МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются межпредметные связи алгебры с другими предметами школьной программы. В соответствии с ФГОС учитель должен формировать у учащихся целостную картину мира, а это значит, что должны быть достигнуты метапредметные результаты обучения. В качестве примера рассматривается тема неравномерного движения в физике и квадратичной функции в алгебре. Проводится анализ требований к результатам обучения, целей изучения и возможностей интеграции данных тем в процессе изучения. Также приводится перечень заданий и вопросов для изучения на каждом из уроков в рамках интегрированного занятия и модульного изучения материала. Рассмотрен вопрос применения и средств визуализации, а также совмещения данного материала и с другими предметами (на примере уроков информатики).

Полный текст

Образовательные стандарты способствуют изменениям в системе школьного образования, отвечающим государственному и социальному заказу общества. С данной точки зрения, стратегия социального проектирования, основанная на образовательных технологиях, определяет способы достижения желаемого ре- зультата - личностного и познавательного развития обучающихся, соответству- ющего требованиям действующих стандартов образования. Согласно ФГОС ос- новного общего и среднего (полного) образования обучающийся должен быть развитой личностью, обладающей целостным мировоззрением, способностью к самореализации в будущей профессиональной и общественной деятельности в качестве полноценного члена общества [5].Специфической особенностью учебной деятельности настоящего времени становится ориентация не столько на предметные результаты, сколько на лич- ностные и метапредметный результат обучения. Это способствует формированию целостной картины мира. Очень часто при изучении предметов школьной про- граммы обучающимся сложно самостоятельно найти связь и единую цель изуче- ния материала. С легкостью освоив задачи на проценты в курсе алгебры, учащи- еся зачастую испытывают трудности при решении сходных заданий, например, на уроках биологии или химии.58Анализируя материал школьных курсов алгебры, геометрии, физики и инфор- матики, мы отмечаем, что в 9 классе изучение темы «Квадратичная функция, ее свойства и график» (в алгебре), а также темы «Векторы» (в геометрии) совпадает по времени с изучением равномерного и равноускоренного движения в физике.Учитывая данные совпадения, мы бы хотели соединить изучение материала по математике и по физике с использованием знаний информатики (EXCEL, по- строение графиков функций) в единый блок [1-3].Очень часто учитель математики, объясняя материал, не делает акцент на смеж- ные дисциплины, да и не всегда пытается привести пример данной математиче- ской модели на примерах смежного предмета, а на самом деле такие межпред- метные связи выходят на первый план при оценке учебных достижений учащих- ся в рамках действия ФГОС [5]. Можно отметить необходимость рассмотрения возможностей по вопросу объединения предметов в рамках работы по подготов- ке к сдаче контрольных и экзаменационных работ. При решении в ОГЭ и ЕГЭ по математике задач с практическим содержанием (умение работать с физической формулой) большинство учащихся пытаются просто составить математическую модель и решить ее, забывая о связи и смысловой нагрузке физики. В качестве примера таких задач можно привести например:Высота над землей подброшенного вверх мяча меняется по законуh(t) = 1,6 + 8t - 5t2,где h - высота, м; t - время, сек, прошедшее с момента броска.Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 3 м [4]?Рассмотрим данную задачу с точки зрения трех выбранных нами предметов (табл. 1).Межпредметные связи (математика, физика, информатика)Таблица 1МатематикаФизикаИнформатикаРезультатПрименение квадратичной функции и ее свойствИзучение закона равноуско- ренного движенияПостроение графика в про- грамме Excel, создание форму- лы и таблицы значений функцийЦельИзучение свойств решений квадратичной функции, под- готовка к решению заданий ОГЭИсследовать зависимость координаты тела от времениИзучение возможностей про- граммы ExcelКаждый предмет в целом достигает различных результатов и целей в процессе решения одной и той же задачи, но мы предлагаем осуществить решение данной задачи на межпредметном уровне. Чаще всего для достижения данных результа- тов в рамках школьной программы требуется проведения интегрированных за- нятий. Но на практике не всегда возможно проводить такие занятия.В рамках работы по усвоению данной темы мы подготовили ряд заданий, ко- торые можно выполнить на уроках по другим предметам. С точки зрения физики мы решаем задачу равноускоренного движения тела, которое задается уравнени- ем х = х0 + υ0хt + ахt2/2.Поэтому на уроке физики целесообразно решить данную задачу с позиции рассмотрения равноускоренного движения и его особенностей, а именно рас- ширить спектр вопросов данной задачи: какова максимальная высота подъема тела; в какой момент времени тело достигнет высоты трех метров; по какой тра- ектории движется тело; какова начальная скорость тела?А теперь рассмотрим данное уравнение с точки зрения математики. Уравнение y = ах2 + bx + c: требуется соотнести коэффициенты с физическим законом: х = х0 + υ0хt + ахt2/2. В нашем случае все просто: у = х, а = ах/2, b = υ0х, c = х0. Та- ким образом, мы будет решать данную задачу в рамках алгебры при изучении свойств квадратичной функции.Рис. 1. График равноускоренного движения в ExcelРис. 2. Результаты модульного обучения по математике, физике и информатикеДалее в рамках урока информатики у нас есть возможность визуализировать данный процесс с помощью средств Excel, а именно: на уроке информатики мож- но рассмотреть компьютерную модель данного движения, а также воспользовать- ся средствами компьютерной визуализации (рис. 1).Поскольку разработанные задания носят модульный характер, они могут быть выполнены отдельно как элемент урока по алгебре, урока по физике и урока по информатике. Но наибольший эффект будет достигнут при проведении интегри- рованного занятия, на котором учащиеся будут иметь возможность одновремен- ного рассмотрения всех заданий. Такая работа может быть проведена в рамках уроков математика + физика или математика + информатика (рис. 2).Зачастую при подготовке и проведении уроков учителя не задаются вопросом о времени прохождения той или иной темы на других предметах и стыковкой материала. Это можно объяснить невозможностью доскональной такой стыков- ки в рамках 10-15 дисциплин, изучаемых школьниками. При этом выход на ме- тапредметный уровень позволит достигнуть следующих результатов обучения [5] (табл. 2).Результаты межпредметной учебной деятельности для учителяТаблица 2МатематикаФизикаИнформатикаГотовность к выполнению зада- ний ОГЭ и ЕГЭ.Понимание роли математики в повседневной действительно- сти.Применение предметных зна- ний в нестандартных ситуацияхИспользование возможностей компьютерного эксперимента. Новые возможности и подходы к оформлению результатов экспе- риментальной работы. Готовность к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭРассмотрение возможностей при- менения знаний к учебной деятель- ности. Актуализация получаемых знаний. Повышение интереса к из- учению предмета и рассмотрения практической значимости. Готовность к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭОформление результатов своей деятельности с применением современных технологий и программ. Формирование целостной картины мира.Расширение познавательного поля учащихся, которое позволяет по максимуму реализовывать про- грамму (ЕГЭ, ОГЭ), превосходить ее (творчество, проектная деятельность) и дает новые возможности для новой интеграцииТаким образом, метапредметные и личностные результаты обучения достига- ются за счет применения комплексного изучения предметов школьной програм- мы. Формирование целостной картины мира в рамках обучения предполагает такую организацию учебной деятельности и учебного процесса, обеспечивающе- го формирование метапредметных универсальных учебных действий.
×

Об авторах

О Г Игнатова

Дергаевская школа № 23

ул. Октябрьская, д. 73Б, дер. Дергаево, Раменский р-н, Московская обл., Россия, 140100

Список литературы

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кардомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 384 с.
  2. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.М.: Просвещение, 2011. 159 c.
  3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 271 с.
  4. Открытый банк заданий ЕГЭ. URL: http://mathege.ru/or/ege/
  5. Приказ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070507/

© Игнатова О.Г., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах