MODULAR TRAINING IN THE FRAMEWORK OF REALIZATION OF INTERSUBJECT LINKS OF MATHEMATICS WITH OTHER SCHOOL SUBJECTS

Abstract


The article deals inter-subject relations with other subjects of algebra curriculum. As part of the GEF activities from the teacher required the formation of a coherent picture of the world, which means that the results of a meta-subject teaching to be achieved. As an example, deals with the topic of non- uniform motion in physics and quadratic functions in algebra. The analysis of the requirements for learning outcomes, the study objectives and data integration capabilities in the process of the study. Just a list of tasks and issues for study in each of the lessons in both integrated classes, and the framework of the modular study. The question of the use and visualization tools as well as the combination of this material and other items (we considered the example of computer science lessons).

Образовательные стандарты способствуют изменениям в системе школьного образования, отвечающим государственному и социальному заказу общества. С данной точки зрения, стратегия социального проектирования, основанная на образовательных технологиях, определяет способы достижения желаемого ре- зультата - личностного и познавательного развития обучающихся, соответству- ющего требованиям действующих стандартов образования. Согласно ФГОС ос- новного общего и среднего (полного) образования обучающийся должен быть развитой личностью, обладающей целостным мировоззрением, способностью к самореализации в будущей профессиональной и общественной деятельности в качестве полноценного члена общества [5].Специфической особенностью учебной деятельности настоящего времени становится ориентация не столько на предметные результаты, сколько на лич- ностные и метапредметный результат обучения. Это способствует формированию целостной картины мира. Очень часто при изучении предметов школьной про- граммы обучающимся сложно самостоятельно найти связь и единую цель изуче- ния материала. С легкостью освоив задачи на проценты в курсе алгебры, учащи- еся зачастую испытывают трудности при решении сходных заданий, например, на уроках биологии или химии.58Анализируя материал школьных курсов алгебры, геометрии, физики и инфор- матики, мы отмечаем, что в 9 классе изучение темы «Квадратичная функция, ее свойства и график» (в алгебре), а также темы «Векторы» (в геометрии) совпадает по времени с изучением равномерного и равноускоренного движения в физике.Учитывая данные совпадения, мы бы хотели соединить изучение материала по математике и по физике с использованием знаний информатики (EXCEL, по- строение графиков функций) в единый блок [1-3].Очень часто учитель математики, объясняя материал, не делает акцент на смеж- ные дисциплины, да и не всегда пытается привести пример данной математиче- ской модели на примерах смежного предмета, а на самом деле такие межпред- метные связи выходят на первый план при оценке учебных достижений учащих- ся в рамках действия ФГОС [5]. Можно отметить необходимость рассмотрения возможностей по вопросу объединения предметов в рамках работы по подготов- ке к сдаче контрольных и экзаменационных работ. При решении в ОГЭ и ЕГЭ по математике задач с практическим содержанием (умение работать с физической формулой) большинство учащихся пытаются просто составить математическую модель и решить ее, забывая о связи и смысловой нагрузке физики. В качестве примера таких задач можно привести например:Высота над землей подброшенного вверх мяча меняется по законуh(t) = 1,6 + 8t - 5t2,где h - высота, м; t - время, сек, прошедшее с момента броска.Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 3 м [4]?Рассмотрим данную задачу с точки зрения трех выбранных нами предметов (табл. 1).Межпредметные связи (математика, физика, информатика)Таблица 1МатематикаФизикаИнформатикаРезультатПрименение квадратичной функции и ее свойствИзучение закона равноуско- ренного движенияПостроение графика в про- грамме Excel, создание форму- лы и таблицы значений функцийЦельИзучение свойств решений квадратичной функции, под- готовка к решению заданий ОГЭИсследовать зависимость координаты тела от времениИзучение возможностей про- граммы ExcelКаждый предмет в целом достигает различных результатов и целей в процессе решения одной и той же задачи, но мы предлагаем осуществить решение данной задачи на межпредметном уровне. Чаще всего для достижения данных результа- тов в рамках школьной программы требуется проведения интегрированных за- нятий. Но на практике не всегда возможно проводить такие занятия.В рамках работы по усвоению данной темы мы подготовили ряд заданий, ко- торые можно выполнить на уроках по другим предметам. С точки зрения физики мы решаем задачу равноускоренного движения тела, которое задается уравнени- ем х = х0 + υ0хt + ахt2/2.Поэтому на уроке физики целесообразно решить данную задачу с позиции рассмотрения равноускоренного движения и его особенностей, а именно рас- ширить спектр вопросов данной задачи: какова максимальная высота подъема тела; в какой момент времени тело достигнет высоты трех метров; по какой тра- ектории движется тело; какова начальная скорость тела?А теперь рассмотрим данное уравнение с точки зрения математики. Уравнение y = ах2 + bx + c: требуется соотнести коэффициенты с физическим законом: х = х0 + υ0хt + ахt2/2. В нашем случае все просто: у = х, а = ах/2, b = υ0х, c = х0. Та- ким образом, мы будет решать данную задачу в рамках алгебры при изучении свойств квадратичной функции.Рис. 1. График равноускоренного движения в ExcelРис. 2. Результаты модульного обучения по математике, физике и информатикеДалее в рамках урока информатики у нас есть возможность визуализировать данный процесс с помощью средств Excel, а именно: на уроке информатики мож- но рассмотреть компьютерную модель данного движения, а также воспользовать- ся средствами компьютерной визуализации (рис. 1).Поскольку разработанные задания носят модульный характер, они могут быть выполнены отдельно как элемент урока по алгебре, урока по физике и урока по информатике. Но наибольший эффект будет достигнут при проведении интегри- рованного занятия, на котором учащиеся будут иметь возможность одновремен- ного рассмотрения всех заданий. Такая работа может быть проведена в рамках уроков математика + физика или математика + информатика (рис. 2).Зачастую при подготовке и проведении уроков учителя не задаются вопросом о времени прохождения той или иной темы на других предметах и стыковкой материала. Это можно объяснить невозможностью доскональной такой стыков- ки в рамках 10-15 дисциплин, изучаемых школьниками. При этом выход на ме- тапредметный уровень позволит достигнуть следующих результатов обучения [5] (табл. 2).Результаты межпредметной учебной деятельности для учителяТаблица 2МатематикаФизикаИнформатикаГотовность к выполнению зада- ний ОГЭ и ЕГЭ.Понимание роли математики в повседневной действительно- сти.Применение предметных зна- ний в нестандартных ситуацияхИспользование возможностей компьютерного эксперимента. Новые возможности и подходы к оформлению результатов экспе- риментальной работы. Готовность к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭРассмотрение возможностей при- менения знаний к учебной деятель- ности. Актуализация получаемых знаний. Повышение интереса к из- учению предмета и рассмотрения практической значимости. Готовность к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭОформление результатов своей деятельности с применением современных технологий и программ. Формирование целостной картины мира.Расширение познавательного поля учащихся, которое позволяет по максимуму реализовывать про- грамму (ЕГЭ, ОГЭ), превосходить ее (творчество, проектная деятельность) и дает новые возможности для новой интеграцииТаким образом, метапредметные и личностные результаты обучения достига- ются за счет применения комплексного изучения предметов школьной програм- мы. Формирование целостной картины мира в рамках обучения предполагает такую организацию учебной деятельности и учебного процесса, обеспечивающе- го формирование метапредметных универсальных учебных действий.

O G Ignatova

Dergaevskaya School № 23

Oktyabrskaya str., 73B, der. Dergaevo, Ramenskij rajon, Moskovskaya oblast’, Russia, 140100

Views

Abstract - 198

PDF (Russian) - 210


Copyright (c) 2016 Игнатова О.Г.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.