INFORMATION SUPPORT OF THE PROJECT AS A METHOD OF FORMING METASUBJECT KNOWLEDGE

Abstract


One of the fastest growing educational facilities is an online training. it is aimed at the remote receive quality knowledge in different subjects and disciplines. Given the prospects for the development of teaching aids, we have considered the possibility of its integration into the traditional school systems. In particular, we have demonstrated the implementation of this method of learning through project- based learning - students create educational materials that will be posted on the Internet.In the article the different software tools were analyzed, allowing to implement all stages of the project development with the help of cloud computing, that is, providing a collaborative and interactive way to work on the project. There are online boards for the initial stages of project development, software for management and structured storage of documents, as well as platforms that enable aesthetically and creatively presentation of the project.Given the metasubject nature of topology, the integrative component of a method of projects, we have created an online tutorial on “A method of solving mazes.” Which answers our goal - to investigate the possibility of forming metasubject knowledge by studying the topological elements in the school course.

Для достижения результатов, ориентированных на развитие личностных ка- честв учащегося, получаемые знания должны быть осознанными и интегриро- ванными в общую картину мира. Учащиеся должны понимать, что мир состоит не из дискретных фактов, а является целостной структурой с множеством раз- ветвлений. Принимая во внимание то, что школьное образование разбито на от- дельные, часто совсем не связанные области, необходимо прибегнуть к форми- рованию некоторого универсального аппарата, который помог бы учащимсяориентироваться в многообразии изучаемых предметов, вовлечь в процесс об- разования метапредметные знания в роли связующего компонента. Одним из методов формирования метапредметных знаний является метод проектов - спо- соб достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завер- шается вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом [6]. Любой школьный проект имеет интегративную основу, так как для его осуществления требуются знания не только по узкой специализации, но и по смежным областям. Обратимся непосредственно к вспомогательному программ- ному обеспечению (ПО), с помощью которого можно реализовать подобный проект.Школьное образование в своем стремлении за ускоряющимся развитием ин- формационных технологий делает неоспоримые успехи: практически ни один современный урок не обходится без использования презентаций, аудио- и видео- контента, дополнительного ПО или электронной доски. Одной из последних тенденций образования является онлайн-обучение. В Интернете содержится огромное количество материалов, в том числе и от ведущих вузов мира. Само- стоятельно можно изучить практически все: начиная от решения линейного урав- нения до языков программирования высшего уровня. Форматы представления информации различны: лекции, видеоуроки или подготовленные полноценные курсы, включающие лекционный материал и практические задания.Естественно, невозможно полностью заменить образовательный процесс под руководством учителя самостоятельным изучением материала, но целесообразно было бы рассмотреть онлайн-образование в качестве вспомогательного элемен- та школьного обучения [5].Во-первых, визуальное оформление данного вида обучения мотивирует школь- ников к выполнению задания, а также формирует их эстетическое сознание [2]. Во-вторых, онлайн-образование подразумевает просмотр материалов за преде- лами класса, что, в свою очередь, ведет к непрерывности процесса обучения. В-третьих, поскольку всевозможные гаджеты у школьников всегда под рукой, подобное задание весьма автономно. В-четвертых, интеграция школьных уроков и дополнительного домашнего образования позволяет увеличить общеобразова- тельную базу.В конечном счете мы говорим о необходимости создания общедоступной базы дополнительного контента, который может быть использован в качестве домаш- него задания. Покажем, что создание элементов подобной базы может быть ре- ализовано с помощью метода проектов. Так, в рамках дополнительного онлайн- образования для домашнего просмотра могут выступать видеоблоги по предмету, запись мастер-класса по решению задач, интерактивная презентация по теме и многое другое. Учитель назначает участников, формулирует цели и задачи, уста- навливает сроки и курирует выполнение задания.Рассмотрим варианты организации совместной работы над проектом, который создается и поддерживается несколькими учащимися и преподавателем.Работа над проектом после уроков. Подобный подход позволяет реализовать полноценный мозговой штурм, разработать план действий, записывать аудио- ивидеоматериалы. Данный способ подразумевает согласование свободного вре- мени школьников и учителя.Индивидуальная работа дома и обмен данными и файлами в школе или по элек- тронной почте. Такой способ возможен, если проект разбит на независимые друг от друга части и сведение проекта занимает немного времени после предостав- ления всех частей работы.Совместная удаленная работа фактически включает в себя два предыдущих способа, так как дает возможность обсуждения проекта онлайн. Подключая со- временные технологии, мы можем обмениваться сообщениями, файлами и одно- временно работать над материалами для проекта. Данный способ позволяет уче- никам высказывать свои мнения, добавляя новые идеи в любое время. Очевидно, что данный метод не только является самым прогрессивным, но и удобен с точки зрения ведения документации и предоставления информации всем участникам проекта.Если техническая реализация первых двух вариантов проста и понятна, то для осуществления последнего необходимо прибегнуть к помощи специализирован- ного ПО. Современные средства информатизации, используя облачные техно- логии, предоставляют возможность вести совместную документацию, создавать презентации и использовать онлайн доски для работы над проектами.Рассмотрим возможности применения различного ПО с точки зрения основ- ных этапов ведения проекта [7].На первых этапах, таких как постановка цели, выявление проблем и форму- лировка задачи, обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов, продумывание хода деятельности и распределение обязанностей, оптимальным решением была бы совместная интерактивная работа на онлайн-доске. Такая до- ска - это практически неограниченное пространство для визуализации, доступ- ное всем участникам проекта. Все вносимые ими изменения видны в режиме реального времени. Проанализируем сервисы, предоставляющие возможность работы на виртуальной доске.Одним из сервисов, предоставляющих онлайн-доску для совместного исполь- зования, является сайт https://mural.ly. Интерфейс весьма интуитивен, а основная концепция заключена в представлении текстовых полей в виде «стикеров» - цвет- ных окон, размещаемых на доске. Сайт также предоставляет возможность до- бавлять изображения и обмениваться сообщениями с другими участниками. Есть бесплатный 30-дневный период использования.Еще одним совместно редактируемым пространством является онлайн-доска (https://realtimeboard.com/). Программа обладает большим набором инструмен- тов, в том числе средствами рисования, режимом вставки текста, «стикерами» для визуализации текстовых полей и др. Realtimeboard позволяет загружать фай- лы различных форматов, таблицы и документы, хранящиеся на Google диске, а также многое другое. Бесплатно можно создать только три доски, но вы можете быть приглашенным на доску другими пользователями.Таким образом, вышеописанное ПО позволяет ученикам работать одновре- менно, высказывая свои идеи в режиме онлайн. Подобная работа является инте- рактивной, увлекательной и оптимизированной.Следующие этапы проектной деятельности - исследование, решение отдель- ных задач, компоновка и обобщение результатов - требуют ведения четкой до- кументации, ее организацию и подготовку отчетного материала. На этом этапе необходимо создание общей базы всех имеющихся файлов и ее структуризация. Для решения данной задачи можно использовать сервис http://twiki.org/, который предоставляет пользователям систему хранения информации, оформленную в виде гиперссылок на созданные документы. Данную систему хранения файлов и ссылок на них можно экстраполировать на другие проекты.Для работы с документами, таблицами, опросниками и т.д. также удобно ис- пользовать ПО, предоставляющее пользователям совместный доступ. К примеру, с помощью приложения Google Диск, мы можем создавать необходимую доку- ментацию и делиться этими файлами с другими людьми, что благотворно сказы- вается на продуктивности и оперативном выполнении проекта. Отметим, что сервис бесплатный. Аналогичные функции совместной распределенной работы также предоставляет Office 360, разработанный компанией Microsoft. Для созда- ния документов, таблиц и презентаций данное ПО имеет чуть больше функцио- нальных возможностей, чем сервисы Google. Для работы с Office 360 необходимо наличие данного ПО на всех компьютерах участников проекта, а за предоставле- ние облачного хранилища и доступа к онлайн версии необходимо вносить або- нентскую плату.Следующий этап проекта - подготовка отчета о проделанной работе. Для соз- дания дополнительного контента, который мы будем использовать в качестве домашнего задания, рассмотрим ПО для создания презентаций, включающих в себя аудио- и видеоматериалы. Пожалуй, самым известным специализированным ПО являются Power Point (Office 360) и презентации Google, предоставляющие возможность одновременного доступа. Еще одной программой для создания со- вместных нелинейных презентаций является бесплатное онлайн приложение Prezi (https://prezi.com/) - пространство с практически бесконечной возможно- стью масштабирования для размещения более детальной информации. Вопрос выбора зависит только от видения проекта и возможностей конечных пользова- телей.С помощью указанного выше ПО нами был реализован проект по топологии -«Метод решения лабиринтов». Задачи на нахождение выхода из лабиринтов встре- чаются на страницах учебников для дошкольников, но в то же время знания, необходимые для прохождения лабиринтов различных типов, имеют применение в ходе решения задач по геометрии, информатике и физике. Работа с проектом формирует у учащихся такие метапредметные понятия, как топологически инва- риантные преобразования, замкнутость, непрерывность и множество [1], что, в свою очередь, отвечает поставленной нами цели - формированию метапредмет- ных знаний у учащихся. После завершения проект рассылается остальным школь- никам в качестве домашнего задания на неделю: просмотреть теоретический ма- териал и выполнить практическое задание, согласно параллели учащихся.Основной задачей проекта является демонстрация возможностей топологи- ческих преобразований лабиринта с пронумерованными узловыми точками в простую фигуру - сеть. Сеть отражает узлы лабиринта с выпрямленными ветвя-ми маршрута. Такое схематичное представление наглядно демонстрирует мно- жество решений задачи и визуализирует наличие или отсутствие замкнутых марш- рутов - петель. В качестве практического задания были разработаны лабиринты разного уровня трудности, которые необходимо было трансформировать в сеть - выполнить схематичный рисунок, проанализировать наличие замкнутых марш- рутов и предоставить различные варианты его прохождения [8]. Школьникам старшей школы были предложены задания по преобразованию электрических цепей для подсчета их сопротивления [3], а в качестве дополнительного творче- ского задания было предложено самостоятельно создать лабиринт [6].Проект осуществлялся школьниками разных параллелей, которые выполняли работу, соответствующую их возрасту. Так, младшие школьники занимались исто- рической частью вопроса (гуманитарная составляющая) [4], более старшие - математической частью вопроса [3]. Дополнительно мы организовали онлайн- поддержку нашего проекта.Ниже отражены этапы работы с проектом с перечислением тех приложений, с помощью которых мы создавали и поддерживали наш проект:формализация сроков, участников и распределения ответственности - Google документы;совместная интерактивная работа над проектом, мозговой штурм, создание практического задания - доска Realtimeboard;демонстрация конечного продукта - презентация Prezi. С помощью встро- енной анимации нами была реализована «прогулка по лабиринту»;поддержка проекта и сбор отзывов о проделанной работе - Google-опросник. По завершению проекта нами была проведена рефлексия полученных резуль-татов. Также мы проанализировали полученные отзывы от учащихся.Резюмируя сказанное, отметим: век информационных технологий мотивиру- ет нас к применению всевозможного ПО и использованию нового оборудования в образовательных целях. Для достижения наилучшего результата необходимо умение грамотно интегрировать информационные технологии в образовательный процесс, что невозможно без изучения новых средств информатизации [2]. Дан- ные знания позволяют нам эргономично организовать учебный процесс и рабо- чее время, в частности, удаленно вести школьные проекты, которые можно ис- пользовать в качестве домашнего задания.

I F Zykova

Moscow city pedagogical university

Stoljarnyj pereulok str., 16, Moscow, Russia, 124242

Views

Abstract - 1333

PDF (Russian) - 32


Copyright (c) 2016 Зыкова И.Ф.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.