ПОДХОДЫ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕМНЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается вопрос актуальности визуализации данных, в основе которого повышение эффективности восприятия материала для принятия верного профессионального решения. Авторами исследования описываются этапы создания вербально-графических материалов многостраничных текстовых документов на примере анализа и структуризации информации, представленной в Стратегии развития государственного автономного образовательного учреждения «Московский городской педагогический университет» на период до 2020 г.: постановка цели, определение основных направлений визуализируемых объектов, изучение вербального материала, знакомство с ранее созданными визуализированными примерами, создание схематичного рисунка, поиск и отбор ресурсов, создание визуализации, анализ работы. Также обосновывается необходимость применения каждого этапа и приводятся рекомендации по реализации визуализированной идеи. Особое внимание уделяется выделению и отображению ключевых объектов, таких как логотип образовательного учреждения, полное название, инфраструктура и т.п. В работе сформулированы основные подходы к визуализации документов, содержащих большое количество текстовых данных, среди которых выделены: целеполагающий, аналитический, креативно-поисковый, реализационно-творческий, рефлексивный. Приводятся результаты визуализации многостраничного документа Стратегии развития Университета в виде трех логически и стилистически связанных иллюстраций с описанием размещенных в них объектов.

Полный текст

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам визуального пред- ставления аналитических, экономических, социальных, статистических и друго- го вида данных. Актуальность такого явления определена главным образом воз- можностью представления большого объема информации в вербально-графиче- ском виде с целью ее оптимизации для эффективного восприятия и дальнейшего использования в профессиональной деятельности.Особые трудности вызывает сегодня работа по визуализации многостраничных документов, содержащих большой объем текстовой информации, наряду с от- носительно небольшим количеством числовых данных. При работе с такими до- кументами нами выделяются несколько этапов подготовки визуализированных материалов, которые в дальнейшем указывают на подходы к визуальному пред- ставлению информации.Этап 1. Постановка цели. Это один из ключевых этапов планирования выпол- няемой работы, важность которого заключается в понимании ее конечного ре- зультата. В качестве примера нами в дальнейшем рассмотрен многостраничный текстовый документ - Стратегия развития государственного автономного об-разовательного учреждения «Московский городской педагогический университет» на период до 2020 г. Документ состоит из 50 страниц и включает в себя 10 разделов, описывающих общие положения и основные направления деятельности образо- вательного учреждения, а также приложение в виде таблиц с показателями раз- вития по каждому направлению. Очевидно, что целью визуализации данного документа является минимизация и логическая структуризация вербальной ин- формации с ее последующим графическим представлением. Графическое пред- ставление будет вариативно, поскольку иллюстрирует разное содержание.Этап 2. Определение основных направлений визуализируемых объектов. При представлении информации в наглядной форме необходимо понимать, что имен- но нужно визуализировать. Безусловно, имеется возможность отобразить каждую страницу, выявив в ней ключевые аспекты. Однако при таком подходе цель ви- зуализации не может быть достигнута в части оптимизации текста для компакт- ного и эффективного восприятия. Понимая это, в ходе работы с документом Стратегии развития мы выявили основные компоненты, требующие дальнейшей визуализации, каждому блоку присвоено название:причины появления Стратегии развития образовательного учреждения, отличие Университета от других высших учебных заведений столичного региона и возможности использования имеющихся в вузе ресурсов на благо горожан и города («Образец городского университета»);основные показатели, которые будут реализованы Университетом в период действия данного документа («Пути развития»);способы достижения этих показателей («Темпы роста»).Этап 3. Изучение вербального материала. Для достижения цели визуализации исходного многостраничного текстового документа необходимо изучить его со- держание, понимать логику и структуру, а также внутренние связи. Особое вни- мание следует обратить на дублированные данные, которые в дальнейшем могут стать ключевыми аспектами в графическом представлении. В ходе реализации данного этапа нами было внимательно изучено содержание документа по каж- дому направлению, составлен план, включающий основные положения, понятия, факты и т.п.Этап 4. Знакомство с ранее созданными визуализированными примерами. Одна из основных проблем, возникающих на этапе вербально-графического представ- ления материалов, - создание целостного взаимосвязанного образа документа. Причина такого положения - первоначальное отсутствие представления авторов о будущей образно-графической модели имеющегося вербального документа. Все это приводит к пониманию необходимости изучения ранее выполненных аналогичных заданий. Такое решение проблемы, с одной стороны, исключает возможность случайного совпадения идеи графического представления данных с имеющейся, а, с другой, открывает перспективы воплощения собственного за- мысла.Этап 5. Создание схематичного рисунка. Этап предполагает создание изобра- жения на бумаге в виде схематического рисунка с вариантами расположения клю- чевых объектов, среди которых особое внимание следует уделить наличию от-личительных знаков образовательной организации или конкретного документа, а также общему замыслу и форматированию, соединяющему при необходимости несколько отдельно создаваемых изображений. В ходе реализации данного этапа зачастую возникает вопрос о представлении проекта в электронном виде и поис- ка соответствующего программного обеспечения.Этап 6. Поиск и отбор ресурсов. Воплощение задуманного в электронной сре- де приводит к необходимости выбора и применения графического редактора и имеющихся онлайн графических сред. В процессе осуществления данного этапа происходит знакомство с современными интернет-ресурсами, реализующими визуализированный подход представления данных. Среди таких ресурсов и клю- чевых методов можно выделить, например, Mindmap (создание «интеллект-карт» на основе принципа «радиантного мышления»), Treemapping (способ визуализа- ции информации с помощью вложенных прямоугольников, изменяющих длину сторон в зависимости от исходных данных), Piktochart (платформа для создания инфографики и схем для презентаций на основе введенных данных), Infogr.am (инструмент для создания схем, графиков и карт с возможностью загрузки видео и фото для создания интерактивной инфографики), Wordle (сервис для создания словесных визуализаций - «Облако слов») и другие. Анализ ресурсов показал:необходимость обязательной регистрации для работы в среде;предпочтения визуализации данных определенного типа (акцент на графи- ки и диаграммы, местоположение и карты, текстовые данные в виде «облака слов» и т.п.);функциональные ограничения при свободном использовании;отсутствие интеграции созданных объектов между выбранными сервисны- ми площадками и т.п.Последнее явно продемонстрировало отсутствие одного оптимального ресур- са для реализации спланированного схематического рисунка, однако дало воз- можность сочетания отдельных элементов, инструментов и техник, предостав- ляемых интернет-сервисами и графическими редакторами.Этап 7. Создание визуализации. Этап предполагает использование выбранных программ и сервисов для реализации рисунка в электронном варианте. Важно понимать, что для прорисовки части объектов требуются художественные и ди- зайнерские профессиональные навыки. В этой связи не стоит пренебрегать воз- можностью вставки готовых векторных рисунков, имеющихся в сети Интернет. Для реализации визуализации текста многостраничного документа Стратегии Университета нами были использованы: графический редактор Paint, графиче- ский редактор Photoshop, сервис Infogr.am, материалы журнала «Инфографика», готовые растровые и векторные изображения.Этап 8. Анализ работы. Этап заключается не столько в подведении итогов про- деланной работы, сколько дает осознание качества ее выполнения, связанности структурных элементов, понимания единства оформления и общей стилистики. Зачастую рефлексия деятельности является новой точкой для дальнейшей кор- ректировки созданного продукта, что и было произведено при визуализации тек- стовых данных Стратегии.На основании ранее описанных этапов подготовки визуализированных мате- риалов можно выделить следующие подходы:целеполагающий (этап 1);аналитический (этапы 2, 3);креативно-поисковый (этапы 4, 6);реализационно-творческий (этапы 5, 7);рефлексивный (этап 8).Результаты работы по визуализации материалов Стратегии развития государ- ственного автономного образовательного учреждения «Московского городского педагогического университета» на период до 2020 г. представлены на рис. 1-3, отражающих выбранные на втором этапе направления работы.Рисунок 1 иллюстрирует двусторонние причины реорганизации Университе- та и изменения его миссии: с одной стороны, это историческая необходимость вследствие меняющейся политики в сфере столичного образования за последние годы, влияющей на структуре вуза и модификацию миссии. С другой стороны, это анализ зарубежных и российских университетов, реализующих идею исполь- зования ресурсов образовательного учреждения на удовлетворение потребностей горожан и города. Также на рис. 1 отражены услуги и образование, предоставля- емое Университетом жителям мегаполиса и проиллюстрированы возможности образовательного учреждения для реализации данных потребностей.На рисунке 2 представлены основные направления деятельности Универси- тета, среди которых «Образование», «Наука», «Молодежная политика», «Управ- ление», «Кадры», «Контингент», «Материально-технический комплекс», «Фи- нансы». Каждое направление характеризуется рядом показателей, достижение которых будет способствовать решению задач, стоящих перед учебным образо- вательным учреждением на ближайшие годы. На рисунке хорошо видно, что су- ществует ряд показателей, которые принадлежат нескольким направлениям де- ятельности, например:показатель «Электронные системы автоматизации и базы данных» являет- ся ключевым для направлений «Образование», «Наука», «Молодежная политика» и «Контингент», поскольку содержит единую информацию об обучающихся по всем курсам и формам обучения в Университете, способствует ее упорядочиванию и возможности эффективного ведения документооборота;показатель «Практика студентов в подразделениях Университета» лежит на пересечении направлений «Образование» и «Кадры». Данный факт указывает, с одной стороны, на реализацию образовательных программ в области организации различного вида практик, а, с другой, на возможность отбора лучших обучаю- щихся для дальнейшей работы в вузе и его укрепления перспективным кадровым составом;показатель «Увеличение спектра программ ДПО» дает возможность осу- ществления дополнительного образования в области повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, а также способствует притоку ин- вестиций в учебное заведение. Поэтому, данный показатель находится на пере- сечении направлений «Образование» и «Финансы».Рис. 1. Образец городского университетаРис. 2. Пути развитияРис. 3. Темпы ростаРисунок 3 показывает динамику изменения числовых данных всех показателей до 2020 г. Как и на предыдущем изображении, осуществлена группировка по ос- новным направлениям деятельности Университета. Такое представление инфор- мации наиболее логично, поскольку обеспечивает связь между выбранными по- казателями на рисунке «Пути развития» с текущим - «Темпы роста». Удобство прочтения данных обеспечивается за счет единства цветового оформления диа- грамм, что позволило сократить количество пояснений (легенд) к каждой из них.Как уже отмечалось ранее, все три изображения включают отличительные зна- ки образовательной организации (логотип вуза, логотип управления - коллек- тива исполнителей задания, полное название учебного заведения, фотографии структурных подразделений) и конкретного документа (фотография Стратегии развития Университета).Итак, визуализация многостраничных текстовых документов является важной составляющей для дальнейшего эффективного и успешного анализа информации, представленной в нем. Работа с графическо-вербальной формой представления материала позволяет сфокусировать взгляд на основных аспектах документа, за счет структурированного представления и логики изложения. Поэтому, при под- готовке визуализированных материалов остается важным соблюдать этапы их подготовки, выявлять ключевые объекты для связи нескольких изображений, отражающих общую тематику. Все это позволяет выработать ряд подходов, руко- водствуясь которыми, можно создавать логико-структурированную наглядность к любому многостраничному документу.
×

Об авторах

О Ю Заславская

Московский городской педагогический университет

ул. Садовая-Самотечная, 8, Москва, Россия, 127051

Е С Пучкова

Московский городской педагогический университет

ул. Садовая-Самотечная, 8, Москва, Россия, 127051

Список литературы

  1. Заславская О.Ю., Пучкова Е.С. Анализ возможностей визуализации и подходы к ее применению для обучения информатике учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2015. № 3. С. 7-13.

© Заславская О.Ю., Пучкова Е.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах