ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА КАК МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одним из наиболее стремительно развивающихся образовательных средств является онлайн-обучение, направленное на дистанционное получение качественных знаний по различным предметам и дисциплинам. Учитывая перспективы развития данного средства обучения, мы рассмотрели возможность его интегрирования в традиционную школьную систему образования. В частности, продемонстрирована реализация подобного способа обучения посредством метода проектов - создания учащимися образовательных материалов, которые будут размещены в сети Интернет. В статье были проанализированы различные программные средства, позволяющие реализовать все этапы разработки проекта с помощью облачных технологий, т.е. обеспечивающие совместный и интерактивный способ работы над проектом - онлайн-доски для начальных этапов разработки проекта, программное обеспечение для ведения и структурированного хранения документации, а также платформы, позволяющие эстетично и креативно оформить проект. Учитывая надпредметный характер такого раздела математики, как топология, интегративную составляющую, лежащую в основе метода проектов, мы создали онлайн-урок по теме «Метод решения лабиринтов», который, в свою очередь, отвечает поставленной нами цели - исследовать возможность формирования метапредметных знаний с помощью изучения топологических элементов в школьном курсе.

Полный текст

Для достижения результатов, ориентированных на развитие личностных ка- честв учащегося, получаемые знания должны быть осознанными и интегриро- ванными в общую картину мира. Учащиеся должны понимать, что мир состоит не из дискретных фактов, а является целостной структурой с множеством раз- ветвлений. Принимая во внимание то, что школьное образование разбито на от- дельные, часто совсем не связанные области, необходимо прибегнуть к форми- рованию некоторого универсального аппарата, который помог бы учащимсяориентироваться в многообразии изучаемых предметов, вовлечь в процесс об- разования метапредметные знания в роли связующего компонента. Одним из методов формирования метапредметных знаний является метод проектов - спо- соб достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завер- шается вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом [6]. Любой школьный проект имеет интегративную основу, так как для его осуществления требуются знания не только по узкой специализации, но и по смежным областям. Обратимся непосредственно к вспомогательному программ- ному обеспечению (ПО), с помощью которого можно реализовать подобный проект.Школьное образование в своем стремлении за ускоряющимся развитием ин- формационных технологий делает неоспоримые успехи: практически ни один современный урок не обходится без использования презентаций, аудио- и видео- контента, дополнительного ПО или электронной доски. Одной из последних тенденций образования является онлайн-обучение. В Интернете содержится огромное количество материалов, в том числе и от ведущих вузов мира. Само- стоятельно можно изучить практически все: начиная от решения линейного урав- нения до языков программирования высшего уровня. Форматы представления информации различны: лекции, видеоуроки или подготовленные полноценные курсы, включающие лекционный материал и практические задания.Естественно, невозможно полностью заменить образовательный процесс под руководством учителя самостоятельным изучением материала, но целесообразно было бы рассмотреть онлайн-образование в качестве вспомогательного элемен- та школьного обучения [5].Во-первых, визуальное оформление данного вида обучения мотивирует школь- ников к выполнению задания, а также формирует их эстетическое сознание [2]. Во-вторых, онлайн-образование подразумевает просмотр материалов за преде- лами класса, что, в свою очередь, ведет к непрерывности процесса обучения. В-третьих, поскольку всевозможные гаджеты у школьников всегда под рукой, подобное задание весьма автономно. В-четвертых, интеграция школьных уроков и дополнительного домашнего образования позволяет увеличить общеобразова- тельную базу.В конечном счете мы говорим о необходимости создания общедоступной базы дополнительного контента, который может быть использован в качестве домаш- него задания. Покажем, что создание элементов подобной базы может быть ре- ализовано с помощью метода проектов. Так, в рамках дополнительного онлайн- образования для домашнего просмотра могут выступать видеоблоги по предмету, запись мастер-класса по решению задач, интерактивная презентация по теме и многое другое. Учитель назначает участников, формулирует цели и задачи, уста- навливает сроки и курирует выполнение задания.Рассмотрим варианты организации совместной работы над проектом, который создается и поддерживается несколькими учащимися и преподавателем.Работа над проектом после уроков. Подобный подход позволяет реализовать полноценный мозговой штурм, разработать план действий, записывать аудио- ивидеоматериалы. Данный способ подразумевает согласование свободного вре- мени школьников и учителя.Индивидуальная работа дома и обмен данными и файлами в школе или по элек- тронной почте. Такой способ возможен, если проект разбит на независимые друг от друга части и сведение проекта занимает немного времени после предостав- ления всех частей работы.Совместная удаленная работа фактически включает в себя два предыдущих способа, так как дает возможность обсуждения проекта онлайн. Подключая со- временные технологии, мы можем обмениваться сообщениями, файлами и одно- временно работать над материалами для проекта. Данный способ позволяет уче- никам высказывать свои мнения, добавляя новые идеи в любое время. Очевидно, что данный метод не только является самым прогрессивным, но и удобен с точки зрения ведения документации и предоставления информации всем участникам проекта.Если техническая реализация первых двух вариантов проста и понятна, то для осуществления последнего необходимо прибегнуть к помощи специализирован- ного ПО. Современные средства информатизации, используя облачные техно- логии, предоставляют возможность вести совместную документацию, создавать презентации и использовать онлайн доски для работы над проектами.Рассмотрим возможности применения различного ПО с точки зрения основ- ных этапов ведения проекта [7].На первых этапах, таких как постановка цели, выявление проблем и форму- лировка задачи, обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов, продумывание хода деятельности и распределение обязанностей, оптимальным решением была бы совместная интерактивная работа на онлайн-доске. Такая до- ска - это практически неограниченное пространство для визуализации, доступ- ное всем участникам проекта. Все вносимые ими изменения видны в режиме реального времени. Проанализируем сервисы, предоставляющие возможность работы на виртуальной доске.Одним из сервисов, предоставляющих онлайн-доску для совместного исполь- зования, является сайт https://mural.ly. Интерфейс весьма интуитивен, а основная концепция заключена в представлении текстовых полей в виде «стикеров» - цвет- ных окон, размещаемых на доске. Сайт также предоставляет возможность до- бавлять изображения и обмениваться сообщениями с другими участниками. Есть бесплатный 30-дневный период использования.Еще одним совместно редактируемым пространством является онлайн-доска (https://realtimeboard.com/). Программа обладает большим набором инструмен- тов, в том числе средствами рисования, режимом вставки текста, «стикерами» для визуализации текстовых полей и др. Realtimeboard позволяет загружать фай- лы различных форматов, таблицы и документы, хранящиеся на Google диске, а также многое другое. Бесплатно можно создать только три доски, но вы можете быть приглашенным на доску другими пользователями.Таким образом, вышеописанное ПО позволяет ученикам работать одновре- менно, высказывая свои идеи в режиме онлайн. Подобная работа является инте- рактивной, увлекательной и оптимизированной.Следующие этапы проектной деятельности - исследование, решение отдель- ных задач, компоновка и обобщение результатов - требуют ведения четкой до- кументации, ее организацию и подготовку отчетного материала. На этом этапе необходимо создание общей базы всех имеющихся файлов и ее структуризация. Для решения данной задачи можно использовать сервис http://twiki.org/, который предоставляет пользователям систему хранения информации, оформленную в виде гиперссылок на созданные документы. Данную систему хранения файлов и ссылок на них можно экстраполировать на другие проекты.Для работы с документами, таблицами, опросниками и т.д. также удобно ис- пользовать ПО, предоставляющее пользователям совместный доступ. К примеру, с помощью приложения Google Диск, мы можем создавать необходимую доку- ментацию и делиться этими файлами с другими людьми, что благотворно сказы- вается на продуктивности и оперативном выполнении проекта. Отметим, что сервис бесплатный. Аналогичные функции совместной распределенной работы также предоставляет Office 360, разработанный компанией Microsoft. Для созда- ния документов, таблиц и презентаций данное ПО имеет чуть больше функцио- нальных возможностей, чем сервисы Google. Для работы с Office 360 необходимо наличие данного ПО на всех компьютерах участников проекта, а за предоставле- ние облачного хранилища и доступа к онлайн версии необходимо вносить або- нентскую плату.Следующий этап проекта - подготовка отчета о проделанной работе. Для соз- дания дополнительного контента, который мы будем использовать в качестве домашнего задания, рассмотрим ПО для создания презентаций, включающих в себя аудио- и видеоматериалы. Пожалуй, самым известным специализированным ПО являются Power Point (Office 360) и презентации Google, предоставляющие возможность одновременного доступа. Еще одной программой для создания со- вместных нелинейных презентаций является бесплатное онлайн приложение Prezi (https://prezi.com/) - пространство с практически бесконечной возможно- стью масштабирования для размещения более детальной информации. Вопрос выбора зависит только от видения проекта и возможностей конечных пользова- телей.С помощью указанного выше ПО нами был реализован проект по топологии -«Метод решения лабиринтов». Задачи на нахождение выхода из лабиринтов встре- чаются на страницах учебников для дошкольников, но в то же время знания, необходимые для прохождения лабиринтов различных типов, имеют применение в ходе решения задач по геометрии, информатике и физике. Работа с проектом формирует у учащихся такие метапредметные понятия, как топологически инва- риантные преобразования, замкнутость, непрерывность и множество [1], что, в свою очередь, отвечает поставленной нами цели - формированию метапредмет- ных знаний у учащихся. После завершения проект рассылается остальным школь- никам в качестве домашнего задания на неделю: просмотреть теоретический ма- териал и выполнить практическое задание, согласно параллели учащихся.Основной задачей проекта является демонстрация возможностей топологи- ческих преобразований лабиринта с пронумерованными узловыми точками в простую фигуру - сеть. Сеть отражает узлы лабиринта с выпрямленными ветвя-ми маршрута. Такое схематичное представление наглядно демонстрирует мно- жество решений задачи и визуализирует наличие или отсутствие замкнутых марш- рутов - петель. В качестве практического задания были разработаны лабиринты разного уровня трудности, которые необходимо было трансформировать в сеть - выполнить схематичный рисунок, проанализировать наличие замкнутых марш- рутов и предоставить различные варианты его прохождения [8]. Школьникам старшей школы были предложены задания по преобразованию электрических цепей для подсчета их сопротивления [3], а в качестве дополнительного творче- ского задания было предложено самостоятельно создать лабиринт [6].Проект осуществлялся школьниками разных параллелей, которые выполняли работу, соответствующую их возрасту. Так, младшие школьники занимались исто- рической частью вопроса (гуманитарная составляющая) [4], более старшие - математической частью вопроса [3]. Дополнительно мы организовали онлайн- поддержку нашего проекта.Ниже отражены этапы работы с проектом с перечислением тех приложений, с помощью которых мы создавали и поддерживали наш проект:формализация сроков, участников и распределения ответственности - Google документы;совместная интерактивная работа над проектом, мозговой штурм, создание практического задания - доска Realtimeboard;демонстрация конечного продукта - презентация Prezi. С помощью встро- енной анимации нами была реализована «прогулка по лабиринту»;поддержка проекта и сбор отзывов о проделанной работе - Google-опросник. По завершению проекта нами была проведена рефлексия полученных резуль-татов. Также мы проанализировали полученные отзывы от учащихся.Резюмируя сказанное, отметим: век информационных технологий мотивиру- ет нас к применению всевозможного ПО и использованию нового оборудования в образовательных целях. Для достижения наилучшего результата необходимо умение грамотно интегрировать информационные технологии в образовательный процесс, что невозможно без изучения новых средств информатизации [2]. Дан- ные знания позволяют нам эргономично организовать учебный процесс и рабо- чее время, в частности, удаленно вести школьные проекты, которые можно ис- пользовать в качестве домашнего задания.
×

Об авторах

И Ф Зыкова

Московский городской педагогический университет

ул. Столярный переулок, 16, Москва, Россия, 124242

Список литературы

  1. Глизбург В.И. Применение информационных технологий в процессе обучения основам топологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2011. № 1. С. 80-84.
  2. Глизбург В.И. Информатизация образования как фактор интеграции начального обучения математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2013 . № 1. С. 76-81.
  3. Глизбург В.И. Алгоритмизация мыслительной деятельности школьника при подготовке к решению задач ГИА // Математика в школе . 2012. № 8. С. 59-62.
  4. Глизбург В.И. Формирование понятий учебной дисциплины в условиях гуманитаризации образования // Вестник московского городского педагогического университета. Cерия «Педагогика и психология». 2012. № 3 (21). С. 15-22.
  5. Зыкова И.Ф. Использование математического видео-контента в качестве вспомогательного ресурса для домашнего задания // Концепция развития математического образования: проблемы и пути реализации: Материалы ХХХIV Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. М.: ООО «ТРП», 2015. С. 204-206.
  6. Зыкова И.Ф. Развитие креативности школьников при алгоритмизации решения математических задач // Актуальные проблемы обучения математике: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11. Калуга: Эйдос, 2012. С. 128-132.
  7. Полат Е.С. Метод проектов. URL: https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit
  8. Уолкер Д. Как пройти через лабиринт не заблудившись. URL: http://www.ega-math.narod.ru/Nquant/Maze.htm

© Зыкова И.Ф., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах