Том 21, № 3 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1468
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-3
Весь выпуск
Вопросы истории, теории и методологии
Новый трансмиссионный механизм для устойчивого и гуманистического формирования человеческого капитала: востребованность «поворота ригидности»
Аннотация
В статье анализируется усложняющаяся реальность, характеризующаяся доминированием нелинейного развития, что требует новых трансмиссионных механизмов для формирования человеческого капитала. Автор рассматривает факторы, способствующие изменению современных реалий: саморефлексия природы и социума; социальные разрывы и травмы, становящиеся «нормой»; тенденции обратно-поступательного развития; увеличение числа точек бифуркации; амбивалентность; побочные эффекты цифровых инноваций; последствия глобальных пандемий и др. - все они способствуют изменениям в механизме формирования человеческого капитала. В 1960-е годы Г. Беккер и Т. Шульц ввели в научный оборот термин «человеческий капитал», положив начало исследованиям факторов, которые потенциально усложняют механизмы его формирования. С тех пор было разработано множество теорий человеческого капитала, сформировались разные подходы к его формированию - культурно и политически обусловленные. В настоящее время появились два новых вызова, влияющих на характер человеческого капитала: цифровизация и глобальная пандемия covid-19 предъявляют новые требования к человеческому капиталу, внося коррективы в трансмиссионный механизм его формирования. Однако сегодня доминируют прагматические и формально-рациональные подходы к человеческому капиталу, умаляющие его гуманистическую сущность. Автор настаивает на необходимости иного трансмиссионного механизма для устойчивого и гуманистического формирования человеческого капитала, включающего в себя социокультурные элементы, ценностные ресурсы, гуманизированные цифровые технологии, биоэтику и социальную эпидемиологию, что позволит социальным акторам более эффективно функционировать в реалиях глобальной сложности и нелинейного развития. Автор намечает контуры концепции «поворота ригидности» как социального дискурса, направленной на изучение долгоживущих феноменов социального порядка, разработку интеллектуальных и практических основ устойчивого и гуманистического формирования человеческого капитала.
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
Молодежь современной Беларуси: базовые ценности, жизненные планы и поведенческие стратегии
Аннотация
В статье рассмотрены особенности трансформации базовых ценностей, жизненных планов и поведенческих стратегий молодежи современной Беларуси. Изменения базовых ценностей напрямую связаны с адаптацией молодежи к жизни в условиях глобальной нестабильности. Новое поколение остро воспринимает проявления социальной несправедливости, нарушение своих прав и свобод, нежелание считаться с их мнением в решении актуальных проблем и выборе будущего. Важным фактором сохранения стабильной ситуации выступает самоощущение людей относительно возможностей реализации базовых ценностей в существующих социально-экономических условиях. По степени значимости для жителей Беларуси на первом месте в 1990 году была и по результатам опроса 2018 года осталась семья. Второе место занимает работа - как гарант нормальной жизни и способ успешного существования семьи. Уровень значимости таких базовых ценностей, как друзья, знакомые и досуг, в 2018 году остался примерно тем же, что и в 1990 году. Наблюдается рост значения политики и религии. Международные сравнения позволяют сделать вывод, что Беларусь характеризуется типичной для стран Европы иерархией ценностей. Отмечается снижение популярности традиционных СМИ среди молодежи и рост индивидуализма, значения личностной самореализации в семье и на работе, ориентации на собственные силы. Постепенно меняются потребности и ожидания людей в публичном пространстве - наблюдается политическая радикализация, критическое восприятие важнейших событий, что определяет формирование поведенческих установок разных социально-демографических групп. Образование, наряду с семьей, и новые информационные технологии существенно влияют на ценности - ощущается внутрипоколенческий раскол, отчуждение от социума, усиливающееся информатизацией. В статье использованы результаты опросов, проведенных в рамках проекта «Европейское исследование ценностей» (сопоставлены данные 1990 и 2018 годов).
Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению
Аннотация
Современность, характеризующаяся информатизацией, глобализацией и беспрецедентным ускорением всех социальных процессов, значимо отличается от той реальности, что существовала несколько десятков лет назад. Все это накладывает отпечаток на новые поколения, которые ведут принципиально отличный от их родителей образ жизни. Возрастные рамки «взросления» претерпели изменения, и общество столкнулось с проблемой инфантилизации, которая, с одной стороны, вызвана разнообразными факторами (медиа, виртуализация и т.д.), а, с другой, сама становится их катализатором. В статье рассмотрены теоретические основания понятия «социальный инфантилизм», его принципиальные отличия от психологической трактовки «инфантилизма», проявления в современном российском обществе, а также некоторые методологические подходы к его измерению. В статье представлены детали разработки и апробации социологической методики диагностики уровня социального инфантилизма. Разработка методики состояла из нескольких этапов: на первом этапе был создан инструментарий (анкета) и проведен его пилотаж на группе студентов (30 человек), затем для валидизации была использована проективная методика «коллаж», в которой были задействованы две мини-группы - студенты с максимальными и минимальными показателями инфантильности. На заключительном этапе скорректированный инструментарий был апробирован на репрезентативной выборке студентов Российского университета дружбы народов (N=550). Социальный инфантилизм может быть диагностирован в одной из сфер - политической, экономической, бытовой, семейных отношениях и общих мировоззренческих установках - или быть генерализированным (присутствовать во всех сферах). Методика по форме представляет валидизированный тест и может применяться в учебных учреждениях.
Формирование социальной памяти молодежи государств-участников евразийской интеграции
Аннотация
Формирование социальной памяти молодежи евразийских стран в последние тридцать лет проходило под влиянием множества «акторов коммеративного пространства», зачастую преследовавших свои цели в борьбе за легитимацию нового политического порядка и оправдание своего курса на радикальную трансформацию экономики. Результаты их усилий следует учитывать в реализации одного из самых важных совместных проектов постсоветских стран - евразийской интеграции, поскольку социальная память молодежи - важнейший ресурс ее успеха. Цель исследования - уточнение и оценка механизмов сохранения информации о прошлом, особенностей представлений поколения Y об общей истории и современном этапе строительства ЕАЭС, присутствующих в публичном дискурсе, установление взаимосвязи между отношением к прошлому и к интеграционным процессам в Евразии, влияния социальной памяти на позицию человека, предложение форм и способов ее реконструкции в интересах расширения взаимодействия постсоветских стран и повышения эффективности политики памяти. Под формированием социальной памяти понимается деятельность акторов (индивидов, групп, организаций, социальных институтов, общностей), направленная на молодежь стран, участвующих в евразийской интеграции, - по продвижению своей интерпретации коллективного прошлого и общего настоящего. Эмпирический объект исследования представлен молодыми гражданами стран-членов и стран-кандидатов на вступление в ЕАЭС (18-38 лет), проживающими, обучающимися или работающими в Москве. В статье дается оценка респондентами вклада каждого из акторов в процесс формирования социальной памяти и характеристика социальной памяти поколения Y как совокупности взглядов, чувств и настроений, отражающих восприятие советского прошлого и интеграционного настоящего. Делается вывод о необходимости целенаправленной политики лидеров стран, принимающих участие в евразийской интеграции, по реконструкции социальной памяти молодежи и консолидации обществ.
Классические и современные подходы к исследованию солидарности: проблемы и перспективы в условиях деструктурации
Аннотация
Начиная с XIX века, когда проходило становление общества модерного типа с характерными для него системами стратификации, вопрос о факторах социальной сплоченности стал актуален для теории и практики, например, с точки зрения формирования национальных государств и гражданских идентичностей, разделения труда и развития классовых и профессиональных форм солидарности [3]. В последние десятилетия наблюдается новый виток интереса к социальной сплоченности, устойчивости и «связности» в контексте обострившихся проблем деколонизации, эмансипации и неравенства, в том числе на фоне технологических изменений [35]. В условиях пандемии вопросы солидарности стали особенно актуальны: миллионы людей оказались в вынужденной социальной изоляции, а такие ключевые социальные институты, как образование, культура и здравоохранение, стремительно перестроились, практически исключив привычные форматы межличностного взаимодействия (1). Эта ситуация заставила переосмыслить права и обязанности граждан, а также формы социального контроля и инфорсмента [47]. Особенно важной для общественного благополучия стала способность граждан к инициативному действию на микроуровне (например, волонтерство) [1]. Авторы рассматривают солидарность и связанные с ней вопросы сплоченности, социальной связности и т.п. через призму современных тенденций структурной неустойчивости, или деструктурации. В наиболее известных и влиятельных разработках микросоциологии основным предметом внимания является не столько формирование или изменение солидарности через инициативное индивидуальное и групповое действие, сколько ее воспроизводство. Исследования, развивающие традиции структурного анализа с макросоциологических позиций, также оставляют без внимания формирование солидарности «снизу». Авторы уделяют особое внимание теориям П.А. Сорокина и М. Арчер, которые считают индивида способным к обеспечению солидарности вопреки институциональному давлению. В статье обозначены два основных подхода к изучению солидарности - рационалистический и структурный, которые по-новому интерпретируют и развивают идеи Э. Дюркгейма и Ф. Хайека, отмечены и другие разработки на стыке с философией и психологией, которые отчасти близки идеям Арчер и Сорокина. Авторы обосновывают необходимость более глубокого изучения возможностей солидарно-ориентированного индивидуального трансформирующего действия по отношению к структуре.
Типологии аномалий в высшем образовании
Аннотация
В условиях трансформации российского высшего образования его развитию мешает широкое распространение аномалий. Они несут в себе серьезные риски для вузов, отечественной высшей школы и российского общества. В статье дается авторская трактовка аномалий в высшем образовании как нарушений содержательного, структурного и функционального характера, вызванных рассогласованием действий и взаимодействий в вузах с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. Цель статьи - разработка типологий аномалий в высшем образовании. Практический смысл типологий заключается в том, чтобы в дальнейшем на их основе предложить социальные технологии, механизмы и формы предупреждения и преодоления нарушений в высшем образовании. Реализуются три методологических подхода к исследованию аномалий: институциональный, структурный и общностный. Предлагается теоретическая рамка исследований аномалий в высшей школе. Типологии аномалий в высшем образовании разработаны на основе следующих критериев: 1) характер нарушаемых норм - аномалии, относящиеся к девиантному (нарушение моральных норм) или делинквентному (нарушение правовых норм) поведению; 2) характер проявления аномалий - явные и латентные их типы; 3) сферы проявления аномалий - в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании, социальной активности; 4) уровни проявлений аномалий - институциональный, системный, общностный, и на каждом имеют место разные типы аномалий; 5) субъекты аномального поведения в вузе - общности студентов, научно-педагогических и управленческих работников.
Рынок труда в Великобритании в цифровую эпоху: гендерное измерение
Аннотация
Авторы рассматривают проблему гендерной дискриминации в сфере трудовых отношений в Великобритании в доковидную эпоху. За прошедшие десятилетия западноевропейские страны достигли наиболее значительного за столетие прогресса в обеспечении принципов гендерного равенства в самых разных сферах жизнедеятельности общества, включая трудовые отношения, и стали мировыми лидерами в этой области. Однако, несмотря на все усилия международного сообщества, ни одна страна мира все еще не смогла добиться полного гендерного равенства, и Великобритания не исключение. Авторы считают, что антидискриминационное законодательство Великобритании (разработанное до того, как страна вышла из состава Европейского Союза) основано на международных законодательных актах и конвенциях. В течение длительного времени в Великобритании действовали собственные законы, запрещающие дискриминацию на рынке труда, которые были серьезным препятствием для разработки и внедрения эффективных мер антидискриминационной политики в сфере трудовых отношений. Лишь в 2010 году в Великобритании был принят закон о равенстве, заменивший собой все прежние законодательные правила и содержавший исчерпывающий перечень критериев для определения и запрета дискриминационных практик. В результате Великобритания начала внедрять в сфере трудовых отношений достаточно жесткое антидискриминационное законодательство, что позволило ей в последние несколько десятилетий продвигаться в направлении гендерного равенства в экономике с большей скоростью, чем в среднем характерна для стран Европейского Союза. Исследования подтверждают постепенное сокращение гендерного разрыва в уровне зарплат в Великобритании в последние два десятилетия, что можно считать главным достижением страны в борьбе против гендерной дискриминации на рынке труда. Однако целый ряд проблем сохраняется: относительно низкий уровень представленности женщин на рынке труда, гендерный разрыв в уровне зарплат и доходов, горизонтальная и вертикальная сегрегация, гендерный разрыв в послевузовском образовании и во времени, затрачиваемом на выполнение семейных обязанностей. Возрастная дискриминация - еще одна проблема в сфере трудовых отношений. В Европейском Союзе первые законы, запрещающие возрастную дискриминацию, были приняты только в 2000-е годы, в Великобритании - в 2006 году. Возрастная дискриминация остается актуальной проблемой для рынка труда Великобритании, поскольку возраст - третий по значимости дискриминационный фактор после пола и ограниченных возможностей.
Представления о рынке труда молодежи России, Китая и Германии: сопоставительный анализ
Аннотация
Изучение специфики профессионального выбора, факторов, определяющих трудовые ориентации молодежи, - одна из актуальных социологических задач, интересующих как отечественных, так и зарубежных исследователей. Универсальная, наднациональная суть задачи, а также глобализационные процессы обуславливают необходимость сопоставления трудовых ориентаций российской молодежи с воззрениями их зарубежных сверстников. Цель статьи - оценка основных представлений о рынке труда, формирующихся у молодых людей России, Германии и Китая. Эмпирическая часть статьи представлена результатами анкетирования и интервьюирования российской, немецкой и китайской молодежи. В статье рассмотрены типичные проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты трех стран в процессе поиска работы; представлены их мнения о наиболее значимых трудовых качествах; выявлены сходства и различия в восприятии «идеального соискателя» и предпочитаемых аспектах профессиональной деятельности. Молодежь России, Германии и Китая определяет в качестве наиболее ценных разные составляющее трудовой жизни: россияне больше, чем китайцы и особенно немцы, ценят зарплату и стабильность организации, в которой работают. Для немецких и китайских студентов, напротив, предпочтительнее деятельность, которая раскрывает творческие способности человека, оставляя при этом пространство для личной жизни. Ответы студентов указывают на неоднородное восприятие высшего образования в качестве элемента социального капитала молодых специалистов: молодые россияне, в отличие от сверстников из Германии и Китая, не связывают факт получения высшего образования с потенциальной успешностью на рынке труда. Россияне чаще, чем китайцы и немцы, называют в качестве фактора, препятствующего успешному трудоустройству, семейственность и коррумпированность. В числе схожих социальных представлений респондентов трех стран можно назвать признание трудностей, связанных с отсутствием опыта работы. Взаимодействие образовательных учреждений и предприятий может стать способом преодоления трудностей, возникающих у молодых россиян в период поиска работы.
Региональные выборы 2020 года во время пандемии covid-19 в Индонезии и их социальные последствия
Аннотация
Статья посвящена анализу региональных выборов 2020 года в Индонезии в условиях пандемии covid-19 и их социальным последствиям, проявившимся в публичном пространстве. Пандемия изменила социальную, политическую и культурную ткань современного мира. Начав с системы здравоохранения, пандемия распространилась на социальные области, спровоцировав политический кризис, и усугубляется распространением дезинформации о коронавирусе, превращаясь в «инфодемию». Пандемия сказалась на проведении выборов, породив многочисленные дебаты об их отсрочке до того времени, пока ситуация не будет взята под контроль. Развитие социальных сетей в Индонезии пробуждает политический активизм - публичная сфера становится все более динамичной, критически относящейся к политике в целом и к проведению региональных выборов в период пандемии. В социальных сетях опубликовано множество мнений «за» и «против» проведения региональных выборов в 2020 году, подчеркивающих приоритет здоровья и безопасности избирателей. Принудительное проведение выборов противоречит процессам демократизации и не соответствует требованиям безопасности избирателей в условиях пандемии covid-19, поэтому региональные выборы в Индонезии сопровождались различными инцидентами. Тем не менее, совещательная демократия считает гражданское участие главным столпом политической системы, что соответствует современным социальным реалиям как основанным на широком распространении новых медиатехнологий.
Территориальные образы Казахстана в восприятии студенческой молодежи
Аннотация
С обретением независимости в Казахстане произошли значительные изменения в территориальном устройстве, что не могло не изменить представления о регионах страны. В статье показано, какие территориальные образы доминируют в представлениях студенческой молодежи, выросшей в условиях суверенного Казахстана. Статья основана на результатах применения метода ментальных карт для страны в целом. Авторы изучали видение территорий страны с двух географических позиций - центра (Караганда) и юга (Шымкент). Исследовательская процедура заключалась в том, что студенты получали задание нарисовать карту страны такой, какой они ее представляют, обозначая важные с их точки зрения территориальные объекты и предлагая слова-ассоциации, наиболее характерные для определенных территорий. В качестве информантов выступили 80 студентов 1-2 курсов, обучающихся в высших учебных заведениях Шымкента и Караганды. В первой части статьи авторы анализируют изображения, представленные на ментальных картах, во второй части - слова-ассоциации, предложенные для каждой области. В результате были выделены три круга территориального видения - ядро, полупериферия и периферия. К ядру авторы отнесли место проживания информантов и города республиканского значения - Алматы и Нур-Султан (южная и северная столицы страны). Доминирующие образы ядра - политические, культурные, топонимические и ресурные. К полупериферии были отнесены областные центры, для которых характерны природно-ресурсные и природно-климатические образы, к периферии - отдаленные от места проживания информантов города, а также «пустоты» - никак не обозначенные территории. Образы периферии в основном характеризовались климатическими особенностями территорий. Авторы считают, что степень узнаваемости территорий студенческой молодежью отражает иерархическую пространственную структуру, где превалируют статусные города.
МОЛОДЕЖЬ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Аннотация
В центре исследовательского внимания авторов – трансформация базовых ценностей, жизненные планы и поведенческие стратегии молодежи современной Беларуси. Рассматривается вопрос готовности молодежи ответить на новые вызовы времени. Время раздумий заканчивается. Решение, которые будут приняты с активным участием нового поколения в следующие несколько десятилетий, определят будущее самой жизни. Истина, добытая неустанной работой души, понимание справедливости как высшей ценности – строительный материал нового идеала. А есть ли идеалы у современной молодежи, что можно ждать от поколения только вступающего во взрослую жизнь? Формирование нового поколения проходит в условиях глобальной нестабильности, трансформирующегося общества, на фоне меняющихся общественных настроений, разочарования либерально-демократической моделью развития. Все больше ощущается внутрипоколенческий раскол, отчуждение от социума, усиливающуеся влияние цифровизации, характерной чертой нового поколения становится индивидуализм и радикализм. В их сознании такие общечеловеческие положительные качества как ответственность, доброта и отзывчивость уступают личностным, индивидуалистическим качествам.
Социологический лекторий
Генезис социологии медиапространства
Аннотация
Социология медийного пространства (медиапространства) - новое и не устоявшееся социологическое направление, как и базовая отрасль социологического знания - социология пространства. Если предметом исследования социологии пространства является природная структура, в которой формируются общественные связи и отношения, то социология медиапространства рассматривает его как часть социального пространства, но не как некую протяженность, а как метафору. Природная протяженность превращается в социальное пространство, когда в нем размещаются люди и начинают им пользоваться. На пространство накладываются социальные границы и смыслы, превращающие его в социальный феномен. Хотя социология медиапространства все еще находится в стадии становления, нет никаких сомнений в том, что средства массовой информации (СМИ), размещая сообщения в социальном пространстве, внесли значительный вклад в развитие общественных связей и отношений, а также социологической науки. Медиапространство - это платформа, на основе которой осуществляются коммуникации в обществе, ключ к его развитию и позитивному влиянию на жизнь личностей, групп и организаций. Все социальное расположено в пространственно-временном континууме, и социологический подход к теории сетевого медиапространства основан на предположении, что существует устойчивая связь между сетевыми медиакоммуникациями и социальными изменениями. Становление социологии медиапространства происходит не путем «отпочкования» от социологии пространства: развивающееся медийное пространство, изучаемое с помощью социологических методов, проявляется в своих социальных координатах - так расширяется социологическое знание, которое рассматривает не только различные аспекты размещения социального в пространстве, но и особенности формирования специальных контентов и их прохождения по информационной цепи, созданной посредством конвергенции различных СМИ и разных способов распространения информации.
Малое предпринимательство: роль в социально-экономической системе
Аннотация
Оптимизация структуры экономики и обеспечение стабильной занятости населения - важнейшие составляющие политики формирования гибкой и конкурентоспособной экономики. Стратегии экономического развития стран ЕАЭС подчеркивают необходимость увеличения доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП и доли занятых в этом секторе. Однако запланированные параметры развития ни разу не были достигнуты, что обусловлено не только длительным периодом экономической нестабильности и недостаточной государственной поддержкой субъектов МСП, но и отношением населения к предпринимательству. В статье рассмотрена роль предпринимательства, прежде всего малого, в социально-экономической системе. На основе обобщения трактовок предпринимательства показано, что наряду с экономической значима и его социальная составляющая, особенно для стран с развивающимися рынками. Малое предпринимательство, выполняя многочисленные функции и обладая такими чертами, как массовость, инновационность, рисковость и ответственность, является институтом социального развития, фактором экономического роста и политической стабильности. Анализ результатов деятельности субъектов малого предпринимательства в странах ЕАЭС (Белоруссии, Казахстане и России) в 2015-2019 годы показал их существенное отставание от развитых стран. Однако в последние годы возрастает социальная роль МСП, учитывающего потребности местных потребителей и возможности локальных рынков. Это связано как с числом занятых и уровнем их квалификации, так и в внедрением наукоемких технологий. Данные социологических исследований показывают изменение восприятия предпринимательской деятельности в странах ЕАЭС: она признается удачным вариантом карьеры и социального статуса, но осознаются и проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. В статье использованы данные органов статистики стран ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии, аналитические материалы рейтинговых агентств и исследовательских центров.
Права человека и информационный экстремизм
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме научно-практического характера - соотношению и взаимосвязи института прав человека и такого сложнейшего социально-правового феномена, как информационный экстремизм, который авторы рассматривают с позиции теории сложных социальных систем - как одну из разновидностей интеллектуального экстремизма в информационном обществе. Используя аксиологический подход, авторы позиционируют права человека в качестве общечеловеческих ценностей. Соответственно, информационный экстремизм - это законодательно запрещенная деятельность (совокупность деяний, действий) в информационном пространстве, имеющая противоправный характер, несущая угрозы основам конституционного строя, безопасности личности и общества, грубо нарушающая права и свободы человека. Информационный экстремизм нацелен на деструкцию и дискредитацию социальных и личных ценностей, навязывание индивиду и обществу чуждых им ценностей и симулякров, а потому является общечеловеческой антиценностью. Информация - это конструкт реальности и одна из социальных ценностей, поэтому информационный экстремизм, намеренно использующий заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения, создает условия для искаженного восприятия реальности. Таким образом, в нынешний период глобальных геополитических и социокоммуникативных трансформаций информационные права человека представляют собой главный объект целенаправленного и деструктивного воздействия для информационного экстремизма. В статье делается акцент на том, что право человека на информацию в условиях современных реалий и пандемии нуждается в существенной корректировке - авторы предлагают разработать новую хартию прав человека в интересах развития механизмов защиты его информационных прав. В условиях постоянного расширения телекоммуникаций, нарастания информационных потоков и цифровизации практически всех сфер жизни необходимо обеспечивать право человека на достоверную информацию: Комитет по правам человека ООН может подготовить соответствующее Замечание общего порядка в соответствии со статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, чтобы уточнить характер и качество информации, право на поиск, получение и распространение которой закреплено в пункте 2 данном статьи.
Истоки теории ценностей в социологии и направления ее развития
Аннотация
С момента становления общества и формирования первых моделей его осмысления понятие ценности оказалось в центре концептуальных построений теоретического и практического плана. С одной стороны, на обыденном уровне мы все понимаем важность ценностного многообразия, с другой стороны, не вполне понятно, как можно совместить это разнообразие с социальным порядком. В статье представлена попытка обозначить те междисциплинарные истоки теории ценностей, которые наиболее значимы для концептуального определения понятия «ценность» и эмпирического изучения ценностного самосознания современного общества в рамках социологической дисциплины. Автор обозначает два условных вектора развития теории ценностей, которые принципиально важны для социологической работы: первый вектор - это обогащение своего рода аксиологической концепции, которая первоначально сформировалась как исключительно философская. Как правило, ее истоки связывают с работами И. Канта (мораль как должное, ее взаимоотношения со свободой и естественными стремлениями человека, объективные цели, абсолютные ценности и т.д.), поскольку все последующие философские течения были или последователями, или критиками его трансцендентального подхода. Так, представители неокантианства сосредоточились на таких понятиях, как «переоценка ценностей», «ценностное обесценивание», «мнимые ценности» и «руководящие культурные ценности», «ценности и оценки». Считается, что классические социологические теории ценностей берут начало в работах Э. Дюркгейма: для него ценности образуют некую объективную реальность, на которой может и должно основываться социальное согласие, поэтому основные социальные явления (религия, мораль, право, экономика, эстетика) он считал ничем иным, как системами (очень разных) ценностей, или социальных идеалов. Эволюция социологических трактовок ценностей двигалась в направлении постепенного отхода от сугубо теоретических концепций к обобщенно-методологическим построениям, позволяющим описывать роль ценностей в институционализированном выполнении социальными системами функций сохранения и воспроизводства культурного образца, а затем к эмпирико-инструментальным моделям, которые используют понятия ценностных ориентаций и социальных установок. Здесь формируется второй условный вектор развития теории ценностей в социологии, связанный с разработкой методик эмпирической изучения ценностного многообразия общества в исторической и сопоставительной перспективах.
Рецензии
Как возможна социология эмоций, и что она дает для понимания счастья и справедливости
Аннотация
Статья представляет собой рецензию-размышление по мотивам работы Скотта Харриса «Приглашение в социологию эмоций» (Пер. с англ. О.А. Симоновой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2020). Безусловно, учебник - не тот тип научной литературы, который нуждается в рецензировании после опубликования, но данная книга требует определенной «презентации», поскольку социология эмоций - одна из маргинальных областей отечественной социологии, по крайней мере, с институциональной точки зрения. Кратко охарактеризовав истоки и проявления «аффективного поворота», автор уточняет его последствия для социальных наук (признание культурной обусловленности эмоций, восприятие в ходе социализации «эмоциональных стандартов» в контексте «эмоциональных матриц» своего общества и т.д.), а затем реконструирует социологическую модель изучения эмоций, предлагаемую Харрисом: опора на символический интеракционизм и теорию социального обмена, анализ нормативного аспекта эмоций (культурные ожидания относительно того, что следует чувствовать в конкретных ситуациях, социальные стандарты оценки приемлемости эмоций и т.д.) и описание «процессуальной» стороны эмоциональной жизни (обмен и управление эмоциями, идентификация эмоций и «эмоциональный труд»).
Негероические герои: два подхода к анализу медийных образов
Аннотация
В современную эпоху медийные «герои» формируют одну из сильнейших по своему влиянию референтных групп, которая определяет наше восприятие собственной жизни в терминах счастья, успеха, справедливости, благополучия или, напротив, их противоположностей. Статья представляет собой рецензию на две книги: Салахиева-Талал Т. Психология в кино: Создание героев и историй. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 349 с.; и Лилти А . Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750-1850) / Пер. с франц. П.С. Каштанова. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. 496 с. Автор считает, что подобные работы необходимы для расширения кругозора социолога, интересующегося формированием устойчивых социальных представлений о счастье, справедливости и благополучии, поскольку показывают, каковы психологические и визуальные (в первой книге), а также исторические и медийные (во второй книге) предпосылки и инструменты формирования «героических» образцов для подражания.
Научная жизнь
VII международная научная конференция «Цифровизация общества и будущее христианства. К вопросу о трансформации ценностно-нормативной системы общества»
Аннотация
18-19 февраля 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла VII международная научная конференция «Цифровизация общества и будущее христианства. К вопросу о трансформации ценностно-нормативной системы общества». На этом научном мероприятии с докладами выступили крупные ученые из России, Италии, Германии, Франции, Тайваня, Китая, Индии, Нигерии, Украины и Белоруссии. В своих докладах они с христианской точки зрения рассмотрели те проблемы, вызовы и преимущества, которые привносит в современную жизнь процесс цифровизации. Особый акцент был сделан на тех изменениях в ценностях и нормах людей, которые несет с собой цифровизация.