APPROACHES TO VISUALIZATION OF LARGE VOLUMETRIC TEXT DOCUMENTS

Abstract


The article discusses the relevance of data visualization, based on improving the efficiency of the perception of the material to make the right professional solutions. author of the study describes the steps for creating verbal and graphic materials multipage text documents on the example of the analysis and structuring of the information provided in the Development Strategy of the State Autonomous Educational Institution “Moscow City Pedagogical University” for the period until 2020, including:setting a goal, the definition of the main directions of the rendered objects , the study of verbal material, familiarity with previously established visualized examples, creating schematic drawings, search and selection of resources, creation of visualization, analysis work. It is also justified by the need for each stage, and provides recommendations for the implementation of visualized ideas. Particular attention is paid to the isolation and mapping of key sites such as the logo of the educational institution, full name, infrastructure, etc. The paper sets out the basic approach to the visualization of documents containing large amounts of text data, among which are highlighted: purposeful, analytical, creative, search, implementation-creative, reflective. We give the visualization of multi-page document University Development Strategy in the form of three logically and stylistically related illustrations with a description placed in these facilities.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам визуального пред- ставления аналитических, экономических, социальных, статистических и друго- го вида данных. Актуальность такого явления определена главным образом воз- можностью представления большого объема информации в вербально-графиче- ском виде с целью ее оптимизации для эффективного восприятия и дальнейшего использования в профессиональной деятельности.Особые трудности вызывает сегодня работа по визуализации многостраничных документов, содержащих большой объем текстовой информации, наряду с от- носительно небольшим количеством числовых данных. При работе с такими до- кументами нами выделяются несколько этапов подготовки визуализированных материалов, которые в дальнейшем указывают на подходы к визуальному пред- ставлению информации.Этап 1. Постановка цели. Это один из ключевых этапов планирования выпол- няемой работы, важность которого заключается в понимании ее конечного ре- зультата. В качестве примера нами в дальнейшем рассмотрен многостраничный текстовый документ - Стратегия развития государственного автономного об-разовательного учреждения «Московский городской педагогический университет» на период до 2020 г. Документ состоит из 50 страниц и включает в себя 10 разделов, описывающих общие положения и основные направления деятельности образо- вательного учреждения, а также приложение в виде таблиц с показателями раз- вития по каждому направлению. Очевидно, что целью визуализации данного документа является минимизация и логическая структуризация вербальной ин- формации с ее последующим графическим представлением. Графическое пред- ставление будет вариативно, поскольку иллюстрирует разное содержание.Этап 2. Определение основных направлений визуализируемых объектов. При представлении информации в наглядной форме необходимо понимать, что имен- но нужно визуализировать. Безусловно, имеется возможность отобразить каждую страницу, выявив в ней ключевые аспекты. Однако при таком подходе цель ви- зуализации не может быть достигнута в части оптимизации текста для компакт- ного и эффективного восприятия. Понимая это, в ходе работы с документом Стратегии развития мы выявили основные компоненты, требующие дальнейшей визуализации, каждому блоку присвоено название:причины появления Стратегии развития образовательного учреждения, отличие Университета от других высших учебных заведений столичного региона и возможности использования имеющихся в вузе ресурсов на благо горожан и города («Образец городского университета»);основные показатели, которые будут реализованы Университетом в период действия данного документа («Пути развития»);способы достижения этих показателей («Темпы роста»).Этап 3. Изучение вербального материала. Для достижения цели визуализации исходного многостраничного текстового документа необходимо изучить его со- держание, понимать логику и структуру, а также внутренние связи. Особое вни- мание следует обратить на дублированные данные, которые в дальнейшем могут стать ключевыми аспектами в графическом представлении. В ходе реализации данного этапа нами было внимательно изучено содержание документа по каж- дому направлению, составлен план, включающий основные положения, понятия, факты и т.п.Этап 4. Знакомство с ранее созданными визуализированными примерами. Одна из основных проблем, возникающих на этапе вербально-графического представ- ления материалов, - создание целостного взаимосвязанного образа документа. Причина такого положения - первоначальное отсутствие представления авторов о будущей образно-графической модели имеющегося вербального документа. Все это приводит к пониманию необходимости изучения ранее выполненных аналогичных заданий. Такое решение проблемы, с одной стороны, исключает возможность случайного совпадения идеи графического представления данных с имеющейся, а, с другой, открывает перспективы воплощения собственного за- мысла.Этап 5. Создание схематичного рисунка. Этап предполагает создание изобра- жения на бумаге в виде схематического рисунка с вариантами расположения клю- чевых объектов, среди которых особое внимание следует уделить наличию от-личительных знаков образовательной организации или конкретного документа, а также общему замыслу и форматированию, соединяющему при необходимости несколько отдельно создаваемых изображений. В ходе реализации данного этапа зачастую возникает вопрос о представлении проекта в электронном виде и поис- ка соответствующего программного обеспечения.Этап 6. Поиск и отбор ресурсов. Воплощение задуманного в электронной сре- де приводит к необходимости выбора и применения графического редактора и имеющихся онлайн графических сред. В процессе осуществления данного этапа происходит знакомство с современными интернет-ресурсами, реализующими визуализированный подход представления данных. Среди таких ресурсов и клю- чевых методов можно выделить, например, Mindmap (создание «интеллект-карт» на основе принципа «радиантного мышления»), Treemapping (способ визуализа- ции информации с помощью вложенных прямоугольников, изменяющих длину сторон в зависимости от исходных данных), Piktochart (платформа для создания инфографики и схем для презентаций на основе введенных данных), Infogr.am (инструмент для создания схем, графиков и карт с возможностью загрузки видео и фото для создания интерактивной инфографики), Wordle (сервис для создания словесных визуализаций - «Облако слов») и другие. Анализ ресурсов показал:необходимость обязательной регистрации для работы в среде;предпочтения визуализации данных определенного типа (акцент на графи- ки и диаграммы, местоположение и карты, текстовые данные в виде «облака слов» и т.п.);функциональные ограничения при свободном использовании;отсутствие интеграции созданных объектов между выбранными сервисны- ми площадками и т.п.Последнее явно продемонстрировало отсутствие одного оптимального ресур- са для реализации спланированного схематического рисунка, однако дало воз- можность сочетания отдельных элементов, инструментов и техник, предостав- ляемых интернет-сервисами и графическими редакторами.Этап 7. Создание визуализации. Этап предполагает использование выбранных программ и сервисов для реализации рисунка в электронном варианте. Важно понимать, что для прорисовки части объектов требуются художественные и ди- зайнерские профессиональные навыки. В этой связи не стоит пренебрегать воз- можностью вставки готовых векторных рисунков, имеющихся в сети Интернет. Для реализации визуализации текста многостраничного документа Стратегии Университета нами были использованы: графический редактор Paint, графиче- ский редактор Photoshop, сервис Infogr.am, материалы журнала «Инфографика», готовые растровые и векторные изображения.Этап 8. Анализ работы. Этап заключается не столько в подведении итогов про- деланной работы, сколько дает осознание качества ее выполнения, связанности структурных элементов, понимания единства оформления и общей стилистики. Зачастую рефлексия деятельности является новой точкой для дальнейшей кор- ректировки созданного продукта, что и было произведено при визуализации тек- стовых данных Стратегии.На основании ранее описанных этапов подготовки визуализированных мате- риалов можно выделить следующие подходы:целеполагающий (этап 1);аналитический (этапы 2, 3);креативно-поисковый (этапы 4, 6);реализационно-творческий (этапы 5, 7);рефлексивный (этап 8).Результаты работы по визуализации материалов Стратегии развития государ- ственного автономного образовательного учреждения «Московского городского педагогического университета» на период до 2020 г. представлены на рис. 1-3, отражающих выбранные на втором этапе направления работы.Рисунок 1 иллюстрирует двусторонние причины реорганизации Университе- та и изменения его миссии: с одной стороны, это историческая необходимость вследствие меняющейся политики в сфере столичного образования за последние годы, влияющей на структуре вуза и модификацию миссии. С другой стороны, это анализ зарубежных и российских университетов, реализующих идею исполь- зования ресурсов образовательного учреждения на удовлетворение потребностей горожан и города. Также на рис. 1 отражены услуги и образование, предоставля- емое Университетом жителям мегаполиса и проиллюстрированы возможности образовательного учреждения для реализации данных потребностей.На рисунке 2 представлены основные направления деятельности Универси- тета, среди которых «Образование», «Наука», «Молодежная политика», «Управ- ление», «Кадры», «Контингент», «Материально-технический комплекс», «Фи- нансы». Каждое направление характеризуется рядом показателей, достижение которых будет способствовать решению задач, стоящих перед учебным образо- вательным учреждением на ближайшие годы. На рисунке хорошо видно, что су- ществует ряд показателей, которые принадлежат нескольким направлениям де- ятельности, например:показатель «Электронные системы автоматизации и базы данных» являет- ся ключевым для направлений «Образование», «Наука», «Молодежная политика» и «Контингент», поскольку содержит единую информацию об обучающихся по всем курсам и формам обучения в Университете, способствует ее упорядочиванию и возможности эффективного ведения документооборота;показатель «Практика студентов в подразделениях Университета» лежит на пересечении направлений «Образование» и «Кадры». Данный факт указывает, с одной стороны, на реализацию образовательных программ в области организации различного вида практик, а, с другой, на возможность отбора лучших обучаю- щихся для дальнейшей работы в вузе и его укрепления перспективным кадровым составом;показатель «Увеличение спектра программ ДПО» дает возможность осу- ществления дополнительного образования в области повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, а также способствует притоку ин- вестиций в учебное заведение. Поэтому, данный показатель находится на пере- сечении направлений «Образование» и «Финансы».Рис. 1. Образец городского университетаРис. 2. Пути развитияРис. 3. Темпы ростаРисунок 3 показывает динамику изменения числовых данных всех показателей до 2020 г. Как и на предыдущем изображении, осуществлена группировка по ос- новным направлениям деятельности Университета. Такое представление инфор- мации наиболее логично, поскольку обеспечивает связь между выбранными по- казателями на рисунке «Пути развития» с текущим - «Темпы роста». Удобство прочтения данных обеспечивается за счет единства цветового оформления диа- грамм, что позволило сократить количество пояснений (легенд) к каждой из них.Как уже отмечалось ранее, все три изображения включают отличительные зна- ки образовательной организации (логотип вуза, логотип управления - коллек- тива исполнителей задания, полное название учебного заведения, фотографии структурных подразделений) и конкретного документа (фотография Стратегии развития Университета).Итак, визуализация многостраничных текстовых документов является важной составляющей для дальнейшего эффективного и успешного анализа информации, представленной в нем. Работа с графическо-вербальной формой представления материала позволяет сфокусировать взгляд на основных аспектах документа, за счет структурированного представления и логики изложения. Поэтому, при под- готовке визуализированных материалов остается важным соблюдать этапы их подготовки, выявлять ключевые объекты для связи нескольких изображений, отражающих общую тематику. Все это позволяет выработать ряд подходов, руко- водствуясь которыми, можно создавать логико-структурированную наглядность к любому многостраничному документу.

O Yu Zaslavskaya

Moscow City Pedagogical University

Sadovaya-Samotechnaya str, 8, Moscow, Russia, 127051

E S Puchkova

Moscow City Pedagogical University

Sadovaya-Samotechnaya str, 8, Moscow, Russia, 127051

Views

Abstract - 99

PDF (Russian) - 64


Copyright (c) 2016 Заславская О.Ю., Пучкова Е.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.