ABOUT APPLICATION OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF ASSOCIATIVE AND CREATIVE THINKING ON MATHEMATICSLESSONS USING ICT AND MODERN GADGETS

Abstract


The research deals with the use of technology of associative - visual thinking development on Maths lessons with using ICT and modern gadgets. The various approaches defining the notion “the associative visual thinking” have been outlined and considerable features of the notion have been described. The work also gives a valuable information on the practical results of the use of this technology on Maths lessons confirming the facts of increasing positive dynamics of learning the material and the high rise of the quality of students’ learning.By results of questioning a tendency to digestion of new material at mathematics lessons by means of associative and figurative thinking, and application of ICT and modern gadgets come to light. It allows to create at school students skills of independent mastering knowledge, search, data collection and processing on the Internet.

Основная задача учителя математики состоит в развитии мотивации учащих- ся к самостоятельности. Именно эта идея лежит в основе федеральных государ- ственных образовательных стандартах второго поколения.Цель современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя; цель - научить учиться. ФГОС основного общего образования ориентирован на результат - развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности [4]. Следовательно, в услови- ях реализации новых стандартов учитель математики должен осуществить пере- ход от традиционного к системно-деятельностному подходу в обучении, основы которого заложены в работах П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Такой подход направлен на формирование способности к само- обучению, развитие творческого и логического мышления учащихся. При этом целесообразно использовать на уроках математики инновационные технологии: игровые, проектные, проблемные, технологии уровневой дифференциации, ин- формационно-коммуникационные технологии, технологии развития ассоциа- тивно-образного мышления.Современные педагогические технологии предоставляют широкие возмож- ности для овладения приемами работы с информацией. Педагогическая техно- логия есть область исследования теории и практики (в рамках системы образо- вания), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической систе- мы для достижения специфических и потенциально воспроизводимыхрезультатов. Также педагогическая технология определяется как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и ус- воения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [6].Суть этих определений сводится к тому, что педагогическая технология пред- ставляет собой планирование и употребление в рамках образования системы средств для получения необходимого результата. Использование педагогических технологий позволяет обучать школьников в соответствии с их индивидуальны- ми возможностями и складом характера.На наш взгляд, применение технологии развития ассоциативно-образного мышления на уроках математики с использованием ИКТ и современных гадже- тов позволит учителю и школьнику «быть на одной информационной волне», приведет к повышению эффективности процесса восприятия, запоминания и понимания информации. Преподаватель сможет привить школьникам интерес к своему предмету, что, в свою очередь, упрочит усвоение сложного математиче- ского материала.Современные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Обучение с их примене- нием позволит учащемуся работать с большим объемом различной информации, даст возможность мыслить творчески, нацелит на поиски нестандартных реше- ний. А использование ассоциативно-образного мышления, в свою очередь, ак- тивизирует исследовательскую деятельность школьников, нацелит их на самооб- разование.Ассоциация - возникающая в опыте индивида закономерная связь между дву- мя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувства- ми и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содер- жаний влечет за собой и появление другого [3]. Ассоциации непроизвольно за- поминаются учениками и облегчают понимание нового материала. Их главная роль заключается в том, что учащийся привязывает новые знания к уже известной ему информации.Ассоциативное мышление - это мышление, основанное на ассоциациях. Оно активно участвует в процессе обработки информации без использования логики. Процесс запоминания и понимания осуществляется на основе имеющегося опы- та учащегося. Иначе говоря, если в изложении новых фактов находятся знакомые моменты, непосредственно или ассоциативно связанные с хорошо усвоенным и понятым материалом, то эти знания усваиваются весьма успешно [2].Проблемой формирования и развития ассоциативного мышления занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский, Джон Ст. Милль, Д. Хартли.А.Н. Леонтьев в своей работе «Проблемы развития психики» определяет ас- социацию как связь между психическими явлениями на основе наличия сходства или различия признаков этих явлений, при которой актуализация одного из них вызывает появление других [1].Вопрос об ассоциативных связях вызывает большой интерес и в педагогике. Например, К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания»говорит о семи видах различных ассоциативных взаимосвязей: припоминание по противоположности, по сходству, по порядку времени, места, рассудочная связь, связь по сердечному чувству, связь развитая или разумная. По Ушинскому, новое представление, сросшееся со старым, укладывается в голове обучающегося «ря- дом» и образуется новая цепь ассоциаций двух, трех, четырех представлений, связанных между собой общими звеньями [5].Обобщая вопрос об ассоциативном мышлении, можно выделить его суще- ственные характеристики:нестандартное, оригинальное мышление;школьник, идущий по ассоциативно-образному пути, гораздо быстрее ре- шает поставленную задачу, так как прибегает не к последовательным логическим шагам, а использует воображение и ассоциации;такое мышление имеет большое значение в исследовательском творческом процессе, так как с помощью образного мышления учащийся выделяет важные свойства объектов и осознает смысловые связи между ними.Наиболее сложным предметом для изучения в школе является математика. Применяя технологию развития ассоциативно-образного мышления с исполь- зованием ИКТ и современных гаджетов, учитель способствует восприятию и по- ниманию трудного математического материала. Данная технология использова- на нами в практике работы в МОУ СОШ № 17 г. Орехово-Зуево Московской области на уроках математики в 5-8 классах. Основная цель ее применения за- ключалась в обогащении и систематизации знаний обучающихся, развитии их математического кругозора.В качестве примеров рассмотрим некоторые темы школьного курса матема- тики, где применялась технология ассоциативно-образного мышления. В первую очередь приведем один из вариантов урока-исследования в 5 классе по теме:«Среднее арифметическое», проведенного по данной технологии. Примерно за 1-2 недели до изучения этой темы учитель предлагает пятиклассникам такое за- дание: «Установите на свой смартфон приложение Яндекс Погода и запишите показания (утром, днем и вечером) в каждый день следующей недели». При этом оговаривается время измерения температуры, например, в 8 ч утра, в 15 ч дня и 18 ч вечера, и способ оформления результатов исследования. Учащиеся достаточ- но легко и с интересом выполняют это задание. На уроке изучения новой темы под руководством учителя дети сравнивают и анализируют результаты измерений, оформленные в таблицу.С помощью учителя в процессе рассуждений учащиеся приходят к выводу о необходимости определения средней температуры воздуха в течение суток и за неделю, высказывают свои предположения, как провести вычисления. Чаще все- го дети определяют среднюю температуру подбором, не точно, а примерно. На- пример, они говорят: «Средняя температура будет что-то около плюс 7 или плюс 9 градусов». Учитель сообщает ребятам, что в математике есть специальная фор- мула среднего арифметического, которая позволяет получить точный результат. Далее школьники производят расчеты с помощью данной формулы самостоя- тельно.Примечательно, что измерение температуры воздуха с помощью приложения«Яндекс Погода» помогает повысить познавательную активность учащихся, во- влечь их в исследовательскую деятельность, научить анализировать результаты эксперимента и быть мобильным в любое время. Как показала наша практика, дети с увлечением и дружно работают на уроке, каждый из них старается внести свой вклад в общее дело. Материал урока запоминается очень легко и прочно.Ниже представлена таблица некоторых тем школьного курса математики, при объяснении которых применялась технология ассоциативно-образного мышле- ния с использованием ИКТ, т.е. при объяснении материала урока применялись мультимедийные презентации и интерактивная доска.Темы школьного курса математикиТаблицаКлассТема урокаАссоциации6Умножение и деление положитель- ных и отрицательных чиселПравило знаков:+ х - = - - : - = +- x - = + - : + = -Если количество минусов четное, ответ с плюсом. Если нечетное, ответ с минусом7Смежные и вертикальные углыСмежные углы - ассоциация со смежными комнатами (у комнат - одна стена общая, у углов - одна сторона общая). Вертикальные углы - ассоциация с буквой х7Координатная плоскостьВводятся понятия «абсцисса» и «ордината». Ассоциа- ция: Х (икс) - абсцисса, Y (игрек) - ордината (в словах«икс» и «абсцисса» есть одинаковая буква С, «игрек» и«ордината» - буква Р)8Степень с отрицательным целым по- казателемa-n = 1/an Ассоциация: знак минус превращается в дроб- ную черту, an «спускается» в знаменатель8Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольни- ка. Синус и косинус острого угла пря- моугольного треугольникаКосинус острого угла прямоугольного треугольника - отношение прилежащего катета к гипотенузе (ассоци- ация: косинус=ко мне → прилежащий катет к гипотену- зе). Соответственно синус - наоборот, отношение противолежащего катета к гипотенузеПосле применения на уроках математики технологии развития ассоциативно- образного мышления с использованием ИКТ и современных гаджетов нами было проведено анкетирование учащихся 5-8 классов на тему: «Помогает ли ассоци- ативно-образное мышление в обучении на уроках математики?» Школьникам было предложено зайти на сайт Google Формы и ответить на вопросы анкеты (рис. 1) (сайт анкеты https://docs.google.com/forms/d/1tidNYT1-hAE0j3CFZznWii BhRoAh0sqSEtBjo9O7vk/ viewform?edit_requested=true).Результаты опроса на вопрос № 4 анкеты представлены на рис. 2, 3. Полный список ответов на вопросы анкеты можно посмотреть на сайте https://docs.google. com/forms/d/1tidNYT1-hAE0j3CFZznWiiBhRoAh0sqSEtBjo9O7_vk/edit? usp=sharing (5-6 классы) и на сайте https://docs.google.com/forms/d/1Pdaio8c2_ RKGgs-8_HVa09hnFdrSRu0UJbMQAgys9ks/edit?usp=sharing (7-8 классы).Рис. 1. Анкета: «Помогает ли ассоциативно-образное мышление в обучении на уроках математики?»Рис. 2. Результаты опроса для 5-6 классовРис. 3. Результаты опроса для 7-8 классовАнализ результатов анкеты показал, что в 5 и 6 классах больше 60%, а в 7 и 8 классах больше 70% учащихся используют для понимания и запоминания ма- териала урока ассоциативно-образное мышление.По результатам анкетирования выявлена тенденция к усвоению нового мате- риала на уроках математики с помощью ассоциативно-образного мышления, а применение ИКТ и современных гаджетов, в свою очередь, позволяет формиро- вать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями, поиска, сбо- ра и обработки информации в сети Интернет. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего использования данной технологии.Практика применения технологии развития ассоциативно-образного мышле- ния с использованием ИКТ и современных гаджетов показала, что у школьников повышается интерес к математике, мотивация к изучению данного предмета, развивается способность сравнивать, рассуждать, анализировать, формируются исследовательские и творческие способности, наблюдается положительная ди- намика усвоения материала, что, в свою очередь, приводит к повышению качества знаний.

A P Kukhtinova

Secondary school № 17

Proezd Belytskogo, 17, Moscow region, Orekhovo-Zuyevo, Russia, 142613

Views

Abstract - 179

PDF (Russian) - 231


Copyright (c) 2016 Кухтинова А.П.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.