Алиса из сказок Л. Кэрролла как персонаж и как языковая личность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной работы определяется важностью изучения проблемы языковой личности ребенка как персонажа художественного произведения в лингвопрагматическом ключе, с позиции интенций и особенностей языковой личности писателя, и недостаточной изученностью лингвистического аспекта произведений Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы. В работе обосновывается следующее: в противовес тому, что в силу онтологических особенностей, индивидуальности умственного, психического и физического развития и роста личности, степени овладения ею языком и коммуникативными навыками дети младшего школьного возраста обычно являются слабыми или усредненными языковыми личностями, персонажи художественных произведений этого возраста способны соответствовать параметрам сильной языковой личности. Установлено, что предпочитаемые, высоко оцениваемые Л. Кэрроллом качества семилетней английской девочки - это превосходящий развитие среднего ребенка данного возраста уровень когнитивно-речевого развития, речемыслительных процессов, словарного запаса, умения общаться, рефлексировать, делать выводы, оценивать и выражать свое мнение словами, интеллекта, а также внутренние качества Алисы, проявляющиеся в процессе ее речевой деятельности, с учетом не только особенностей речи, но и тематики и стилистики, стратегий и тактик коммуникативного общения, прагматики, адекватности восприятия и понимания речи собеседника, паралингвистических способов воздействия на оппонента, психоэмоционального фона общения. Эти качества позволяют характеризовать данную языковую личность литературного персонажа как сильную. Ряд качеств Алисы позволяет причислить ее к национально-культурному английскому типу личности.

Об авторах

Елена Николаевна Рядчикова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.n.ryadchikova@gmail.com

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания филологического факультета

ул. Ставропольская, 149, Краснодар, Российская Федерация, 350040

Ольга Александровна Кадилина

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Email: olgakadilina@gmail.com

кандидат филологических наук, старший преподаватель

ул. Садовая-Кудринская, 9, Москва, Российская Федерация, 125993

Ашхен Мурадовна Бальян

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России

Email: ash.balian@yandex.ru

преподаватель

ул. Седина, 4, Краснодар, Российская Федерация, 350063

Список литературы

  1. Тарасенко Е.В. Фрагмент речевого портрета младшего школьника (на синтаксическом уровне) // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2005. Ч. 2. С. 172-181.
  2. Десяева Н.Д. Языковая личность ребенка и пути ее формирования в начальной школе. Режим доступа: http://yspu.org/images/5/53/DesyaevaND.pdf. (дата обращения: 08.08.2017).
  3. Седов К.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: дис. … д-ра филол. наук. Саратов: Педагогический институт Саратовского гос. ун-та им. Н.И. Чернышевского, 1999.
  4. Кузьмина И.С. Когниция и псевдокогниция как текстовое явление (на материале детской литературной сказки на английском языке) // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 7. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. С. 250—255.
  5. Bilan T. Alice’s Adventures in Scienceland // Libri & Liberi. 2015. no 4 (2). P. 313—340.
  6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010.
  7. Дербишева З.К. Языковая личность Ч. Айтматова: ментальные формулы // вестник РОссийского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. no 5(3). C. 35—45.
  8. Трипольская Т.А., Гончарова Е.А. Динамические процессы в лексиконе языковой личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. no 3. С. 57—67. doi: 10.15293/2226-3365.1403.06.
  9. Kadilina O.A., Ryadchikova, E.N. Strong, weak and average linguistic personality in communicative-pragmatic and linguoculturological aspects // RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2018. no 9 (4). P. 859—882. doi: 10.22363/2313-2299-2018-9-4859-882.
  10. Ryadchikova E.N., Kadilina O.A. Organization of a linguistic personality as a linguisticcultural phenomenon // Studies in theoretical and applied linguistics. Krasnodar: KubSU, 2009. Pp. 50—83.
  11. Виноградов В.В. О художественной прозе. М.-Л.: Госиздат, 1930.
  12. Смирнова А.А. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на примере произведений М.А. Булгакова): автореф. дис.. канд. филол. наук. М.: МГОУ, 2011.
  13. Чурилина Л.Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования. СПб., 2002.
  14. Рядчикова Е.Н., Тарасенко С.В. Лингвокультурные принципы и способы отражения национального самосознания и национальной культуры в языке // Вестник АГУ. Майкоп: АГУ, 2007. no 3 (26). С. 13—20.
  15. Заходер Б. Глава никакая, из которой тем не менее можно кое-что узнать // Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес. Краснодар: Кн. изд-во, 1990. С. 6—12.
  16. Рядчикова Е.Н., Тхакушинова Ж.Б. Речевой Этикет Как Показатель Сильной Языковой Личности Политика // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. No 4. C. 150-154.
  17. Приключения Алисы в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. Эссе, перевод Н. Демуровой. М.: Правда, 1985.
  18. Бальян А.М., Кушу С.А. Задорожная Е.Ю. Лингвокультурные особенности англоговорящей языковой личности // Вестник АГУ. Майкоп: АГУ, 2017. Вып. 4 (207). С. 49—56.
  19. Рядчикова Е.Н., Кaдилина O.A. Национально-культурная специфика англоговорящей сильной языковой личности // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2011. no 2. C. 103—107.
  20. Balian, A.M. & Lux, I.G. (2018). The National Specificity of Alice L. Carroll as a Linguistic Personality In Materials of the III International Scientific and Practical Conference «Actual Issues of Modern Philology: Theory, Practice, Development Prospects» (Krasnodar, April 21, 2018). Krasnodar: KubSU, 2018. С. 61—65.

© Рядчикова Е.Н., Кадилина О.А., Бальян А.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах