Том 15, № 3 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/391
Статьи
Память и история: несколько слов об антиномиях и парадоксах коллективной памяти и общей истории
Аннотация
В научном сообществе сегодня достигнут относительный консенсус в признании того факта, что коллективная память не сохраняет воспоминания о прошлом сообразно тому, как события произошли на самом деле (как было принято считать прежде), а воспроизводит их так, как нам удобно вспоминать о них в настоящий момент времени. Это связано с той особенностью памяти, что она сохраняет в себе лишь отдельные элементы прошлого, но не его целостный образ. Теоретические модели памяти разнообразны потому, что формируются под влиянием крайне противоречивых концептуальных позиций, а не по причине реальных различий разных типов памяти. В статье обозначены десять ключевых антиномий научного анализа проблем исторической и коллективной памяти, которые зафиксированы с помощью следующих понятий: индивидуальная и групповая память; дух и материя; сохранение и уничтожение воспоминаний; отменяемая (заменяемая) и неизменная память; спонтанное и целенаправленное запоминание; миф и наука; рациональность и иррациональность. Автор показывает, почему наша память функционирует столь избирательно, почему сохраняемые в ней воспоминания столь изменчивы и не имеют постоянного формата, легко трансформируясь с течением времени в соответствии с запросами текущего момента. Человеческая память не работает как некая рационально устроенная машина - она склонна порождать искажения и ошибки. Кроме того, в формировании коллективной памяти важную роль играют идеологическое давление и исторически устойчивые коллективные мифы (метанарративы).
Основные теоретические подходы к определению культурных кодов в социологии
Аннотация
Данная статья посвящена характеристике определений культурных кодов, сформулированных классиками социологии в пределах их основных теоретических подходов. Поскольку автоматически выводить содержание понятия «культурный код» из содержания понятия «культура» в рамках того или иного подхода не представляется процессом, соответствующим канонам социологического познания, то продемонстрированы различия контекста, сопутствующего похожим определениям. Рассмотрено понимание культурных кодов в структурном функционализме, неофункционализме, структурализме, постструктурализме, постмарксизме, структуралистском конструктивизме и символическом интеракционизме. Показано, что объяснения социальной действительности и ее взаимосвязи с культурой через культурные коды в пределах даже одних и тех же теоретических подходов подразумевают принципиально различную картину системы социальных отношений. После рассмотрения основных работ и положений ряда авторов, которые являются признанными классиками социологии, выявлено, что концепт «культурные коды» в социологии попытались определить представители всех основных теоретических направлений. Однако, признавая за концептом «культурных кодов» значительный потенциал, авторы в этой научной области ограничивались обычно двумя-тремя составляющими культуры, которые именовались компонентами культурного кода без весомого обоснования (вопрос о том, почему были включены те или иные компоненты, а опущены другие также остается открытым). К тому же согласованной точки зрения относительно культурных кодов даже в пределах одних и тех же направлений теоретизирования не сложилось.
Новый «жизненный мир» в визуальной культуре
Аннотация
Статья посвящена анализу методологии визуальных исследований с применением феноменологической концепции «жизненного мира». Рассмотрены социокультурные основы формирования визуальной культуры в эпоху постмодерна, теоретические аспекты «визуального поворота», проявление природы симулякров через визуальность и дизайнерское оформление предметов-образов. Актуальность исследования обусловлена увеличением объема визуального контента и охвата населения планеты визуальными средствами массовой информации. В настоящее время визуальные исследования распространяются в основном на изучение такого контента, как фотография, рекламные биллборды, кинематограф. Новым полем для освоения визуальных методов является Интернет: разнообразие дизайна и интерфейсов наводит на мысль о формировании собственной виртуальной интернет-культуры, косвенно зависящей от социально-культурных особенностей создателей проекта или большинства пользователей. В данном контексте с использованием визуальных методов был проведен сравнительный анализ двух поисковых систем: Google и Yandex. Гипотеза исследования состояла в том, что выбор российскими пользователями поисковой системы Yandex вместо международного Google обусловлен рядом графических и навигационных особенностей поисковика, в большей степени подходящих именно российскому пользователю. Результат проведенного анализа скорее подтвердил, чем опроверг выдвинутую гипотезу, указав на ряд элементов дизайна и интерфейса, соотносящихся с культурными предпочтениями жителей постсоветского пространства.
Приоритеты и стереотипы российской молодежи в сфере брачности (на примере национально-смешанных союзов)
Аннотация
Социологическое изучение ценностных приоритетов молодежи в сфере семейно-брачных отношений невозможно без понимания особенностей объективных демографических процессов и специфики их восприятия различными поколениями, которые нередко выражаются в расхожей формуле «стереотипы и реалии». К сожалению, проблемы и перспективы межнациональной брачности часто выпадают из фокуса социологического интереса, потому что требуют детального подхода и нередко просто не вписываются в комплексные анкеты, посвященные оценке мировоззренческих доминант тех или иных возрастных групп. Насколько сложна данная проблематика и имеет ли смысл в принципе пытаться вписать ее в тематически (не)сфокусированные анкетные опросы, будет показано в статье, авторы которой убеждены, что национально-смешанные браки и семьи сегодня, по сути, в сконцентрированном виде отражают множество этносоциальных и этнодемографических процессов, поэтому изучение данного типа брачных практик и отношений позволит лучше понять подобные процессы и раскрыть их закономерности и последствия. На наш взгляд, межнациональный брак, несмотря на все свои специфические черты, является таким же семейным союзом, как и мононациональный брак, поэтому его изучение вряд ли радикально отличается от исследования «традиционной» брачности, хотя и следует принимать во внимание повышенную сензитивность этнонациональной проблематики. Авторы суммируют трактовки понятия «семья» в междисциплинарной перспективе и варианты его концептуализации в социологической традиции; основываясь на достаточно немногочисленных данных исследований межнациональных браков, а также на результатах разведывательного опроса, обозначают ключевые причины и проблемы межнациональных браков, их формы и факторы восприятия в современном российском обществе.
Этническая идентичность в глобализирующемся мире (на примере Республики Чад)
Аннотация
Проблематика идентичности стала одной из ведущих в современной социальной науке в связи с возникновением целого ряда проблем, усложняющих самоидентификацию в (пост)современном обществе. Обретение современностью статуса «текучей» привело к тому, что идентичность как результат соотнесения с социальной группой перестала носить статичный характер - от индивида потребовалось каждодневное и повседневное принятие на себя ответственности за выбор жизненной траектории и связанного с ней переопределения себя как члена конкретного сообщества. Глобализация внесла свои коррективы в процесс формирования этнической идентичности, которая, с одной стороны, становится протестной практикой, направленной на сохранение собственной уникальности в условиях глобализирующей универсализации; с другой стороны, выступает как результат уже свершившегося воздействия глобализации, демонстрируя произошедшие трансформации. Обострение межэтнических конфликтов, связанных с идентичностью, наиболее распространено в полиэтничной среде. В статье представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности молодежи Республики Чад. Исследование методом интервью позволило выявить ведущий тип этнической идентичности среди опрошенной молодежи Чада, обозначив ее специфику в новых условиях.
Социологические аспекты дисбаланса взаимоотношений медицины и населения в современной России
Аннотация
В статье анализируются социологические аспекты одной из наиболее сложных и актуальных проблем современного российского общества - нарастающего дисбаланса социальных взаимоотношений пациента и врача. Несомненно, в медицине каждая из сторон - как врач, так и пациент - включена в единую и плохо структурируемую социальную связь, является неотъемлемым элементом любых типов взаимодействий и отношений в ходе профилактики и лечения различных заболеваний. Данная система институционализирована и сложна сама по себе, однако социально-экономические процессы в обществе могут как усложнять, так и облегчать ее функционирование. К сожалению, нарастание социальной дифференциации в российском обществе последних десятилетий негативно отразилось на всех сферах его жизнедеятельности, в том числе и на здравоохранении. Каждая из групп - как врачи, так и пациенты - в заданных условиях и тенденциях развития системы социальной стратификации выработала свои ценностные ориентации как некую профессионально и личностно значимую квинтэссенцию современных фундаментальных ценностей. В частности, неудовлетворенность материальным положением в свете трудовых затрат и высокого уровня образования вызывает у врача осознание неадекватности собственного социального статуса в обществе и толкает его к удовлетворению своих материальных нужд и достижению своих интересов, в том числе, и незаконными средствами. Автор предлагает ряд мер по снижению дисбаланса взаимоотношений медицины и населения в современном российском обществе, которые предполагают изменение традиционных для сферы здравоохранения моделей управления и разрешения конфликтных ситуаций, в том числе, посредством продуманного целенаправленного воздействие на субъекта и объекта дисбаланса взаимоотношений.
Социальные медиа как инструмент организации массовых беспорядков в Великобритании в августе 2011 г
Аннотация
Социальные сети - такие, как Facebook и Twitter, - не только приобрели в последнее время широкую популярность, но и стали использоваться в качестве инструмента для реализации разного рода политических целей. Данный процесс носит амбивалентный характер: с одной стороны, в социальных медиа формируются политические субъекты особого рода, осуществляется самоорганизация и гражданские движения. С другой, в них часто находят возможность выражения деструктивные и агрессивные проявления, имеющие ярко выраженный криминальный характер, а способность распространять информацию большим группам людей используется для организации массовых беспорядков. В статье анализируется одно из недавних и наиболее заметных событий, во многом спровоцированным действием социальных сетей, - беспорядков в Великобритании в августе 2011 г., первоначально вызванных убийством при попытке задержания полицейским подозреваемого в наркоторговле и хранении оружия М. Диггана. Развитие событий и массовые беспорядки в этом случае были результатом обсуждения в социальных медиа и координацией с их помощью совместных действий участников погромов. Детальное описание произошедших событий, а также действий властей по преодолению возникшего кризиса и предотвращению подобного в будущем, представленное в статье, дает возможность сделать ряд выводов о характере оказываемого социальными медиа влиянии на политические события.
Мотивация выбора профессии «управленца» (по результатам исследования в РУДН)
Аннотация
В статье анализируется теория социальных потребностей Дэвида Макклелланда и возможности ее применения для изучения мотивации выбора профессии студентами управленческих специальностей. В соответствии с концепцией Д. Макклелланда в мотивационно-потребностной структуре личности можно выделить доминирующий мотив, активизирующий действия человека. К доминирующим мотивам Д. Макклелланд относит три основных: мотив власти, мотив достижения (успеха) и мотив принадлежности. Данные мотивы отражают внутренние потребности человека и его стремления. В статье анализируются выделенные три типа мотивов как факторы, влияющие на трудовую деятельность человека и отражающие его первостепенное цели и задачи в профессиональной сфере. Кроме того, дается характеристика и описание особенностей людей с выраженными мотивами. Также рассматриваются результаты различных исследований, проведенных на основании теории социальных потребностей и ряда других концепций, основанных на выявлении доминирующих мотивов у разных групп работников. В статье приводятся результаты исследования по определению выраженных мотивов при выборе профессии у студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», проведенного в декабре 2014 г. в Российском университете дружбы народов. Полученные результаты анализируются и интерпретируются согласно теории социальных потребностей Д. Макклелланда.
Влияние личностных характеристик членов коллектива на эффективность управления групповыми процессами и социальную стабильность организации
Аннотация
Авторы рассматривают проблемы управления организацией с точки зрения повышения ее экономической эффективности, а кадровые риски - как потенциальные потери или угрозы экономической деятельности предприятия. В отдельную группу выделяются риски, связанные с индивидуальными особенностями человека и межличностным взаимодействием - социальной активностью членов коллектива внутри группы. Методы социально-психологической диагностики в первую очередь используются при первичном отборе кандидатов на вакантные места предприятия и при формировании структуры коллектива, с учетом профессионально-личностных и компетентностных характеристик кандидатов, а так же предрасположенности личности к определенному типу. Речь идет о проблеме принятия или непринятия кандидатом определенного типа корпоративной культуры, сложившейся на предприятии, и принятии или отторжении коллективом человека с определенными культурологическими предпочтениями. Второе направление использования методик социально-психологического исследования, важное в практике современного управления, - поддержание трудового коллектива в рабочем состоянии и повышение эффективности его деятельности посредством реализации человеческого потенциала. В статье представлены результаты исследования коллективов и некоторых индивидуальных характеристик их членов с низким социальным статусом. Согласно выявленным тенденциям предложены методы работы с отдельными членами и в целом с группой. Рассматриваемые явления интересны с точки зрения стабилизации социальных систем и разработки методов по управлению кадровыми рисками.
Особенности внедрения социальных инноваций в современных российских организациях
Аннотация
В научной литературе отмечается, что инновация представляет собой созданное с использованием новейших научных достижений и внедренное на рынок или в практическую деятельность новшество, воплощенное в новых товарах (работах, услугах) или процессах. При большом многообразии литературы по проблемам внедрения инноваций, к сожалению, среди исследователей отсутствует однозначное определение этого понятия. Это, в свою очередь, порождает и другие проблемы: в определении сферы применения инновационной деятельности, фокусировке бизнес процессов при внедрении инноваций и т.д. Данное обстоятельство приводит к снижению эффективности внедрения инноваций и рассогласованности действий различных стейкхолдеров. Одной из причин этого, по мнению автора статьи, является различие подходов к процессу внедрения инноваций в контексте теории и практики социального управления организацией и нормативно-правового регулирования. Поэтому для повышения эффективности внедрения социальных инноваций в современных российских организациях требуется определить подход не только к теоретическому, но и практическому пониманию инновации с точки зрения всех заинтересованных сторон. В статье предпринимается попытка изучения теоретических аспектов инновационной деятельности, основываясь не только на управленческом понимании инноваций, но и на уровне законодательных и нормативных актов, а также приводятся некоторые практические рекомендации по внедрению инноваций в российских организациях.
Социокультурные предпосылки формирования управленческой свободы в России и Европе: сравнительный анализ
Аннотация
Поле управленческой деятельности в современных организациях претерпевает сегодня существенные трансформации. Роботизированное производство становится все более распространенным. В этой ситуации возрастает важность изучения деятельности руководителей в организации всех уровней, в частности, руководителей среднего звена, так как именно они выступают ядром организации, имея наиболее глубокий опыт, знания о компании, занимаясь организацией и осуществлением ежедневной операционной деятельности. Фактор управленческой свободы в деятельности руководителей среднего звена выступает новым ответом на требования инновационной активности и конкурентоспособности современной организации. Одновременно с этим процессы глобализации приводят к установлению партнерских отношений между российскими и европейскими компаниями, однако их эффективность во многом зависит от понимания социокультурной основы управления. В статье рассматриваются социокультурные предпосылки формирования управленческой свободы в России и Европе. Проводятся различия между российской и европейской историей в вопросах предпринимательской деятельности, основах ее возникновения, сословий-участников и функциональных особенностей деятельности руководителей в организациях того времени. Описывается специфика социальных институтов, являвшихся базой для развития делового мира, а также оказывавших влияние на содержание управленческой свободы.