THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF UNIVERSITY’S TEACHERS AND STUDENTS INTERNATIONAL MOBILITY

Abstract


Experience in the development of programs of international academic mobility of the Moscow City University’s teachers and students in the article deals with the problems and possible prospects of using information technologies to improve the efficiency of the university’s international activities. Is proved that information technologies allow to inform more effectively students on opportunities and conditions of training in foreign partner higher education institutions, to inform foreign partners on the scientific and educational events held in higher education institution, to inform foreign citizens of an opportunity and an order of enrollment of students, to intensify advanced training of scientific and pedagogical workers and students of higher education institution in the sphere of foreign language skills, to inform graduates of language training courses on opportunities and benefits of continuation of training in higher education institution, to promote development of many other aspects which are positively influencing expansion of international cooperation in education and sciences.

В условиях глобальной информатизации общества существенно трансформи- руется сфера образования. Использование технологий и средств информатизации постепенно стирает границы между государствами и их национальными систе- мами образования, влечет за собой становление особых подходов к получению образования жителями различных стран, составляет основу формирования транс- граничного образования. Ключевая роль информационных технологий в станов- лении трансграничного образования и приобретение на их основе дополнитель- ных возможностей для академической мобильности педагогов и студентов вузов не раз рассматривалась в литературе [1; 2].В этой связи существенным оказывается опыт отдельных вузов, реализующих на практике программы международной академической мобильности не только в части уже сложившихся подходов к использованию информационных техно- логий для развития трансграничного образования, но и в части понимания об- ластей, в которых необходимо внедрение средств и технологий информатизации для повышения эффективности международного сотрудничества в сфере обра- зования. Одним из таких вузов является Московский городской педагогический университет (Moscow City University), который на протяжении нескольких по- следних лет ведет активную работу как в сфере расширения академической мо- бильности педагогов и студентов, так и в сфере информатизации соответствующих направлений деятельности.В 2015 году в университете принята новая стратегия, определяющая его раз- витие на период до 2020 г. Стратегия предусматривает одновременное осущест- вление комплексной информатизации университета и расширение возможностей для международной мобильности всех участников образовательного процесса. О некоторых результатах такой совместной работы в сравнении с динамикой про- шлых лет можно говорить уже сегодня [3].Важно отметить, что в соответствии с положениями о формировании инфор- мационной образовательной среды вуза и предложениями, содержащимися в стратегии, комплексной информатизации подлежит учебная, внеучебная, кон- трольно-измерительная (оценочная), научно-методическая и организационно- хозяйственная деятельность университета. Очевидно, что информатизация всех этих областей в той или иной степени распространяется и на развитие программ академической мобильности преподавателей и обучающихся университета.Применение существующих в университете каналов телекоммуникационной связи, новой системы электронного документооборота, электронной системы управления учебным процессом и внедрение новых подходов к обучению препо- давателей использованию подобных информационных ресурсов [4] привело в 2015-2016 уч. г. к повышению результативности международной деятельности. Этому прямо или косвенно способствовали различные мероприятия, при под- готовке и проведении которых использовались информационные технологии и средства телекоммуникационной связи. В частности, в университете было про- ведено 34 мероприятия, имеющих международный статус (конференции, семи- нары, круглые столы), участниками которых являлись зарубежные ученые и пе- дагоги. В большинстве указанных мероприятий приняли участие студенты. В свою очередь, работники университета участвовали в 176 международных мероприя- тиях, организованных российскими и зарубежными научными и образователь- ными организациями. Среди всех мероприятий необходимо выделить Дни меж- дународного образования и Международный мини-симпозиум «Качественное образование в мегаполисах мира: международная проектная культура универси- тетов», непосредственно посвященные развитию международного сотрудничества в сфере образования, в том числе и на основе использования новейших средств информатизации.Различные виды информационных и телекоммуникационных технологий спо- собствуют росту интенсивности общения с иностранными партнерами универ-ситета. Это позволяет расширить перечень зарубежных организаций, с которыми университет имеет партнерские отношения. В текущем учебном году соглашения о сотрудничестве заключены с Белорусским государственным экономическим университетом, Южно-Казахстанским педагогическим университетом, Инсти- тутом культуры и русского языка (Рим, Италия), Миланским университетом (Ита- лия), Нанькайским университетом (Тяньцзинь, Китай) и другими вузами. При этом информационные технологии во многих случаях выступают не только как средство, способствующее реализации таких соглашений, но и как объект для рассмотрения и совместных исследований в рамках взаимного сотрудничества.Принципиальной является позиция, согласно которой не заключаются новые соглашения о сотрудничестве и не осуществляется пролонгация ранее заключен- ных соглашений в случае, если такие соглашения не влекут за собой междуна- родной академической мобильности обучающихся или преподавателей.Продолжается продуктивное сотрудничество университета с Университетом Ноттингема (Великобритания), Международной школой бизнеса «Фонтис» (Ни- дерланды), Университетом Байройта (Германия), Пекинским столичным педа- гогическим университетом (Китай), Шанхайским университетом иностранных языков (Китай), Институтом китайской культуры (Тайвань), Университетом Там- кан (Тайвань), Сучжоуским университетом (Китай), Нанкинским университетом (Китай), Фуданьским университетом (Китай), Шаосинским институтом ино- странных языков Юэсю (Китай), Государственным университетом политики (Тай- вань), Университетом Цукуба (Япония) и другими вузами, в рамках которого со- стоялись двусторонние академические обмены студентами. При этом универси- тету не удается в полной мере использовать возможности, предоставляемые иностранными партнерами для обучения студентов университета за рубежом. Необходима реализация мер, направленных на привлечение студентов к про- граммам академической мобильности, а также мер, способствующих повышению языковой подготовки студентов и преподавателей. Следует отметить, что для ре- шения обеих задач необходимо задействование соответствующих информацион- ных технологий. Значительная часть учебной программы, способствующей интенсивной языковой подготовке, может быть реализована в дистанционном формате на основе применения достаточно распространенных средств инфор- матизации образования. Кроме того, для студентов зарубежных вузов, планиру- ющих обучение в университете, необходимо создание на интернет-сайте вуза раздела, посвященного преимуществам и условиям такого обучения и содержа- щего интерактивные формы, необходимые для дистанционной подачи заявки на обучение и оформление миграционных документов.Информационные технологии могут быть эффективно использованы для об- учения русскому языку иностранных студентов, планирующих обучение на ос- новных образовательных программах университета. За счет дополнительных переговоров с вузами Тайваня, проведенных в 2015 г., увеличено количество групп и обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Русский язык и культура России» (1695 академических часов), содержание которой доработано с учетом двухлетнего опыта ее реализации, а методы обучения опираются на при- менение средств информатизации образования. В 2015-2016 учебном году в спе-циально оборудованных мультимедийных аудиториях по этой программе прош- ли обучение 14 выпускников Средней школы высшей ступени № 4 г. Шанцю (Китай) и 13 выпускников бакалавриата вузов Тайваня. Для этой категории об- учающихся необходимо решение проблем использования информационных тех- нологий и социальных сетей для более полного вовлечения в учебную и внеучеб- ную жизнь университета с целью мотивации к продолжению обучения на про- граммах бакалавриата и магистратуры.Определенный интерес с точки зрения приобретения особого опыта инфор- матизации представляет реализуемая совместно с Университетом прикладных наук Бургенланда (Австрия) Российско-австрийская летняя школа «Тандем» по совместному изучению русского и немецкого языков 70-ю студентами из Австрии и России. В этом случае компьютерные технологии применяются в том числе и для информирования австрийских студентов, участвующих в мероприятии, о возможностях и преимуществах прохождения ежегодной зарубежной стажиров- ки в России.В соответствии с видами деятельности, определяемыми стратегией, в универ- ситете организована работа сертификационного центра, предоставляющего воз- можность сдачи экзамена TestDAF на знание немецкого языка. При этом исполь- зуются необходимые мультимедиасистемы с обратной связью, что позволяет фиксировать результаты тестирования. Аналогично в Самарском филиале уни- верситета создан отдел тестирования по русскому языку иностранных граждан, проводятся экзамены, необходимые для получения патента, разрешения на вре- менное пребывание, вида на жительство и российского гражданства. В целях рас- ширения соответствующей деятельности необходимо заключение соглашений и проведение требуемых мероприятий по открытию в университете оборудованных сертификационных центров на знание русского, английского и китайского язы- ков с предоставлением приоритетного права сдачи экзаменов обучающимся уни- верситета, что повысило бы привлекательность обучения в нем для иностранных граждан.Преподаватели и научные работники университета, используя информацион- ные и телекоммуникационные технологии, активно способствуют расширению международной деятельности. За учебный год в международных конференциях и мероприятиях приняли участие более 400 сотрудников. Около 150 работников приняли очное участие в мероприятиях, проведенных за пределами России, что внесло вклад в расширение академической мобильности преподавателей. Увели- чению такого вида мобильности способствуют и реализуемые проекты «Темпус», часть из которых содержательно посвящена использованию информационных технологий. Необходимо дальнейшее усиление координации деятельности под- разделений в области зарубежной мобильности преподавателей с целью исполь- зования потенциала сотрудничества работников университета с иностранными коллегами для расширения географии и количества академических обменов об- учающимися.Проведенная работа и расширение областей использования информационных технологий способствуют развитию международной академической мобильности. Согласно проведенным расчетам итоговый показатель «Международная деятель-ность» университета в мониторинге эффективности деятельности вузов в 2016 г. прогнозируется в диапазоне от 4,20 до 4,80 (в 2014 г. - 0,84, в 2015 г. - 1,95), что при условии сохранения порогового значения на прежнем уровне (4,02) может позволить университету соответствовать предъявляемым требованиям по этому параметру.Университет обладает устойчивой годовой положительной динамикой числа иностранных обучающихся: сравнение указанного показателя по данным еже- годных мониторингов и предварительных расчетов для текущего года свидетель- ствует о его увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2015 году на 132%, в 2016 году на 96%.В 2015-2016 учебном году число магистрантов зарубежных вузов (стажеров), прошедших краткосрочное (от 10 до 20 дней) обучение в университете увеличи- лось с 58 (в прошлом учебном году) до 71 человека. Примечательно, что для боль- шинства стажеров использование информационных технологий в образовании стало одной из ключевых тем для краткосрочных исследований, проведенных в стенах университета. Необходимо применение средств информатизации для рас- ширения географии таких вузов, распространения подобной деятельности на студентов бакалавриата и проведения профориентационной работы для привле- чения выпускников этих и других вузов к обучению в магистратуре университета на постоянной основе.На фоне роста входящей международной мобильности обучающихся в текущем учебном году существенно - с 84 до 45 человек (почти в два раза) - снизилось количество студентов университета, обучавшихся один семестр и более в зару- бежных вузах. Существенную роль в таком снижении сыграли сложившаяся эко- номическая ситуация и связанное с ней удорожание общей стоимости пребыва- ния студентов в иностранных государствах. В этих условиях необходимо расши- рение количества вузов-партнеров, имеющих возможность обучать студентов университета на безвозмездной основе, а также проведение на основе использо- вания телекоммуникационных технологий и социальных сетей дополнительной информационной кампании о возможностях такого обучения, повышение эф- фективности языковой подготовки студентов.Таким образом, информационные технологии позволяют более эффективно информировать студентов о возможностях и условиях обучения в зарубежных вузах-партнерах, информировать зарубежных партнеров о проводимых в вузе научных и образовательных мероприятиях, доводить до сведения иностранных граждан возможности и порядок приема в университет, интенсифицировать по- вышение квалификации научно-педагогических работников и студентов вуза в сфере владения иностранными языками, информировать выпускников языковых подготовительных курсов о возможностях и преимуществах продолжения обуче- ния в вузе, способствовать развитию многих других аспектов, положительно вли- яющих на расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки.Опыт Московского городского педагогического университета позволяет сде- лать вывод о том, что, несмотря на расширение международной академической мобильности работников и обучающихся, необходимо дальнейшее решение ком-плекса задач, связанных с повышением узнаваемости вуза в международном об- разовательном пространстве, созданием дополнительных возможностей и пре- имуществ в области информационного обеспечения иностранных партнеров для практической реализации образовательных и научных проектов, предусматрива- ющих требуемую мобильность.

V V Grinshkun

Moscow City Pedagogical University

Sheremetjevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521

Views

Abstract - 125

PDF (Russian) - 60


Copyright (c) 2016 Гриншкун В.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.