ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ
- Авторы: Кухтинова АП1
-
Учреждения:
- Средняя общеобразовательная школа № 17
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 66-72
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/14394
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена применению технологии развития ассоциативно-образного мышления на уроках математики с использованием ИКТ и современных гаджетов. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «ассоциативное мышление», выделяются его существенные характеристики. Представляются результаты практики использования данной технологии на уроках математики, подтверждающие положительную динамику усвоения материала, а также повышение качества знаний. По результатам анкетирования выявляются тенденция к усвоению нового материала на уроках математики с помощью ассоциативно-образного мышления, а применение ИКТ и современных гаджетов. Это позволяет формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями, поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.
Полный текст
Основная задача учителя математики состоит в развитии мотивации учащих- ся к самостоятельности. Именно эта идея лежит в основе федеральных государ- ственных образовательных стандартах второго поколения.Цель современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя; цель - научить учиться. ФГОС основного общего образования ориентирован на результат - развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности [4]. Следовательно, в услови- ях реализации новых стандартов учитель математики должен осуществить пере- ход от традиционного к системно-деятельностному подходу в обучении, основы которого заложены в работах П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Такой подход направлен на формирование способности к само- обучению, развитие творческого и логического мышления учащихся. При этом целесообразно использовать на уроках математики инновационные технологии: игровые, проектные, проблемные, технологии уровневой дифференциации, ин- формационно-коммуникационные технологии, технологии развития ассоциа- тивно-образного мышления.Современные педагогические технологии предоставляют широкие возмож- ности для овладения приемами работы с информацией. Педагогическая техно- логия есть область исследования теории и практики (в рамках системы образо- вания), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической систе- мы для достижения специфических и потенциально воспроизводимыхрезультатов. Также педагогическая технология определяется как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и ус- воения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [6].Суть этих определений сводится к тому, что педагогическая технология пред- ставляет собой планирование и употребление в рамках образования системы средств для получения необходимого результата. Использование педагогических технологий позволяет обучать школьников в соответствии с их индивидуальны- ми возможностями и складом характера.На наш взгляд, применение технологии развития ассоциативно-образного мышления на уроках математики с использованием ИКТ и современных гадже- тов позволит учителю и школьнику «быть на одной информационной волне», приведет к повышению эффективности процесса восприятия, запоминания и понимания информации. Преподаватель сможет привить школьникам интерес к своему предмету, что, в свою очередь, упрочит усвоение сложного математиче- ского материала.Современные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Обучение с их примене- нием позволит учащемуся работать с большим объемом различной информации, даст возможность мыслить творчески, нацелит на поиски нестандартных реше- ний. А использование ассоциативно-образного мышления, в свою очередь, ак- тивизирует исследовательскую деятельность школьников, нацелит их на самооб- разование.Ассоциация - возникающая в опыте индивида закономерная связь между дву- мя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувства- ми и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содер- жаний влечет за собой и появление другого [3]. Ассоциации непроизвольно за- поминаются учениками и облегчают понимание нового материала. Их главная роль заключается в том, что учащийся привязывает новые знания к уже известной ему информации.Ассоциативное мышление - это мышление, основанное на ассоциациях. Оно активно участвует в процессе обработки информации без использования логики. Процесс запоминания и понимания осуществляется на основе имеющегося опы- та учащегося. Иначе говоря, если в изложении новых фактов находятся знакомые моменты, непосредственно или ассоциативно связанные с хорошо усвоенным и понятым материалом, то эти знания усваиваются весьма успешно [2].Проблемой формирования и развития ассоциативного мышления занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский, Джон Ст. Милль, Д. Хартли.А.Н. Леонтьев в своей работе «Проблемы развития психики» определяет ас- социацию как связь между психическими явлениями на основе наличия сходства или различия признаков этих явлений, при которой актуализация одного из них вызывает появление других [1].Вопрос об ассоциативных связях вызывает большой интерес и в педагогике. Например, К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания»говорит о семи видах различных ассоциативных взаимосвязей: припоминание по противоположности, по сходству, по порядку времени, места, рассудочная связь, связь по сердечному чувству, связь развитая или разумная. По Ушинскому, новое представление, сросшееся со старым, укладывается в голове обучающегося «ря- дом» и образуется новая цепь ассоциаций двух, трех, четырех представлений, связанных между собой общими звеньями [5].Обобщая вопрос об ассоциативном мышлении, можно выделить его суще- ственные характеристики:нестандартное, оригинальное мышление;школьник, идущий по ассоциативно-образному пути, гораздо быстрее ре- шает поставленную задачу, так как прибегает не к последовательным логическим шагам, а использует воображение и ассоциации;такое мышление имеет большое значение в исследовательском творческом процессе, так как с помощью образного мышления учащийся выделяет важные свойства объектов и осознает смысловые связи между ними.Наиболее сложным предметом для изучения в школе является математика. Применяя технологию развития ассоциативно-образного мышления с исполь- зованием ИКТ и современных гаджетов, учитель способствует восприятию и по- ниманию трудного математического материала. Данная технология использова- на нами в практике работы в МОУ СОШ № 17 г. Орехово-Зуево Московской области на уроках математики в 5-8 классах. Основная цель ее применения за- ключалась в обогащении и систематизации знаний обучающихся, развитии их математического кругозора.В качестве примеров рассмотрим некоторые темы школьного курса матема- тики, где применялась технология ассоциативно-образного мышления. В первую очередь приведем один из вариантов урока-исследования в 5 классе по теме:«Среднее арифметическое», проведенного по данной технологии. Примерно за 1-2 недели до изучения этой темы учитель предлагает пятиклассникам такое за- дание: «Установите на свой смартфон приложение Яндекс Погода и запишите показания (утром, днем и вечером) в каждый день следующей недели». При этом оговаривается время измерения температуры, например, в 8 ч утра, в 15 ч дня и 18 ч вечера, и способ оформления результатов исследования. Учащиеся достаточ- но легко и с интересом выполняют это задание. На уроке изучения новой темы под руководством учителя дети сравнивают и анализируют результаты измерений, оформленные в таблицу.С помощью учителя в процессе рассуждений учащиеся приходят к выводу о необходимости определения средней температуры воздуха в течение суток и за неделю, высказывают свои предположения, как провести вычисления. Чаще все- го дети определяют среднюю температуру подбором, не точно, а примерно. На- пример, они говорят: «Средняя температура будет что-то около плюс 7 или плюс 9 градусов». Учитель сообщает ребятам, что в математике есть специальная фор- мула среднего арифметического, которая позволяет получить точный результат. Далее школьники производят расчеты с помощью данной формулы самостоя- тельно.Примечательно, что измерение температуры воздуха с помощью приложения«Яндекс Погода» помогает повысить познавательную активность учащихся, во- влечь их в исследовательскую деятельность, научить анализировать результаты эксперимента и быть мобильным в любое время. Как показала наша практика, дети с увлечением и дружно работают на уроке, каждый из них старается внести свой вклад в общее дело. Материал урока запоминается очень легко и прочно.Ниже представлена таблица некоторых тем школьного курса математики, при объяснении которых применялась технология ассоциативно-образного мышле- ния с использованием ИКТ, т.е. при объяснении материала урока применялись мультимедийные презентации и интерактивная доска.Темы школьного курса математикиТаблицаКлассТема урокаАссоциации6Умножение и деление положитель- ных и отрицательных чиселПравило знаков:+ х - = - - : - = +- x - = + - : + = -Если количество минусов четное, ответ с плюсом. Если нечетное, ответ с минусом7Смежные и вертикальные углыСмежные углы - ассоциация со смежными комнатами (у комнат - одна стена общая, у углов - одна сторона общая). Вертикальные углы - ассоциация с буквой х7Координатная плоскостьВводятся понятия «абсцисса» и «ордината». Ассоциа- ция: Х (икс) - абсцисса, Y (игрек) - ордината (в словах«икс» и «абсцисса» есть одинаковая буква С, «игрек» и«ордината» - буква Р)8Степень с отрицательным целым по- казателемa-n = 1/an Ассоциация: знак минус превращается в дроб- ную черту, an «спускается» в знаменатель8Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольни- ка. Синус и косинус острого угла пря- моугольного треугольникаКосинус острого угла прямоугольного треугольника - отношение прилежащего катета к гипотенузе (ассоци- ация: косинус=ко мне → прилежащий катет к гипотену- зе). Соответственно синус - наоборот, отношение противолежащего катета к гипотенузеПосле применения на уроках математики технологии развития ассоциативно- образного мышления с использованием ИКТ и современных гаджетов нами было проведено анкетирование учащихся 5-8 классов на тему: «Помогает ли ассоци- ативно-образное мышление в обучении на уроках математики?» Школьникам было предложено зайти на сайт Google Формы и ответить на вопросы анкеты (рис. 1) (сайт анкеты https://docs.google.com/forms/d/1tidNYT1-hAE0j3CFZznWii BhRoAh0sqSEtBjo9O7vk/ viewform?edit_requested=true).Результаты опроса на вопрос № 4 анкеты представлены на рис. 2, 3. Полный список ответов на вопросы анкеты можно посмотреть на сайте https://docs.google. com/forms/d/1tidNYT1-hAE0j3CFZznWiiBhRoAh0sqSEtBjo9O7_vk/edit? usp=sharing (5-6 классы) и на сайте https://docs.google.com/forms/d/1Pdaio8c2_ RKGgs-8_HVa09hnFdrSRu0UJbMQAgys9ks/edit?usp=sharing (7-8 классы).Рис. 1. Анкета: «Помогает ли ассоциативно-образное мышление в обучении на уроках математики?»Рис. 2. Результаты опроса для 5-6 классовРис. 3. Результаты опроса для 7-8 классовАнализ результатов анкеты показал, что в 5 и 6 классах больше 60%, а в 7 и 8 классах больше 70% учащихся используют для понимания и запоминания ма- териала урока ассоциативно-образное мышление.По результатам анкетирования выявлена тенденция к усвоению нового мате- риала на уроках математики с помощью ассоциативно-образного мышления, а применение ИКТ и современных гаджетов, в свою очередь, позволяет формиро- вать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями, поиска, сбо- ра и обработки информации в сети Интернет. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего использования данной технологии.Практика применения технологии развития ассоциативно-образного мышле- ния с использованием ИКТ и современных гаджетов показала, что у школьников повышается интерес к математике, мотивация к изучению данного предмета, развивается способность сравнивать, рассуждать, анализировать, формируются исследовательские и творческие способности, наблюдается положительная ди- намика усвоения материала, что, в свою очередь, приводит к повышению качества знаний.×
Об авторах
А П Кухтинова
Средняя общеобразовательная школа № 17Проезд Беляцкого, 17, Московская область, Орехово-Зуево, Россия, 142613
Список литературы
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 485 с.
- Миракова Т.Н. Гуманитаризация школьного математического образования (методология, теория и практика). М.: ИОСО РАО, 2000. 398 с.
- Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм Еврознак, 2006. 672 с.
- Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград: Учитель, 2015. 183 с.
- Ушинский К.Д. Соч. т. 8. М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. 724 с.
- Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. М.: МПГУ, 1994. 277 с.