РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА
- Авторы: Гриншкун ВВ1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 7-13
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/14387
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе опыта развития программ международной академической мобильности педагогов и студентов Московского городского педагогического университета в статье рассматриваются проблемы и возможные перспективы использования информационных технологий для повышения эффективности международной деятельности вуза. Показано, что информационные технологии позволяют более эффективно информировать студентов о возможностях и условиях обучения в зарубежных вузах-партнерах, информировать зарубежных партнеров о проводимых в вузе научных и образовательных мероприятиях, доводить до сведения иностранных граждан возможности и порядок приема в университет, интенсифицировать повышение квалификации научно-педагогических работников и студентов вуза в сфере владения иностранными языками, информировать выпускников языковых подготовительных курсов о возможностях и преимуществах продолжения обучения в вузе, способствовать развитию многих других аспектов, положительно влияющих на расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки.
Полный текст
В условиях глобальной информатизации общества существенно трансформи- руется сфера образования. Использование технологий и средств информатизации постепенно стирает границы между государствами и их национальными систе- мами образования, влечет за собой становление особых подходов к получению образования жителями различных стран, составляет основу формирования транс- граничного образования. Ключевая роль информационных технологий в станов- лении трансграничного образования и приобретение на их основе дополнитель- ных возможностей для академической мобильности педагогов и студентов вузов не раз рассматривалась в литературе [1; 2].В этой связи существенным оказывается опыт отдельных вузов, реализующих на практике программы международной академической мобильности не только в части уже сложившихся подходов к использованию информационных техно- логий для развития трансграничного образования, но и в части понимания об- ластей, в которых необходимо внедрение средств и технологий информатизации для повышения эффективности международного сотрудничества в сфере обра- зования. Одним из таких вузов является Московский городской педагогический университет (Moscow City University), который на протяжении нескольких по- следних лет ведет активную работу как в сфере расширения академической мо- бильности педагогов и студентов, так и в сфере информатизации соответствующих направлений деятельности.В 2015 году в университете принята новая стратегия, определяющая его раз- витие на период до 2020 г. Стратегия предусматривает одновременное осущест- вление комплексной информатизации университета и расширение возможностей для международной мобильности всех участников образовательного процесса. О некоторых результатах такой совместной работы в сравнении с динамикой про- шлых лет можно говорить уже сегодня [3].Важно отметить, что в соответствии с положениями о формировании инфор- мационной образовательной среды вуза и предложениями, содержащимися в стратегии, комплексной информатизации подлежит учебная, внеучебная, кон- трольно-измерительная (оценочная), научно-методическая и организационно- хозяйственная деятельность университета. Очевидно, что информатизация всех этих областей в той или иной степени распространяется и на развитие программ академической мобильности преподавателей и обучающихся университета.Применение существующих в университете каналов телекоммуникационной связи, новой системы электронного документооборота, электронной системы управления учебным процессом и внедрение новых подходов к обучению препо- давателей использованию подобных информационных ресурсов [4] привело в 2015-2016 уч. г. к повышению результативности международной деятельности. Этому прямо или косвенно способствовали различные мероприятия, при под- готовке и проведении которых использовались информационные технологии и средства телекоммуникационной связи. В частности, в университете было про- ведено 34 мероприятия, имеющих международный статус (конференции, семи- нары, круглые столы), участниками которых являлись зарубежные ученые и пе- дагоги. В большинстве указанных мероприятий приняли участие студенты. В свою очередь, работники университета участвовали в 176 международных мероприя- тиях, организованных российскими и зарубежными научными и образователь- ными организациями. Среди всех мероприятий необходимо выделить Дни меж- дународного образования и Международный мини-симпозиум «Качественное образование в мегаполисах мира: международная проектная культура универси- тетов», непосредственно посвященные развитию международного сотрудничества в сфере образования, в том числе и на основе использования новейших средств информатизации.Различные виды информационных и телекоммуникационных технологий спо- собствуют росту интенсивности общения с иностранными партнерами универ-ситета. Это позволяет расширить перечень зарубежных организаций, с которыми университет имеет партнерские отношения. В текущем учебном году соглашения о сотрудничестве заключены с Белорусским государственным экономическим университетом, Южно-Казахстанским педагогическим университетом, Инсти- тутом культуры и русского языка (Рим, Италия), Миланским университетом (Ита- лия), Нанькайским университетом (Тяньцзинь, Китай) и другими вузами. При этом информационные технологии во многих случаях выступают не только как средство, способствующее реализации таких соглашений, но и как объект для рассмотрения и совместных исследований в рамках взаимного сотрудничества.Принципиальной является позиция, согласно которой не заключаются новые соглашения о сотрудничестве и не осуществляется пролонгация ранее заключен- ных соглашений в случае, если такие соглашения не влекут за собой междуна- родной академической мобильности обучающихся или преподавателей.Продолжается продуктивное сотрудничество университета с Университетом Ноттингема (Великобритания), Международной школой бизнеса «Фонтис» (Ни- дерланды), Университетом Байройта (Германия), Пекинским столичным педа- гогическим университетом (Китай), Шанхайским университетом иностранных языков (Китай), Институтом китайской культуры (Тайвань), Университетом Там- кан (Тайвань), Сучжоуским университетом (Китай), Нанкинским университетом (Китай), Фуданьским университетом (Китай), Шаосинским институтом ино- странных языков Юэсю (Китай), Государственным университетом политики (Тай- вань), Университетом Цукуба (Япония) и другими вузами, в рамках которого со- стоялись двусторонние академические обмены студентами. При этом универси- тету не удается в полной мере использовать возможности, предоставляемые иностранными партнерами для обучения студентов университета за рубежом. Необходима реализация мер, направленных на привлечение студентов к про- граммам академической мобильности, а также мер, способствующих повышению языковой подготовки студентов и преподавателей. Следует отметить, что для ре- шения обеих задач необходимо задействование соответствующих информацион- ных технологий. Значительная часть учебной программы, способствующей интенсивной языковой подготовке, может быть реализована в дистанционном формате на основе применения достаточно распространенных средств инфор- матизации образования. Кроме того, для студентов зарубежных вузов, планиру- ющих обучение в университете, необходимо создание на интернет-сайте вуза раздела, посвященного преимуществам и условиям такого обучения и содержа- щего интерактивные формы, необходимые для дистанционной подачи заявки на обучение и оформление миграционных документов.Информационные технологии могут быть эффективно использованы для об- учения русскому языку иностранных студентов, планирующих обучение на ос- новных образовательных программах университета. За счет дополнительных переговоров с вузами Тайваня, проведенных в 2015 г., увеличено количество групп и обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Русский язык и культура России» (1695 академических часов), содержание которой доработано с учетом двухлетнего опыта ее реализации, а методы обучения опираются на при- менение средств информатизации образования. В 2015-2016 учебном году в спе-циально оборудованных мультимедийных аудиториях по этой программе прош- ли обучение 14 выпускников Средней школы высшей ступени № 4 г. Шанцю (Китай) и 13 выпускников бакалавриата вузов Тайваня. Для этой категории об- учающихся необходимо решение проблем использования информационных тех- нологий и социальных сетей для более полного вовлечения в учебную и внеучеб- ную жизнь университета с целью мотивации к продолжению обучения на про- граммах бакалавриата и магистратуры.Определенный интерес с точки зрения приобретения особого опыта инфор- матизации представляет реализуемая совместно с Университетом прикладных наук Бургенланда (Австрия) Российско-австрийская летняя школа «Тандем» по совместному изучению русского и немецкого языков 70-ю студентами из Австрии и России. В этом случае компьютерные технологии применяются в том числе и для информирования австрийских студентов, участвующих в мероприятии, о возможностях и преимуществах прохождения ежегодной зарубежной стажиров- ки в России.В соответствии с видами деятельности, определяемыми стратегией, в универ- ситете организована работа сертификационного центра, предоставляющего воз- можность сдачи экзамена TestDAF на знание немецкого языка. При этом исполь- зуются необходимые мультимедиасистемы с обратной связью, что позволяет фиксировать результаты тестирования. Аналогично в Самарском филиале уни- верситета создан отдел тестирования по русскому языку иностранных граждан, проводятся экзамены, необходимые для получения патента, разрешения на вре- менное пребывание, вида на жительство и российского гражданства. В целях рас- ширения соответствующей деятельности необходимо заключение соглашений и проведение требуемых мероприятий по открытию в университете оборудованных сертификационных центров на знание русского, английского и китайского язы- ков с предоставлением приоритетного права сдачи экзаменов обучающимся уни- верситета, что повысило бы привлекательность обучения в нем для иностранных граждан.Преподаватели и научные работники университета, используя информацион- ные и телекоммуникационные технологии, активно способствуют расширению международной деятельности. За учебный год в международных конференциях и мероприятиях приняли участие более 400 сотрудников. Около 150 работников приняли очное участие в мероприятиях, проведенных за пределами России, что внесло вклад в расширение академической мобильности преподавателей. Увели- чению такого вида мобильности способствуют и реализуемые проекты «Темпус», часть из которых содержательно посвящена использованию информационных технологий. Необходимо дальнейшее усиление координации деятельности под- разделений в области зарубежной мобильности преподавателей с целью исполь- зования потенциала сотрудничества работников университета с иностранными коллегами для расширения географии и количества академических обменов об- учающимися.Проведенная работа и расширение областей использования информационных технологий способствуют развитию международной академической мобильности. Согласно проведенным расчетам итоговый показатель «Международная деятель-ность» университета в мониторинге эффективности деятельности вузов в 2016 г. прогнозируется в диапазоне от 4,20 до 4,80 (в 2014 г. - 0,84, в 2015 г. - 1,95), что при условии сохранения порогового значения на прежнем уровне (4,02) может позволить университету соответствовать предъявляемым требованиям по этому параметру.Университет обладает устойчивой годовой положительной динамикой числа иностранных обучающихся: сравнение указанного показателя по данным еже- годных мониторингов и предварительных расчетов для текущего года свидетель- ствует о его увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2015 году на 132%, в 2016 году на 96%.В 2015-2016 учебном году число магистрантов зарубежных вузов (стажеров), прошедших краткосрочное (от 10 до 20 дней) обучение в университете увеличи- лось с 58 (в прошлом учебном году) до 71 человека. Примечательно, что для боль- шинства стажеров использование информационных технологий в образовании стало одной из ключевых тем для краткосрочных исследований, проведенных в стенах университета. Необходимо применение средств информатизации для рас- ширения географии таких вузов, распространения подобной деятельности на студентов бакалавриата и проведения профориентационной работы для привле- чения выпускников этих и других вузов к обучению в магистратуре университета на постоянной основе.На фоне роста входящей международной мобильности обучающихся в текущем учебном году существенно - с 84 до 45 человек (почти в два раза) - снизилось количество студентов университета, обучавшихся один семестр и более в зару- бежных вузах. Существенную роль в таком снижении сыграли сложившаяся эко- номическая ситуация и связанное с ней удорожание общей стоимости пребыва- ния студентов в иностранных государствах. В этих условиях необходимо расши- рение количества вузов-партнеров, имеющих возможность обучать студентов университета на безвозмездной основе, а также проведение на основе использо- вания телекоммуникационных технологий и социальных сетей дополнительной информационной кампании о возможностях такого обучения, повышение эф- фективности языковой подготовки студентов.Таким образом, информационные технологии позволяют более эффективно информировать студентов о возможностях и условиях обучения в зарубежных вузах-партнерах, информировать зарубежных партнеров о проводимых в вузе научных и образовательных мероприятиях, доводить до сведения иностранных граждан возможности и порядок приема в университет, интенсифицировать по- вышение квалификации научно-педагогических работников и студентов вуза в сфере владения иностранными языками, информировать выпускников языковых подготовительных курсов о возможностях и преимуществах продолжения обуче- ния в вузе, способствовать развитию многих других аспектов, положительно вли- яющих на расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки.Опыт Московского городского педагогического университета позволяет сде- лать вывод о том, что, несмотря на расширение международной академической мобильности работников и обучающихся, необходимо дальнейшее решение ком-плекса задач, связанных с повышением узнаваемости вуза в международном об- разовательном пространстве, созданием дополнительных возможностей и пре- имуществ в области информационного обеспечения иностранных партнеров для практической реализации образовательных и научных проектов, предусматрива- ющих требуемую мобильность.×
Об авторах
В В Гриншкун
Московский городской педагогический университетКафедра информатизации образования Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521
Список литературы
- Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Информационные технологии в трансграничном образовании как содержание учебного курса для системы подготовки преподавателей вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2008. № 1 (12). C. 103-113.
- Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36-38.
- Гриншкун В.В. Реализация программ международного сотрудничества Московского городского педагогического университета: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 3 (29). С. 8-14.
- Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86-89.