№ 3 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/398
Статьи
Современность как поле битвы антропологии
Аннотация
Человек является пластичным существом. Представление, которое он имеет о себе, влияет на его поступки. С этой точки зрения, господствующие в культуре антропологические представления, имеющие свои истоки в религии, философии или же в идеологии, в существенной мере влияют на ее форму и развитие. В статье анализируется современная история с точки зрения рождения, изменения и столкновения различных антропологических концепций и представлений. Поскольку это краткий очерк, рассматриваются только основные «линии развития» данных концептуальных схем, при этом подчеркивается теоретическая и прикладная значимость кантовского вопроса: «Кем является человек?»
Воспроизводство и измерение человеческого капитала в современном мире
Аннотация
Несомненная заслуга теоретиков человеческого капитала - признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Широкое распространение данной теории на Западе и появление большого числа ее сторонников в нашей стране объясняется тем, что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально-экономического развития - человеческий - в его качественно преобразованном виде. Подход к человеческому капиталу с воспроизводственной точки зрения позволяет отследить его капитальную природу, а также противоречия, возникающие в процессе формирования, функционирования и развития человеческого капитала на различных уровнях его бытия: семейном, корпоративном, национальном и на уровне мировой экономики в целом.
Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие
Аннотация
В современном обществе развитие Интернета сопровождается возникновением таких новых явлений, как троллинг. Определение особенностей и основных характеристик этого феномена, выявление направленности и тенденций его развития относятся к числу важных задач для современных социальных и гуманитарных наук. В статье данная проблематика рассматривается с позиций социологии.
Детерминанты межнациональных (межэтнических) конфликтов в регионах Российской Федерации
Аннотация
События последних лет в Москве и ряде регионов Российской Федерации свидетельствуют о возрастающей остроте межнациональных (межэтнических) отношений. В своевременном выявлении возникающих противоречий и проблем в этой сфере важную роль призваны сыграть социологические исследования. Об их результатах и значении для предотвращения межнациональных (межэтнических) конфликтов идет речь в данной статье.
Образ Сербии в российском обществе: результаты опроса московского студенчества
Аннотация
В статье представлены результаты разведывательного социологического исследования, призванного охарактеризовать основные социальные стереотипы, сложившиеся у молодых россиян в отношении сербов и Сербии - страны, с которой Россию связывают исторически длительные и дружественные отношения. В последние десятилетия Сербия постоянно упоминается на страницах российских средств массовой информации, в основном в рамках нескольких ключевых дискурсов (православной веры как общего фундамента культуры наших стран, нерешенных этнических и территориальных конфликтов, противоборства про- и антизападнических воззрений в политической сфере), которые позволяют говорить о недостаточной степени актуальности, но все же сформированности социальных представлений российских студентов о Сербии.
Социологический подход к исследованию доступности питьевой воды для домохозяйств в странах бывшего СССР
Аннотация
В статье представлен анализ данных социологического исследования «Здоровье населения в переходный период» (HITT), проведенного в 2010 г., в котором изучались, в частности, изменения в доступе населения к водоснабжению в странах бывшего СССР в период между 2001 и 2010 гг. и оценивалось, насколько эти изменения зависят от экономического положения домохозяйства. Статья адресована специалистам в области социологии, статистики, социальной работы и здравоохранения, а также самому широкому кругу лиц, интересующихся изменениями в социально-экономической ситуации на территории бывшего СССР.
Эффективность инвестирования в инновационный человеческий капитал: оценка студенческой молодежи Казани
Аннотация
В статье проанализирована оценка эффективности инвестирования в инновационный человеческий капитал студенческой молодежью Казани. Эффективность инвестирования в человеческий капитал оценивалась на двух уровнях: потенциальном и реальном. Полученные результаты позволяют говорить о переоценке респондентами потенциального уровня инвестирования: студенты преувеличивают свою готовность работать по специальности, что негативно сказывается на формировании у них критериев оценки эффективности инвестирования в собственный человеческий капитал.
Инновационное поведение сотрудников российских бизнес-организаций: теоретические и методологические основы эмпирического исследования
Аннотация
Излагается концепция эмпирического исследования инновационного поведения сотрудников отечественных бизнес-организаций. На основе анализа современной мировой литературы и результатов эмпирических исследований в области социальных аспектов инноваций выдвигается гипотеза о взаимном пересечении инновационных процессов в микро-, мезо- и макроплоскостях. С одной стороны, инновационное развитие бизнеса, создание полезных новшеств происходит в первую очередь за счет индивидуальной деятельности сотрудников, с другой стороны, решающим фактором, определяющим инновационную активность не только бизнес-организаций, но и общества в целом, выступает социальная макросреда.
Социологическое измерение SWOT-анализа в бизнесе
Аннотация
Исследованы условия успешного развития компаний, сочетающих стратегическое PR-планирование и маркетинговую тактику, основывающуюся на социологических замерах. С этой целью осуществлено изучение внешней среды на основе оценки деятельности конкурентов, поставщиков, потребителей. Проводится анализ существующей позиции и возможностей самой компании, ее технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов. Продемонстрирован механизм применения SWOT-анализа как матрицы первичного стратегического исследования. Этот метод позволил осуществить интегральное изучение различных аспектов внешней и внутренней среды и выбрать оптимальную маркетинговую стратегию компании.
Высокая активность личности и ее социологическое измерениеРецензия на книгу: Музыкант В.Л. Психология и социология в рекламе. М.: РИОР-ИНФРА-М, 2012. 217 с.
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на книгу В.Л. Музыканта «Психология и социология в рекламе», систематизирующую последние разработки в сфере социологии и психологии, которые могут быть использованы для разработки и практической реализации стратегии построения бренда.