ORGANIZATION OF LABORATORY REASERCHESIN THE DISCIPLINE “SOCIAL ASPECTS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION”

Abstract


In article methodical aspects of the organization of laboratory researches for masters of higher educational organizations on discipline “Social aspects of informatization of education” are described. The author considers a question of why this discipline is actual for future teachers and what competences it helps them to develop. Laboratory researches on this rate are considered as the main form of work, and it is offered to organize them so that trainees independently got necessary theoretical knowledge and purchased practical skills within this discipline. In article the question of that, as well as what information and communication technologies is considered to use in training in order that undergraduates not only have gained an impression how to apply ICT in teaching and educational process, but also have gained practical experience in using these technologies.The author offers a certain sequence of training master undergraduates, where laboratory researches are grouped in several cycles and consider which knowledge and skills the students will gain at each stage.

Будущим педагогам необходимо всесторонне изучить социальные процессы, происходящие в образовании в условиях его информатизации, чтобы успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Курс «Социальные аспекты информатизации образования» ориентирован на магистрантов педагогических вузов и посвящен изучению влияния информатизации образования на социум и индивида, на социальные коммуникации. Он помогает развить социальную и коммуникативную компетенции, способность ориентироваться в правовых аспек- тах социальной деятельности, связанной с информатизацией образования.Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью курса «Социальные аспекты информатизации образования» и могут выступать основной формой организации занятий по этой дисциплине. Этот вид самостоятельной практиче- ской и исследовательской работы обучающихся позволит им получить и закрепить теоретические знания и развить умения исследовательской деятельности в данной предметной области.Курс «Социальные аспекты информатизации образования» предполагает, что магистры будут обобщать и применять знания, полученные ими на занятиях по другим дисциплинам, а также овладеют новыми знаниями по социологии, пси- хологии и информатизации образования. В результате выполнения лабораторныхработ по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования» ма- гистр будет:знать этические нормы профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий;знать основные информационные и коммуникационные технологии, ко- торые могут использоваться для профессионального общения в образовательной среде;знать нормативно-правовую базу, регламентирующую социальные взаимо- действия в условиях информатизации образования;уметь использовать внутрипредметные и межпредметные связи информа- тики;уметь использовать возможности средств информационно-коммуникаци- онных технологий;уметь творчески применять полученную информацию в дальнейшей пре- подавательской деятельности;владеть информационными и коммуникационными технологиями, исполь- зуемыми для профессионального общения педагогов;владеть навыками профессионального общения с использованием инфор- мационных и коммуникационных технологий.Формировать лабораторные занятия по данной дисциплине необходимо таким образом, чтобы учащиеся смогли интегрировать новые знания с полученными ранее и научились применять их на практике в процессе деятельности учебно- исследовательского характера. Итогом выполненных работ должно стать развитие ИКТ-компетентности и коммуникативной компетентности.При организации лабораторных занятий необходимо реализовывать интегри- рованный подход, совмещая обучение в аудитории под руководством препода- вателя и дистанционное обучение с использованием сети Интернет [1]. Приме- нение дистанционных методов обучения будет способствовать освоению маги- странтами на практике вариантов использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и раз- вивать коммуникативную компетенцию будущих учителей [2].В качестве дистанционной поддержки курса можно разместить на Интернет- ресурсе учебно-методический комплекс по дисциплине, конспект лекций или презентации, практические задания, а также контрольные задания - вопросы для проверочных работ, список вопросов к зачету, либо к экзамену. Вся перечис- ленная информация будет полезна магистрантам во время выполнения ими ла- бораторных работ - они будут понимать общую логику занятий, смогут еще раз вернуться к базовому теоретическому материалу, у них будет возможность вы- полнить лабораторное задание, если они по каким-то причинам пропустили за- нятие, а также подготовиться к проверочной работе.В условиях информатизации образования возможно и необходимо так орга- низовывать лабораторную работу магистрантов, чтобы они самостоятельно из- влекали информацию из различных информационных ресурсов, анализировали и творчески перерабатывали отобранную информацию, а затем самостоятельнопредставляли результаты своей деятельности с помощью различных средств ин- формационных технологий. Грамотное и уместное использование интернет-тех- нологий и мультимедиа-технологий дает возможность повысить эффективность процесса обучения магистрантов, сократить сроки формирования различных умений [3].Первый цикл лабораторных работ рекомендуется посвятить профессиональ- ному общению педагогов с использованием информационных и коммуникаци- онных технологий. Вначале магистранты должны найти, отобрать и проанали- зировать всю имеющуюся в сети Интернет информацию на эту тему, а затем пред- ставить ее в виде реферата в документе Word. Помимо видов и способов профессионального общения с использованием информационных и коммуни- кационных технологий, магистранты должны знать аппаратное и программное обеспечение такого общения. Активное использование ресурсов сети Интернет во время выполнения лабораторной работы обеспечит магистрантам доступ к научным, научно-методическим и информационно-аналитическим материалам, авторским учебно-методическим материалам и другой информации, иницииру- ет их самостоятельную работу, направленную на поиск и отбор информации, разовьет их личную инициативу, а также критическое мышление за счет нахож- дения и анализа альтернативного материала [4].Далее магистрантам предлагается поучаствовать в разных видах профессио- нальных коммуникаций - в вебинарах, телеконференциях, сетевых сообществах, форумах и прочее, и подготовить отчет о выполненной работе, в котором им нужно описать и проанализировать свой опыт. В результате выполнения пред- ложенных работ магистранты не только расширят свое представление о видах и инструментах профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий, но и получат практический опыт осуществле- ния такого общения, приобретут необходимые умения и навыки и разовьют ИКТ- компетентность и коммуникативную компетентность.Второй цикл лабораторных работ следует посвятить этике сетевого общения. Магистрантам предлагается, используя ресурсы сети Интернет, найти и проана- лизировать информацию о том, что такое сетевой этикет, каковы основные пра- вила сетевого общения, что является хорошим и плохим тоном в общении с ис- пользованием информационных и коммуникационных технологий, а также какие специфические правила существует для каждого вида общения в сети.После того, как магистранты провели подробный анализ информации такого рода, им следует предложить обсудить ее в группах по три-четыре человека. Кол- лективная работа поможет магистрантам развить коммуникативную компетенцию и сформировать навыки продуктивной работы в команде. Обмениваясь инфор- мацией и обсуждая ее, они учатся умению убеждать, аргументировать, конструк- тивно критиковать, а также пробуют себя в роли модератора дискуссии, разви- вают лидерские качества.После критического анализа и обсуждения отобранной информации обуча- ющимся предлагается создать бюллетень, посвященный этике сетевого общения, в программе Microsoft Publisher. Бюллетень должен быть не только информатив-ным, но и ярким, красочным. Помимо основной информации, он может содер- жать какие-нибудь любопытные и даже забавные истории из практики сетевого общения. Создавая бюллетень, магистранты закрепляют полученные знания, а также осваивают программу Microsoft Publisher, которая еще не раз пригодится им в педагогической деятельности.Третий цикл лабораторных работ рекомендуется посвятить правовым аспектам социальной деятельности, связанной с информатизацией образования. Маги- странтам предлагается из всех нормативно-правовых актов, касающихся инфор- матизации образования, отобрать только те, которые имеют отношение к социальной деятельности. Затем обучающиеся должны представить в виде пре- зентации в программе Microsoft Power Point основные положения этих норматив- но-правовых актов. Следующим шагом для магистрантов станет демонстрация подготовленных презентаций на видеоконференции, организованной между об- учающимися и преподавателем. В результате такой деятельности будущие педа- гоги освоят на практике один из вариантов применения информационных и ком- муникационных технологий в учебном процессе, а также будут совершенствовать свою коммуникативную компетенцию.Таким образом, при проведении лабораторных занятий по курсу «Социальные аспекты информатизации образования» желательно применять интегрированный подход, сочетающий обучение в аудитории под руководством преподавателя и дистанционное обучение, грамотно и уместно использовать интернет-технологий и мультимедиатехнологий, организовывать не только индивидуальную, но и кол- лективную работу магистрантов, а самое главное, ставить перед обучаемыми та- кие задачи, которые бы развивали необходимые им компетенции и способство- вали бы закреплению теоретических знаний и развитию навыков исследователь- ской деятельности в данной предметной области.

A E Pavlova

Moscow City Pedagogical University

Sheremetjevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521

Views

Abstract - 161

PDF (Russian) - 62


Copyright (c) 2016 Павлова А.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.