ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описываются методические аспекты организации лабораторных занятий для магистров высших учебных учреждений по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования». Автор рассматривает вопрос о том, почему данная дисциплина является актуальной для будущих учителей и какие компетенции она помогает им развить. Лабораторные занятия по данному курсу рассматриваются как основная форма занятий, их предлагается организовать таким образом, чтобы обучаемые самостоятельно добывали необходимые теоретические знания и приобретали практические умения и навыки в рамках этой дисциплины. В статье рассматривается вопрос о том, как и какие информационные и коммуникационные технологии следует использовать в обучении для того, чтобы магистранты не только получили представление о том, как применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но и приобрели практический опыт использования этих технологий. Автором предлагается определенная последовательность обучения магистрантов, лабораторные занятия группируются в несколько циклов, рассматривается, какие знания, умения и навыки обучающиеся приобретут на каждом этапе.

Полный текст

Будущим педагогам необходимо всесторонне изучить социальные процессы, происходящие в образовании в условиях его информатизации, чтобы успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Курс «Социальные аспекты информатизации образования» ориентирован на магистрантов педагогических вузов и посвящен изучению влияния информатизации образования на социум и индивида, на социальные коммуникации. Он помогает развить социальную и коммуникативную компетенции, способность ориентироваться в правовых аспек- тах социальной деятельности, связанной с информатизацией образования.Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью курса «Социальные аспекты информатизации образования» и могут выступать основной формой организации занятий по этой дисциплине. Этот вид самостоятельной практиче- ской и исследовательской работы обучающихся позволит им получить и закрепить теоретические знания и развить умения исследовательской деятельности в данной предметной области.Курс «Социальные аспекты информатизации образования» предполагает, что магистры будут обобщать и применять знания, полученные ими на занятиях по другим дисциплинам, а также овладеют новыми знаниями по социологии, пси- хологии и информатизации образования. В результате выполнения лабораторныхработ по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования» ма- гистр будет:знать этические нормы профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий;знать основные информационные и коммуникационные технологии, ко- торые могут использоваться для профессионального общения в образовательной среде;знать нормативно-правовую базу, регламентирующую социальные взаимо- действия в условиях информатизации образования;уметь использовать внутрипредметные и межпредметные связи информа- тики;уметь использовать возможности средств информационно-коммуникаци- онных технологий;уметь творчески применять полученную информацию в дальнейшей пре- подавательской деятельности;владеть информационными и коммуникационными технологиями, исполь- зуемыми для профессионального общения педагогов;владеть навыками профессионального общения с использованием инфор- мационных и коммуникационных технологий.Формировать лабораторные занятия по данной дисциплине необходимо таким образом, чтобы учащиеся смогли интегрировать новые знания с полученными ранее и научились применять их на практике в процессе деятельности учебно- исследовательского характера. Итогом выполненных работ должно стать развитие ИКТ-компетентности и коммуникативной компетентности.При организации лабораторных занятий необходимо реализовывать интегри- рованный подход, совмещая обучение в аудитории под руководством препода- вателя и дистанционное обучение с использованием сети Интернет [1]. Приме- нение дистанционных методов обучения будет способствовать освоению маги- странтами на практике вариантов использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и раз- вивать коммуникативную компетенцию будущих учителей [2].В качестве дистанционной поддержки курса можно разместить на Интернет- ресурсе учебно-методический комплекс по дисциплине, конспект лекций или презентации, практические задания, а также контрольные задания - вопросы для проверочных работ, список вопросов к зачету, либо к экзамену. Вся перечис- ленная информация будет полезна магистрантам во время выполнения ими ла- бораторных работ - они будут понимать общую логику занятий, смогут еще раз вернуться к базовому теоретическому материалу, у них будет возможность вы- полнить лабораторное задание, если они по каким-то причинам пропустили за- нятие, а также подготовиться к проверочной работе.В условиях информатизации образования возможно и необходимо так орга- низовывать лабораторную работу магистрантов, чтобы они самостоятельно из- влекали информацию из различных информационных ресурсов, анализировали и творчески перерабатывали отобранную информацию, а затем самостоятельнопредставляли результаты своей деятельности с помощью различных средств ин- формационных технологий. Грамотное и уместное использование интернет-тех- нологий и мультимедиа-технологий дает возможность повысить эффективность процесса обучения магистрантов, сократить сроки формирования различных умений [3].Первый цикл лабораторных работ рекомендуется посвятить профессиональ- ному общению педагогов с использованием информационных и коммуникаци- онных технологий. Вначале магистранты должны найти, отобрать и проанали- зировать всю имеющуюся в сети Интернет информацию на эту тему, а затем пред- ставить ее в виде реферата в документе Word. Помимо видов и способов профессионального общения с использованием информационных и коммуни- кационных технологий, магистранты должны знать аппаратное и программное обеспечение такого общения. Активное использование ресурсов сети Интернет во время выполнения лабораторной работы обеспечит магистрантам доступ к научным, научно-методическим и информационно-аналитическим материалам, авторским учебно-методическим материалам и другой информации, иницииру- ет их самостоятельную работу, направленную на поиск и отбор информации, разовьет их личную инициативу, а также критическое мышление за счет нахож- дения и анализа альтернативного материала [4].Далее магистрантам предлагается поучаствовать в разных видах профессио- нальных коммуникаций - в вебинарах, телеконференциях, сетевых сообществах, форумах и прочее, и подготовить отчет о выполненной работе, в котором им нужно описать и проанализировать свой опыт. В результате выполнения пред- ложенных работ магистранты не только расширят свое представление о видах и инструментах профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий, но и получат практический опыт осуществле- ния такого общения, приобретут необходимые умения и навыки и разовьют ИКТ- компетентность и коммуникативную компетентность.Второй цикл лабораторных работ следует посвятить этике сетевого общения. Магистрантам предлагается, используя ресурсы сети Интернет, найти и проана- лизировать информацию о том, что такое сетевой этикет, каковы основные пра- вила сетевого общения, что является хорошим и плохим тоном в общении с ис- пользованием информационных и коммуникационных технологий, а также какие специфические правила существует для каждого вида общения в сети.После того, как магистранты провели подробный анализ информации такого рода, им следует предложить обсудить ее в группах по три-четыре человека. Кол- лективная работа поможет магистрантам развить коммуникативную компетенцию и сформировать навыки продуктивной работы в команде. Обмениваясь инфор- мацией и обсуждая ее, они учатся умению убеждать, аргументировать, конструк- тивно критиковать, а также пробуют себя в роли модератора дискуссии, разви- вают лидерские качества.После критического анализа и обсуждения отобранной информации обуча- ющимся предлагается создать бюллетень, посвященный этике сетевого общения, в программе Microsoft Publisher. Бюллетень должен быть не только информатив-ным, но и ярким, красочным. Помимо основной информации, он может содер- жать какие-нибудь любопытные и даже забавные истории из практики сетевого общения. Создавая бюллетень, магистранты закрепляют полученные знания, а также осваивают программу Microsoft Publisher, которая еще не раз пригодится им в педагогической деятельности.Третий цикл лабораторных работ рекомендуется посвятить правовым аспектам социальной деятельности, связанной с информатизацией образования. Маги- странтам предлагается из всех нормативно-правовых актов, касающихся инфор- матизации образования, отобрать только те, которые имеют отношение к социальной деятельности. Затем обучающиеся должны представить в виде пре- зентации в программе Microsoft Power Point основные положения этих норматив- но-правовых актов. Следующим шагом для магистрантов станет демонстрация подготовленных презентаций на видеоконференции, организованной между об- учающимися и преподавателем. В результате такой деятельности будущие педа- гоги освоят на практике один из вариантов применения информационных и ком- муникационных технологий в учебном процессе, а также будут совершенствовать свою коммуникативную компетенцию.Таким образом, при проведении лабораторных занятий по курсу «Социальные аспекты информатизации образования» желательно применять интегрированный подход, сочетающий обучение в аудитории под руководством преподавателя и дистанционное обучение, грамотно и уместно использовать интернет-технологий и мультимедиатехнологий, организовывать не только индивидуальную, но и кол- лективную работу магистрантов, а самое главное, ставить перед обучаемыми та- кие задачи, которые бы развивали необходимые им компетенции и способство- вали бы закреплению теоретических знаний и развитию навыков исследователь- ской деятельности в данной предметной области.
×

Об авторах

А Е Павлова

Московский городской педагогический университет

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Павлова А.Е. Особенности применения дистанционного обучения с учетом теории поколений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика. Информатизация образования». 2012. № 1 (23). С. 65-70.
  2. Павлова А.Е. Развитие коммуникативной компетенции с применением информационных технологий // Актуальные проблемы информатизации образования: Сборник научных трудов. Воронеж: Научная книга, 2012. C. 52-56.
  3. Левченко И.В., Дергачева Л.М. Организация самостоятельной деятельности студентов на практических занятиях по методике обучения информатике в условиях информатизации образования // Информатика и информатизация образования ИТО Поволжье-2007: Материалы Международной конференции. Казань: ТГГПУ, 2007. С. 52-55.
  4. Павлова А.Е. Подготовка будущих учителей начальных классов к организации обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Рецензируемый сборник научных трудов. Воронеж: Научная книга, 2013. Том V. C. 210-213.

© Павлова А.Е., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах