мероприятия и встречи также приглашаются и руководители образова- тельных организаций. Лидеры, являющиеся членами педагогического коллекти- ва, принимают реальное активное участие в руководстве процессами обучения и воспитания в школах. К подготовке таких лидеров привлекаются педагогические факультеты вузов и научно-методические центры. В апреле 2012 года проект был санкционирован австрийским парламентом, что повлияло на интенсификацию реформ с 2012-2013 учебного года.Практика показала, что такой инновационный подход к управлению школами привел к оптимизации выбора, стимулированию использования и распростра- нению эффективных педагогических и информационных сред обучения и вос- питания в системе среднего образования [1].К числу основных проблем, затрудняющих инновационное развитие системы образования в направлении личностного развития обучающихся, исследователи из стран ОЭСР относят то, что не каждое предлагаемое изменение на самом деле приводит к повышению качества обучения и воспитания. Кроме того, зачастую подобному развитию мешает скептическое, предвзятое отношение и некоррект- ное освещение инноваций в дебатах и дискуссиях; не принимается во внимание значимость неформального образования, общения и социализации, осуществля- емых вне стен образовательной организации, например, через ресурсы сети Ин- тернет, телевидение и другие медиаресурсы. Часто технологическое развитие и совершенствование воспринимаются педагогической общественностью как раз-ные векторы развития системы образования. При этом их следует рассматривать в качестве основного единого подхода к повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся в наступившем веке.Для того, чтобы быть более эффективной в аспекте воспитания в обучающих- ся личности, образовательной организации следует [2]:рассматривать обучение в качестве основного вида деятельности, поощряя при этом взаимодействие обучающихся и способствуя их воспитанию;опираться при обучении и воспитании на совместную деятельность обуча- ющихся;уделять особое внимание факторам мотивации и эмоциональной составля- ющей образовательной деятельности;реализовывать дифференциацию с учетом индивидуальных различий, в том числе и с учетом предшествующего уровня подготовки обучающихся;предъявлять достаточно высокие требования к каждому обучающемуся, не допуская при этом перегрузки;использовать эффективные современные подходы к оценке, основанные на обратной связи;опираться в своей деятельности на горизонтальные связи как между обра- зовательными организациями, так и между организациями разных типов.Очевидно, что для многих образовательных организаций реализация таких принципов на практике требует значительных изменений, а для некоторых из них - радикальных. Важно учитывать, что для создания инновационной высоко- технологичной среды для обучения и воспитания необходимо соблюдение всех принципов одновременно, а не нескольких избранных.В основе такой среды следует выделять так называемое педагогическое ядро, которое включает в себя четыре основных тесно связанных элемента: обучающи- еся, педагоги, содержание образования и ресурсы. Внедрение инноваций в об- ласти обучения и воспитания может касаться любого из этих элементов.Несмотря на то, что, как правило, для системы образования (в основном для обучения в школе) ключевым фактором отбора обучающихся является террито- риальный принцип, сказывающийся в том числе и на специфике личностного развития школьников, использование информационных технологий возможно и для расширения возможности коммуникаций для этой части педагогического ядра. Для этого к образовательному процессу в школе следует привлечь родителей и других членов семей обучающихся, которые сами могут стать обучающимися, а также использовать телекоммуникационные технологии для вовлечения в про- цессы воспитания обучающихся из других территорий, регионов и стран.Педагоги могут и должны стать основным источником инноваций для систе- мы образования в части личностного развития школьников. При этом зачастую роль педагогов могут играть взрослые члены семьи, представители обществен- ности или даже другие обучающиеся. Педагоги также могут быть привлечены к воспитательной работе в образовательной организации посредством использо- вания телекоммуникационных технологий [3-5].Инновационность и использование средств информатизации явно проявля- ются при обновлении содержания учебной и воспитательной работы со школь-никами. Подходы к формированию образовательных программ могут быть из- менены, например, за счет компетентностного подхода. Другими примерами инновационных подходов могут служить социально ориентированное и личност- но ориентированное обучение, реализация междисциплинарных подходов, ак- центирование внимания на отдельных образовательных областях, таких как из- учение языка или отдельных направлений развития школьника.Применение инновационных подходов и средств информатизации способ- ствует обновлению ресурсной базы системы образования. Охват учебной среды существенно расширяется благодаря использованию информационных и теле- коммуникационных технологий, обновленному проектированию, перестройке и материально-техническому оснащению мест, в которых происходит обучение и воспитание [6].Эти четыре компонента объединяются в педагогическое ядро в рамках инно- вационного развития, поскольку именно обучающиеся взаимодействуют с педа- гогами, а в основе этого взаимодействия лежат содержание образования и ис- пользуемые при его освоении материальные и иные ресурсы. Очевидно, что такое комплексное взаимодействие вносит решающий вклад в развитие личности школьника в той его части, которая имеет отношение к школьному образованию.Можно говорить о значимом опыте зарубежных стран в области инновацион- ного развития образования и его воспитательной составляющей. Например, в Австралии и Новой Зеландии в основе инновационных моделей развития обра- зования лежат приоритеты получения более глубоких фундаментальных знаний, обучение и воспитание в сотрудничестве. С 2011 года в Новой Зеландии обуча- ющиеся вне зависимости от места обучения включаются в образовательные теле- коммуникационные сети и группируются в объединения в зависимости от специ- ализации, предпочтений, социально-экономических условий получения образо- вания или, например, в зависимости от наличия особых личностных потребностей. Такой инновационный подход повышает возможность родителей и обществен- ности участвовать в обучении и воспитании молодежи, а также позволяет ис- пользовать преимущества массовой коллективной работы, недоступной для пе- дагога, работающего с относительно небольшой группой в одном помещении [1].Значимый вклад в инновационное развитие системы образования вносят со- временные телекоммуникационные технологии и средства, которые в настоящее время должны учитываться в любой стратегии развития образования. В Казах- стане, России и многих других странах существует достаточное количество при- меров, когда внедрение новых подходов к воспитанию либо основывается на ис- пользовании телекоммуникационных технологий, либо координируется при по- мощи общедоступных телекоммуникационных ресурсов.Французская телекоммуникационная платформа Respire, курируемая Нацио- нальным министерством образования Франции, включает более 2,5 тысяч инно- ваций для системы образования и отвечает четырем основным принципам: не- формальность, персонализация, открытость исходного кода и возможность со- трудничества. Многие из собранных на платформе инновационных подходов связаны с личностным развитием школьников.Интернет-портал для изучения различных языков, созданный в Швеции, ра- ботает с 2001 года и координируется Национальным агентством по образованию Швеции. В 2003 году ресурс получил международную награду как самый инно- вационный ресурс в сфере обучения иностранным языкам. На портале органи- зована служба инновационной поддержки педагогов и руководителей образова- тельных организаций. Часть этого портала посвящена знакомству обучающихся с образом жизни и менталитетом разных народов, что имеет значимый воспита- тельный характер.На внедрение новых технологических и педагогических подходов в обучение и воспитание требуется время. Так, указанный выше шведский языковой интер- нет-портал начинал свое функционирование с четырех языков в 2001 году, к 2012 году охватив 45 языков, объединив более чем 10 тысяч веб-страниц.Национальный совет по вопросам образования Финляндии в 2012 году санк- ционировал создание и открытие нового интернет-портала, являющегося, по сути, открытой службой для содействия распространению инноваций и передо- вого опыта в сфере обучения и воспитания. Одна из ключевых междисциплинар- ных тем для внедрения инноваций при помощи данного ресурса - важная для формирования личностных качеств проблема сохранения окружающей среды и корректного поведения человека в ней.Аналогичными телекоммуникационными ресурсами в России являются ин- тернет-портал «Российское образование», Единое окно доступа к образователь- ным ресурсам, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов и другие проекты.Такие телекоммуникационные ресурсы и целенаправленная политика в об- ласти инноваций в обучении и воспитании позволяют избежать ненужной кон- куренции, несогласованности, дублирования или путаницы в действиях отдель- ных разработчиков или образовательных организаций. В Финляндии предложе- но заносить все подобные проекты в единую базу данных, что позволит согласовать их между собой, а также дополнительно связать учебные, контроль- но-измерительные и развивающие материалы, используемые в масштабах всей системы образования. В некоторых случаях такая координация позволяет суще- ственно повысить эффективность обучения и воспитания, сэкономить бюджет, перенаправить финансовые потоки и материальные ресурсы, эффективно при- влечь накопленный международный опыт, в том числе и к решению актуальных задач развития школьников.×
Об авторах
Вадим Валерьевич Гриншкун
Московский городской педагогический университет
Email: vadim@grinshkun.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521
Лаура Каныбековна Орынбаева
Казахский национальный педагогический университет имени АбаяPhD докторант кафедры педагогики и психологии ул. Толе би, 86, Алматы, Казахстан, 050012
Список литературы
- Innovative Learning Environments, Educational Research and Innovation. OECD Publishing. Paris, 2013.
- Dumont H., Istance D., Benavides F. The Nature of Learning: Using Research to Inspire Practice. OECD Publishing. Paris, 2010.
- Гриншкун В.В. Особенности подготовки педагогов в области информатизации образования // Информатика и образование. 2011. № 5. С. 68-72.
- Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 1 (27). С. 15-21.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Цели, содержание и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования в магистратуре педагогического вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2013. № 1 (25). С. 10-18.
- Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Зимин А.М., Краснова Г.А. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий // Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов. М.: РМЦ, 2002. С. 24-50.