Том 23, № 1 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1631
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-1
Весь выпуск
Вопросы истории, теории и методологии
Категориальная дихотомия Gemeinschaft/Gesellschaft в социологической классике: Тённис - Вебер - Фрайер - Парсонс
Аннотация
Статья посвящена эвристической динамике в семантической истории понятий Gemeinschaft/Gesellschaft, которые активно использовали классики социологии в концептуализации качественного отличия современного общества от предшествующих форм социальной жизни. Автор отмечает широкую популярность представлений о стадиальных коннотациях данных категорий, обычно понимаемых как сменяющие друг друга типы социальности: если Gemeinschaft рассматривается как изначальная форма традиционной органической общности, то Gesellschaft характерен для массового урбанизированного общества эпохи модерна. Показана структурная связь ранних социологических концептов с философией истории модерна как аналитическим (само)описанием современных обществ. Реконструируется динамика взглядов Ф. Тённиса, использовавшего понятийную пару не только для дескрипции исторически конкретных ситуаций культурного развития, но и в качестве идеально-типических абстракций - как эвристически ценных инструментов анализа. Показана попытка позднего Тённиса релятивировать противоположность двух типов обобществления человека путем указания на одновременность их присутствия в любых социальных взаимодействиях. Кратко обсуждается развитие тённисовских концептов М. Вебером в виде процессуальных понятий Vergemeinschaftung/Vergesellschaftung как социальных отношений, идеально-типически ориентированных на ценностную и целевую рациональность соответственно. Подчеркивается резкая политизация семантического поля понятия Gemeinschaft в Германии межвоенного периода, где оно стало одним из маркеров общественно-политической поляризации. Далее описана разработка дифференцированной теории Gemeinschaft в социологии Х. Фрайера, а также попытка нацистов сделать понятие ключевым для своей теории гомогенного общества. Обсуждается активная рецепция тённисовских категорий в американской социологии, прежде всего Т. Парсонсом, и подчеркивается его вклад в развитие эвристики, связанной с проблематизацией способов социализации и интеграции в больших обществах типа американского посредством малых солидарных групп. В последней части статьи подчеркнута непреходящая значимость данной топики для позднего модерна, в структуре социального действия которого в смешанной и транзитивной форме присутствуют элементы как общности, так и общества.
Воспроизводство и изменение дискурсов культуры коренных народов: этнографические самоописания кольских саамов
Аннотация
В статье этнографическое самоописание рассматривается как культурная форма, в которой индигенные авторы концептуализируют свою культуру в смещающихся социальных контекстах. Этнографические самоописания подразумевают: (а) трансформацию коренными народами устно-дискурсивного опыта своей культуры в текст; (б) интерпретации научных версий культуры индигенными авторами. Вопрос заключается в том, как саамская культура концептуализируется в тексте и как письменный текст - саамскими авторами, принимающими во внимание как научные описания своей культуры, так и недискурсивные культурные формы (этнографические коллекции)? В текстах индигенных авторов антропологические версии культуры могут выступать источником воспроизводства некоторых паттернов концептуализации их культуры, релевантных ряду подходов в социальных науках. Этнографические самоописания интерпретируются автором в терминах интертекстуальности, при этом в фокусе внимания - отношения между устным и письменным, академическим и индигенным дискурсом, а также между дискурсивными и недискурсивными практиками. Тексты как часть культурной реальности и как элемент социальных событий имеют каузальный эффект, способствуя изменению видения и способов репрезентации саамской культуры с точки зрения коренных народов. Таким образом, они вовлечены в воспроизводство, создание и модификацию множественных дискурсов саамской культуры. В процессе самоописания «культура» может быть реконтекстуализирована акторами. При этом позиции и идентичность наблюдателя (автора) и коренного народа, чья культура выступает объектом описания, связаны множественными частичными отношениями, что подразумевает изменение эпистемологического статуса индигенного дискурса. Процессуальный подход к концептуализации культуры и фокус на точке зрения коренных народов, представленной в этнографических самоописаниях, составляют методологическую основу изучения ряда культурных тенденций у кольских саамов (Россия). В статье анализируются опубликованные тексты саамских авторов, не являющихся профессиональными антропологами.
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
Студенческая семья в России: детерминанты вступления в брак
Аннотация
Снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего даже простое воспроизводство населения, что приводит к проблемам в экономике и социальной сфере, порождает миграционные кризисы, - проблема для многих развитых стран. На ее решение направлены меры демографической и семейной политики, что нашло отражение, в частности, в Стратегии национальной безопасности, утвержденной 2 июля 2021 года Указом Президента России: повышение рождаемости становится обязательным условием увеличения численности населения страны. В современной России трансформировалась возрастная модель рождаемости: распространение практики откладывания деторождений за пятнадцать лет привело к увеличению модального возраста матерей более чем на пять лет, что является фактором снижения рождаемости. Одним из механизмов, позволяющих изменить данный тренд, но развитию которого не уделяется должного внимания, является институт студенческой семьи. Цель исследования - оценка факторов, определяющих брачные намерения студенческой молодежи. В работе применялись количественные методы анализа данных выборочных обследований Росстата и авторского социологического исследования, включая логистические модели и метод дерева решений, что позволило провести моделирование и отобрать факторы для выявления детерминант вероятности вступления в брак студентов. Результаты моделирования выявили роль структуры системы ценностей студентов и родительской семьи в мотивации вступления в брак и создания собственной семьи. Среди основных выводов исследования практической значимостью обладает подтвержденная важность для молодежи брака как такового и вступления в брак как ключевого этапа жизненного пути, что в условиях тренда откладывания деторождений и дефицита рождаемости определяет необходимость государственной заботы о студенческой семье. Результаты исследования могут быть использованы при решении сложной демографической проблемы - снижения и старения рождаемости, что требует системной работы по формированию образа благополучной студенческой семьи и внедрению механизмов ее поддержки.
Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности
Аннотация
Проблема эмоционального выгорания учителей и связанной с ним личностной и профессиональной деформации актуальна для педагогического сообщества во всем мире, и Россия не является исключением. По данным специальных исследований, в 2020 году 75 % опрошенных учителей в России имели выраженные симптомы выгорания, а 38 % находились в его острой фазе, когда выгорание ощутимо влияет на качество жизни и способность работать. Эмоциональное выгорание для любых профессий, но в большей мере для социально-ориентированных (помогающих), включая учителей, влечет негативные последствия и для «выгорающего» специалиста, и для коллектива, в котором он работает, и для обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования вопросов совершенствования профессионально-педагогической деятельности учителей Республики Башкортостан, проведенного в апреле-июне 2022 года в рамках подготовки материалов к парламентским слушаниям в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан (N = 4529). Респонденты пропорционально представляли четыре группы образовательных школ: Уфы, других городов региона, центров муниципальных образований и сел. Цель статьи - оценить масштабы и формы проявления эмоционального выгорания у учителей региона и охарактеризовать факторы-причины (личностные и организационно-профессиональные) его симптомов; рассмотреть негативные последствия выгорания во взаимосвязи с условиями работы; предложить меры минимизации и профилактики этих последствий. Проблема выгорания обусловлена не столько индивидуальными причинами, сколько свойственной системе общего образования практикой управления, оплатой труда, ненормированной и неконтролируемой рабочей нагрузкой и особенностями профессии, изначально содержащей риск выгорания. Автор полагает, что масштабы эмоционального выгорания учителей требуют исследовательского подхода, основанного на межпредметной методологии. Причем важно не только исследовать проблему, но и предложить обоснованные меры, позволяющие учителям выходить из состояния выгорания, но главное - улучшить организацию работы в школах: анализ бизнес-процессов в школе и их оптимизация, ограничение числа внеклассных и внешкольных мероприятий, повышение доступности медицинской и психологической помощи, проведение диагностики выгорания и оказание помощи по ее итогам.
Восприятие новых религиозных движений религиозными организациями Республики Беларусь
Аннотация
В социологии религии редко встречаются работы, посвященные количественному анализу реакций основных социальных институтов на феномен религиозности. Социальные представления и иллюзии относительно нетрадиционной религиозности формируются в границах множества несвязанных и нескоординированных реакций представителей каждого института. Логика выбора объекта реакций среди действующих религиозных организаций отражает как специфику социального института, так и внешние влияния, социальный контекст. Статья посвящена выявлению институциональной специфики реакций традиционных религий на нетрадиционную религиозность на основании анализа восприятия новых религиозных движений православной и католической церквями Республики Беларусь в период с 1992 по 2020 годы. Методом контент-анализа было проанализировано 715 книг, статей в СМИ, листовок, материалов конференций и других изданий церквей, посвященных новым религиям. Выявлен факт идентификации 407 групп, конфигурация которых отражает избирательность внимания традиционных конфессий к новым религиям; установлено их количество в Беларуси, распределение по структурным и содержательным характеристикам, рекурсивность и частотность упоминаний, статус авторов материалов в иерархии церквей, влияние перепечатываемых в белорусских изданиях зарубежных статей. Установлено, что институциональная специфика восприятия религиозными организациями новых религий состоит в критике с позиций собственного вероучения, а особенности прошлого и современной жизни христианских церквей заставляют их в первую очередь реагировать на внутрицерковное сектантство, христианские и псевдохристианские группы, затем на неоязычество, центры магии, гаданий и целительства, сатанизм и оккультно-мистические веяния. Выявлены внешние и внутренние факторы, определяющие восприятие церквями религиозных организаций в нехарактерной для них форме. Зафиксирован диапазон вариативности противосектантского дискурса православной и католической церквей.
Византийское наследие в современной Турции: особенности изучения и политическое значение
Аннотация
В статье анализируется политика памяти правительства Турции в отношении византийского наследия страны и международная реакция со стороны государств, чей исторический нарратив и идентичность ассоциируются с наследием Византийской империи. Статья основана на широком спектре источников на турецком, греческом, английском и русском языках. Авторы полагают, что политика исламизации Турции и идеология неоосманизма, которую проводит правящая «Партия справедливости и развития» (ПСР) под руководством президента Р.Т. Эрдогана, ведут к постепенному демонтажу оставшегося в стране византийского наследия, что было наглядно продемонстрировано в ходе превращения Монастыря Хора и Собора Святой Софии в мечети. Турецкое общество, за исключением небольшого количества диссидентов, как правило, уже покинувших страну, не испытывает устойчивого интереса к истории Византии и воспринимает политику правящей партии прагматически, что подтверждают опросы общественного мнения. Международная реакция на решения турецкого руководства оказалась достаточно сдержанной и очень ограниченно касалась Византии и ее роли истории. Так, европейские политики и исследователи критически оценивали антизападный посыл действий и риторики Эрдогана, в то время как в Греции опасаются возрождения османского империализма и рассматривают византийское наследие в контексте эллинизма. Авторы приходят к выводу, что российское общество (в первую очередь благодаря позиции РПЦ) восприняло политику Эрдогана как уничтожение византийского наследия восточно-православной цивилизации, что побудило российское политическое руководство поднять данный вопрос на самом высоком уровне двусторонних отношений. Кроме того, последовательные действия Анкары по демонтажу византийского наследия в международном измерении оказываются направлены против имиджа и идеологем российского государства в большей степени, чем против Греции, что обусловлено устойчивыми представлениями о России как продолжателе византийской традиции.
Гендерные проблемы конфуцианской этики в современном вьетнамском обществе
Аннотация
Конфуцианство, как и даосизм, входит в сокровищницу мировой духовной культуры, порожденной «осевым временем» (К. Ясперс). Однако время накладывает отпечаток даже на самые гуманистические учения, многие положения которых могут постепенно формализовываться, устаревать, требуя как «возвращения к истокам» и очищения, так и реинтерпретации и обновления. Эти процессы в их положительной и отрицательной динамике затронули и положения конфуцианской этики во Вьетнаме. В статье представлены результаты гендерного анализа вьетнамской конфуцианской этики и оценки ее влияния на современное вьетнамское общество. Конфуцианская этика внедрялась во Вьетнаме во время китайской колонизации и оказала большое влияние как на феодализм в целом, так и на отношение общества к женщине и ее положение в семье, на тысячелетие определив гендерные роли и соответствующие стереотипы. В статье обозначены общие и особенные черты гендерной проблематики в китайской и вьетнамской традиционной конфуцианской этике. Признавая множество негативных аспектов вьетнамской конфуцианской этики в отношении женщин (сковывание феодальными нормами и сдерживание личного развития), авторы показывают, что со временем эта этическая концепция была положительным образом преобразована, что способствовало гуманизации гендерных отношений. В настоящее время гендерное содержание конфуцианской этики продолжает оказывать влияние на вьетнамское общество - как положительное, так и отрицательное. Изучение распределения и динамики гендерных ролей в традиционном и современном вьетнамском обществе может предоставить интересный эмпирический материал гендерной социологии, поскольку в гендерном анализе невозможно не учитывать традиции и культуру народа.
Социологический лекторий
Социальная реальность в ключе темпорализма: поиск методологии
Аннотация
Цель предпринимаемого в статье исследования - концептуально связать социальную реальность, выбрав некоторые модификации современности как культуры, с категорией темпоральности. В статье обосновываются и применяются гносеологические возможности темпорального поворота, по-новому раскрывается агентно-субъектное понимание социальной реальности. В фокусе внимания автора - потенциал темпорального дискурса, слабо артикулированного в современных публикациях, но имманентно присущего социологической науке. В опросной методологии широко представлены переменные, относящиеся к прошлому и предъявляющие требования к памяти, возможностям реконструирования событий, а также проективные вопросы, предполагающие способность респондента к экстраполяции закономерностей из настоящего в будущее. Автор анализировал проблему времени и в ранних, и последних своих трудах, приходя к выводу, что в исследованиях социальных проблем, социальной политики и социальной реальности назрел темпоральный поворот. Идея интеграции темпоральности и социальности имеет своим следствием новизну компонентов предлагаемого аналитического подхода. Научная новизна и достижимость решения поставленных задач обусловлены оригинальным конструированием обновленных, включающих агентную роль научной интеллигенции, интеллектуально-образовательный и темпоральный компонентов концепта и всего тезауруса социальной реальности. Актуальность и фундаментальность предложенной темы объясняется давно назревшим пересечением темпоральности социальной жизни индивидов и групп с социологической рефлексией фундаментальных категорий и концептов времени в академическом дискурсе. Постнеклассическая реальность позволяет концептуально эксплицировать темпоральность инклюзивно-бифуркационной социальности, объясняющую институциональные и микросоциальные проблемы сообществ как нелинейных миров. Научно-практическая значимость предложенной методологии состоит в том, что концепт темпоральной социальной реальности позволяет исследовать модификации ценностно-символических и институциональных характеристик в дискурсе роли ученых как агентов постнеклассической реальности.
Графический ассоциативный тест отношения как удобный инструмент имплицитного измерения в массовых опросах
Аннотация
Несколько последних выборов и референдумов ознаменовались очевидными провалами предвыборных прогнозов, основанных на массовых опросах избирателей. В ответ на недовольство общественности и политиков стали появляться альтернативные подходы, такие как «рынки прогнозирования», тест неявного отношения (IAT), прогнозы, основанные на ожиданиях, и т.д. IAT представляется одним из наиболее эффективных способов обогащения моделей прогнозирования и повышения их точности. Однако проблема в том, что первоначальная форма IAT устанавливает жесткие методические ограничения, вписаться в которые традиционные массовые опросы просто не могут. Являясь тщательным лабораторным измерением нервных реакций на раздражители, IAT требует создания особой среды, например, ничто не должно беспокоить или отвлекать респондента во время выполнения экспериментальных заданий. Такую среду трудно обеспечить во время массового опроса, и обычно исследователи используют IAT в лабораторных условиях на малых выборках. В статье графический ассоциативный тест отношения (GATA) представлен в качестве способа измерения имплицитной компоненты социальной установки, пригодного для использования в массовых опросах. Насколько можно судить по накопленным данным, это функциональный аналог IAT, протестированный в широком спектре предвыборных массовых опросов в России. Его легко реализовать даже с неопытной сетью интервьюеров, поскольку простые и интуитивно понятные задачи не создают дополнительных барьеров для респондентов и не влияют на уровень отказов. В практическом плане GATA достаточно надежно выявляет имплицитные факторы поведения и помогает повысить точность его прогноза. В теоретическом плане представленные в статье данные подтверждают концепцию «двойственных моделей» структурной теории установки.
Корпоративная культура организации: управление социальным капиталом в условиях вызовов и рисков
Аннотация
Критерии анализа эмоционально-психологических состояний персонала организации предполагают изучение капитализации культурных ценностей и отображение результатов в виде математических показателей проективной ситуации. В статье корпоративная культура рассматривается с позиций капитализации культурных ценностей коллектива и деловой репутации компании. Базу исследования составили метрические данные (параметры) капитализации культурных ценностей в контексте их применения для оценки поведения и культурного этоса коллектива организации. Объектом прикладного исследования выступил трудовой коллектив частного предприятия по предоставлению услуг в топливно-энергетической сфере с точки зрения социальных факторов формирования корпоративной культуры (был проведен опрос персонала и менеджеров организации о социально-психологическом климате в коллективе; выборка квотная; опрошено 16 менеджеров и 100 человек персонала). Результаты исследования позволяют разработать технологию эффективного управления корпоративной культурой в условиях новых вызовов и рисков. На основе анализа работ классиков социологии обоснованы традиции сотрудничества, доверия и взаимности. В качестве критериев (параметров) оценки социального капитала выделены раскрывающие способности персонала социальные нормы, сформированные организацией за определенный период. Исследование показало разночтения в оценке параметров корпоративной культуры со стороны менеджеров и персонала. Так, руководители отводят большую роль такому параметру, как эмоционально-психологическое состояние коллектива, а персонал невысоко оценивает взаимопонимание микрогрупп и проявляет меньшую эмоциональную вовлеченность. Такое положение дел подтверждает наличие проблем в управлении корпоративной культурой как социальным капиталом.
Развитие социального капитала сельской местности на Крымском полуострове (на примере села Новоалексеевка)
Аннотация
Кризис российской сельской местности продолжается уже несколько десятилетий, и ее пространственные различия лишь усложняют задачу выработки комплекса антикризисных мер. Усилия властей по восстановлению депопулирующих населенных пунктов не имеют желаемого эффекта. По заверениям респондентов в разных регионах России власти слишком поздно обратили внимание на развитие сельских территорий - когда значительная доля трудоспособного населения либо уже мигрировала в города, либо сформировала намерения по переезду. Поскольку процесс урбанизации в России еще не завершен, приоритетными для государства должны стать меры по противодействию атомизации сельских сообществ, привлечению сельского населения к решению проблем населенных пунктов, а также по поддержке инициатив «снизу». В случае идеального развития событий можно ожидать формирования сетей взаимоотношений между людьми, живущих и работающих в одном сельском сообществе, что позволит ему сохраняться и эффективно функционировать независимо от внешних, сторонних сил. Ситуация, сложившаяся на Крымском полуострове, является позитивным примером возможностей развития сельского социального капитала. В статье село Новоалексеевка Красногвардейского района представлено как значимый успешный «кейс» участия жителей в планировании жизнедеятельности своего населенного пункта. В период с 1995 по 2014 годы на Крымском полуострове работала Программа развития и интеграции Крыма Программы развития ООН, специалисты которой поддержали деградирующую сельскую общину в начале 2000-х годов. Совместное решение жителями проблем обслуживания водопровода и реализации инфраструктурных проектов помогло населению почувствовать важность и результативность общих усилий. После 2014 года объем государственного финансирования сельских проектов многократно возрос, но одновременно увеличилась и дистанция между властями, принимающими решения, и населением, вследствие чего у последнего формируются иждивенческие настроения. Подобная ситуация усиливает атомизацию сельских сообществ, препятствует развитию и ухудшает состояние социального капитала сельских территорий.
Рецензии и эссе
Наше травмированное общество: причины, следствия, пути преодоления
Аннотация
Статья представляет собой размышления над монографией Ж.Т. Тощенко «Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа)». (Москва: «Весь Мир», 2020. 352 с.). В книге проанализирована та грандиозная травма, которая была нанесена российскому государству и народу крушением СССР. Одновременно рассматриваются те травмы прошлого и настоящего, которые переживают другими странами вследствие политических, экономических, социальных, а нередко и военных катаклизмов.
Олигархия и лидер - близнецы-братья
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на знаменитую книгу классика политической социологии Роберта Михельса (1876-1936), опубликованную еще в 1911 году, но вышедшую в России совсем недавно, - «Социология политической партии в условиях современной демократии: исследование олигархических тенденций в совместной жизнедеятельности» (М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. 448 с.). Книга впервые переведена с немецкого языка на русский И. Ивакиной под научной редакцией Д. Карасева. В статье на основе анализа основных положений книги, связанных с понятиями «лидер», «партия», «демократия» и «массы», рассматривается феномен власти олигархии не только в традиционных и консервативных, но и в современных радикальных, демократических и социалистических системах. В итоге признается, что так называемый «железный закон олигархии» Р. Михельса остается злободневно актуальным.
Социокультурные особенности современного тувинского общества
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на монографию «Очерки современной тувинской культуры» известного тувиноведа Ч.К. Ламажаа (СПб.: Нестор-История, 2021. 192 с.). Основная цель книги - проанализировать новейшие социокультурные процессы в тувинском обществе и тенденции развития тувиноведения. Девять разделов монографии, каждый из которых посвящен отдельной особенности социальной и культурной жизни современных этнических тувинцев - коренных жителей Республики Тыва, логически и содержательно объединены. В целом исследование представляет собой осмысление и описание взаимовлияния и сосуществования, своеобразного сплетения прошлого и настоящего в социокультурном опыте тувинского народа. В совокупности очерки демонстрируют уверенность автора в необходимости изучения внутренних дифференциаций любого социума с целью продуцирования новых знаний, релевантных актуальной действительности, поскольку из них складывается адекватное представление о политической и социокультурной жизни многонационального общества. Преодоление застоя, некоторой инерционной заданности в тувиноведении автор книги видит в разнообразии исследовательских позиций и обновлении теоретико-методологического базиса. Ламажаа предлагает подход, который опирается на принципы тезаурусного подхода Вал.А. и Вл.А. Луковых, коррелирующего с indigenous methodology, и актуализирует субъектность индигенных исследователей.
Самоубийства фермеров как индикатор аграрной трансформации в сельской Индии
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на книгу доцента Центра политических исследований Института социальных наук университета имени Джавахарлала Неру (Дели, Индия) Судхира Кумара Сутара «Dilapidation of the Rural: Development, Politics and Farmer Suicides in India» («Распад сельской жизни: Развитие, политика и самоубийства фермеров в Индии». Издательство «Palgrave Macmillan», 2022). В книге обозначены проблемы, с которыми столкнулись индийские крестьяне в процессе стимулируемого государством перехода от традиционной общинной деревни к аграрному капитализму. Книга сочетает философский, социологический и политологический анализ причин и факторов высокого числа самоубийств среди мелких и средних фермеров в последние десятилетия. Самоубийства стали ярким проявлением социальных последствий развития капиталистических отношений в традиционной крестьянской деревне. В качестве других последствий в книге рассмотрены расслоение крестьян, рост индивидуализма и разобщенности, разрушение общинных институтов социального контроля и взаимной поддержки, политические протесты вплоть до бунтов, алкоголизация, наркомания и рост преступности. Неизбежные экономические реформы, очевидно, требуют компенсирующих мер социальной политики.
Научная жизнь
VIII Международный конгресс исследований Америки «200-летие Латинской Америки - глобализация, политические и социальные процессы во время пандемии»
Аннотация
C 22 по 26 августа 2022 года в Рио-де-Жанейро прошел VIII Международный конгресс исследований Америки, посвященный актуальным вопросам современной латиноамериканской повестки дня - глобализации и регионализации, экономического развития и влияния пандемии covid-19 на социальные, политические, экономические и демографические процессы. В рамках конгресса состоялся круглый стол «Миграция, мигранты, миграционная политика в эпоху covid-19: тенденции, последствия, выводы». В нем приняли участие не только латиноамериканские исследователи, но и ученые и преподаватели ведущих российских, европейских, азиатских вузов и научных институтов. Обсуждались трансформации международной миграции и миграционной политики в период пандемии, обеспечение прав мигрантов и беженцев, меры государственной политики, направленные на восстановление внутренней и международной мобильности, межгосударственное сотрудничество и роль международных институтов в обеспечении безопасной, упорядоченной и легальной миграции.